Была такая прошлогодняя страшилка, только ее разумеется замяли.
5 рублей за литрНефтегазовый комплекс страны России, в основном, принадлежит государству, а значит нам с вами, его гражданам! Потому что именно государству принадлежит более 75% акций Роснефти и более 50% акций Газпрома. Учитывая это обстоятельство, государство имеет все возможности управлять политикой этих компаний. Мы, граждане России, имеем полное право требовать от государственных компаний, чтобы они служили нашим интересам. Интересы граждан России, всей российской экономики состоят не в сверхприбылях госкомпаний, а в максимально низкой цене их продукта на внутреннем рынке. Снижение стоимости нефтепродуктов до 5 рублей приведёт не только к росту уровня жизни населения регионов страны, в связи с падением цен. Это приведёт к резкому повышению конкурентоспособности российской продукции на внешнем рынке, в связи со снижением её стоимости. Давайте продавать продукцию, а не углеводороды! Зачем нам прибыль нефтяных госкомпаний, процесс получения которой ложится тяжким бременем на всю экономику страны?
Кроме сокращения прибыли в нефтяном и газовом секторе, необходимо сократить и затраты госкомпаний: резко сократить зарплаты управленческого аппарата с сотен тысяч и миллионов долларов (зарплата некоторых «менеджеров» в месяц) до десятков тысяч рублей в месяц. Следует сократить сам аппарат управления этих компаний. Зачем Газпром тратит деньги на дорогую телевизионную рекламу? «Мечты сбываются» - чьи мечты и когда сбываются? Зачем государственная компания содержит на своем балансе десятки роскошных пансионатов по всей стране? Зачем государственная компания тратит деньги на футбольную команду «Зенит»? Мы должны решить, что нам важнее: наше благосостояние, процветание нашей экономики или одна футбольная команда. Из себестоимости нефти и газа на внутреннем рынке следует также исключить высокие налоги и акцизы. Акцизами и налогами должна облагаться внешняя торговля, а не внутренняя! А лучше всего ввести государственную монополию на внешнюю торговлю углеводородами. Покупать нефть на внутреннем рынке по 2 рубля за литр (8 долларов за баррель), перегонять по трубе и продавать на мировом рынке по мировой цене. Всю прибыль – государству и направлять её на развитие экономики: инвестиционные кредиты, потребительское кредитование (в том числе и ипотека), прямое участие в капитале компаний.
Цена одного литра бензина - 5 рублей была нами рассчитана, исходя из официальных данных! Основные величины, используемые в расчете:
1 баррель нефти = 159 литров = 137 кг (для нефти марки Urals);
1 доллар на 2009 год= 40 рублей, 1 доллар на 2007 год= 25,5 рублей.
В 2007 году затраты на добычу нефти в компании Роснефть составили 8,81 доллара за баррель. Из них 3,08 доллара/баррель операционные расходы, 5,73 доллара/баррель капитальные расходы. В пересчете на литр нефти это составляет 0,0554 доллара. По курсу доллара в 2007 году это 1,4127 рублей. То есть, стоимость добычи у Роснефти в 2007 году составила 1,41 рубль на литр нефти с учётом капитальных затрат (инвестирования в производство). Исходя из этого, стоимость добычи и доставки нефти до места переработки 2 рубля за литр представляется обоснованной.
Цена сырой нефти с доставкой до места переработки на внутреннем рынке в России должна составлять не более 2-х рублей за литр. При этом, данную стоимость можно ещё сократить, так как неизвестно насколько обоснованы расходы, входящие в список капитальных затрат.
В 2007 году Роснефть переработала 40,2 млн. тонн нефти, выпустив 38,28 млн. тонн нефтепродуктов. В нефтепродукты по нынешним технологиям перерабатывается 95% нефти, а значит, нефть переносит свою себестоимость в стоимость конечного продукта практически без потерь. Стоимость нефтепереработки рассмотрим на примере Саратовского НПЗ, т.к. акции этого предприятия торгуются на РТС, где доступна его отчётность. Важно и то, что «ОАО «Саратовский НПЗ» не является собственником сырья и не занимается сбытом готовой продукции. Это уменьшает присутствие побочных доходов и расходов в отчётности предприятия. Согласно данным с сайта «ТНК-BP» Саратовский НПЗ в 2007 году выпустил 5 879 тыс. тонн бензина. Для этого потребовалось 6 823 072 тыс. литров нефти. Согласно отчётности за 2007 год затраты предприятия составляют 2 330 783 тысяч рублей это 0,3416 рублей/литр.
Из чего следует, что стоимость переработки нефти на Саратовском НПЗ в 2007 году включая содержание управленческого аппарата, составила 34 копейки за литр! Но предприятию необходимо также зарабатывать прибыль для инвестиций в производство, выплачивать проценты по кредитам, начислять дивиденды инвесторам. Поэтому «накрутка» НПЗ в 1 рубль на литр представляется нам справедливой. Таким образом, отпускная цена нефтепродуктов с НПЗ на внутренний рынок России должна составлять 3 рубля за литр (12 долларов за баррель).
В настоящее время железнодорожный тариф на доставку 10 цистерн (по 60 тонн) бензина с Комсомольского НПЗ до Владивостока (1164 км) составляет 753 000 рублей или 1 255 рублей за тонну. Пересчитаем с учетом плотности бензина (0,7 г на см3), получим 878,5 рублей за тысячу литров или 88 копеек за литр. Ясно, что стоимость услуг по доставке железной дорогой чего-либо во времена кризиса явно завышена. Однако в любом случае, «накрутка» оптовика в 1 рубль на литр бензина представляется реальной. Таким образом, оптовая цена 1 литра топлива на внутреннем рынке должна составлять 4 рубля.
Для расчёта розничной цены снова обратимся к данным компании «Роснефть». В 2007 году компания продала 2310 тысяч тонн нефтепродуктов при помощи 1 695 АЗС. Это составляет 1 363 тонны на каждую АЗС в год или 1 947 143 литра. Используя розничную наценку в 1 рубль, каждая АЗС заработает около 2 000 000 рублей в год. Представляется, что этого хватит, что бы покрыть текущие затраты АЗС и остаться в прибыли. Таким образом, розничная цена топлива на АЗС в России не должна превышать 5 рублей. Конечно, 5 рублей - это цена на бюджетной заправке, где не будет заправщика, магазина и туалета и бесплатной подкачки шин с пылесосом салона, то есть – никаких дополнительных удобств. Но государство должно дать народу выбор: заправиться самому за 5 рублей или посетить «крутую» заправку и заправиться за 10 рублей. А что бы бензин за 5 рублей не уходил за рубеж, необходима либо монополия государства на экспорт нефтепродуктов, либо экспортная пошлина должна быть достаточно большой, например 1 евро за литр бензина.
При желании государства (которое и называется «политической волей» - Ред.) – все просто! Выход из кризиса – в руках российских правителей, которые не осмеливаются даже в кризис лишить олигархов их сверхприбылей.
Наше досье. В мире уже есть страны, где бензин стоит не более 5 рублей за литр. Это все страны-экспортёры нефти за исключением Норвегии и России. Розничная наценка на заправках в Америке оставляет 2%, а это всего 30 копеек на литр.
http://www.expertiza.ru/expertiza.phtml?id=809