Ниди
17-04-2010 14:10:16
Манка, ремень и дневник
Россияне считают, что на малышей лучше всего влияет детский сад, а на молодежь - семья и школа
Екатерина Добрынина
Каждый, понятное дело, сам кузнец своего счастья и сам себе режиссер. Но хотим мы того или нет, а пресловутая "среда" нас и заедает, и формирует, и воспитывает по мере возможностей.
Насколько сильно она влияет на становление и развитие нашей уникальной личности, особенно в молодом возрасте? Этот вопрос социологи Аналитического центра Юрия Левады переадресовали россиянам.
Спрашивали в разное время - можно сказать, в "знаковые годы": в 1990-м, в 2000-м, в 2004-ом и только что, в марте 2010-го. Ответы тоже получили достаточно характерные.
Как вы считаете, что в наши дни формирует основы жизненного опыта молодежи? - допытывались у россиян социологи. Семья! Так считали и считают около 70 процентов жителей России. И в данном случае не важно, какое тысячелетье на дворе, "лихое" или не очень, шоковое или "тучное". Правда, в 2004-ом наблюдался всплеск "семейственности" - думали, прежде всего, о ней, когда дело касалось воспитания целых 78%.
В 90-х годах лишь каждый пятый россиянин считал, что на подрастающее поколение в силах повлиять школа. Сейчас о ее важной роли в становлении личности человека говорит почти половина - 45%! Парадокс: и ругают систему среднего образования чем дальше, тем яростнее, и силу ее воздействия признают все чаще…
"С кем поведешься, от тех и наберешься" - истина не стареющая. Считают, что основы жизненного опыта молодежи формирует "компания товарищей", 42% россиян. Правда, в прежние годы на "влияние улицы" кивали чаще: в 2000 году так отвечало больше половины респондентов (55%).
Сравнительно новый фактор воспитания - Всемирная паутина. В прежние годы этот пункт социологи в свои списки не включали вообще. Сейчас выяснилось, что почти каждому третьему (30%) интернет-влияние на молодежь кажется очень и очень серьезной штукой.
А вот СМИ такую оценку дают реже: лишь 23%. Раньше радио и телевидение считали "учителями жизни" гораздо больше жителей России - в 2004 году о воспитательном эффекте электронных масс-медиа (далеко не всегда, впрочем, положительном) упоминал каждый третий (34%).
"В армию пойдешь, там из тебя человека сделают!" - поколение наших родителей выросло под такие заклинания. То ли дело сейчас. В 2010 г. думают, что армия способна каким-то образом сформировать и направить молодого человека, лишь 17%. Разительный контраст с 1990 годом: тогда погоны считали воспитательным средством целых 29%. А вот роль вузов в формировании человеческой личности в глазах общества явно выросла: с жалких 6% до не то чтобы мощных, но хотя бы вдвое больших 12%.
В 2004-ом году в обществе бытовали представления, что постичь науку жизни возможно на примере героев книг и газетных публикаций (книги и печатную прессу упоминали соответственно 22 и 10% россиян). Нравится это писателям и журналистам или нет, но их благородный труд съела "духовная инфляция". Сейчас книги считают важным для становления личности молодого человека лишь 7%, газеты - 4%.
Совсем беда с "рабочими династиями", наставниками и пр. Работу на производстве и на земле в числе факторов, которые могут кого-то как-то сформировать и развить, называет сейчас крайне малое число россиян. Лишь 8% в противовес почти втрое большему количеству в 1990-м году (тогда было 22%). Фильм "Большая перемена" сейчас бы кассового успеха и популярности явно не снискал. Ходишь-ходишь в школу, а тут бац! - вторая смена, как говорил персонаж того старого фильма.
Как водится, сильно различаются ответы на этот в общем-то философский вопрос, если их дают россияне молодые и старые, горожане и жители села, обеспеченные и не очень, мужчины и женщины.
Женщины чаще мужчин уверены, что главное для формирования личности человека - семья и школа. Мужчины больше склонны кивать на "компанию товарищей" или армию.
Молодые люди до 24 лет, естественно, авторитеты признавать не любят - по их мнению, они сами себя сделали, спасибо верным друзьям и товарищам. Причем не только знакомым лично, но и найденным на просторах Интернета. Зато старшее поколение с толку не собьешь. По их мнению, главное на жизненном пути - пройти школу, поработать на производстве и на земле, исправно читать газеты и журналы…
Чем выше у людей уровень образования и размер доходов, тем убежденнее они говорят, что главный учитель - это родная семья (по 73% против средних 67%). Надеются на то, что молодого человека "в школе всему научат", чаще других люди небогатые и сами не получившие хорошего образования. Жители мегаполисов демонстрируют свою приобщенность к техническим новинкам: они чаще жителей остальных городов и сел России упоминали в ходе опроса интернет-общение молодых людей.
Отвлекшись от проблем юношей, обдумывающих (или не обдумывающих) житье, социологи спросили жителей России о воспитании не только "подрощенных", но и совсем маленьких детей - дошкольников.
Удивительное дело. Казалось бы, общество "движется к капитализму", индивидуализму и всяким другим "измам", кардинально противоположным коллективизму былых времен. Но все большее число людей считают, что лучше всего детей воспитывать до школы в детском саду. По сравнению с 1991-м годом количество родителей, придерживающихся такого мнения, выросло вдвое: с 33% до 66% в 2004-м году и 60% сейчас. А вот на домашнее воспитание силами матери или отца уповают уже не 43%, а всего 24%. Кстати, и в прежние времена, и сейчас лишь каждый десятый считал, что лучшие воспитатели дошкольников - это их собственные бабушки-дедушки. Вопрос о нянях или гувернантках социологи стали задавать лишь сравнительно недавно, но выяснилось, что воспитывать своих детей доверили бы "Мэри Поппинс" лишь 2% россиян.
Нет, дорогие малыши. Никуда вам не деться от ранних утренних пробежек до детсада, манной каши и конкурса рисунков к 8 марта. Потому что лучшим вариантом вашего воспитания детский сад считают двое из троих российских женщин, двое из троих людей от 25 до 39 лет (как раз тех, у кого дети-дошколята). Среди людей с низкими доходами за детсад высказываются 68%.
Относительно чаще считают, что ребенка надо отдать на воспитание бабушкам, мужчины (11%), сами бабушки - представители старшего поколения от 55 лет и старше (13%), лица со средним уровнем доходов (13%), а также жители Москвы (19%). Считают, что с этой ролью лучше справится кто-то из родителей, чаще всего респонденты 40-54 лет (27%), с образованием ниже среднего (27%). Воспитание няни и гувернантки предпочли бы дать своим детям россияне 25-39 лет, с высшим образованием, высоким уровнем доходов, а также жители городов с населением до 100 тыс. человек.
А там что вырастет, то и вырастет. Манку доел - и в первый класс, дальше по накатанному пути. Только родителей слушай, плохого не посоветуют…
Источник: http://www.rg.ru/2010/04/16/sociologiya-site.html
Россияне считают, что на малышей лучше всего влияет детский сад, а на молодежь - семья и школа
Екатерина Добрынина
Каждый, понятное дело, сам кузнец своего счастья и сам себе режиссер. Но хотим мы того или нет, а пресловутая "среда" нас и заедает, и формирует, и воспитывает по мере возможностей.
Насколько сильно она влияет на становление и развитие нашей уникальной личности, особенно в молодом возрасте? Этот вопрос социологи Аналитического центра Юрия Левады переадресовали россиянам.
Спрашивали в разное время - можно сказать, в "знаковые годы": в 1990-м, в 2000-м, в 2004-ом и только что, в марте 2010-го. Ответы тоже получили достаточно характерные.
Как вы считаете, что в наши дни формирует основы жизненного опыта молодежи? - допытывались у россиян социологи. Семья! Так считали и считают около 70 процентов жителей России. И в данном случае не важно, какое тысячелетье на дворе, "лихое" или не очень, шоковое или "тучное". Правда, в 2004-ом наблюдался всплеск "семейственности" - думали, прежде всего, о ней, когда дело касалось воспитания целых 78%.
В 90-х годах лишь каждый пятый россиянин считал, что на подрастающее поколение в силах повлиять школа. Сейчас о ее важной роли в становлении личности человека говорит почти половина - 45%! Парадокс: и ругают систему среднего образования чем дальше, тем яростнее, и силу ее воздействия признают все чаще…
"С кем поведешься, от тех и наберешься" - истина не стареющая. Считают, что основы жизненного опыта молодежи формирует "компания товарищей", 42% россиян. Правда, в прежние годы на "влияние улицы" кивали чаще: в 2000 году так отвечало больше половины респондентов (55%).
Сравнительно новый фактор воспитания - Всемирная паутина. В прежние годы этот пункт социологи в свои списки не включали вообще. Сейчас выяснилось, что почти каждому третьему (30%) интернет-влияние на молодежь кажется очень и очень серьезной штукой.
А вот СМИ такую оценку дают реже: лишь 23%. Раньше радио и телевидение считали "учителями жизни" гораздо больше жителей России - в 2004 году о воспитательном эффекте электронных масс-медиа (далеко не всегда, впрочем, положительном) упоминал каждый третий (34%).
"В армию пойдешь, там из тебя человека сделают!" - поколение наших родителей выросло под такие заклинания. То ли дело сейчас. В 2010 г. думают, что армия способна каким-то образом сформировать и направить молодого человека, лишь 17%. Разительный контраст с 1990 годом: тогда погоны считали воспитательным средством целых 29%. А вот роль вузов в формировании человеческой личности в глазах общества явно выросла: с жалких 6% до не то чтобы мощных, но хотя бы вдвое больших 12%.
В 2004-ом году в обществе бытовали представления, что постичь науку жизни возможно на примере героев книг и газетных публикаций (книги и печатную прессу упоминали соответственно 22 и 10% россиян). Нравится это писателям и журналистам или нет, но их благородный труд съела "духовная инфляция". Сейчас книги считают важным для становления личности молодого человека лишь 7%, газеты - 4%.
Совсем беда с "рабочими династиями", наставниками и пр. Работу на производстве и на земле в числе факторов, которые могут кого-то как-то сформировать и развить, называет сейчас крайне малое число россиян. Лишь 8% в противовес почти втрое большему количеству в 1990-м году (тогда было 22%). Фильм "Большая перемена" сейчас бы кассового успеха и популярности явно не снискал. Ходишь-ходишь в школу, а тут бац! - вторая смена, как говорил персонаж того старого фильма.
Как водится, сильно различаются ответы на этот в общем-то философский вопрос, если их дают россияне молодые и старые, горожане и жители села, обеспеченные и не очень, мужчины и женщины.
Женщины чаще мужчин уверены, что главное для формирования личности человека - семья и школа. Мужчины больше склонны кивать на "компанию товарищей" или армию.
Молодые люди до 24 лет, естественно, авторитеты признавать не любят - по их мнению, они сами себя сделали, спасибо верным друзьям и товарищам. Причем не только знакомым лично, но и найденным на просторах Интернета. Зато старшее поколение с толку не собьешь. По их мнению, главное на жизненном пути - пройти школу, поработать на производстве и на земле, исправно читать газеты и журналы…
Чем выше у людей уровень образования и размер доходов, тем убежденнее они говорят, что главный учитель - это родная семья (по 73% против средних 67%). Надеются на то, что молодого человека "в школе всему научат", чаще других люди небогатые и сами не получившие хорошего образования. Жители мегаполисов демонстрируют свою приобщенность к техническим новинкам: они чаще жителей остальных городов и сел России упоминали в ходе опроса интернет-общение молодых людей.
Отвлекшись от проблем юношей, обдумывающих (или не обдумывающих) житье, социологи спросили жителей России о воспитании не только "подрощенных", но и совсем маленьких детей - дошкольников.
Удивительное дело. Казалось бы, общество "движется к капитализму", индивидуализму и всяким другим "измам", кардинально противоположным коллективизму былых времен. Но все большее число людей считают, что лучше всего детей воспитывать до школы в детском саду. По сравнению с 1991-м годом количество родителей, придерживающихся такого мнения, выросло вдвое: с 33% до 66% в 2004-м году и 60% сейчас. А вот на домашнее воспитание силами матери или отца уповают уже не 43%, а всего 24%. Кстати, и в прежние времена, и сейчас лишь каждый десятый считал, что лучшие воспитатели дошкольников - это их собственные бабушки-дедушки. Вопрос о нянях или гувернантках социологи стали задавать лишь сравнительно недавно, но выяснилось, что воспитывать своих детей доверили бы "Мэри Поппинс" лишь 2% россиян.
Нет, дорогие малыши. Никуда вам не деться от ранних утренних пробежек до детсада, манной каши и конкурса рисунков к 8 марта. Потому что лучшим вариантом вашего воспитания детский сад считают двое из троих российских женщин, двое из троих людей от 25 до 39 лет (как раз тех, у кого дети-дошколята). Среди людей с низкими доходами за детсад высказываются 68%.
Относительно чаще считают, что ребенка надо отдать на воспитание бабушкам, мужчины (11%), сами бабушки - представители старшего поколения от 55 лет и старше (13%), лица со средним уровнем доходов (13%), а также жители Москвы (19%). Считают, что с этой ролью лучше справится кто-то из родителей, чаще всего респонденты 40-54 лет (27%), с образованием ниже среднего (27%). Воспитание няни и гувернантки предпочли бы дать своим детям россияне 25-39 лет, с высшим образованием, высоким уровнем доходов, а также жители городов с населением до 100 тыс. человек.
А там что вырастет, то и вырастет. Манку доел - и в первый класс, дальше по накатанному пути. Только родителей слушай, плохого не посоветуют…
Источник: http://www.rg.ru/2010/04/16/sociologiya-site.html