Этология

Anti-system

02-09-2008 23:32:26

недавно бороздя просторы всемирной паутины,наткнулся на сайт об этой интересной науке
http://ethology.ru
В общем представители этого направления анализируют инстинктивное поведение людей и животных.Авторы большинства большинства материалов высказывают расхожее мнение о том,что человек,как любое стадное животное,склонен образовывать иерархические общества,в которых происходит четкое разделение на высокоранговых.среднеранговых и низкоранговых особей(реализацией чего и являектся государство в наше время) .Собственно,данная идея и концепция предполагает,что общества построенные на неиерархической основе нежизнеспособны,по крайней мере,при нынешнем уровне развития большинства людей
Что вы думаете о данной науке и концепции?

Goren

04-09-2008 13:35:27

Хе, а у меня по этой науке диплом %)

Goren

04-09-2008 13:41:19

Вот, кстати, нащщот "концепции" и вообще иерархий и животных, я у себя в блоге спорил с коллегой: http://lj.rossia.org/users/ash_rabbi/221822.html?thread=2879870#t2879870

Дубовик

04-09-2008 14:40:20

Науке этой второй век. В 19 веке она называлась "социал-дарвинизм", и была объектом критики Кропоткина в работе "Взаимная помощь как фактор эволюции". Без ее изучения сторонниками этологии говорить с ними не о чем.

Goren

04-09-2008 15:48:16

Ты путаешь. На социал-дарвинизме базируется не этология, а американский бихейвиоризм. Этология же как раз возникла из попыток раскаявшегося нациста Конрада Лоренца подвергнуть критике социал-дарвинистскую парадигму (хотя он всё равно сделал это криво и плохо, но по крайней мере дальше было о чём говорить).

Дубовик

04-09-2008 15:49:58

Тебе виднее. Ты по этологии диплом защищал. А у меня вообще диплома нету. :)

Дмитрий Донецкий

04-09-2008 17:39:45

Какие люди разные! Я у Лоренца нашёл замечательные примеры единения природы и человека, интересные наблюдения над зачатками "человечного" у животных, а другие - гимн иерархии и нацизм. Наше животное происхождение требует честного взгляда на самих себя именно для преодоления "негативного" наследия и закрепления "позитива" животного мира и природы в общем, а не молитвы на "цивилизацию".

Goren

04-09-2008 18:32:12

Лоренц вообще к концу жизни пришёл к вполне себе правильным идеям, как у Кропоткина почти. И никакого гимна иерархии у него нет, как раз он пытался развенчать слишком большое внимание, уделяемое иерархиям в природе. Хотя всё равно это у него было криво, по-моему...

Дмитрий Донецкий

24-04-2013 06:41:47

Шимпанзе распределяют обязанности между собой

http://ethology.ru/news/?id=1253

Не только люди способны к командной работе, но и обезьяны: исследования приматологов изУорикского университета (Великобритания) и Института эволюционной антропологии Общества Макса Планка (Германия) показали, что шимпанзе, помогая своим товарищам, чётко понимают собственную роль, которую они должны исполнить.

Многие животные могут объединяться для достижения какой-то цели — например, для защиты территории или охоты. Но уровень взаимодействия, координации между разными участниками группы остаётся низким, и конечный успех связан просто с одновременными индивидуальными усилиями особей. То есть происходит как бы сложение без взаимодействия. Шимпанзе же оказались в этом смысле более продвинутыми. Исследователи разбивали обезьян на пары и разводили их по разным сторонам прозрачного пластикового ящика. Внутри ящика лежал виноград; чтобы достать его, шимпанзе должны были выполнить определённые действия. Одна из обезьян должна была с помощью специальных грабель спихнуть виноград на подвижную платформу. Другой с помощью толстой палки предстояло наклонить платформу с упавшим на неё виноградом, чтобы он свалился ниже, и шимпанзе могли бы до него добраться.

Как видим, учёные спроектировали задачу так, чтобы для её выполнения требовалась координация действий: понимание того, что и когда делаешь ты сам, и того, что и когда делает твой напарник. Причём одна из обезьян сначала знакомилась сразу с обеими возможностями (с граблями и с палкой) и потом выбирала, чем будет заниматься сама, а что можно поручить напарнику. Тут была одна тонкость: с каждой стороны ящика с угощением были и грабли, и палка, но выполнить всю работу только с одной стороны, по очереди действуя обоими инструментами, было нельзя. Перебежать на другую сторону ящика тоже не получалось. То есть одна обезьяна выбирала себе орудие «по душе», а вторая должна была понять, чем теперь нужно заниматься ей. Ну или первая должна была как-то объяснить это второй.

По словам Алисии Мелис из Уорикского университета, десять из двенадцати обезьян понимали, что один из инструментов надо передать другому, и примерно семь из десяти напарников осознавали, какой инструмент им поручен. Вообще, самые большие проблемы шимпанзе доставляло именно распределение обязанностей. После того как обезьяны «постигали» нюансы разделения труда, дело шло резвее, и в целом в 86% попыток шимпанзе удавалось достать виноград.

Результаты экспериментов опубликованы в журнале Biology Letters.

Это первая работа, в которой показано, что шимпанзе могут учитывать действия товарища, причём не просто действия вообще, но и конкретную их специфику. Возможно, умение стратегически мыслить досталось нам как раз от общих с шимпанзе предков. Могут ли другие животные поступать так же, мы не знаем. Во всяком случае исследователям можно посоветовать проверить стратегическое коллективное мышление у попугаев и ворон.

Подготовлено по материалам Уорикского университета и "Компьюленты".

Дата публикации: 2013-03-20

Изображение
Уже что-то планируют!

Дмитрий Донецкий

24-04-2013 06:49:24

Обезьяны с первого взгляда отличают хорошее от плохого

http://ethology.ru/news/?id=1251

Мы можем понять, что за человек перед нами, даже после беглого и краткого знакомства, то есть буквально с первого взгляда. Он может что-то сделать или сказать, и мы уже думаем о нём как о хорошем человеке или же, наоборот, о том, что ему нельзя доверять.

Как оказалось, такая способность есть не только у людей.

Зоологи из Университета Стерлинга (Великобритания) поставили с капуцинами следующий опыт. Обезьяны видели, как один человек просит другого помочь ему открыть коробку с игрушкой. При этом тот, кого просили о помощи, либо соглашался, либо нет. Затем оба человека предлагали обезьянам угощение, а те выбирали, у кого взять гостинец.

Как пишут исследователи в журнале Nature Communications, если один человек помогал другому, то никаких предпочтений капуцины не выказывали и одинаково брали еду у обоих. Если же обезьяны замечали, что один отказал другому, то после этого они предпочитали не брать еду у «плохого» человека — того, кто не помог.
Чтобы прояснить мотивы выбора обезьян, команда Джеймса Андерсона пробовала разные сценарии эксперимента. Например, в одном случае один человек не помогал другому, потому что был занят собственной задачей, то есть тоже что-то открывал. К такой ситуации капуцины относились с пониманием. Однако как только становилось видно, что человек имел возможность, но не помог, обезьяны предпочитали с ним не общаться.

Точно такой же способностью оценивать другого по его поведению обладают шимпанзе, а у человека она просыпается к трём месяцам. То, что так поступают и «нечеловекообразные» капуцины, подсказывает, что эта особенность имеет древние эволюционные корни. По-видимому, умение оценивать других по их поступкам стало необходимым при формировании социальных навыков, и нет ничего удивительного, что оно есть у капуцинов, чья социальная структура довольно развита и сложна.

Подготовлено по материалам Университета Стерлинга и Компьюленты.

Дата публикации: 2013-03-15