Матпром – это обмен материей производства. «Товар-товар» равносилен обменной цепочке «товар-деньги-товар». Инфопром – это обмен информацией, знаниями, умениями, навыками и опытом.
Сосредоточить материю производства проще централизацией. Можно вспомнить богатство императоров и царей. В то время как для увеличения знаний приемлема децентрализация и горизонтальность связей, и чем больше этих связей, тем больше знаний получает человек.
Вождь племен информационного производства – это не глава племени, а опытный и умелый человек. Вокруг него собираются, чтобы обучиться, и выбор такого человека происходит спонтанно, за счет его качеств или объема его знаний и умений. В материальном производстве вождем становится человек, у которого сосредотачивается наибольшее количество материи производства. В современной политике вождем становится тот, кого поддерживают богатейшие кланы, владыки экономики. В приходе к власти и Гитлера, и Путина главную роль сыграла поддержка их крупными олигархическими кланами.
Матпром - наличие предмета, инфопром - процесс получения предмета; материальное, ценится наличием дома, информационное – умением строить дом; материальное – это заполненные прилавки супермаркета, информационное - способы получения продуктов питания; материальное - наличие производимой энергии, информационное – процессы, производящие энергию и так далее.
Дело в том, что у человека можно отобрать дом, но невозможно лишить его опыта строить дом. Человека можно раздеть, лишить еды и сна, но невозможно лишить человека умения шить, готовить/выращивать еду и застилать постель.
У человечества отсутствует не революционные идеи, а образ жизни. Революция - это столкновения двух разных образов жизни, двух разных взглядов на жизнь. Требуется не революционные идеи, а иной образ жизни, который и будет питать революцию.
Революции в прошлом были именно столкновением двух разных взглядов на жизнь, разных культур и образов жизни. Зарождающийся пролетариат был революционен из-за нежелания становиться пролетариатом, им нравилось, как они жили и хотели сделать эту жизнь лучше, без чинов, помещиков и ростовщиков.
Капитализму нужна была культура, которая будет его питать. Современный человек не будет совершать революцию, только чтобы сменить гостинку на однокомнатную или двухкомнатную, а еще лучше на собственный коттедж. Не будет совершать революцию, чтобы потом поменять свои старенькие жигули, на новую ладу. Он не будет совершать революцию всеобщей стачкой, разрушая это производство, только ради того, чтобы повысилась заработная плата. Человек не будет совершать революцию и ради того, чтобы потом в супермаркете покупать не один-два пакета, а целых 5-6 пакетов с продуктами питания.
Недооценивается народное стремление в прошлом получить «землю и скотину». Желание рабочих было именно заработать на «землю и скотину», а не вечная каторга на заводе. «Земля и скотина» - это не частная собственность, это образ жизни.
Крестьяне с ремесленниками смотрели глубже. Отличительной чертой было то, что если современный рабочий покупает продукцию капитализма, то раньше стремились к покупке инструментов, чтобы производить самостоятельно. Ведь города рассматривались, как обмен на то, что невозможно самостоятельно произвести в деревне. Сейчас человек купит изделие из дерева, а раньше бы предпочел купить пилораму, чтобы производить изделия из дерева самостоятельно, когда потребуется. Образ жизни крестьян не предусматривал покупку продукции у капитализма. Какой смысл в товаре, если в нем никто не нуждается. Товар должен быть дефицитом, чтобы получать прибыль от него. Сложность изготовления инструментов порождала их дефицит и дороговизну, из-за чего ремесленники не смогли конкурировать с ростовщиками, которые вкладывали деньги в крупную промышленность.
Крестьяне с ремесленниками производили и излишки обменивали. Крестьянин никогда не пойдет покупать муку и хлеб, так же как кузнец не будет покупать изделия из метала. Это отличительная черта людей, занимающихся ремеслом, которое частично удовлетворяло их потребности, они никогда не нуждались в продукции, которую производили.
У современного рабочего весь смысл жизни сводится к получению большего количества денег. Он считает, что чем больше денег, тем больше можно получить. И даже не задумывается о производстве, что производство денег отличается от производства вещей. Человек тратит больше своего времени на получение денег, нежели самостоятельно затратил бы силы на производство вещей, которые может купить на зарплату. Культ денег так укоренился, что если современному голому человеку дать ткань и швейную машинку, он пойдет продаст ткань и швейную машинку, чтобы на деньги купить себе одежду.
Сами деньги не производят и не кормят. Рабочий производит и это же покупает. Это все равно, что крестьянин выращивает пшеницу, ее продает и потом едет на рынок, чтоб купить пшеницу. Человек печет на фабриках хлеб, который потом сам же и покупает. Он тратит деньги на то, что сам и произвел. Естественно, большая часть производства не нужна, она не отвечает потребностям человека.
Единственное, чем может распоряжаться сформировавшийся пролетариат, это своим временем, он может продавать свое время, вместо того, чтобы использовать его для удовлетворения потребностей. В прошлом нередко люди строили дома коллективно, помогая друг другу, совместно собирали урожай и далее. Они тратили время на удовлетворение своих потребностей. В нынешней ситуации человек может только работать еще больше, оправдывая это зарабатыванием денег.
Люди раньше знали и умели больше, чем современный человек. Даже при отсутствии школ, человек был более приспособленный к жизни, нежели современная система образования, которая создает кадры, не ориентирующиеся в собственной жизни. Крестьяне с ремесленниками при отсутствии обязательной школы читали больше, чем современный человек. И читали не желтые странички, а серьезную научную литературу. Из простонародья выходило больше ученых людей, чем выпускает современная система образования.
Именно столкновение двух разных образов жизни и породили революции. Поражение лежит в развитии массового невроза. То, чем раньше страдали аристократы, теперь страдают все.
Человек должен задуматься о своих потребностях и тех способах, которыми хочет их удовлетворить. Современное производство ориентировано на удовлетворение массовым производством. Это привело к тому, что человеческие потребности стали определяться произведенным товаром. Массовое производство – это загрязнение природы, истощение ресурсов, технократия, и множество научных направлений ориентированы на массовое производство (например, генетика и атомная энергетика).
Современные возможности в науке и технике позволят человеку удовлетворять свои потребности своевременным производством, повышением качества продукции, сохранением ресурсов и природы, освобождением времени для вторичных потребностей.
Одним из молодых течений в анархическом движение является примитивизм, который пытается иначе взглянуть на образ жизни. Изучение прошлого позволило переоценить развитие человечества. Но побег от одной крайности к другой - не выход. Человек использовал дубинку, потому что так проще. Человек стал мастерить и изобретать ловушки, потому что это еще проще. Человек направлял свои усилия на упрощение, на освобождение времени от производства, поэтому люди в древности отдыхали и спали больше и знания были шире. Причина не в том, что они охотились и собирали, а в принципе. Если этот принцип приложить к современным научным достижениям и технологиям, то человеку придется тратить совсем мало времени на производство.
Пермакультура с техническими возможностями может быть еще эффективней. Человек только с 19 века начал использовать глубокую вспашку, и именно за этот промежуток времени почвы оскуднели. Но причина этого лежит не в технологии, а неверном понимании экосистемы. Технологии были приложены там, где они были не нужны. Стоит ознакомиться не только с Масанобу Фукуока «Революция одной соломинки» (1975 г.), но и с Овсинским И.Е. «Новая система земледелия» (1900 г). Можно добавить и Эдварда Фолкнера «Безумие пахаря» (Книга 1 - 1942 г.), «Взгляд, спустя пять лет» (Книга 2 - 1947 г.) и «Улучшение почвы» (Книга 3 - 1952 г.), который естественным путем (без удобрений) с помощью техники восстанавливал плодородие почвы и в то же время собирал урожай.
Есть множество проблем, которых примитивисты просто не замечают. Большинство лесов скудны и бедны в разнообразии, а это означает отсутствие пищевой цепочки для последующей ступени. Лес не способен прокормить все разнообразие животного мира, не говоря уже о человеческой популяции.
Примитивисты имеют иной взгляд на прошлое, который позволяет переоценить настоящее, но не понимают возможности будущего.
Революционеры галдят о социальном устройстве, о формах советов, о принципе делегирования, о праве отзыва делегата, о прямой демократии, о консенсусе и так далее. Это показывает некомпетентность и непонимание существующего мира и его динамики развития. Причина, по которой в революционном движении так много внимания уделялось социальному устройству взамен монархии и диктатуры, - слабость коммуникации людей. Суть советов и делегатов - это обмен информацией разных регионов. Из-за того, что человек не мог участвовать напрямую, формировались организации и сообщества, которые были посредниками. Как известно, посредничество приводит к бюрократизму. Чтобы избежать это, приходилось усложнять структуру. 21 век открывает новую возможность обходиться без посредников – интернет. Теперь делегат заменен на компьютер и человек с помощью современной технологии может участвовать напрямую. Отпадает необходимость в советах и прочих социальных устройствах, которые очень нестабильны из-за человеческого фактора.
Буржуазию упразднит не революция, а технология и наука, потому что она решит причину формирования производственного бюрократизма. Революция может быть только социальной, которая изменяет быт и существование человека, его взгляды и ценности.
Крупная промышленность эффективна в массовом производстве, но она не нужна в своевременном производстве. Большие заводы – это уже иерархия. Обхватить весь производственный цикл сложно, а, следовательно, для этого нужны специальные отдельные органы (например, рабочий совет или совет директоров), которые будучи посредниками порождают буржуазию. Даже если рабочие будут участвовать сами, то это дополнит к их общей узкоспециализированной работе еще слежку за производственным процессом. Может это и позволит избежать бюрократизации производства, но это не освободит время человека от производства, а по факту, наоборот, потребует от человека затрачивать на работу еще больше времени. Именно в этом сложность, объемность и слабость коммуникации, а чем больше людей, тем сложнее взаимосвязь. Можно представить бюрократический аппарат на крупном заводе, который получает, например, пол миллиона в месяц, но если рабочие заменят эту буржуазию на себя, то их зарплата (в 5000 рабочих на заводе) увеличится на 100 рублей. Кто захочет пахать больше и за это получать 100 рублей? Бюрократизм тем и богатеет, что с каждого сдирается по чуть-чуть, и капитал сосредотачивается в одних руках.
Система образования создает узкоспециализированные кадры, шестеренок производства. Эти шестеренки очень боятся, что их примитивную работу заменят на автоматы и роботы. Пролетариат боится автоматизации, а автоматизация позволит сократить время на производство, а, значит, человек сможет это время тратить на организацию и управление производством, будет создавать алгоритмы для автоматов и роботов. А это прямой путь к упразднению буржуазии, человек сам сможет управлять производством и создавать его, не затрачивая на это много времени.
Технология служит капиталистическому производству, а значит, служит массовому производству, что приводит к тому, что технологии быстро истощают ресурсы планеты, загрязняют природу и требуют постоянного обслуживания.
Своевременное производство сохраняет ресурсы, использует вторсырье, уменьшает рабочее время техники, увеличивает срок работы и качество производимого.
Никакого идейного кризиса не существует, отсутствует жизненная потребность. Чтобы изменить капитализм стоит перестать быть носителем капитализма, отказаться от этого образа жизни. А это сложно, так как это социально изменяет твою жизнь. Нельзя приказать, принудить, заставить жить по-другому. Революционеры готовы заниматься всем чем угодно, только лишь бы это не затрагивало и не изменяло их собственную жизнь. Предпочтение отдают борьбе за чужие политические права, чем за лучшую жизнь для себя вместе с такими же, как и ты.
Революционный приоритет – это увеличение свободного времени от производства. Желание свободы - это свободное время от удовлетворения своих потребностей (не за счет чужого), изменит облик производства. Удовлетворять потребности своевременно возможно, если человек будет сам производить эти потребности. Это потребует обладания множеством знаний и умений, способность к обучению, способность обрабатывания информации. Это взаимосвязанные вещи: чем больше свободного времени, тем больше человек может получать информации. И чем больше человек получает информации и использует ее, тем больше он освобождает времени.
Далее из-за потребности в получении информации сформируется горизонтальные децентрализованные связи (принцип паутины): чем больше контактируешь и чем ты дружелюбней, тем больше научишься и узнаешь. Сформируется что-то вроде обменного информационного пункта, который будет играть в своевременном производстве ту же роль, что и рынок при массовом производстве. Информация будет свободной и доступной. Это уже возможно с компьютерными технологиями, в частности интернетом и локальными сетями.
Когда у человека появится потребность (например, еде, одежде, доме, мебели, технических средств), у него будет свободное время, возможность получить информацию, он сможет своевременно удовлетворить свою потребность. Важно накопление опыта, а опыт зависит от затраченного времени на практику, чем больше человек шил, тем качественней и быстрей он это будет делать с каждым разом, дойдя до мастерства. И информационный поток будет позволять человеку находить не только необходимую информацию, но и компетентных людей в интересующей области.
Чтобы это ускорить, человек воспользуется технологиями. Произойдет автоматизация производства по первичным материалам. Эти материалы будут потребны всегда, так как все эти первичные материалы будут необходимы миллионам. И человек, имея ресурсы, сможет самостоятельно запустить такое производство. Исчерпаемые ресурсы - это бессмысленный перевод первичных материалов. Если из ткани человек сможет всегда сшить то, что ему необходимо, то из сшитой одежды он не сможет пошить нужное.
Долговечность вещей и инструментов будет важным показателем, чтобы не тратить на них постоянно время. У вещей возрастет срок службы. Изменится срок службы у автоматизированных станков, так как они будут производить не каждый день и не максимально, а когда будет потребность и столько, сколько нужно. Таким образом, снизится быстрый износ деталей.
Добыча ресурсов - трудоемкий процесс, это приведет к использованию материалов, которые можно перерабатывать вторично. Возрастет значимость переработки, которая менее емкая.
Получение прибыли или накопление вещей станет вчерашней сказкой, человек будет делать все, чтобы сократить затрачиваемое время на производство. Спекуляция будет невозможной, так как вещи не будут иметь ценности, потому что их сможет произвести любой человек самостоятельно. Вещи будут дариться ради укрепления дружбы между людьми, для более эффективного распространения между ними информации. Монополизированные ресурсы будут технически заменяться, то есть находиться менее дефицитные ресурсы.
Не возможно полностью представить, как будет выглядеть общество.
Если нужна пища, то проще изучать экосистему и набираться опыта в ее выращивании. Или если нужна одежда, проще изучить швейное дело. У нас есть все возможности, чтобы человек смог сделать для себя все, в чем нуждается. Время уволиться и никогда больше не работать.
Революция - это столкновение разных образов жизни. И каков путь к революции?
Естественно, меняй свой образ жизни здесь и сейчас, будь революционером собственной жизни. Одна из существенных проблем, с которой столкнется революция, - это внутренняя биологическая проблема.
Мы биологические животные, на нас продолжает воздействовать природа, и она будет продолжать воздействовать независимо от наших технических возможностей. Мы всегда останемся элементом природы, даже на других планетах. Но мы способны понять и осознать биологические процессы. Важно понимать природные факторы, влияющие на жизнь человека.
Революция зависит не от политической и не от экономической обстановки, а от биологических процессов. Невротизм – это болезнь аристократов, имеющая более глубокое происхождение, которое постепенно развивалось с древности и проявляет себя сейчас.
Невротизм связан не с сексуальностью, как ранее считалось. Сексуальные проблемы – это всего лишь следствие. Невротизм - это нарушение опорно-двигательной системы человека. Стоит понимать, насколько он влияет на тебя, чтобы понять социальные последствия таких отклонений.
Последующий шаг – это продовольствие. Аграрный вопрос был всегда центральным в любом государстве и в любое время. Все революции выдыхаются под влиянием естественной потребности человека – потребности в еде. Производство пищи должно быть полностью независимо от остального, еда должна зависеть от природных условий и больше ни от чего. «Зеленная революция» – это важнейший шаг, который предотвратит поражение социальной революции.
А так же «техническая революция», то есть наука и техника должны стать простыми, доступными и легко реализуемыми.
Социальная революция возможна тогда, когда будет запущен необратимый процесс социальных изменений.
MY