Новая педагогика

Trinity

19-05-2010 12:10:32

Либертарная педагогика


Многие полагают, что образование - это сфера, отделенная от общественной "надстройки". Утверждается, что оно автономно в том смысле, что никто и ничто не должно вмешиваться в то, как оно работает и обучает. Что оно чуждо всему, что происходит за его стенами, оставаясь лишь областью доверительных отношений между учениками и преподавателями, местом, где считаются с потребностями и запросами всех его составляющих. Но все эти утверждения - обман или наивность. Ничто в учебном заведении не свободно от господства.
Государство и господствующие социальные группы всегда использовали образование для сохранения своих привилегий и своего преобладающего положения в социальном, экономическом и идеологическом плане. С самого раннего возраста они приучают детей к повиновению, к несолидарным и конкурентным формам поведения.
Государство контролирует и планирует все образовательные процессы, как общественные, так и частные, потому что хорошо понимает, что школа - это великолепный инструмент для поддержания существующей системы. Школа - это самое первое средство для того, чтобы удерживать людей под своей властью и отрицать любое критическое чувство.
В конечном счете, государство использует образование, как еще одно средство подавления. Введенные им экзамены имеют лишь одно назначение - подавлять и разделять людей на тех, кто имеет ценность, и на тех, кто ее не имеет. Испытания, наказания и поощрения - таковы составные части школьной регламентации. Нас заставляют верить в то, что эта регламентация необходима, потому что никакой другой способ невозможен. Эти правила, это господство отражают саму суть государства. Школа - это идеологический аппарат государства, и в ней воспроизводятся общественные отношения несправедливости и неравенства, которые порождены капиталистической системой. Для нас совершенно ясна взаимосвязь между системой образования и экономической системой капитализма. Эта связь, как мы уже говорили, обеспечивает сохранение существующих форм функционирования школы и их передачу дальше, в сферу повседневной жизни, в сферу труда.
Образование превратилось в одну из отраслей индустрии. Прежде всего, бросается в глаза, насколько образовательное учреждение похоже на любую фабрику. Это единообразные, серые учреждения, окруженные стеной. Внутри их воспроизводится идеологическая модель господства предпринимателя. Школы служат отражением рынка труда, где трудящиеся (учащиеся) делают только то, что им скажут, и терпеливо принимают авторитарные нормы и отношения. Идущие в них дети усваивают нормы и ценности, которые приучают их исполнять функции учащихся. Продолжением этой роли становятся их действия на рабочих местах. Они быстро приучаются соблюдать правила пунктуальности, покорности и повиновения.
Внутренняя жизнь школы мало отличается от того, что происходит на фабриках. Единственное отличие - в сырье и выпускаемой продукции. Сырье - это сами учащиеся, которые идут в школу как доставляются новые запасы и орудия. Год за годом их превращают в продукцию, пригодную для выбрасывания на рынок, для продажи на рабочем месте. Учащийся усваивает роль рабочего товара и понимание того, какое место он занимает в производственной иерархии. Выпускаемая продукция - это учащийся с академическим дипломом. Школа производит товар, который, в свою очередь, может производить. Пока еще непроизводительный ученик уже рентабелен для государства.
С другой стороны, в школе мы уже можем наблюдать, как зарождается разделение труда. Иными словами, в процессе образования каждый и каждая имеет тенденцию получить различную квалификационную марку, которая позволит ему или ей занять определенное место в иерархии. Чем дольше продукт проходит обработку в образовательной цепочке, тем более он обработан. Поэтому те, кто имеют более высокие звания и дипломы, выполняют работу, которая позволяет им господствовать над теми, кто менее обработан и разработан. Вот почему мы имеем дело с классовой школой, порождающей иерархически распределяемые рабочие места.
Составными частями этой системы образования, воспроизводящей репрессивную общественную систему, являются расписания, учебные курсы и предметы. Расписание должно неукоснительно соблюдаться; все расписано и рассчитано; разделение на предметы предвосхищает разделение труда; чередование классных уроков и отдыха обозначает разделение на рабочую неделю и еженедельный отдых. Долголетнее пребывание в этих образовательных тюрьмах приводит к тому, что многие не сознают связи между ними и "миром труда". Они не отдают себе отчета в том, что все это - части общей системы эксплуатации.
Работа нынешней системы образования великолепно отстроена и отлажена. Известно, чем каждый должен заниматься в каждый момент. Администрация говорит, что надо делать, а учителя и учащиеся лишь выполняют то, что им приказано.

Что такое либертарная педагогика?

Либертарная педагогика дает совершенно иное представление об образовании. Ее главная цель - это создать новых людей, способных самостоятельно принимать решения, касающиеся их собственной судьбы, подготовленных к тому, чтобы встречать собственные проблемы лицом к лицу и решать их, способных противостоять предрассудкам и выработать в себе убеждения, основанные на разуме.
Слово "самоуправление" означает, что каждый управляет собой сам. Иными словами, каждый индивид решает, выбирает и называет, что именно его интересует, без внешнего вмешательства, сознавая собственные возможности и пределы. И именно этого добиваются самоуправляющиеся школы: чтобы учащиеся решали, как, когда и где они хотят работать. Самоуправляющуюся, или либертарную педагогику следует понимать в единстве с общественным движением в целом. Тем самым движением, цель которого - освобождение извечно угнетенных. Этой идеологией является либертарный коммунизм.
Основы справедливого общества, где не существует ненависти и темных пятен, где мужчины и женщины, объединенные силой своего труда, могут контролировать всю собственную жизнь и все, что вокруг происходит, закладываются в образовании. Времена, когда правительства не интересовались народным просвещением, ушли в прошлое. Сегодня они добились высоких количественных показателей школьного обучения, потому что прекрасно понимают: с помощью такого рода образования можно достичь совершенно определенных, заранее выдвинутых целей. Образование нашего времени нацелено на сохранение того, что есть. Школа и традиционное образование со всеми его методами и задачами означают укрощение, дрессировку и приручение. В образовании внедрены принципы дисциплины и авторитета. Издавна выдвигалась претензия на то, чтобы дети привыкли повиноваться, верить и мыслить, согласно господствующим над нами общественным догмам. И в очень большой степени этого удалось добиться.
Именно поэтому становой хребет либертарного образования - это полная индивидуальная свобода.
В наши дни понятие свободы утратило свой изначальный смысл, потому что люди не в состоянии уразуметь, что же на самом деле означает этот принцип. Представления стали поверхностными до такой степени, что о свободе говорят как говорили бы о продуктовой сумке - как о чем-то обыденном, чему вообще не придают внимания.
Либертарные школы резко критикуют именно за порождаемую в них свободу. Но критика эта вызвана одной из существующих проблем - незнанием. Многие люди полагают, будто свобода означает попросту, что каждый делает, что хочет. Но в либертарной педагогике свобода понимается совершенно иначе - в ее подлинном значении. Полная свобода ребенка - это единственное средство, позволяющее ему достичь зрелости и быть счастливым.
Быть свободным - значит обдумывать вещи, выбирать то, что лучше всего для человека, означает способность к разрушению, к постоянному обновлению средств и себя самого, не подчиняясь кому-либо.
Либертарные школы в большей или меньшей степени соблюдают следующие принципы:
1) Полная индивидуальная свобода;
2) Игра как доступ к знаниям;
3) Отсутствие принуждения как источник свободы;
4) Отсутствие экзаменов, конкурсов и травмирующей конкуренции. Ликвидация традиционного критерия поощрений и наказаний;
5) Совместное обучение учеников различного пола и социального происхождения.

Полная индивидуальная свобода

Как уже говорилось, свобода - это ядро либертарной педагогики. Эта педагогика стремится превратить детей в личности, свободные от любого физического и догматического господства.
Здесь необходимо сказать особо о противоречии между свободой и авторитетом. По мнению либертарных педагогов, авторитет ничего не дает и лишь побуждает учеников привязать себя к ценностям, которые будут довлеть над ними всю их жизнь. Авторитаризм в школе не несет с собой ничего хорошего и лишь тормозит развитие учеников, мешает их самореализации как личностей.
Часто совершается ошибка: отказавшись от принципа авторитета, его не заменяют концепцией уважения. Но уважение на основе свободы - это сущность личности. Личность ребенка, существующего в условиях свободы с первых лет своей жизни, счастливого, наслаждающегося автономной и самоопределяемой жизнью, достигнет такого уровня зрелости, разрушить который будет очень трудно.

Игра как доступ к знаниям

Игра, как известно, необходима для детей для их формирования, здоровья и физического развития. Через игру ребенок взаимодействует с себе подобными и развивает все свои способности и качества. Вот почему необходимо внедрить игру в школьный класс. Важнейший фактор игры состоит в том, что ребенок честно проявляет свои пожелания; поэтому он должен быть совершенно свободен, не боясь быть самим собой. Чем важнее игра для ребенка, тем она интенсивнее.
Понятно, что игра - это доступ к знаниям. Ведь мальчики и девочки играют во взрослых мужчин и женщин, и когда они достигают взрослого возраста, то всерьез становятся теми, кем хотели стать детьми. Кроме того, игра помогает развивать чувства альтруизма. Если дети эгоистичны и стремятся верховодить над своими сверстниками, то в ходе игры они учатся, что они могут добиться гораздо большего с помощью солидарности.

Отсутствие экзаменов, конкурсов и травмирующей конкуренции. Отказ от традиционного критерия поощрения и наказания.

В либертарных школах традиционный экзамен полностью отвергается. Этот инструмент, как считается, ничего не дает. Один экзамен не позволяет определить, как работает учащийся. Нельзя забывать и о тех страхах, мучениях и проблемах, которые испытывают ученики перед этими испытаниями. О том, что они ощущают себя несчастными неудачниками или, наоборот, стоящими невероятно высоко над всеми другими, благодаря злополучной "оценке". Экзамены абсолютно негативно сказываются на детях, могут довести их до физических и душевных заболеваний, которых вполне можно было бы избежать. В обществе, где мы живем, экзамен считается вещью нормальной, единственным средством отобрать тех, кому суждено занять престижные посты, отделив их от простых трудящихся.
Экзамены служат лишь удовлетворению чувств родительской любви, тщеславия и эгоистических интересов многих преподавателей - и становятся настоящей пыткой для учащихся как до, так и после их проведения.
В либертарных школах все должно делаться ради пользы учащихся. Любое действие, не соответствующее этой цели, должно быть отвергнуто, как противоречащее природе позитивного образования.
Ясно, что в этих школах не существует ни вознаграждений, ни наказаний. Наказание приучает ученика зависеть от авторитета и страха, Преподаватели должны отказаться от любых материальных и моральных наказаний.

Совместное обучение учеников различного пола и социального происхождения

Ученики обоих полов должны получать одинаковое образование и забыть о любых предрассудках в отношении женщин. Женщина должна быть товарищем мужчины в борьбе против несправедливости, а не простым дополнением к нему.
Одинаковое образование должны получать также выходцы из богатых и бедных семей. Тем самым либертарные школы стремятся разрушить барьеры, возведенные социальным неравенством.
Либертарная педагогика намерена покончить с авторитаризмом и потому, вместо конкуренции, стремится развивать интеллектуальные способности и личные усилия, на которые способен любой человек. Вместо управления поведением, она стремится к освобождению и повышению ответственности, без какого-либо чувства вины. Вместо наказания, она практикует разумный диалог. Вместо жестко установленных программ - рациональную культуру и практику, адаптированную к персональному ритму созревания, к интересам и развитию каждого индивида. Вместо заучивания и запоминания - творчество. Вместо бессмысленного накопления знаний - к полному развитию интеллекта и к разносторонности личности. А вместо агрессивности - к терпимости, самоуправлению, к личному и коллективному самоопределению.
Участие взрослых носит не директивно-руководящий характер; они не должны диктовать свои ценности, ощущения и мнения - ученик должен быть способен управлять собой сам. Поэтому функция взрослых состоит в том, чтобы предоставить детям информацию, которая позволит им разрешать их конфликты. Идеи не должны навязываться: следует дать возможность соглашаться с ними, или нет. Необходимо, чтобы этот процесс разворачивался в каждом индивиде: ведь навязывать его извне было бы делом крайне противоречивым.

Методология свободной школы

Эта методология основана на отсутствии централизованной власти и на сотрудничестве, в котором выражается участие каждого в деле развития жизни коммуны. Нет никакого расслоения; устанавливается равенство всех, независимо от пола, возраста, функции или каких-либо других факторов отличия.
Проект осуществляется сообща. Он предполагает жизнь в общине, в которой может осуществляться свобода и где каждый выбирает ту форму жизни, какую он желает вести, и разделяемые им ценности. Поэтому первое решение, принимаемое детьми, когда они приходят в школу, - это решение, принадлежать к данной группе или нет. Согласие стать членом группы влечет за собой обретение прав и обязательств, вытекающих из коллективной жизни. Свобода предполагает ответственность, а поскольку для ответственности нужно время, то она должна произрастать изнутри, а не навязываться извне.
Все вокруг дается трудом, физическим или умственным. Это означает, что школьники должны привыкнуть к ответственности и к автономии, причем эти последние должны становиться все более комплексными и всеохватывающими.
Постепенное обретение ответственности путем коллективного труда происходит на основе процесса самоуправления. Такое распределение времени и досуга является одним из этапов обучения, которое нелегко дается ребенку. Если такого обучения не происходит, применяются дополнительные методы, например, проведение специальных собраний, на которых предлагаются на обсуждение те или иные ситуации. Предлагаемая несправедливая ситуация должна вызывать желание исправить ее.
Что касается умственного труда, то в распоряжение учащихся предоставляется богатый и самый разнообразный материал, причем им предоставляется выбор, использовать его или нет. Если же учащийся теряет интерес, материал углубляют с тем, чтобы вызвать его любопытство. Инициатива должна исходить от него.
Приобретаемые знания способствуют социализации, причем двояким образом, замыкающимся в круг:
1. Изучаемые теми выносятся на общее собрание, с тем чтобы знания были достоянием всех, а не индивидов;
2. Они основаны на предпочтении. Тот или другой учащийся может при желании стать наставником других учащихся и по свободному выбору обучать их какому-либо специфическому материалу. Это приводит к спонтанному возникновению групп, основанных на общем интересе. Такова методология сотрудничества.
Учитель призван стимулировать инициативу, личный поиск, исследовательский дух, а также - сотрудничать с учащимися, опираясь на свой опыт. Обучение строится на понимании, а не запоминании, на развитии реальных практических и полезных знаний, составляющих часть солидарной культуры.
Одновременно с таким интеллектуальным содержанием развиваются связи между людьми: сотрудничество, взаимопомощь, взаимное уважение, солидарность. Все это связывает вместе интересы личные и коллективные, свободу и ответственность.

"Либертарная молодежь" Сарагосы
(Испания)

http://aitrus.info/node/244

Trinity

19-05-2010 12:13:15

ФРАНСИСКО ФЕРРЕР И «СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА»

Франсиско Феррер Гуардия родился неподалеку от Барселоны 10 января 1859 г. В детстве он испытал на себе мучения испанской школы, полностью находившейся под надзором церкви. По словам одного из инспекторов начальной школы, церковь выделяла школам средства, которые лишь ненамного превышали траты на воск и свечи. Учитель был всего лишь подчиненным священника и обучал только некоторым началам языка, математики и гуманитарных наук. Большая часть школьного времени была отведена священной истории, молитвам, катехизису и т.д. Правилом были железная дисциплина и строгие телесные наказания. Что касается гигиены, то она мало интересовала начальство. Нередко целые классы поголовно страдали от чесотки. Именно в этом кошмарном школьном опыте следует, несомненно, искать происхождение образовательных исканий Феррера. Создавая «Современную школу», он мог бы сперва сказать: «Я всего лишь создаю нечто противоположное тому, что испытал сам».

В 1873 г. поступил на работу приказчиком на суконной фирме в пригороде Барселоны. Он завязал контакты с рабочим классом, который уже стремился к социализму, а через своего хозяина – с мелкой буржуазией, исповедовавшей республиканские и антиклерикальные идеи. Вначале Феррер читал революционных авторов, затем сам вступил в борьбу. В 20-летнем возрасте он пошел работать контролером билетов на железной дороге и вступил в масонскую ложу. После попытки организовать забастовку железнодорожников в 1885 г. и участия в повстанческом движении в 1886 г. он вынужден был покинуть Испанию. Найдя убежище в Париже, он установил контакты с французскими анархистами. Некоторое время проработав виноторговцем и ресторатором, Феррер в конце концов стал давать уроки испанского языка: это стало первым проявлением его интереса к образованию. Будучи самоучкой, он не жалел усилий для того, чтобы развивать свои знания на благо борьбы.

В это время Феррер опубликовал свою первую работу «Практический испанский»; благодаря совершенно новой концепции, она имела большой успех. Действительно, речь шла о первом труде такого рода, в котором изучение языка предлагалось не через знакомство с различными темами и версиями, а через семейные диалоги, разговоры в кафе, на улице и т.д. Оставаясь борцом в душе, Феррер, не колеблясь, ввел в книгу такие фразы, как «Уверяют, что мира не будет, пока народ не провозгласит республику».

В 1900 г. Феррер вернулся в Барселону. Подруга обещала ему финансовую помощь для его проекта «Современной школы» и, умирая в 1901 г., завещала ему значительное состояние. Это должна была быть школа, целью которой было «вырвать из умов то, что разделяет людей (религию, ложные идеи собственности, родины, семьи и т.д.)…». Она должна была быть смешанной (то есть, общей для мальчиков и девочек, – прим. перевод.), открытой для детей днем и для взрослых вечером. В ней можно было бы проводить лекции; предполагалось предоставить в ней помещения для профсоюзов, рабочих ассоциаций, «обществ сопротивления, которые (…) работали бы над достижением полного освобождения».

Оставалось преодолеть несколько главных препятствий. В Испании, где еще ощущался тошнотворный запах инквизиции, образование и книги, которые не были делом церкви, считались редкостью. Ферреру удалось получить поддержку видных педагогов. Что касается школьного материала, он открыл связанное со школой издательство «Ла Эдиториаль», чтобы издавать необходимые книги и «школьную газету», открытую для учащихся!

В октябре 1901 г. «Современная школа» открылась: в ней было 12 девочек и 18 мальчиков, но она быстро достигла значительного успеха. В 1905 г. в Каталонии работали уже 105 филиалов. В 1908 г. в Барселоне насчитывалось 10 «современных школ» с 1000 учеников, и такие учреждения существовали уже по всей Испании. «Современные школы» были созданы также в Португалии, Бразилии, в Лозанне и Амстердаме. Даваемое в них образование было рационалистическим и научным, в значительной мере под влиянием Поля Робена и его сиротского дома «Cempuis».

Однако церковь и государство не могли терпеть столь освободительную школу. Первый инцидент произошел в 1906 г.: Феррера обвинили в подстрекательстве к покушению на короля Альфонса XIII. Он был арестован, а его школа закрыта. Гражданский суд в Барселоне оправдал его, но помещение школы так и не было возвращено. Весной 1909 г. Каталония и Барселона поднялись против отправки военной экспедиции в Марокко. Этим воспользовались для того, чтобы арестовать Феррера. Его судил Военный совет; суд был пародией. Ферреру не дали защищаться, его приговорили к смерти и казнили через 4 дня после процесса, 13 октября 1909 г. Такая поспешность диктовалась огромной симпатией, которой Феррер пользовался во всем мире. Расстреливавшим его солдатам он крикнул: «Дети мои, цельтесь получше! Это не ваша вина. Я невиновен. Да здравствует Свободная школа!»

Ф.Мирай

«Aujourd`hui». 15.05.1998. No.13.


«ТОВАРИЩИ! ВЫРВЕМ ДЕТЕЙ У ПОПОВ И ПРАВИТЕЛЬСТВА!»
(Либертарная школа в Бразилии)

После упадка производства хлопка и сахарного тростника в Бразилии, новым экономическим мотором страны в начале ХХ века стало выращивание кофе. Рабочих рук не хватало, и был организован массовый завоз иммигрантов; треть из них была итальянцами. В своем багаже они привезли идеи анархизма. Политическая арена страны принадлежала богачам, заинтересованным лишь в использовании государственного аппарата ради умножения своих прибылей. Анархисты вдохнули международную солидарность в рабочую среду, отличавшуюся национальным многообразием.

Анархисты задались целью обличать социальную несправедливость; они показывали трудящимся, что построить свободное общество возможно. Для этого использовались самые разные средства; участие в выступлениях за экономические требования, печатная пропаганда, театр и педагогическая работа: школы, народные университеты, центры социальных исследований.

В мае 1902 г. открылась Либертарная школа «Жерминаль». Денег не хватало; для того, чтобы собрать средства, были организованы празднования, на которых товарищи покупали лотерейные билеты, и лекции. «Организаторы надеются собрать достаточное число людей, готовых предоставить 500 мильрейсов в месяц, чтобы позволить родителям оплатить школу для своих детей, которые получат книги и тетради бесплатно. Товарищи! Вырвем детей у попов и правительства!»

В ходе мощной рабочей агитации и несмотря на жестокие преследования движения открыло свои двери и другое учреждение: Социальная школа Рабочей лиги Кампинаса. Ответственным за образование стал анархистский активист Аделину ди Пинью. Паровозный механик, он оставался неграмотным до взрослых лет и установил связи с анархистской средой. В 1907 г. Бразильская рабочая конфедерация (СОВ) призвала трудящихся уклоняться от записи в аремейские списки: военщина готовилась к возможному вооруженному конфликту с Аргентиной. Аделину ди Пинью выступил перед учениками:

«Мои маленькие друзья! Здесь, в Бразилии, с недавних пор говорят о возможной войне между Бразилией и Аргентиной. Объявлено о введении обязательной военной службы. Но те рабочие, которые знают, какие бедствия несет война, которые убеждены, что война наносит куда больший ущерб пролетариату, нежели всем прочим, потому что она отнимает у них детей и посылает их на бойню, – эти рабочие полны решимости ответить на войну войной. Бразильская рабочая конфедерация постановила объявить 1 декабря праздничным днем, чтобы рабочие, освободившись от фабричных дел, могли совместно, вместе со своими товарищами укрепить связи, которые должны соединять их в борьбе с общим врагом. По этой причине у нас (Социальной школы), не имеющих обыкновения признавать праздники ни государственные, ни церковные, сегодня выходной, праздничный день. Возвращайтесь домой, и пусть в ваших сердцах глубоко укоренится любовь к миру. Ведь только в мире достижима та ясность, какая позволяет заняться общественными проблемами, касающимися благополучия людей» (“A Voz do Trabalhador”, январь 1908 г.).

Знакомить учащихся с выступлениями рабочих организаций – такова была обычная практика в анархистских школах. Она свидетельствует о взаимосвязи между делами и педагогическими принципами.

Со своей стороны, анархистские синдикалисты и газеты поддерживали деятельность этих школ. Пример: рабочие Ромеру и Гарсиа активно участвовали в празднике в пользу «Современной школы» №1. Собранные средства позволили издать газету «O Inicio», сделанную учащимися.

Такую же атмосферу взаимопомощи можно было обнаружить и среди учителей, которые должны были подавать пример ученикам, и в совместных действиях с другими школами. Практиковались совместные пение и прогулки. Эффективное согласие обеспечивало работу в гармонии с либертарными идеалами.

Помимо такой взаимопомощи в школьной среде, преподаватели стремились поддерживать память о важных датах рабочей истории. Отмечалась память Парижской коммуны, Чикагских мучеников, годовщины отмены рабства в Бразилии, казни Феррера. В Рио-де-Жанейро, где было часто полицейское насилие, дети выходили 1 мая на улицы с пением «Интернационала»… Речь шла о том, чтобы раскрыть – иными средствами, нежели те, какие практикуются в традиционной школе – нечто совершенно новое в преподавании истории Бразилии: взгляд угнетенных.



Об этих школах мало работ и статей. В одной из них преподаватель А. ди Пинью отмечает, что экзамены не нужны; они не служат мерилом знаний учащихся. Если повышенное внимание необходимо, то к тем, у кого меньше шансов на успех. Те, кто легче воспринимают знания, уже обладают способностями, дарованными им природой». В Бразилии, где блат и знакомства являются правилом, некомпетентный индивид нередко получает диплом при помощи покровителя…

Такое обучение – при котором девочки и мальчики учатся в одном классе, принимаются во внимание интересы каждого, а преподавание и досуг объединены – было характерно и для других педагогических течений того времени: американских протестантов, «Новой школы» и т.д. Если методы аналогичны – в чем же отличие анархистской школы?

Цель анархистского образования – формирование людей, заинтересованных в создании общества равных, в котором все стремятся к социальному благополучию каждого. Эта направленность на участие в создании нового общества проявляется во многом: в соответствующем преподавании истории, в участии детей в праздниках, издании газет, сборе средств для школ и т.д. Именно согласие с идеями преобразования общества определяет либертарную педагогическую практику, отличную от других педагогических проектов эпохи.

От этих педагогических инициатив остались лишь немногие свидетельства, хотя в Бразилии начала ХХ века было создано много школ такого типа. Они основывались на идеях анархиста Франсиско Феррера, основателя барселонской «Современной школы» в Испании.

Либертарные школы были всегда тесно связаны с рабочим движением и после 1917 г. отражали события, разворачивавшиеся на заводах предприятиях страны. Трудящиеся вели жизнь, полную лишений; стачки следовали одна за другой; города Сан-Пауло и Рио-де-Жанейро были дважды парализованы всеобщими стачками; свирепствовала эпидемия «испанки»; наконец, издалека докатилось эхо Русской революции. Под давлением профсоюзов были достигнуты некоторые улучшения. Но в ноябре 1919 г. в Сан-Пауло ворвалась бомба, убившая 4 анархистов, в том числе Жозе Алвиша, директора «Современной школы». Создание компартии увлекло некоторых активистов в ее жестко структурированную организацию. Разрешение на деятельность «Современных школ» было отменено и, несмотря на то, что в Бразилии и позднее предпринимались новые эксперименты, старые анархистские школы были закрыты к концу 1919 г.

Р. и М.С.

«Aujourd`hui». 19.06.1998. No.18.


АНАРХИСТСКОЕ РАБОЧЕЕ ДВИЖЕНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ В АРГЕНТИНЕ

Почти все инициативы либертарного образования в Аргентине (интегрального, рационалистического, анархистского, народного) были теснейшим образом связаны с рабочим движением, организованным вначале в первые рабочие союзы, а затем – в Аргентинскую региональную рабочую федерацию. Следует сказать, что таких учреждений было довольно много.

В 1899 г. в районе нынешних кварталов Парке-Патрисиос и Барракас открылась школа «Новое человечество». Инициатива исходила от рабочих квартальных скотобоен и анархистских обществ Барракаса. В 1900 г. в нее ходило 79 детей.

На первом конгрессе Рабочей федерации в 1901 г. делегаты проголосовали за создание свободных школ. В истории федерации не было практически ни одного общества сопротивления, у которого не было бы своей библиотеки для его участников.

На втором конгрессе в 1902 г. было решено считать «необходимым для судьбы будущих поколений создание института свободного образования». И это были не только слова, поскольку все общества сопротивления экономически и морально поддерживали проекты образования, вырвавшиеся из когтей церкви и государственной политики, вдыхая в эти начинания надежду на справедливое и вольное будущее. Речь шла о школах для детей их членов.

В 1902 г. «Друзья свободного образования» и «Кружок свободного образования Ла-Боки» инициировали создание двух образовательных учреждений, опираясь на помощь портовых рабочих, особенно Общества докеров.

В газете «Ла Протеста умана» от 2 августа 1902 г. можно прочитать: «Новое великолепное учреждение создали наши товарищи в Ла-Боке с помощью рабочего класса этого приморского квартала. Речь идет о создании либертарной школы, которая станет бастионом против отравы официального и религиозного образования, призванным давать детям трудящихся свободное, рациональное образование, свободное от любой патриотической и религиозной заразы. С 1 августа будут открыты классы для мальчиков и девочек 1-й, 2-й, 3-й и 4-й степени (…) В этой школе обучаются ученики обоего пола, в соответствии с самой совершенной педагогической системой и с самой точной научной истиной. Зимой школа работает с 8 до 11 часов, вечером – с часа до четырех. Стоимость обучения за месяц: 1-я и 2-я ступень – 1 песо; 3-я и 4-я ступень – 2 песо (…) Во главе стоят наши товарищи, компетентные в деле преподавания. Нам остается лишь рекомендовать нашим товарищам и многочисленным трудящимся Ла-Боки оказывать максимальное содействие с тем, чтобы поддержать эту школу. Она – первая из тех, которые инициаторы намерены создать, руководствуясь столь возвышенными целями».

В том же году было еще два проекта того же рода: один – по инициативе анархистской группы «Рыцари идеала», второй – по инициативе Хулио Камбы в квартале Альмагро.

«3-й конгресс Рабочей федерации (1903 г.) настоятельно рекомендует Административной комиссии создать библиотеку, предназначенную исключительно для общественного образования всех наемных работников.

С этими же целями могут также издаваться брошюры, перепечатываться статьи, проводиться лекции и т.д., и т.п. с тем, чтобы достичь наибольшего просвещения трудящегося класса.

Точно так же рекомендуется всем обществам создать библиотеки и сделать все возможное для улучшения во всех отношениях образования и просвещения своих членов».

«3-й конгресс Федерации считает настоятельно необходимым создание свободных школ, в которых, при исключении любого сектантского образования, ребенка дается максимальная сумма знаний, в результате чего удается избежать умственных деформаций и развить широкие критерии, позволяющие позднее комментировать и сравнивать любые доктрины. Девизом этих школ будет свобода для образования; эстетическое образование и ручные навыки должны соединяться с научным образованием, будучи всегда нацелены на интегральное развитие всех способностей. В то же время, учреждения образования для взрослых будут функционировать вечерами в том же помещении школы».

Изображение

В том же году был проект «современной школы» в Байя-Бланке, но он просуществовал недолго, пав позднее жертвой полицейских репрессий и преследований против ее преподавателей. В 1904 г. начала работать «современная школа» в доме 1799 по улице Перу; за ней последовала группа народного образования «Объединенные товарищи» в обществе моряков и кочегаров в квартале Ла-Бока. 18 мая 1904 г. «Ла Протеста» писала: «План образования будет совершенно свободным, иными словами, будет зависеть от желания учеников изучать то, что они считают нужным. Образование будет по возможности интегральным (…) Ребенку не будут навязывать изучение того или иного определенного определённого идеала или позиции партии и дисциплину, оставляя это на его свободное усмотрение (…) Присутствовать смогут все (…) католики, протестанты и атеисты; автократы и либертарии».

В городе Тренте-Лаукен вместе с профсоюзной организацией возникла образовательная организация либертарной школы, которая открыла свои двери в октябре того же года.

5-й конгресс Рабочей федерации дал новый импульс развитию либертарных школ. Было принято решение: «5-й конгресс, признавая необходимость эффективного налаживания свободного обучения, рекомендуем всем обществам, объединенным в федерацию, выделить часть своих фондов на поддержание свободных школ, библиотек и издание брошюр, и ФОРА должна поддержать любую возникающую инициативу, направленную на их создание, а местные советы гарантируют их нормальное функционирование».

В 1907 г. открылась «современная школа» в Лухане, на улицах Италии и адмирала Брауна. «Обучение будет смешанным (…) Современная школа преследует цель подготовить действительное братство человечества, без различия классов и пола.

Физические упражнения и ручной труд одновременно укрепляют детский организм и имеют тенденцию привить ребенку любовь к труду. С этой целью в школе действует курс женских работ, а мальчики изучают сельское хозяйство и учатся работать на земле, насколько это позволяют их физические возможности.

Кроме того, как можно скорее будут организованы мастерские для изучения ремесел. Таким образом, Современная школа надеется вести борьбу за приход общества, в котором все его члены трудятся и действуют в унисон со всеми» («La Protesta», 28 августа 1907 г.).

С помощью докеров порта в 1908 г. открылась «Современная школа» в Росарио, а в 1909 г. – в Буэнос-Айресе, став продолжением предшествующего опыта в квартале Ланус. Руководство этой школы возглавлял Хулио Баркос. «Ла Протеста» 7 апреля комментировала: «При хорошей погоде был устроен пикник, организованный Административной комиссией Современной школы вместе с группами «Любители свободы» и «Пробуждение» в воскресенье 4-го числа текущего месяца. В 8.30 отправился трамвай (…) до места (…) Потом (дети) читали стихи и диалоги, и их манера декламации произвела сильное впечатление на толпу взрослых, воодушевленных проникновенными строками. С выражением, полным чувства, они выражали протест детей против людей, изуродованных самыми низкими страстями, утонувших в пучине пороков, лжи и тупости. Были висячие котелки и стрельба по куклам, которая состояла в бросании мяча по 8 карикатурам, расположенным в ряд на доске и прикрепленным шарнирами. Они олицетворяли клир, буржуазию, милитаризм и проституцию. Это привлекло большое внимание».

Эксперименты были осуществлены также в Мендосе, Инхеньеро-Уайт, Ла-Плате, Маар-дель-Плате, К.Ривадавия.

В 1912 г. была образована Рационалистская лига Аргентины. Ее целями были:

«Статья 1. Под названием Лиги рационалистического образования создается народная ассоциация со следующими целями:

а) всеми средствами пропаганды знакомить с целями и принципами рационалистического образования;
б) стремиться соединить усилия всех сознающих необходимость реформы ныне существующей школы с тем, чтобы разработать систему и план образования, реализующие научную и гуманитарную концепцию Современной педагогики.
в) осуществлять на практике эту концепцию с целью создания рационалистических школ, которые станут основой для экспериментального испытания этого плана и этой системы.

Статья 2. Одобрить в качестве принципа действия и основы ее работы следующее: Проблема образования должна рассматриваться с точки зрения индивида, в связи с чем:

а) школа должна готовить из каждого получающего образования полезного члена общества, и одновременно с прогрессом условий его жизни, делать из каждого ребенка человека, восприимчивого к пониманию идеала всестороннего улучшения жизни, ориентируя дух на образование в сторону будущего, а не прошлого;
б) обучение – это не всё, само по себе оно формирует только эрудитов. Необходимо стремиться к уравновешенному и гармоничному развитию всех способностей и тенденций, полезных для формирования здорового человека, с ясным умом и без предрассудков, человека, чья этическая жизнь основана на чувстве общественной солидарности;
в) любая система образования должна исходить из точного знания физической и психической природы ребенка, должна вдохновляться научными методами;
г) она вдохновляется признанной и демонстрируемой истиной, с учетом ее относительности; тем самым отвергается любая догма, любой факт, опирающийся исключительно на авторитет или традицию;
д) школа не должна навязывать, она должна показывать и убеждать, пробуждать ум, стимулировать рассуждения, вести к тому, чтобы во всех областях проявлялась индивидуальность».

Лига действовала во многих отделениях рабочих союзов, и образование не ограничивалось только детьми; образование получали и сами трудящиеся.

После событий, произошедших в связи со столетием независимости Аргентины, введения осадного положения и закона о защите общества развернулись широкие репрессии против рабочего движения в целом. Инициативы в сфере образования разделили ту же судьбу. Со своей стороны, церковь пользовалась любой благоприятной возможностью для атаки на образовательные проекты, которые противоречили ее школьным «теориям». Многие авторы называют церковников Росарио прямыми виновниками закрытия школ, которые они пытались постоянно травить через местную печать. Преследования учителей и трудящихся в ходе каждой стачки, смерть Ф.Феррера в Испании, – все эти факты вызвали постепенное затухание импульса к либертарному образованию. С середины 1910-х гг. многие из образовательных учреждений были закрыты. Но это не покончило со стремлением трудящихся-анархистов к либертарному образованию, и многие учреждения дожили до начала 1920-х гг.

Как видим, либертарные школы начала ХХ века были весьма многочисленными, и это несмотря на то, что огромное количество образовательного материала было утрачено в ходе неоднократных нападений полиции на образовательные учреждения и помещения рабочих союзов. Образование пало жертвой тех же процессов разрушения, какие испытало на себе рабочее движение. Если сегодня религиозная культура по-прежнему ставится под сомнение (весьма вероятно, плод революционного опыта), в целом, в школах можно обнаружить сегодня светско-государственнические тенденции, чья главная цель – формировать граждан, соблюдающих не религиозный культ, а культ государства, законов, обязанностей, повиновения, благоговения перед расписаниями и правилами. Эти школы видят в ученике объект для формовки на потребу капиталистического рынка. Удачливы те, кто в этой пирамиде занимают первые посты, счастливые выпускники университетов, спонсируемых крупными компаниями и создающих лидеров и интеллектуалов. Огромное же большинство вынуждено довольствоваться начальной школой, в лучшем случае – средней, которая должна приучить их спозаранку приходить на работу и соблюдать иерархию, сгибая голову перед хозяином.

Ноэлия Феррер
(Из брошюры: La educacion en las ideas libertarias. Buenos Aires: Ed.FORA, s.d.)

Перевод: В.Граевский

Trinity

19-05-2010 12:16:15

ПЕДАГОГИКА ПОЛЯ РОБЕНА

Поль Робен – известный французский педагог, основатель и директор сиротского дома в Семпюи, в котором создал гуманистическую воспитательную систему. К опыту работы П. Робена в России впервые обратилась О.В. Кайданова, чья книга «Сиротский дом Прево и его создатель Поль Робен» была издана в Москве в 1912 году. Попытка осмысления деятельности французского педагога в наши дни с позиции теории воспитательных систем предпринята Т.В. Цырлиной.
Сиротский дом, созданный Полем Робеном в Семпюи («Cempius»), небольшом поселке в департаменте Уаза (Oise), более ста лет назад, был одним из лучших детских учреждений Франции того времени.

В основе педагогической деятельности в сиротском доме лежали пропагандируемые П. Робеном гуманистические принципы, которые не утратили своей актуальности и сегодня. Т.В. Цырлина называет некоторые из них:
• Воспитание должно быть всесторонним, т.е. направленным на развитие всех сторон человеческой природы.
• В основу воспитания должен быть положен разумно организованный физический труд.
• Воспитание должно быть совместным, т.е. равным для юношей и девушек.
• Нравственное воспитание должно занимать центральное место в общей системе воспитания.
• Педагоги и учащиеся должны строить свои взаимоотношения на основе сотрудничества и признания свободы воспитанников.

С позиций свободы Робен рассматривал и вопросы нравственного воспитания. Цель нравственности в Семпюи определялась в соответствии с основным принципом утилитаризма И. Бентама: достижение наибольшего счастья для наибольшего числа людей. Взгляды Робена на проблему расходились с позицией официальной педагогики того времени. По традиции основы нравственности должно было закладывать религиозное воспитание. Главным принципом эпохи было воспитание в вере. Робен же к проблеме веры подходил с философских позиций: так как отсутствие бога так же нельзя доказать, как и наличие его, значит, одинаково вредно насаждать и религию, и атеизм. Поэтому в приюте Прево не было ни специальных уроков Закона божьего, ни уроков нравственности, но в ходе преподавания истории детей знакомили с различными религиями, особенностями их возникновения и основными вероучениями. Подробно знакомили с христианством, личностью Иисуса Христа и своеобразием развития христианства в разных странах.

Робен считал, что нравственность необходимо «преподавать» не только в учебных курсах, но и практически, на живых примерах, на деле. Поэтому главным фактором в его доме являлся сам строй жизни: совместный труд, чудесная природа, сотрудничество и взаимопомощь во всех ее видах.

При составлении распорядка дня во главу угла ставилось здоровье детей, потому расписание дня включало физические упражнения (гимнастика, коньки, велосипед, игры, прогулки), ручной труд (работа в мастерских и на полях); труд умственный (классные занятия, проводимые часто на воздухе); чтение; отдых и еду; сон. Домашние задания не задавались.
Важную роль в воспитании П. Робен придавал развитию в детях самостоятельности. Французский педагог твердо верил, что природные задатки ребенка проявятся лишь в том случае, если ему будет предоставлена полная свобода самовыражения. Только почувствовав собственную свободу и самостоятельность, ребенок научится ценить и признавать свободу окружающих. В сиротском доме не только не использовали наказаний, но и старались избегать любых приказаний. Воспитанников учили постепенно осознавать смысл и содержание своих обязанностей, которые вытекали из всей совокупности общих условий жизни.

«Взрослые должны проникнуться уважением к личности ребенка, - не уставал он повторять, - должны отказаться от каких-либо посягательств на его свободу и внушение ему страха перед авторитетом. Ребенок неизбежно обратится за помощью к взрослому, естественным образом признав его умственное и физическое превосходство. Такое естественное доверие к старшим и является лучшей заменой пассивного послушания и страха перед силой». Чтобы достичь доверия ребенка, учил Робен, нужно с первых шагов жизни внушать ему одну простую истину: «Ты свободен! Делай так, как считаешь нужным!». Вместе с тем в доме Прево существовали известные правила, исполнение которых было обязательно. Однако в отличие от традиционной школы, каждое правило здесь подробно обосновывалось, а чаще всего вырабатывалось самими ребятами и диктовалось самой жизнью.

Вместо религиозных праздников в приюте устраивались праздники в честь великих исторических событий и великих людей, а также великих принципов человеческой жизни: праздники труда, равенства, братства и т.д.

Оригинальные подходы к обучению детей письму, грамоте Поль Робен выразил в книге «Об интегральном обучении», где он предложил использовать такие методики, такую технику, которые позволили бы ребенку приобрести «через практику привычку иметь полную свободу разума». Робен считал, что ребенка надо обучать искусству говорить и писать для других. Однако, по его мнению, педагоги «не должны игнорировать одну, часто забываемую точку зрения - искусство писать для самого себя. Почти всегда необходимо придти на помощь памяти, чтобы вспомнить в течение более или менее длительного времени прочитанное или основные тезисы для устного выступления. Чтобы достичь этой цели, нужно научиться делать заметки - вещь не совсем заурядная, которой детей особенно не обучают. Никто не станет оспаривать, что здесь самая краткая запись будет наилучшей». Поэтому первичной системой письма для обучения ребенка французский педагог считал стенографию. Для него также было важным, чтобы произведение было напечатано.

В работе, опубликованной в 1900 г. под названием «Сампюи» («Cempius») бывший питомец приюта Габриель Жиру описывает педагогическую практику, внедренную Полем Робеном. В этой работе опубликована фотография мастерской «типографии-литографии», где изображены работающие ученики. Эта прекрасно оборудованная мастерская удивительно напоминает профессиональную типографию. Вероятно, в Сампюи ученики печатали не только брошюрки, инструкции, но и свои собственные работы.

Робен предъявлял высокие требования к кандидатам на должность воспитателя. «Педагоги же нашего приюта должны смотреть на себя как на членов сообщества подростков, как на отцов или матерей большой семьи. Надо учиться находить свое счастье в этой среде детей и юношества, надо постепенно – на уроках, и в игре, и за столом – заниматься их воспитанием, надо самому находить удовольствие в играх; только тогда можно почувствовать себя вполне на своем месте, быть полезным делу».
Достижения приюта не могли не признать правительственные чиновники. Однако против Робена восстало католическое духовенство. Робену было объявлено об отставке.
С того момента, как Робен покинул стены приюта Прево, заведение это стало медленно угасать. Однако разработанные им принципы и формы деятельности легли в основу многих «новых школ» Европы.

(При подготовке материала использованы результаты исследования Т.В. Цырлиной: Цырлина, Т.В. На пути к совершенству: Антология интересных школ и педагогических находок XX века / Т.В. Цырлина / М.: Сентябрь, 1997)
http://home.tula.net/ltolstoy/161.html

ПОЛЬ РОБЕН – АНАРХИСТ
Поль Робен (1837–1912) – французский анархистский педагог. Родился 3 апреля 1837 г. в Тулоне в католической семье, принадлежавшей к «средним слоям». В 1860-х гг. работал учителем, активно участвовал в деятельности Первого Интернационала, был делегатом на конгрессах в Брюсселе, Женеве, Париже и Лондоне, поддерживал Михаила Бакунина в его борьбе с Марксом. В 1880 – 1894 гг. работал в детском доме Сампюи, осуществив ряд педагогических теорий. Его педагогические принципы оказали влияние на Франсиско Феррера, основателя «Современной школы». Покончил жизнь самоубийством 31 августа 1912 г.

Trinity

19-05-2010 12:19:04

ФРАНСИСКО ФЕРРЕР - ТЕОРЕТИК И ПРАКТИК ЛИБЕРТАРНОЙ ПЕДАГОГИКИ

13 октября 1909 г. в Барселоне был расстрелян испанский педагог, активист анархистского рабочего движения Франсиско Феррер-и-Гуардия. Он родился в деревне Аллела под Барселоной 10 января 1859 г. Родители его были мелкими землевладельцами. До 13-летнего возраста Франсиско учился в сельской школе, из-за материальных трудностей был вынужден бросить учебу и пойти работать. Феррер интересовался новейшими социальными идеями, посещал собрания кружков анархистов и марксистов, позднее вступил в партию республиканцев. В 20-летнем возрасте он поступил контролером на железную дорогу от Барселоны до французской границы. В 1885 г. во время восстания республиканцев участвует в боях в городе Санта-Колома, а после разгрома восставших эмигрирует во Францию. В Париже он начинает давать частные уроки испанского языка, разрабатывает собственную методику преподавания, которая принесла ему известность. В 1895 г. Феррера приглашают преподавать испанский язык в Лицее Кондорсе.

Он вступает в контакт с теоретиками либертарного коммунизма Жаном Гравом и Элизе Реклю, либертарным педагогом Полем Робеном. Под их влиянием к середине 1890-х гг. он становится анархистом. Как и многие из активных анархистов, Феррер придавал большое значение революционно-синдикалистскому движению по примеру французской Всеобщей конфедерации труда. В концепции революционного синдикализма организации, созданные трудящимися в процессе борьбы за свои интересы (рабочие союзы, кооперативы и т.д.), являются своеобразными школами для взрослых, очагами либертарного коммунистического общества. В них проходит процесс выработки новых культурных ценностей, новой этики, связанной с самоуправлением. Феррер считал не менее важным воспитание подрастающего поколения, которое сможет осуществить социальную революцию и создать свободное и справедливое общество. Феррер полагал, что воспитание свободной личности не имеет ничего общего с христианством. Проповедуя смирение, эта религия мешает человеку бороться за создание нового справедливого строя.

Сочетая педагогические идеи Поля Робена и других теоретиков свободного воспитания с новейшими теориями детской психологии, Феррер создал концепцию «рационального воспитания», которую раскрыл в своих трудах - «Обновленная школа» и «Принципы научной морали». Под «рациональным воспитанием» понималось интеллектуальное, физическое и нравственное развитие личности ребенка с максимальным учетом его интересов и индивидуальных особенностей. Воспитатель, по мнению Феррера, в своих действиях должен исходить из интересов ребенка: «Вся ценность воспитания должна заключаться в уважении к... воле ребенка». Цель школы - воспитать «людей, способных беспрерывно эволюционировать, способных обновлять окружающую их среду и самих себя».

Феррер считал недопустимым подчинение школы государству и церкви. Задача государственной системы образования состоит в том, чтобы «приучить ребенка повиноваться, слепо верить и думать согласно господствующим социальным догмам», приспособить ребенка к тому месту в обществе, которое навязано ему правящими элитами. Главный метод воспитания в этой школе - принуждение. Поэтому коренные изменения в ней должны быть основаны на «уничтожении принуждения», устранении «моральной и нравственной дисциплины», которая «прививает детям готовые идеи,... уничтожающие волю ребенка». Для развития свободной личности Феррер считал необходимым формирование критического мышления, способности к саморазвитию и терпимости к иной точке зрения.

Под влиянием статей и выступлений Феррера французская миллионерша Э.Менье завещала ему свое состояние. На деньги, полученные в наследство, Феррер 8 октября 1901 г. основал в Барселоне «Современную школу».

В эту школу принимали детей с 5 до 12 лет, независимо от пола и материального положения. Их распределяли по классам в зависимости от знаний. Феррер отказался от применения наказаний. Отсутствие принуждения способствовало установлению дружеского общения между преподавателями и учениками. Чтобы не вызывать конкуренцию между детьми, отказались от оценок. Традиционному разделению образования на начальное, среднее и высшее Феррер противопоставил идею «всестороннего воспитания» - единой школы. «Современная школа» давала ребенку единое, всестороннее и законченное образование, сочетавшее в себе элементы начального, среднего и профессионального. При школе работали мастерские, там детей по их желанию обучали ремеслу, которое могло им пригодиться в будущем. Обучение в школе продолжалось 4 года. Центральное место в обучении занимало изучение естественных наук; мистические и сверхъестественные объяснения каких-либо явлений не допускались. Занятия состояли из бесед преподавателя с учениками, наглядных уроков и образовательных прогулок (на природу, на фабрики и т.д.). Целью таких прогулок было развитие у детей интереса к самым разнообразным вещам и явлениям, склонности к наблюдениям и умозаключениям. Детей знакомили с фактами из газет и журналов, отражающими состояние общества, приводили в доступной им форме разные точки зрения на социальные и другие проблемы. В школе проводились лекции и для взрослых.

Для обеспечения школы литературой Феррер основал издательство. В числе авторов учебников были знаменитый географ Э.Реклю и Ж.Грав. Выходил ежемесячный «Бюллетень новой школы» - журнал, посвященный вопросам воспитания и предназначенный для родителей и учителей. В нем печатали труды П.Робена, Э.Реклю, П.А.Кропоткина, Г.Спенсера, биолога Э.Геккеля и астронома К.Фламмариона, сочинения Льва Толстого и Максима Горького, переводы статей известных педагогов и психологов, статьи самого Феррера.

Об успехе деятельности Феррера говорят факты. При открытии школы в ней учились 30 детей, к 1907 г. их число возросло до 126. У Феррера появились последователи - «Современная школа» положила начало движению «новых школ» по всей Испании. К 1904 г. в Барселоне и в провинции по этой системе работали уже 14 школ для детей рабочих. К 1907 г. их было уже 47 с 1700 учениками. Феррер снабжал их учебниками, подбирал учителей. Материальную помощь школам оказывали испанские синдикалистские профсоюзы и сторонники идей Феррера.

Феррер продолжал революционную деятельность. С 1901 г. он сотрудничает в революционно-синдикалистской газете «La Huelga General» («Всеобщая стачка»), в 1907 г. был одним из основателей анархо-синдикалистской федерации «Рабочая солидарность» с одноименной газетой «Solidaridad Obrera», из которых позднее выросла знаменитая CNT. Феррер руководил просветительской работой анархо-синдикалистских союзов Испании. Да и само воспитание в его школе, имевшее откровенно антиавторитарный, атеистический и антивоенный характер, было деятельностью по преобразованию существующего общественного строя.

Испанское правительство до поры до времени терпело существование подобных школ, поскольку государственное начальное образование находилось в плачевном состоянии: к 1907 г. на 18,5 млн. населения страны лишь 6 млн. были грамотными. Но содержание «рационального воспитания» вызывало ненависть клерикалов и капиталистов. Они ждали повода для расправы над Феррером. 31 мая 1906 г. Матео Мораль Брока, работник издательства Феррера, по собственной инициативе бросил бомбу в свадебный кортеж короля Альфонса XIII. Феррера обвинили в организации покушения и арестовали, а его школу закрыли. Попытка реакционеров уничтожить Феррера возмутила всех, кто интересовался проблемами образования. Развернулась международная кампания в его защиту. О действиях испанских властей с возмущение писали газеты многих стран мира, почти во всех странах Западной Европы появились «союзы помощи Ферреру». Суд оправдал Феррера, однако вновь открыть школу ему не разрешили, заявив, что используемые в ней учебники не соответствуют установленным требованиям.

Феррер вынужден был уехать за границу и занялся пропагандой своих идей. В апреле 1908 г. в Париже совместно с английским журналистом Вильямом Гифордом он основал «Международную Лигу рационального воспитания детей». Целью Лиги была пропаганда идей «рационального воспитания». В нее входили педагоги из Испании, Германии, Франции, Италии, Бельгии, Швейцарии и Великобритании. В руководство Лиги вошли известные деятели науки и культуры: писатели-лауреаты Нобелевской премии Анатоль Франс и Морис Метерлинк, видный теоретик свободного воспитания И.Эльсландер, Эрнст Геккель. Продолжали свою деятельность сторонники Феррера в Испании. С их помощью было возобновлено издание ежемесячного «Бюллетеня новой школы». 17 июня 1909 г., получив известие о болезни жены своего брата и племянницы, Феррер выезжает в Испанию.

В июле 1909 г. Испания развязала колониальную войну в Марокко. В ответ на мобилизацию рабочей молодежи в армию, в Барселоне и других промышленных центрах Каталонии началась всеобщая забастовка, переросшая в стихийное восстание, вошедшее в историю под именем «Трагической недели». Подавив выступление, испанское правительство и католическая церковь использовали его как предлог для расправы над Феррером. Его обвинили в организации восстания, арестовали и предали военному суду. Казни Феррера требовал Орден иезуитов, действия суда одобрил папа Пий Х. Обвинение было сфабриковано так грубо, что даже выделенный трибуналом официальный защитник капитал Гальсеран потребовал оправдать Феррера. На следствии и в суде выслушивались лишь те, кто давал по5казания против Феррера; были собраны все анонимные доносы, которые могли повредить ему; все, кого защита выдвигала в качестве своих свидетелей, были высланы из страны.

Эта расправа вызвала массовое движение в Европе. Создавались «комитеты защиты Феррера», проводились митинги протеста, испанскому королю Альфонсу XIII посылали тысячи телеграмм с требованием освободить Феррера. Но это не дало результатов. Феррер был приговорен к смертной казни и 13 октября 1909 г. расстрелян.
Казнь вызвала массовые акции протеста. В Париже, Лионе, Тулоне, Шербуре, Лондоне, Вене, Будапеште, Праге, Мюнхене, Брюсселе, Антверпене, Лиссабоне, Буэнос-Айресе, Монтевидео, Рио-де-Жанейро, Мехико прошли демонстрации. В Париже на бульваре Курсель произошло настоящее сражение с полицией. В Милане и Риме прошли всеобщие стачки протеста. Территория Ватикана в течении недели охранялась итальянскими войсками, так как демонстрации носили откровенно антиклерикальный характер; священнослужителей встречали на улицах криками: «Подлые убийцы!». В России прошли студенческие митинги протеста в Петербурге, Киеве и Москве.

Убив Феррера, испанская бюрократия и клерикалы не сумели задушить движение «новых школ». К концу 1909 г. в Испании насчитывалось уже 209 «современных школ». Эти школы при поддержке рабочих организаций создавались и после смерти Феррера. Вопреки сопротивлению государства, церкви и капиталистов они продолжали его дело - распространяли либертарные представления о жизни и светское рациональное образование.
Д.ВОЛЬСКИЙ
(«Прямое действие», 2001, №18/19)

Книга Феррера http://aitrus.info/node/768