Load
19-07-2012 10:57:25
Почти 2 месяца прошло с тех пор, как состоялся Сбор Анархистов Балтийского Моря (Baltic Anarchist Meeting, ВАМ) http://www.bam2012.org Он прошел в Таллинне 25-27 мая, но только сейчас у меня появилась возможность записать кое-какие впечатления по поводу мероприятия. Я пока не заметил никаких других отчетов, надеюсь, они еще появятся (я пропустил некоторые из тематических дискуссий).
Во всех странах в северной части Балтийского моря существует активное анархо-движение, но по каким-то непонятным для меня причинам связи междуними очень слабы. Это была первая встреча, которая была призвана укрепить связи движениями Эстонии, Латвии, Литвы, России и Швеции. Таллинн - вполне логичное место для подобной встречи, этот город расположен в центре региона. Единственный недостаток -необходимость для россиян получать визу. Из-за этого на встрече россиян оказалось меньше, чем участников из других стран. Лекций, организованных российскими участниками, тоже не было, за исключением моего выступления по поводу анархизма в России.
Анархическое движение в Эстонии немногочисленно. Все крутится вокруг движения "Punamust" ("Красное- черное") http://www.punamust.org/forum/, инфошопа в Тарту (http://www.araamat.org) и социального центра Ülase12 в Таллинне http://www.ylase12.org/index.php. В итоге на встрече оказалось больше финнов, чем эстонцев, так что иногда даже требовалось указывать финнам, что во время общих дискуссий они отвлекаются на внутренние вопросы финской тусовки, которые не так уж интересны остальным участникам.
По ходу, эстонская политика до сих пор определяется обидой на российский и советский режим, из-за в Эстонии этого очень сложно продвигать антикапиталистические идеи. BAM был организован во время саммита парламентской ассамблей НАТО в Таллинне. Несмотря на то, что количество убитых эстонских солдат в Афганистане относительно высоко (9 убитых при населении 1 340 000), открытие выступления против войны там полностью отсутствуют. Народ считает, что НАТО - гарантия независимостиЭстонии в случае российской угрозы.
Положительная сторона небольшого размера движения в том, что власть не рассматривает анархистов как угрозу себе. Поэтому Болтийский сбор столкнулся с гораздо меньшими препятствиями со стороны правоохранительных, чем это было бы в Россий, или даже в Швеции или в Финляндии. Другие открытые угрозы также отсутствовали, поскольку эстонских националистов сборы анархистов также не интересуют. Имело место некоторое беспокойство из-за концерта байкерского клуба по соседству с двором социального центра
Ülase12, где участники сбора ночевали. Опасались, что туда могут явиться националисты, но в итоге не было никаких проблем.
Я выступал первым вечером в пятницу. После меня были представлены различные анархические инициативы из Финляндии. В последнюю в пятницу выступал Даниел Кун, его рассказ бы полсвящен теме "Что такой анархизм - движение, образ жизни или этика"?
Надеюсь, моя попытка кратко сложить суть его доклада не окажется слишком грубой, но по большому счету он противопоставил "анархизм в качестве движения" против "анархизма в качестве философии, образа жизни, этики". С его точки зрения, первой позиции проповедует книга "Black Flame: the revolutionary class politics of anarchism and syndicalism" Лусьена ван дер Валта и Михайла Шмидта, которые не стали выключать в рамки анархизма такие тенденции, как даосизм античности, еретиков Средневековья или образ жизни первобытных племен. По ходу, это противопоставление основано на работа Давида Грабера 2002 года http://newleftreview.org/II/13/david-gr ... anarchists, возможно, через призму Вэйне Прайса http://theanarchistlibrary.org/library/ ... rends-i.... Но так же как со всеми попытками впихнуть всех анархистов в одну единственную категорию, возникает вопрос о том, существуют ли на самом деле анархисты, которые сами себя относят к категориям, которые им предлагают Грабер, Прайс или Кун.
Суббота началась с энергичной демонстрации против парламентской ассамблеи НАТО (Фото: http://avtonom.org/news/estoniya-v-tall ... emonstra...). Власть запретила шествие через старую часть Таллинна, но мы туда все равно пошли. Похоже, властям было совершенно все равно: только в самом концешествия появилась пара людей в штатском, которые нас фоткали. После демонстрации был митинг в парке "Таммсааре" в самом центре города – но присоединились к нему только участники конференции анархистов. И еще какой-то фрик из секты одного человека со взглядами, которые представляли смесь сталинизма и троцкизма. Я видел один его плакат против саммита НАТО центре города, он был исключительно на русском языке, хотя чувак сам был эстонец. Он даже не испытал никакой надежды на то, что его идеи могут быть востребованы эстонскому большинству в стране.
Мне было непонятно, почему многие местные анархисты выбрали стиль черного блока с масками, хотя никакое уничтожение собственности не планировались. В Таллинне - не более пяти анархо-активистов, и скорее всего местные спецслужбы и менты их всех прекрасно знают. Кроме малочисленных анархистов, "левые" фактически в полностью отсутствуют, и кроме войны в Афганистане, есть еще множество других тем которыми никто кроме анархистов не занимается. С учетом этого, было бы логично отказаться от всего
анархо-фетишизма, и сделать движение максимально доступным для местного населения. Гости конференции шарили еще меньше - испугались телекамер, непонятно из-за чего, и так далее. Возможно, участникам недостаточно объяснили, что их на самом деле ждет на демонстрации, но по-моему нет никакого толка тратить часы, чтобы объяснить людям, что может случиться на акции, которая все равно не ставит перед собою цели реально помешать чему-нибудь.
Далее в субботу, были обсуждения анархизма в Литве и в Швеции, но их я пропустил. Во время последней дискуссии о том, как сделать анархические идеи более популярными в регионе балтийского моря, я присоединился только в самом конце, когда уже была почти полночь и большинство участников, за исключением только тормознутых финнов, уже удалились. В тот момент какому-то местному тусовщику казалось, что люди несут чушь, и он демонстративно наливал в бутылку пиво на своем голове. Ему попросили
вежливо убрать ее, что он и сделал - это был культурный шок для русских гостей, по меркам которых следовало бы его перевоспитать физическим путем.
Все дискуссии проводились только на английском языке, без переводов. Возможно, это ограничивало долю участия русских, поскольку в отличие от всехдругих стран региона, обучение английскому языкц в российских
школах находиться на печальном уровне.
Последний день, воскресенье 27 мая, начался с презентации Габриела Куна "Футбол против государства", о борьбе низовых инициатив против контроля и коммерциализации данного вида спорта, которая столь же стара, как и сам этот вид спорта. Кун недавно публиковал книгу с таким же названием (Soccer vs. the State), где можно об этом прочитать подробнее. После него выступала местная активистка Дагмар Касе с докладом "Как быть и оставаться феминисткой активисткой". Не знал, что несмотря на свой небольшой размер (416000 жителей), в Таллинне очень активные феминистские и квир-сообщества, включая местный Ladyfest (в Финляндии Ladyfest отсутствует с 2009 года).
Потом последовали дискуссии о борьбе против фашизма в регионе балтийского моря (организовали литовцы), и о невербальной коммуникации. Но их япропустил - и вернулся только на вечеринку, но к тому моменту многие уже отправились домой.
Это хороший вопрос, какова на самом деле польза от подобных сборов, помимо радости знакомства и тусования с единомышленниками. Все языки региона сильно отличаются от друг друга и за исключением русского, имеют толькоместное значение. В такой ситуации нет никаких шансов сотрудничать в области составления пропаганды и издательского дела, но с учетом скромных масштабов анархического движения в регионе, почти все активность именно к этому и сводится.
В целом сбор мне понравился, расписание было хорошо обдумано и не слишком запаздывало, хорошее равновесие между разными типами мероприятий. Ну и еда была замечательная. Особенно понравилось, что не было никакого концерта - в России и особенно в Финляндии, иногда в рамках межгородских мероприятии
80-90% усилий приходится на организацию концертов, к которыми я отношусь равнодушно. Количество участников было достаточно небольшим, чтобы сохранять дружескую атмосферу, все могли во всем участвовать и еще познакомиться с ранее не знакомыми людьми. Во время более масштабных мероприятий обычно общаешься только с людьми, с которыми был уже знаком заранее.
Антти Раутиайнен
Во всех странах в северной части Балтийского моря существует активное анархо-движение, но по каким-то непонятным для меня причинам связи междуними очень слабы. Это была первая встреча, которая была призвана укрепить связи движениями Эстонии, Латвии, Литвы, России и Швеции. Таллинн - вполне логичное место для подобной встречи, этот город расположен в центре региона. Единственный недостаток -необходимость для россиян получать визу. Из-за этого на встрече россиян оказалось меньше, чем участников из других стран. Лекций, организованных российскими участниками, тоже не было, за исключением моего выступления по поводу анархизма в России.
Анархическое движение в Эстонии немногочисленно. Все крутится вокруг движения "Punamust" ("Красное- черное") http://www.punamust.org/forum/, инфошопа в Тарту (http://www.araamat.org) и социального центра Ülase12 в Таллинне http://www.ylase12.org/index.php. В итоге на встрече оказалось больше финнов, чем эстонцев, так что иногда даже требовалось указывать финнам, что во время общих дискуссий они отвлекаются на внутренние вопросы финской тусовки, которые не так уж интересны остальным участникам.
По ходу, эстонская политика до сих пор определяется обидой на российский и советский режим, из-за в Эстонии этого очень сложно продвигать антикапиталистические идеи. BAM был организован во время саммита парламентской ассамблей НАТО в Таллинне. Несмотря на то, что количество убитых эстонских солдат в Афганистане относительно высоко (9 убитых при населении 1 340 000), открытие выступления против войны там полностью отсутствуют. Народ считает, что НАТО - гарантия независимостиЭстонии в случае российской угрозы.
Положительная сторона небольшого размера движения в том, что власть не рассматривает анархистов как угрозу себе. Поэтому Болтийский сбор столкнулся с гораздо меньшими препятствиями со стороны правоохранительных, чем это было бы в Россий, или даже в Швеции или в Финляндии. Другие открытые угрозы также отсутствовали, поскольку эстонских националистов сборы анархистов также не интересуют. Имело место некоторое беспокойство из-за концерта байкерского клуба по соседству с двором социального центра
Ülase12, где участники сбора ночевали. Опасались, что туда могут явиться националисты, но в итоге не было никаких проблем.
Я выступал первым вечером в пятницу. После меня были представлены различные анархические инициативы из Финляндии. В последнюю в пятницу выступал Даниел Кун, его рассказ бы полсвящен теме "Что такой анархизм - движение, образ жизни или этика"?
Надеюсь, моя попытка кратко сложить суть его доклада не окажется слишком грубой, но по большому счету он противопоставил "анархизм в качестве движения" против "анархизма в качестве философии, образа жизни, этики". С его точки зрения, первой позиции проповедует книга "Black Flame: the revolutionary class politics of anarchism and syndicalism" Лусьена ван дер Валта и Михайла Шмидта, которые не стали выключать в рамки анархизма такие тенденции, как даосизм античности, еретиков Средневековья или образ жизни первобытных племен. По ходу, это противопоставление основано на работа Давида Грабера 2002 года http://newleftreview.org/II/13/david-gr ... anarchists, возможно, через призму Вэйне Прайса http://theanarchistlibrary.org/library/ ... rends-i.... Но так же как со всеми попытками впихнуть всех анархистов в одну единственную категорию, возникает вопрос о том, существуют ли на самом деле анархисты, которые сами себя относят к категориям, которые им предлагают Грабер, Прайс или Кун.
Суббота началась с энергичной демонстрации против парламентской ассамблеи НАТО (Фото: http://avtonom.org/news/estoniya-v-tall ... emonstra...). Власть запретила шествие через старую часть Таллинна, но мы туда все равно пошли. Похоже, властям было совершенно все равно: только в самом концешествия появилась пара людей в штатском, которые нас фоткали. После демонстрации был митинг в парке "Таммсааре" в самом центре города – но присоединились к нему только участники конференции анархистов. И еще какой-то фрик из секты одного человека со взглядами, которые представляли смесь сталинизма и троцкизма. Я видел один его плакат против саммита НАТО центре города, он был исключительно на русском языке, хотя чувак сам был эстонец. Он даже не испытал никакой надежды на то, что его идеи могут быть востребованы эстонскому большинству в стране.
Мне было непонятно, почему многие местные анархисты выбрали стиль черного блока с масками, хотя никакое уничтожение собственности не планировались. В Таллинне - не более пяти анархо-активистов, и скорее всего местные спецслужбы и менты их всех прекрасно знают. Кроме малочисленных анархистов, "левые" фактически в полностью отсутствуют, и кроме войны в Афганистане, есть еще множество других тем которыми никто кроме анархистов не занимается. С учетом этого, было бы логично отказаться от всего
анархо-фетишизма, и сделать движение максимально доступным для местного населения. Гости конференции шарили еще меньше - испугались телекамер, непонятно из-за чего, и так далее. Возможно, участникам недостаточно объяснили, что их на самом деле ждет на демонстрации, но по-моему нет никакого толка тратить часы, чтобы объяснить людям, что может случиться на акции, которая все равно не ставит перед собою цели реально помешать чему-нибудь.
Далее в субботу, были обсуждения анархизма в Литве и в Швеции, но их я пропустил. Во время последней дискуссии о том, как сделать анархические идеи более популярными в регионе балтийского моря, я присоединился только в самом конце, когда уже была почти полночь и большинство участников, за исключением только тормознутых финнов, уже удалились. В тот момент какому-то местному тусовщику казалось, что люди несут чушь, и он демонстративно наливал в бутылку пиво на своем голове. Ему попросили
вежливо убрать ее, что он и сделал - это был культурный шок для русских гостей, по меркам которых следовало бы его перевоспитать физическим путем.
Все дискуссии проводились только на английском языке, без переводов. Возможно, это ограничивало долю участия русских, поскольку в отличие от всехдругих стран региона, обучение английскому языкц в российских
школах находиться на печальном уровне.
Последний день, воскресенье 27 мая, начался с презентации Габриела Куна "Футбол против государства", о борьбе низовых инициатив против контроля и коммерциализации данного вида спорта, которая столь же стара, как и сам этот вид спорта. Кун недавно публиковал книгу с таким же названием (Soccer vs. the State), где можно об этом прочитать подробнее. После него выступала местная активистка Дагмар Касе с докладом "Как быть и оставаться феминисткой активисткой". Не знал, что несмотря на свой небольшой размер (416000 жителей), в Таллинне очень активные феминистские и квир-сообщества, включая местный Ladyfest (в Финляндии Ladyfest отсутствует с 2009 года).
Потом последовали дискуссии о борьбе против фашизма в регионе балтийского моря (организовали литовцы), и о невербальной коммуникации. Но их япропустил - и вернулся только на вечеринку, но к тому моменту многие уже отправились домой.
Это хороший вопрос, какова на самом деле польза от подобных сборов, помимо радости знакомства и тусования с единомышленниками. Все языки региона сильно отличаются от друг друга и за исключением русского, имеют толькоместное значение. В такой ситуации нет никаких шансов сотрудничать в области составления пропаганды и издательского дела, но с учетом скромных масштабов анархического движения в регионе, почти все активность именно к этому и сводится.
В целом сбор мне понравился, расписание было хорошо обдумано и не слишком запаздывало, хорошее равновесие между разными типами мероприятий. Ну и еда была замечательная. Особенно понравилось, что не было никакого концерта - в России и особенно в Финляндии, иногда в рамках межгородских мероприятии
80-90% усилий приходится на организацию концертов, к которыми я отношусь равнодушно. Количество участников было достаточно небольшим, чтобы сохранять дружескую атмосферу, все могли во всем участвовать и еще познакомиться с ранее не знакомыми людьми. Во время более масштабных мероприятий обычно общаешься только с людьми, с которыми был уже знаком заранее.
Антти Раутиайнен