Про ЗАКов и РАКов

РПАУ

09-08-2012 09:10:17

В ходе бурной дискуссии, развернувшейся недавно вокруг таких тем, как история чилийской революции, Альенде, Пиночет, фашизм, марксизм, я несколько раз употребил термин "зоологический антикоммунизм". Употребляя это, вполне устойчивое для русского языка выражение, я и не подозревал, что оно может вызвать активное неприятие. Оказалось, что для некоторых (многих?) "зоологический антикоммунизм" (сокращенно ЗАК) - это не термин, а ругательство. Публика была огорчена (удивлена, возмущена) тем, что "М.С. позволяет себе такие грубые выражения". Этот мелкий казус заслуживает, на мой взгляд, серьезного обсуждения, так как за непониманием смысла термина ЗАК кроется глубокий конфликт мировоззрений. Для удобства разговора я предлагаю также ввести в оборот новый, ранее - насколько мне известно - не применявшийся термин "разумный антикоммунизм" (сокращенно РАК).

Итак, что же такое ЗАК? Чем он отличается от РАКа? Сразу же спешу отмести одно глубоко ошибочное толкование: ЗАК и РАК - это вовсе не разные оттенки одного цвета; разница между ними принципиальная, а в некоторых аспектах ЗАКи и РАКи являются прямыми антагонистами.

Прежде, чем мы приступим к формулированию абстрактных категорий, я предлагаю послушать живого ЗАКа, благо сейчас в Сети их хоть отбавляй. Вот, например:
"Как бы они себя не называли (эсдеки, "красные кхмеры", маоцзэдуновцы, демократы, освободители африканского, палестинского, вьетнамского народа, социалисты и т.д.), вся эта шпана - коммунисты.... Коммунисты - это зверьё, что в СССР, что в Китае, в Камбодже, ГДР, Румынии, Зимбабве и т.д. Они уничтожили миллионы своих граждан, а остальных лишили куска хлеба и риса... Солонин пытается спорить с Латыниной, он требует от неё цифр, приводит свои и этим козыряет. Да не нужны мне никакие цифры! Если Советский Союз напрямую и через Кубу помогал Альенде, если в советских газетах, на радио трубили, что генерал Пиночет - фашист и диктатор, то зачем мне какие-то цифры?"

Картинка очень наглядная. В одном абзаце спрессовано сразу несколько характерных признаков ЗАКа. В том числе - самый главный: ЗАК не нуждается в рациональных аргументах, ему "не нужны никакие цифры", он принципиально не желает изучать и обсуждать обличаемое им явление. Именно это (категорический отказ от использования мозгов) и является основанием для вполне оправданного применения прилагательного "зоологический" - животные не рассуждают. При этом важно отметить, что ЗАКи отнюдь не дураки (хотя пассаж про граждан ГДР, лишенных "куска хлеба и риса", конечно же, впечатляет...). Во всех остальных проявлениях ЗАК может быть разумным, остроумным, хорошо образованным человеком. Проблема не в том, что ЗАК не умеет думать - он категорически запрещает себе (а если повезет, то и окружающим) использовать голову для оценки явлений, предположительно похожих на коммунизм.

Для ЗАКа задуматься в такой ситуации - значит поддаться дьявольскому соблазну, "сдать позиции", "лить воду на мельницу врага" и пр. "Коммунисты - это зверье". Точка. Аргументы излишни, они лишь ослабляют волю и способны затуманить горящий злобой взор. "Ведьмы и колдуны несомненно существуют. Всякий, кто позволяет себе публично усомниться в этом, есть пособник сатаны, заслуживающий сожжения". "Нейтралитет с коммунизмом есть соучастие в самых страшных преступлениях в истории человечества". Последняя фраза - прямая цитата с блога А.Н. Илларионова. А вот цитата из высказываний человека действия, главы аргентинской военной хунты генерала Х.Видела: "Мы покончим с подрывными элементами, с их друзьями, с их родственниками и, если это будет необходимо, покончим также с безразличными".

Безрассудная злоба является главным видовым признаком ЗАКа. Можно проследить, как эта основополагающая черта проявляется в различных аспектах:

а) Идентификация "коммунизма"

РАК, будучи подвидом человека разумного, понимает, что за словом "коммунизм" кроется уйма самых разнообразных теорий и практик. Если брать за основу конкретный смысл самого термина, то коммунисты - это сторонники общности имущества. Выводя за рамки обсуждения империю инков или кровавую средневековую экзотику вроде "Мюнстерской коммуны", мы обнаруживаем, что в цивилизованном ("западном", "европейском") мире ничего подобного даже не пытались реализовать.

Единственным приближением к "коммунизму" было лишь раннее сионистское движение, когда статистически значимое меньшинство "ишува" (сообщества еврейских поселенцев в подмандатной Палестине) вполне добровольно жило в киббуцах (Голда Меир в своих мемуарах пишет, что у них в киббуце горячо дискутировался вопрос: можно ли разрешить супружеским парам иметь личный чайник и пить чай у себя в комнате?). Но что интересно - в этом обществе, максимально "коммунистическом" из всех реально существовавших, не возникло ни ГУЛАГа, ни Госплана, не было ни массовых репрессий, ни раскулачивания, а спецслужбы даже близко не приближались к негласному статусу "высшей власти". Последнее и вовсе удивительно, учитывая, что "ишув", а затем и государство Израиль, десятки лет жило в ситуации "осажденной крепости".

Если брать за основу ленинский подход, то "признание диктатуры пролетариата есть тот оселок, на котором проверяется подлинная приверженность марксизму". Отлично. В таком случае никаких марксистских партий (организаций, движений) - не считая совсем уже маргинальные микрогруппы - в цивилизованном мире давно нет. Как минимум - последние полвека. А коммунистические и социалистические (по своим названиям) партии - есть. И они (социалисты) долгие годы стояли у руля власти процветающих европейских стран (Австрия, Германия, Финляндия, Швеция). И они же вывели из тяжелого наследия фашистских диктатур Испанию и Португалию. А в насквозь буржуазной Англии у власти десятки лет находилась лейбористская партия ("партия труда"). Да и партия Голды Меир называлась ничуть не лучше ("Авода", что на иврите означает "работа"). И все они - "зверье, лишившее сограждан куска риса"?

ЗАКи твердо знают ответ на этот вопрос, да для них и вопроса-то никакого нет: "Дружки и соратники Альенде - сплош терористы и другие гады: комунисты, сациалисты, РАДИКАЛЫ" (цитирую с сохранением орфографии оригинала). Разницу между Альенде, Брежневым, Геварой, Дубчеком, Пол Потом они не видят и видеть не хотят. Всякий социалист, марксист, коммунист в глазах ЗАКов является скрытым Пол Потом, будущим Пол Потом, потенциальным Пол Потом, защитником Пол Потов.


б) Оценка достижений "реального социализма"

Для ЗАКа словосочетание "достижения социализма" звучит жутким богохульством. Какие там могут быть "достижения"? ЗАК без тени сомнения верит в то, что социализм - это кошмар. И не просто кошмар, а "кошмар, кошмар, кошмар..." И никакие цифры для этой веры ему не нужны.

Отношение РАКа к практике "реального социализма" гораздо более сложное. Во-первых, РАК видит и помнит широкую многовариантность того, что называлось "реальным социализмом". Совсем по-разному жили люди в Югославии при Тито, на Кубе с Фиделем, в Северной Корее при товарище Ким Ир Сене и его верных последователях. Даже в одной и той же России социализм обр. 1927, обр. 1937 и обр. 1967 годов разительно отличался. Настолько разительно, что впору задать вопрос: а не произошла ли в эти годы "ползучая" смена общественного строя? И можно ли считать однотипным, единым в своих главных чертах, общественно-политическое устройство СССР и СФРЮ образца 1967 года?

Во-вторых, РАК отчетливо понимает, что отставание (обнищание) стран "реального социализма" было относительным: ГДР безнадежно отстала от ФРГ, Венгрия - от Австрии, советская Карелия - от Финляндии и.т.д. Все это - бесспорные факты, но и в "отсталой" социалистической Венгрии без куска риса народ не сидел; после 1956 года, когда сталинская модель социализма была тем или иным образом демонтирована, жизнь рядового труженика в странах Восточной Европы ничего общего с "кошмар, кошмар, кошмаром" не имела. До такой степени "не имела", что регулярно проводимые в современной Германии опросы общественного мнения фиксируют невозможный (с точки зрения ЗАКов) факт: статистически значимое (десятки процентов) число жителей бывшей ГДР "хотят назад" - и это тоже люди, и они также наделены Создателем неотъемлемым правом на стремление к счастью, как они его понимают...

В-третьих, в ряде аспектов за "реальным социализмом" числятся вполне реальные достижения. Безо всяких кавычек. В ряде полу-азиатских (а также вполне азиатских) стран в эпоху социализма и по социалистическим "лекалам" была осуществлена модернизация - переход общества от традиционного к индустриальному этапу развития. А модернизация - это не только производство огромных карьерных экскаваторов для добычи руды для выплавки стали для экскаваторов; это еще и ликвидация голода и нищеты, прививки от оспы, обвальное снижение детской смертности, электричество и водопровод в жилищах, всеобщее бесплатное образование, бесплатные библиотеки и доступные для каждого театры. Да, социалистическая модернизация России или Китая имела свою (чудовищно высокую) цену, но честное обсуждение этой проблемы требует, по меньшей мере, постановки вопроса о том, возможно ли было модернизировать эти азиатские деспотии меньшей ценой? А если возможно, то почему же этого не произошло? Кто виноват - неужели засевший в Лондоне бородатый Карл Маркс?

Для ЗАКа все эти "сложности" ни к чему. Захлебываясь в крике, он начнет рассказывать про то, что "в советских школах готовили тупых исполнителей, в бесплатных больницах лечили одним только йодом, бесплатные квартиры были убогими "хрущобами", в школьной библиотеке даже Генри Миллера нельзя было почитать, и бесконечный "Ревизор" на сцене провинциальных театров надоел до тошноты..." Это очень полезные - для коммунистов зюгановского разлива - крики. Послушает их иной человек, почешет в затылке, вспомнит о том, чему и как "учат" в современной российской школе, как и кто "лечит" в платной поликлинике, что (вместо "Ревизора") смотрят по телевизору его дети, сколько миллионов надо заплатить сегодня за "хрущевку" с 50-летним износом - да и побежит бегом голосовать за КПРФ...

в) Отношение к частной собственности и капитализму

Отношение РАКов к капиталистическому способу производства можно исчерпывающе охарактеризовать формулой: "Капитализм обладает уймой недостатков, и лишь одним достоинством - всё остальное гораздо хуже". Гораздо хуже. Перхоть не лечат гильотиной, и отказ от "анархии" рыночного саморегулирования в пользу тотальной госмонополии приведет к упадку экономики и неизбежному превращению общества в казарму для государственных рабов. РАК не испытывает на этот счет никаких сомнений.

Но и никаких иллюзий на тему "рынок сам все расставит по нужным местам" у РАКа также нет. Действия системы, в которой единственным критерием оптимальности является получение максимальной прибыли на вложенный доллар, далеко не всегда будут соответствовать долгосрочным интересам общества. Для РАКа бесспорной является необходимость внеэкономического, административного регулирования таких специфических рынков, как рынок рабочей силы, рынок медицинских услуг, рынок жилья. РАК вполне осведомлен о том, что в цивилизованных странах таковое регулирование было начато задолго до появления первой ячейки РСДРП, вне связи с Карлом Марксом или даже в противовес паразитирующему на "язвах капитализма" марксизму.

Для РАКа принцип неприкосновенности частной собственности является всего лишь инструментом - одним из многих инструментов построения благоустроенного общества. Никакого священного трепета при произнесении слова "собственность" РАК не испытывает. С точки зрения РАКа обожествлять инструмент - значит деградировать до уровня первобытного дикаря, молившегося на деревянный чурбан. Если что-то и способно вызвать волнение в душе РАКа, так это слова из Декларации Независимости США: "Все люди созданы равными и наделены их Создателем определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью".

РАК считает, что система взаимоотношений людей по вопросам владения и распоряжения материальными и нематериальными активами (сокращенно называемая "частная собственность") вторична по отношению к главным, фундаментальным ценностям: свободе и жизни. И когда в интересах борьбы за свободу и жизнь нужно было нарушить имущественные права отдельных граждан, то самые наибуржуазнейшие страны проводили реквизицию лошадей и автомобилей для нужд армии, вводили талоны на бензин, сносили частные строения (с компенсацией бумажными деньгами, не слишком надежными во время войны), вводили монополию внешней торговли и прочими разнообразными способами топтали "священный принцип" частной собственности.

РАК убежден в том, что священным и нерушимым является право всякого родившегося человеческого ребенка на кусок хлеба с маслом и школьный учебник. И если в силу какого-то сбоя в функционировании экономических механизмов (каковой сбой необходимо выявить и в кратчайший срок устранить) работающие родители не могут накормить своих детей, то государство обязано вмешаться и методами государственного принуждения заставить богатых поделиться с бедными. В благоустроенном обществе хозяин болонки имеет бесспорное право возить свою болонку к парикмахеру на "Линкольне" с персональным водителем и собачьей гувернанткой - но не мимо голодающих детей.

Отношение ЗАКов к идее частной собственности весьма противоречиво. Нет, на словах они, конечно же, за неприкосновенность собственности и горячо против "шариковых". При более пристальном изучении выясняется, что ЗАКам не нравится только вторая часть максимы Шарикова: "и поделить". Вот делить на всех ЗАКи категорически не желают. А насчет того, чтобы "отобрать", ЗАКи всегда согласные. Причем свеже-уворованное немедленно превращается у них "в свое кровное". Те, кто сомневается в такой оценке ЗАКов, могут - при наличии смелости и полного армейского комплекта химзащиты - проверить мою гипотезу экспериментом. Подойдите к ЗАКу и негромко произнесите три слова: "Пересмотр итогов приватизации". И вам всё станет ясно.

г) О работе и безработных

Рабочих ЗАК с трудом терпит. Именно "терпит", и лишь до той поры, пока они работают молча и благодарят хозяина за разрешение стоять у станка. Дай ЗАКу полную волю, он бы лишил рабочих всяких политических прав, но формальные основания для этого найти трудно, и ЗАК вынужден утешаться угрюмым ворчанием про "самую необразованную, тупую и отсталую часть общества, на которых строят свои козни коммунисты". С безработными проще - тут есть формальная причина ("бездельники и тунеядцы, паразитирующие на налогах, взятых с энергичных и умных") для открыто выражаемой ненависти. Идея о том, что безработных надо лишать избирательных прав (да и пособия-то пора перестать платить!), становится уже общим местом у современных ЗАКов.

РАКу определиться в данном вопросе труднее - мешают мозги, заставляющие видеть чуть дальше собственного носа. РАК понимает, что давно уже канули в Лету те времена, когда 90% взрослого населения выращивали безусловно полезные пшеницу, рожь и овес, а еще 5% делали необходимые плуги, косы и мельницы. Сегодня для обеспечения основных материальных потребностей (еда, одежда, жилище) всего общества достаточно труда меньшинства, причем удельная численность этого меньшинства неуклонно сокращается. И это создает величайшую проблему: чем и как занять остальных? Цивилизованная часть человечества уже вошла в ситуацию, когда производительный труд из юридической и моральной обязанности ("в поте лица будешь добывать хлеб свой") превращается в дефицитное право, которое может быть предоставлено далеко не всем, и должно быть предоставлено лишь лучшим - тем, кто умеет работать эффективнее других. Как реализовать этот принцип на деле - не знает никто.

И в результате мы имеем ситуацию, когда каждое утро миллионы "специалистов" по оптимизации рекламы франчайзинга в маркетинге девелопмента устремляются "на работу", забивая своими машинами все дороги больших городов. Что общественно-полезного создают эти люди? Кому нужна реклама 100 сортов зубной пасты? Кто читает 99 из 100 отчетов "аналитических центров по исследованию и прогнозированию проблем и вызовов"? Не лучше ли было бы для всех, если бы эти "работники" тихо сидели на лавочке в сквере, не жгли бензин, не отравляли среду обитания людей и птиц, не занимали своими офисами отнюдь не резиновую площадь городов? Капиталистическая экономика, ориентированная на получение прибыли на рынке, способна лишь непрерывно воспроизводить и усугублять данную проблему.

И если бы дело ограничивалось одной только бесполезной работой! А сколько миллиардов долларов, сотен миллионов человеко-часов расходуется на работу вредную? Так, по данным из открытых источников, в США было произведено порядка 500-800 тонн высокообогащенного "оружейного" урана, а в СССР и того больше. Зачем? Зачем столько, если 20 тонн с лихвой хватает на снаряжение 1000 бомб "хиросимской мощности". Где, в каком подземном бункере собирались отсидеться "победители" после взрыва тысячи ядерных зарядов? Куда они собирались деть оставшиеся в заначке сотни тонн оружейного урана? И ради такого безумия расходовалась энергия, гудели центрифуги, сотни тысяч людей ходили "на работу", в безжизненную ядовитую пустыни обращались тысячи квадратных километров ядерных полигонов...

Проблема ограничения бессмысленной "деловой активности" - сложнейшая. Решения не видно даже на уровне общественно-приемлемой теории. В любом случае, в 21-м веке пора уже понять, что явные безработные обходятся обществу много дешевле, чем добрая половина так называемых "работников".

д) Отношение к идеям равенства и социальной справедливости

На типового ЗАКа слова "социальная справедливость" действуют, как красная тряпка на быка. Взрыв мозга и снос крыши происходит немедленно. "Социальная справедливость" - это маркер коммунизма, это термин ленинцев. Он означает захват власти и всей собственности в пораженной ими стране, или этап частичного ограбления буржуазного общества на пути к готовящемуся ленинцами геноциду". Вот так вот! Даже если ЗАК согласится вас слушать, он все равно не поверит в то, что на планете Земля решением ООН установлен День социальной справедливости (20 февраля), что Международная организация труда приняла в 2008 г. "Декларацию о социальной справедливости", что идеи, соответствующие современным принципам социальной справедливости, были записаны еще в Торе, Евангелии и Коране. Ослепляющая рассудок злоба мешает ЗАКам понять, что общество, отвергнувшее принципы солидарности, взаимопомощи и сострадания, перестает быть таковым и превращается в стадо обезьян.

Примечательно, что в данном вопросе ЗАКи практически дословно воспроизводят демагогию самых бесстыжих коммунистов. Последние всегда говорили, что только при власти ЦК и ЧК возможно такое "чудо", как бесплатное образование и пенсии по старости. ЗАКи утверждают, что только "зверские коммунисты" могли додуматься до такой "глупости" как бесплатное высшее образование для кухаркиных детей и государственные пенсии для престарелых кухарок.

Подход РАКов к проблеме совершенно иной. Здесь я прерву собственный монолог и предоставлю слово Юрию Нестеренко. Ю.Н. - личность известная и неординарная; для характеристики его политических взглядов впору ввести еще один термин: ЛАК (лютейший антикоммунист). И при этом в статье "Мои координаты" он формулирует свою позицию следующим образом:
"Я решительно против идеи, что всякий человек, получивший свои деньги без нарушения закона (в его нынешнем несовершенном виде), их заслужил. Хотя я, безусловно, против уравниловки и считаю, что работающий лучше должен зарабатывать больше (и при этом труд менеджера высшего звена, да и вообще интеллектуальный труд, должен оплачиваться выше труда рабочего у станка), я исхожу из того, что доходы любого человека должны быть пропорциональны приносимой им реальной общественной пользе, и что никакой человек не приносит пользу столь большую, чтобы она заслуживала миллиардные вознаграждения... Я также против получения огромных состояний по наследству и иными незаслуженными способами. Сверхдоходы должны облагаться сверхналогами... Я за бесплатную медицину (но лишь для ведущих здоровый образ жизни) и за бесплатное образование, включая высшее (но лишь для тех, кто хорошо учится)..."

Для ЗАКа всё, что хотя бы отдаленно напоминает призыв к смягчению разрыва между богатством и бедностью, есть злостные козни ненавистных "коммуняк". Самые образованные ЗАКи еще и добавят к этому, что как в термодинамике выравнивание температур между отдельными элементами системы приводит к остановке любых процессов (т.н. феномен "тепловой смерти"), так и в обществе выравнивание доходов приведет ко всеобщей праздности и упадку экономики.

В отличие от ЗАКов, РАКи понимают, что всему есть своя мера. Если цветы не поливать, то они засохнут, но если заливать их водой с рассвета до заката, то клумба превратится в болото с лягушками. Чрезмерная разница в доходах приводит к нарастанию социальной и трудовой апатии на "нижних этажах" общества ("чего ради упираться, если на квартиру все равно не заработаешь, а самогонку я и так нагоню") и формирует чувство развращающей вседозволенности "наверху". Но дело не только в морально-политической ущербности стратегии неограниченного углубления пропасти между бедными и богатыми. Ситуация, когда директору платят в сто раз больше уборщицы есть симптом серьезного поражения хозяйственного механизма, явный признак того, что свободная конкуренция задавлена какой-то дрянью - то ли феодального, то ли социалистического происхождения.

При настоящем, полноценном капитализме - твердым приверженцев которого является РАК - не бывает бесхозных заводов и бесхозных банков; у каждого актива есть реальный хозяин, и этот хозяин не станет платить 120 тысяч там, где за 20 тысяч долларов в месяц можно нанять квалифицированного специалиста. Скандально-высокие зарплаты топ-менеджеров являются ничем иным, как слегка завуалированной формой разграбления предприятия, происходящего, как минимум, при попустительстве (а если говорить серьезно - то по обоюдному корыстному сговору) со стороны номинального собственника. С другой стороны, в благоустроенном обществе (там, где есть бесплатное профессиональное образование и нет нелегальных гастарбайтеров) невозможно найти уборщицу, которая согласится за копейки мыть чужие унитазы. В конечном итоге в ситуации свободного рынка, честной конкуренции и государственно-принудительного подавления монополий (идеал, которого нельзя достигнуть, но к которому надо настойчиво приближаться) большой разрыв в доходах населения не может возникнуть по причинам сугубо экономическим. Ни мораль, ни политика, ни Маркс с Энгельсом тут вовсе не при чем.

Подведем итоги.
Комплекс взглядов и представлений, присущих ЗАКам, отнюдь не случаен. Это именно комплекс, имеющий и свою внутреннюю логику, и свою социальную предысторию. Зоологический антикоммунизм есть очередная реинкарнация того типа мировоззрения, который в 19-м веке называли "ницшеанством", а в 20-м веке - "фашизмом". ЗАК - это идеология "сильной личности", успешно освободившей себя от "химеры, называемой совестью" и открыто провозглашающей лозунг: "Слабого - толкни!"

Вторым "источником вдохновения" для ЗАКов служит многовековая консервативная, "охранительная", анти-революционная традиция. Нисколько не сомневаюсь, что в разряд "террористов и других гадов - коммунистов, социалистов, радикалов" правильный ЗАК запишет и авторов Декларации Независимости, имевших неосторожность заявить: "Когда длинный ряд злоупотреблений и насилий, неизменно подчиненных одной и той же цели, свидетельствует о коварном замысле вынудить народ смириться с неограниченным деспотизмом, свержение такого правительства и создание новых гарантий безопасности на будущее становится правом и обязанностью народа". Впрочем, правильный ЗАК начинает звереть и от одного только произнесения слова "народ" в уважительном смысле...

В свете всего выше сказанного, вряд ли надо подробно объяснять - почему в современной России зоологический антикоммунизм начинает пользоваться все большим и большим спросом, кому он нужен и для решения каких политических задач будет использован. И в этом смысле совершенно неважно, что движет пером очередного апологета "правильных правых диктатур" - зов сердца, неизбывная глупость или оплаченный заказ.

Шаркан

09-08-2012 19:28:01

странное впечатление. Вроде все правильно, но...

Дмитрий Донецкий

10-08-2012 03:52:50

Шаркан писал(а):странное впечатление


Просто набор слов. Кто не в курсе. Латынина возмутилась тем фактом, что комиссия по преступлениям Пиночета, дабы потрясти мир цифрами, к жертвам "кровавого режима" отнесла не только расстрелянных и пропавших без вести противников хунты, но и убитых в перестрелках. И даже... погибших полицейских. Мол раз дело было при Пиночете, значит тоже жертвы.

Моментально возбудились антифа и леваки. Не имея что возразить по существу, они обратились к подобному словоблудию, после которого не остаётся в башке ничего, кроме классического: "Ага, ты за Гитлера!!!".

РПАУ

10-08-2012 10:19:47

Демократия должна быть с Пиночетом.
Скрытый текст: :
Российская либеральная демократия часто не понимает, что по определенным вопросам «молчание - золото» - не просто расхожая фраза. Публицисту Юлии Латыниной, лауреату американской премии «Защитник свободы», достаточно было просто не касаться в своих публикациях болезненной для либералов с начала 90-х темы Аугусто Пиночета (прыгали уже на площади, скандируя «стадион!», потом жалели). Но - резьбу сорвало, и выяснилось, что против ненавистных социалистических Швондеров все средства хороши. Они, оказывается, «легитимные цели». Ну, вы понимаете, «лес рубят, щепки летят», для предотвращения очередной коммунистической революции можно было и народ пострелять. Цель оправдывает.

«В стране происходила национализация, - пишет Латынина про Чили времен Альенде. - причем не только сверху, но и снизу. Вооруженные отряды рабочих занимали предприятия, всего было национализировано около 500 предприятий. В стране происходили tomas - вооруженный передел земли».

«До 11 сентября 1973 года в Чили происходила классическая социалистическая революция. 18-й год. Со всеми его Швондерам и Шариковыми», - восклицает публицист.

«Существовало правительство Альенде, нарушившее конституцию, перевернувшее все представления о собственности, порядке и законе. Военные (хунта Пиночета - Д.Л..) вернули порядок, убив всего 3 тыс. человек», - констатирует она.
Латынина в статье требует объективных данных о пиночетовском терроре - «с тем чтобы я самостоятельно могла ответить на вопрос: какое количество убитых из 2279 были легитимными целями, а какое невинными жертвами». Курсив в статье самой Латыниной.

В одной из своих книг я как-то отмечал, что Швондеры, заселившиеся в барские хоромы по пять человек на комнату, загадившие парадные и ватерклозеты, со своими манерами, стилем речи, одежды, да в конце-концов - ежевечерним пением Интернационала - все они выглядели для бар дико, пугающе, пришельцами из другой реальности. Они действительно совсем не походили на «мозг нации».

Просто почему-то мало кто задумывается - откуда они такие взялись, в таких количествах, в барских хоромах? Кто эти люди? Откуда вылезли в своих обносках? Где раньше-то жили, что им и барских хором не хватило, все время уплотнялись? Они же не с Альфа Центавра свалились, они все время рядом жили - в казармах, бараках, залитых водой и нечистотами петроградских подвалах.

И ведь даже по «уплотниловке» понятно, что это было большинство народа.

А теперь вернемся в Чили. Латынина с ужасом пишет, что в стране происходила «классическая социалистическая революция», вооруженный передел земли - снизу! Вдумайтесь, в стране, живущей в середине XX века в феодализме, с латифундистами и латифундиями, снизу (!) происходит вооруженный передел земли. Эти люди, по Латыниной, легитимные цели военных, которые навели порядок.
И точно, Пиночет вернул землю собственникам, а еще - раздал ее своим сподвижникам. Восстановил огромные латифундии. Ликвидировал наследие Альенде, «перевернувшего все представления о собственности». Выправил, так сказать, кривду. Как если бы у господ в России 1917-го хватило пулеметов. Наверняка Латынину не волновала бы дальнейшая судьба всех этих мерзких Швондеров - куда именно уплыли по Неве их трупы. Пятикомнатные квартиры-то вновь свободны, осталось только полы вымыть...

Не интересуется же она, куда делись в Чили те самые крестьяне, начавшие делить землю. Не вспоминает, что против индейцев после переворота проводили армейские операции, а то и просто вели на них охоту - как на животных. Что некоторым крестьянам еще повезло - их просто расселили вдоль дорог на клочках земли, где с трудом помещалась картонно-фанерная хижина. Многим не повезло встретиться с эскадронами смерти.

Но это все мелочи, главное, что представления о собственности были восстановлены. Господа пулеметным свинцом показали, кто здесь настоящие господа.

Критики Латыниной уже указали ей, что эти жертвы не включены в отчеты комиссий, которыми она столь яростно потрясает: «Комиссия Реттига принимала заявления о фактах убийств и/или похищений людей от родственников или уполномоченных ими адвокатов. Какие «адвокаты» могли быть у индейцев... Каких «адвокатов» могли нанять родственники крестьян, убитых после переворота вооруженными бандами обиженных латифундистов?», - спрашивает историк Марк Солонин.

Спрашивает риторически, потому, что вряд ли доводы разума могут пробиться через убежденность Латыниной: «Военные вернули порядок, убив всего 3 тыс. человек - ничтожно малое число», - пишет она.

«Можно ли убивать людей? - задается вопросом Латынина в программе «Код Доступа», полемизируя уже с Солониным. - При каких условиях насилие является лекарством, а при каких ядом?..»

«Тезис, что людей убивать нельзя никак и никогда, это такой системообразующий тезис, который вколачивается нам в голову и правозащитным, и левым движением. И с моей точки зрения, он является абсолютно ложным, абсолютно деструктивным, он противоречит основным правилам биологического выживания», - заявляет Латынина в эфире «Эха Москвы».

«Биологическая особь или общество, которые не умеют сопротивляться агрессии, не жизнеспособны и не будут отобраны эволюцией. Это правило возникло гораздо раньше человеческого общества. Вот там 2 кота во дворе или 2 рыбки в аквариуме, у каждой своя территория. Если противник вторгается на вашу территорию, вы ему даете отпор. Та особь, которая отпора не дает, просто погибнет в ходе эволюции», - развивает свою мысль Латынина в эфире.

Эта примитивная биологизация, на уровне рефлексирующего подростка, впервые задумавшегося о социальных процессах, могла бы выглядеть смешной, если бы не затрагивала столь болезненных исторических вопросов. Если бы ее не проповедовала в СМИ 46-летняя Латынина, кандидат филологических наук, называющая себя либералом. Если бы эти взгляды не излагались в эфире демократической радиостанции «Эхо Москвы».

Ведь Латынину за постановку вопроса о «легитимных целях» и «можно ли убивать людей» в контексте «насилие - как лекарство» (в данном случае от коммунизма) - не уволили. Видимо как раз потому, что «от коммунизма». Программа «Код доступа» вышла в эфир в прошедшую субботу, а статья про Пиночета была опубликована и вовсе в начале июля. Ей не перестали подавать руки, не отстранили от эфира, руководство «Эхо Москвы» не принесло слушателям извинений за слова своего ведущего. Видимо, все сказанное воспринимается совершенно нормально.

Стрелять, как и было сказано. «Заводовладелец! Будь толстым и гордым. Бей пролетария в хамскую морду!»

Хорошие буржуазные демократы народились в России ко второй декаде XXI века. Точно по Марксу.

Вот только я с такими «демократами», уж извините, на одном гектаре не присяду, побрезгую. Попахивает от них чем-то ефрейторским, не подумайте, что красками.

Дмитрий Лысков

Дмитрий Донецкий

10-08-2012 16:39:09

РПАУ писал(а):Дмитрий Лысков


Ну вот. Классический пример того, о чём я написал. Масса левацкой пропаганды и не слова по существу. Махлевала комиссия с цифрами (как заявляет Латынина) или не махлевала?

Шаркан

10-08-2012 17:06:06

Дмитрий Донецкий писал(а):Масса левацкой пропаганды и не слова по существу

о что было бы по существу?
Я публиковал ответ Солонина на хвалебствия Латыниной чилийскому военному режиму.

просто начальная статья темы странная.
Один только пример:
РПАУ писал(а):Отношение РАКов к капиталистическому способу производства можно исчерпывающе охарактеризовать формулой: "Капитализм обладает уймой недостатков, и лишь одним достоинством - всё остальное гораздо хуже".


одним словом, в статье полемизируют два вида этатистов, два сторонника капитализма - один немного тупарь, другой немного с мозгами, но без воображения.
И без сердца.

Дмитрий Донецкий

10-08-2012 17:17:04

Шаркан писал(а):о что было бы по существу?


Ну чего вы все прикидываетесь?

Дмитрий Донецкий писал(а):Махлевала комиссия с цифрами (как заявляет Латынина) или не махлевала?


А кому Латынина сочуствует, кому не сочуствует, её личное дело. Вопрос не в "чувствах", а в фактах.

Шаркан

10-08-2012 19:13:48

Дмитрий Донецкий писал(а):Ну чего вы все прикидываетесь?

хороший ответ. По существу и коротко.
Дмитрий Донецкий писал(а):Вопрос не в "чувствах", а в фактах

ответ Солонина меня удовлетворяет - как раз о фактах.
Кстати, его как раз в левачестве трудно заподозрить.

Дмитрий Донецкий

10-08-2012 19:22:51

Шаркан, опять не заметил? Вот это:

Дмитрий Донецкий писал(а):ахлевала комиссия с цифрами (как заявляет Латынина) или не махлевала?



А всё остальное... Как ты там любишь говорить... Софистика?

Да, леваки такие леваки... Непробиваемые.

Kredo

10-08-2012 19:34:28

одним словом, в статье полемизируют два вида этатистов, два сторонника капитализма - один немного тупарь, другой немного с мозгами, но без воображения.
И без сердца.

Доступное изложение идей левого либерализма/немарксистской социал-демократии.
(И ради доступности выбрали оппонента-идиота. Обычный нечестный полемический приём в общем-то - разумно отвечать на неадекватные высказывания, приписывая их оппонентам.)

Шаркан

10-08-2012 19:49:34

Дмитрий Донецкий писал(а):Шаркан, опять не заметил?

заметил и ответил.
Тебе ответ не нравится?
Дмитрий Донецкий писал(а):Да, леваки такие леваки... Непробиваемые.

только ДД как всегда в белом.

кста, анархия в "левое--правое" не вписывается.
Трудно понять? Упражнение в помощь: берешь шесть спичек и не ломая их, не перекрещивая, складываешь ими четыре равносторонних треугольника.
Прозреть никогда не поздно.

Дмитрий Донецкий

10-08-2012 19:59:37

Шаркан писал(а):Тебе ответ не нравится?


На какой вопрос? На этот?:

Дмитрий Донецкий писал(а):Махлевала комиссия с цифрами (как заявляет Латынина) или не махлевала?


Шаркан писал(а):анархия в "левое--правое" не вписывается.


Да, верно. Я всегда об этом говорил. Просто использую терминологию оппонентов.

Шаркан

10-08-2012 20:03:32

Дмитрий Донецкий писал(а):На какой вопрос? На этот?:

да, на этот. Солонин ответил.
Что еще нужно?

а со спичками ладится?

Дмитрий Донецкий

10-08-2012 20:36:36

Шаркан писал(а):Солонин ответил.


Цитату можно?

Шаркан

10-08-2012 20:46:47

Шаркан

10-08-2012 20:47:35

а спички как?

Дмитрий Донецкий

10-08-2012 21:02:20

Шаркан писал(а):а спички как?


У них и спрашивай.

А на вопрос о подтасовках Солонин так и не ответил...

Шаркан

10-08-2012 21:31:18

Дмитрий Донецкий писал(а):У них и спрашивай

понятно. Сил на простенькую логическую задачку не хватило.
Потому и неудивительна фраза
Дмитрий Донецкий писал(а): на вопрос о подтасовках Солонин так и не ответил...

прокомментировал он. Мне достаточно (убедительно). Тебе же хз что нужно, но обязательно штоб "леваки" выглядели идиотами, а ты - в чисто белом.

поиграйся еще со спичками. Может и получится.

Дмитрий Донецкий

12-08-2012 05:08:09

Шаркан писал(а):прокомментировал он


Однако цитату ты так и не привёл. Поскольку нетути таковой. Солонина я прочитал.

Шаркан писал(а):обязательно штоб "леваки" выглядели идиотами, а ты - в чисто белом


Неправда! Если человек идиот, то при чём же здесь я? Я его таким не сделал. Он сам. А левак или правак дело двадцатое. К тому же речь идёт о Латыниной и её критиках, а не обо мне. Так что "в чисто белом" не по адресу.

Шаркан писал(а):поиграйся еще со спичками


Ты серьёзно думаешь, что я тоже играюсь со спичками? Да я и условие твоей "простенькой логической задачки" не дочитал. А спички у меня есть. Но они для еду варить, а не для глупостев.

ПиСи. Сознаюсь, действительно частенько наезжаю на леваков. Но так ведь было не всегда. Раньше полемизировал и с САУ и с ымперцами... Но теперь же наш сайт на 95% левацкий. А я как тот акын - что вижу, о том и пою.

Шаркан

12-08-2012 08:25:11

Дмитрий Донецкий писал(а):Однако цитату ты так и не привёл

Дима, блин, какую тебе конкретно цитату нужно?
Дмитрий Донецкий писал(а):речь идёт о Латыниной и её критиках, а не обо мне

вот именно. Солонин аргументы ляли глубоко похоронил. Что еще надобно?
Дмитрий Донецкий писал(а):я и условие твоей "простенькой логической задачки" не дочитал

да, это похоже на тебя. К сожалению.
Дмитрий Донецкий писал(а):Сознаюсь, действительно частенько наезжаю на леваков.

ты под леваками разумеешь все пробольшевицкое явно.
Демагогствовали большевики про равенство и все такое - и наш Дима теперь против лозунгов (и идей за ними), которые сами же капээсесовцы не выполняли (и никогда следовать им и не собирались).

Русский анархист

14-08-2012 14:33:17

Кто не в курсе. Латынина возмутилась тем фактом, что комиссия по преступлениям Пиночета, дабы потрясти мир цифрами, к жертвам "кровавого режима" отнесла не только расстрелянных и пропавших без вести противников хунты, но и убитых в перестрелках. И даже... погибших полицейских. Мол раз дело было при Пиночете, значит тоже жертвы.


Ну и хули?К жертвам холокоста относят всех евреев на терретории третьего рейха в том числе погибщих от голода,болезней или несчастных случаев.К жертвам большевисткого режима относят всех начиная от убитых на гражданской белогвардейцев заканчивая уголовниками.И Латынину почему-то это нисколько не волнует.Дак может быть дело всё таки не в этом?

РПАУ

24-08-2012 11:56:00

Латынина: тотальное выселение эмигрантов.

вот так :sh_ok:

Дмитрий Донецкий

24-08-2012 16:53:30

Согласен с Латыниной. На нелегальных эмигрантах наживаются чиновники. Если будут одинаковые условия для ВСЕХ, чиновничий беспредел заметно приубавится.

Шаркан

24-08-2012 17:45:41

и настанет щастье...

Дмитрий Донецкий

24-08-2012 17:59:10

Шаркан писал(а):и настанет щастье...


Нет. Счастье от политики не зависит. Это внутри нас. Просто справедливость и всё такое...

Шаркан

24-08-2012 18:18:24

где справедливость?

Дмитрий Донецкий

24-08-2012 18:33:37

Шаркан писал(а):где справедливость?


Где, где... в .....

Или то, что "таджики" получают меньше "коренных" правильно? За одну и ту же работу.

Шаркан

24-08-2012 19:10:29

Дима, не передергивай.

Дмитрий Донецкий писал(а):Согласен с Латыниной. На нелегальных эмигрантах наживаются чиновники. Если будут одинаковые условия для ВСЕХ, чиновничий беспредел заметно приубавится.

это ради одного уменьшения "чиновничьего беспредела" сделать надо?
Мелко, недостаточно, в конечном итоге - бесполезно.
Одинаковые условия - при государстве? При капитализме?

и не только чиновники, но и работодатели наживаются. Че же ты о них забыл?
Скрытый текст: :
Что ни брякнет нынче Латынина, тебе в кайф? Даже откровенную ерунду?