Народовластие Стоит ли разрушать государство

Дмитрий Донецкий

14-08-2012 16:20:51

Народовластие: стоит ли разрушать государство?

С сайтом "Хвиля" что-то творится. Поэтому даю ссылку на временную как понимаю страницу:

http://hvylya.org/analytics/politics/na ... rstvo.html

Опубликовал сие уже "полюбившийся" некоторым нашим форумчанам Александр Роджерс (не пишу больше "левак", а то опять Шаркан обидется). На этот раз против врагов государства.
.
Последние несколько лет рядом оппозиционных внепарламентских структур активно муссируется тема прямого народовластия и всеобщего самоуправления. В том числе носители таких идей зачастую выдвигают тезис «государство – зло, поэтому его нужно упразднить», а всю власть передать «самоврядным громадам».

Впрочем, в большинстве случаев, они не способны внятно объяснить, что будет взамен, в деталях рассказать, как будет функционировать подобное общество, а также постоянно игнорируют ряд факторов, которые делают такое начинание невозможным. Мы же игнорировать ничего не будем, а подробно укажем на все недостатки и ограничения подобных моделей.

На самом деле тема весьма старая, глубоко проработанная, и большинство вопросов в ней давно закрыты различными серьёзными исследователями. Но чукчи-народовольцы в большинстве не читатели, а потому вновь и вновь наступают на старые грабли, вместо того, чтобы учитывать ошибки предшественников.

Во-первых, большинство из них не может ответить на вопрос, что будет с собственностью на средства производства в их новом дивном мире. Те, кто придерживается более правых взглядов, считают, что они должны остаться в частной собственности. Но в этом случае они упираются в тот простой факт, что «политика является отображением экономики»(с)Карл Маркс. И те, у кого сосредоточена экономическая власть, неизбежно приобретут и политическую (как у нас сейчас бизнесмены и олигархи поголовно пролазят в депутаты).

Те же, кто придерживается более левых взглядов (по крайней мере, это они так думают, что они левые), считают, что средства производства должны быть переданы в коллективную собственность самоуправляемых общин. И здесь они натыкаются сразу на несколько камней, первым из которых является труд того же Карла Маркса «Анти-Дюринг», в котором подробно описывается, как такие общины вырождаются в «групповых капиталистов», начинающих вести между собой всё ту же капиталистическую конкуренцию и стремящихся к отчуждению результатов чужого труда.

В результате этого подобные реформы не прогрессируют, а деградируют до уровня воспроизводства Парижской Коммуны, со всеми её многочисленными просчётами и недостатками, которые, в конце концов, и привели её к краху (и точно также приведут к краху и их). Я всегда думал, что революционеры должны учитывать ошибки предшественников и избегать их, в трудах Маркса, Ленина и прочих теоретиков этому посвящены целые тома. Но нет, чукчи любят грабли, чукчи без них жить не могут!


Указанного разумному человеку уже должно быть достаточно (Sapienti sat), чтобы понять всю утопичность подобных идей. Но так как наши чукчи не отличаются особым интеллектом, то мы продолжим указывать недостатки их системы (тысячи их!).

Перейдём к недостаткам самоуправления по вечевому принципу (я сам когда-то тащился с него, пока не почитал Бруэра).

Во-первых, вече и другие формы прямой демократии прекрасно работают в малых сообществах – вспомните, население греческих полисов, где и была придумана демократия, зачастую составляло менее тысячи граждан, где все всех знают с пелёнок. Но такие формы совершенно не приспособлены для современных городов, где зачастую люди не знают половины жильцов своего многоквартирного дома, не говоря уже про всё остальное население.

Чем больше община, тем субъективнее выборы, тем больше роль пиара и популизма, тем сложнее осуществлять вечевой принцип управления – просто собрать большую массу населения, ввести их в курс проблемы, из-за которой собрались, а затем ещё и объективно посчитать голоса. И системы электронной демократии (которые пока ещё и не разработаны на должном уровне) эти проблемы решают очень слабо.

Во-вторых, общинное самоуправление чудесно работает для решения бытовых вопросов – какие улицы асфальтировать, где чинить лифты, где нужен новый парк или магазин, но абсолютно не подходят для управления экономикой (раз!) и для решения критических ситуаций (два!).

В случае внешнего вторжения, стихийного бедствия или любой другой проблемы, требующей специальных знаний, оперативного реагирования и единого центра координации и принятия решений – вечевые принципы не применимы. Именно поэтому в Греции были цари, в Риме консулы, а в Новгороде – князья. Дорогие чукчи, если вы не учите теорию управления, то потрудитесь хотя бы вспомнить историю!


Дальше – больше. На минуту попробуем смоделировать ситуацию, когда государство безжалостно уничтожено, а вся страна разделена на такие вот самоуправляемые громады.

И сразу возникает множество вопросов. Законы какие используем? Старые, или придумываем новые? Если новые (а старые и не подходят, конечно!), то кто их принимает? Каждая община сама для себя или некий координирующий орган? А деньги кто выпускает? Единый центробанк или конфедеративная структура? А контролирует кто? А обеспечиваются эти деньги чем? А хозяйственные споры решаем как? Создаём специальные суды или каждый раз стучим в рельсу и созываем вече? А преступников ловит кто? А внешнее военное вторжение отражаем как?

ААААА! У вас за спиной вырастает призрак невинно убиенного государства и вопрошает «Пошто меня сгубили, убивцы?».

В результате вы получаете кучку городов-государств с порушенными координационными связями (в худшем случае) или конфедерацию этих же городов (в лучшем). И первый вариант, и второй отбрасывают общество на пару столетий назад, и наши чукчи, постепенно понимая это (они же чукчи, не ослы!), начинают отматывать назад, воссоздавая порушенное.

И хорошо, если в это время соседние государства-хищники не развяжут пару-тройку маленьких победоносных войн, чтобы оттяпать себе ресурсов и территорий. Чукчи же не сторонники перманентной или мировой революции, и не озаботились тем, чтобы распространить свои идеи на соседние страны, и там по-прежнему правят капиталисты-милитаристы. Да и у самоуправляемых общин, в отличие от традиционного государства, ведь армии нет – только ополчение с ручным стрелковым оружием…

Нелицеприятная картинка получается, не правда ли? А я ведь и половины реальных проблем не перечислил.

Может возникнуть закономерный вопрос: неужели существующее государство – неизбежное зло, от которого нельзя избавиться?

И ответ на него уже тоже давно имеется: государство – это инструмент. Инструмент не бывает добрым или злым, он бывает только эффективным или неэффективным. Молотком можно забить гвоздь, а можно пробить голову – всё зависит от того, в чьих он руках.

Не нужно разрушать государство. Нужно вернуть его народу. И строить народное, социалистическое государство. Благо опыта в этом деле у нас больше, чем у любого другого народа в мире.

Дмитрий Донецкий

14-08-2012 16:38:55

Можно долго и нудно полемизировать, на ЕФА эта тема уже жёвана-пережёвана. Буду краток.

1. Приводятся марксистские аргументы столетней давности. И всё!!! Типа учите матчасть - ответ на все вопросы. Так что не только анархисты застряли в истории.

2.
Дмитрий Донецкий писал(а):Те же, кто придерживается более левых взглядов (по крайней мере, это они так думают, что они левые), считают, что средства производства должны быть переданы в коллективную собственность самоуправляемых общин.


Я плакал. До сих пор левые марксисты и левые анархисты возбуждаются, выясняя кто же из них левее НА САМОМ ДЕЛЕ. 21-й век...

3.
Дмитрий Донецкий писал(а):Но такие формы совершенно не приспособлены для современных городов, где зачастую люди не знают половины жильцов своего многоквартирного дома, не говоря уже про всё остальное население.


Нечукча Роджерс видимо не в курсе, что города зачемто делят на районы, микрорайоны и далее вплоть до ЖЭКов. Уже сегодня. Заменить вертикальные связи на горизонтальные технически возможно хоть вчера.

4.
Дмитрий Донецкий писал(а):И хорошо, если в это время соседние государства-хищники не развяжут пару-тройку маленьких победоносных войн, чтобы оттяпать себе ресурсов и территорий.


Ну персы например попробовали у тех самых неразумных "вечевых" греков отобрать. Или немцы у швейцарцев.

5.
Дмитрий Донецкий писал(а):Не нужно разрушать государство. Нужно вернуть его народу. И строить народное, социалистическое государство. Благо опыта в этом деле у нас больше, чем у любого другого народа в мире.


Концовка вообще стёбная. Это какой же у нас "благой опыт"? Как всё просрать капитализму, не сумев создать достойной альтернативы? Экономической в первую голову.

Шаркан

14-08-2012 20:13:52

Те же, кто придерживается более левых взглядов (по крайней мере, это они так думают, что они левые), считают, что средства производства должны быть переданы в коллективную собственность самоуправляемых общин. И здесь они натыкаются сразу на несколько камней, первым из которых является труд того же Карла Маркса «Анти-Дюринг», в котором подробно описывается, как такие общины вырождаются в «групповых капиталистов», начинающих вести между собой всё ту же капиталистическую конкуренцию и стремящихся к отчуждению результатов чужого труда.

на первый взгляд - идиотизм. На самом деле - тонкая подъебка. Оглашаются две "противоположные" позиции, и молчок об альтернативах им.
А они и не противоположны. И у "правых", и у "левых" система одна - рыночная, капиталистическая.
Такой вот прием у либерального этатиста, снова в духе "ты за Сталина или за Хитлера" (с понтом третьего не существует в природе).
реформы не прогрессируют, а деградируют до уровня воспроизводства Парижской Коммуны
а это уже полный долбоебизм.
Указанного разумному человеку уже должно быть достаточно (Sapienti sat), чтобы понять всю утопичность подобных идей.
как на другом форуме подметил Дубовик: утопия - это то, чего нет на сей момент, но никак не то, что невозможно в принципе никогда.
По версии автора "разумный человек" мыслить только плоско, только в парадигме "все сущее разумно, все разумное - реализовано".
Хегель, блять, головного, а то и спинного мозга.
недостатки их системы (тысячи их!)

нет, не тысячи - миллион. Миллион алых роз глюков плоскоразумных человекообразных.
Во-первых, вече и другие формы прямой демократии прекрасно работают в малых сообществах

Рокером (трудами о федерализме) автора надо по башке бить до полного размягчения костей черепа.
Во-вторых, общинное самоуправление чудесно работает для решения бытовых вопросов – ...
В случае внешнего вторжения, стихийного бедствия или любой другой проблемы, требующей специальных знаний, оперативного реагирования и единого центра координации и принятия решений – вечевые принципы не применимы.

и еще одна хуйня - тотальная;
как раз реакция и планирование реагирования на местах, не по нормативам "центра" оказывается наиболее адекватной.
С сопротивлением нашественникам вообще лучше бы молчал афтар в тряпочку ссаную...
вся страна разделена на такие вот самоуправляемые громады.

не разделена она. А отдана тем, кто "эту" страну наполняет социальным смыслом. Афтару мнится некая феодальная раздробленность с автаркией общин.
Идиот.
призрак невинно убиенного государства
тут вся суть послания: "не убивайте то, без чего я себе по скудности ума не могу жизнь представить!"

государство - инструмент подавления в первую очередь. Все прочие его "инструментальные функции" вторичны. Танками не пашут, саблями не жнут - хотя при желании можно, но получится убого и с порождением (нагромождением) лишних побочных проблем.
И невозможно вернуть народу то, что никогда ему не принадлежало и для его, народа, рук и ума никогда не строилось. Паровоз, хоть назови его подлодкой или звездолетом, не сгодится ни на то, ни на другое.
Государство - это государство.
Социализм - отдельно.

Дмитрий Донецкий

14-08-2012 20:38:30

Шаркан писал(а):тут вся суть послания: "не убивайте то, без чего я себе по скудности ума не могу жизнь представить!"


Вот это кстати меня и удивило. Рождерс марксист вроде судя по статьям его. И знает об отмирании государства у Маркса.

Шаркан

14-08-2012 21:18:53

Дмитрий Донецкий писал(а):Рождерс марксист вроде судя по статьям его. И знает об отмирании государства у Маркса.

вот именно - знает. Точно знает, что отмирание произойдет в неопределенном будущем. Согласно лозунгам. А практически - никогда. Государство, да еще с беспрецедентными полномочиями, да с целым классом носителей таких полномочий - не, такое морить само себя не станет.
Марксистам это ДОЛЖНО быть известно. Если нет - кретины. Если да - сволочи. Есть ли тут другой вариант? Не знаю, может и есть, но я его не вижу.

noname

15-08-2012 13:33:49

Во-первых, вече и другие формы прямой демократии прекрасно работают в малых сообществах ... не приспособлены для современных городов, где зачастую люди не знают половины жильцов своего многоквартирного дома
Это не проблема вече, а проблема городов. Если быть точнее, проблема собственности. С какой стати мне знать соседа, если я тупо отжимаю у него место под гараж? Будь он другом или родственником, разве я достигну цели? Вот! А вече подразумевает совместное управление общественной собственностью. Отсюда и "неприспособленность".

Чем больше община, тем субъективнее выборы, тем больше роль пиара и популизма
Это не проблема общины, а проблема... ну вы догадались, частных лиц стремящихся реализовать своё право во власть. Реально родовое устройство не мешало иерокезам координировать действия в масштабе всего народа, и даже не позволяло какие-либо действия без всеобщего одобрения.

Во-вторых, общинное самоуправление чудесно работает для решения бытовых вопросов ... но абсолютно не подходят для управления экономикой (раз!) и для решения критических ситуаций (два!).
Для критических ситуаций существовали вожди, уже проявивше себя в критических ситуация. Необладавшие какой-либо распорядительной властью, именно они в минуту опасности становились организующим звеном, а люди выполняли их распоряжения не под дисциплинарным давлением, а повинуясь коллективистскому инстинкту выживания.

В случае ... оперативного реагирования и единого центра координации и принятия решений – вечевые принципы не применимы.
Разумеется система родового самоуправления есть система распределенного управления и потому в принципе неуничтожима, пока существует сам народ.

И сразу возникает множество вопросов. Законы какие используем?
Если этот человек анархист, таки я балерина.

Шаркан

15-08-2012 19:01:23

noname писал(а):Если этот человек анархист, таки я балерина

мда, не плясать тебе Чайковского.
Марксист он очевидный.

noname

16-08-2012 05:49:33

Шаркан писал(а):мда, не плясать тебе Чайковского
Чайковский композитор, его не пляшут. Пляшут балетмейстера. ... хотя нам, "русским", что Чайковский, что гармонь.

Дмитрий Донецкий

16-08-2012 20:26:47

Вы будете смеяться, ножвачка имеет продолжение:

http://hvylya.org/analytics/pochemu-esh ... rstvo.html

В последнее время среди части маргинальных левых и части маргинальных правых широко распространились идеи следования философу Прудону о необходимости уничтожения государства и замены его на некие «самоорганизованные коммуны». Всё это обильно поливается вырванными из контекста высказываниями Маркса и выдаётся за «тру марксизм» (у левых) и цитатами Донцова, выдаваемыми за «тру национализм» (у правых).

Я согласен, что государство в его современном, капиталистическом виде – это зло. Поскольку не служит интересам народа (или хотя бы его большей части), а выступает варазителем интересов крупного капитала и транснациональных корпораций (ТНК).

НО государство – это всего лишь инструмент. И его простая ликвидация не решит ни одного вопроса. А вот куча новых возникнет однозначно.

1. Кто будет противостоять возможной внешней агрессии? Самоорганизованные общины? Опыт Парижской Коммуны показывает, что тогда они смогли продержаться 72 дня (потому как иностранные войска двигались медленно). А при современных скоростях и технологиях такие общины будут подавлены в считанные дни или даже часы.

Пока существует империалистический центр, такая угроза будет постоянной, но все сторонники «самоорганизации» дружно, как по заказу, отрицают идею «перманентной революции».

2. Кто будет ловить уголовников и маньяков? Во всех современных сообществах этим занимаются профессионалы, имеющие соответствующие навыки и право на насилие. Или преступники исчезнут по мановению руки?

3. Если общество не будет представлять из себя единого социального организма (чем и является государство), то оно неизбежно разобьётся на общины «групповых капиталистов», что приведёт к возрождению капитализма, только в примитивизированной форме городов-государств (что подробно описано в труде Энгельса «Анти-Дюринг», который данные «марксисты» не удосужились прочитать).

К тому же, в то время как человечество от городов-государств пришло к странам (от племенных союзов перешло к нациям), а теперь постепенно ищет выхода на формат надгосударственных объединений, возврат к общинной форме – это гигантский скачок назад в общественном развитии. Пора уже говорить о планетарном человечестве, а не о местечковых гопниках.

4. Разрушение национальных государств на сегодня выгодно, прежде всего, транснациональным корпорациям, которым идея национального суверенитета мешает безнаказанно грабить народы (что можно видеть на примерах Кубы, Венесуэлы, Ливии etc.). Поэтому каждый, кто выступает с лозунгом «Долой государство!» – работает на транснациональный капитал (осознанно или по глупости, это другой вопрос).

5. Существует понятие «глобальных (или страновых) проектов». Как такой реализовать в рамках страны – понятно (особенно в рамках госкапитализма). Способны ли «самоорганизованные общины» на что-то подобное? Можно однозначно сказать, что нет. Космическая отрасль, телекоммуникации, компьютеры и электроника, ряд других направлений требуют координации усилий сотен, если не тысяч различных производственных предприятий и конструкторских бюро. Можно сказать больше, что далеко не каждая страна способна осуществлять подобные проекты, что уж говорить про разрозненные общины с непонятной формой функционирования.

6. Самые высокие темпы развития всегда демонстрировали страны с самым сильным уровнем госрегулирования – штрассеровская Германия, послевоенная Япония, США времён Рузвельта, СССР времён Сталина и Хрущёва, современный Китай. И наоборот, либерализация экономики неизбежно приводит к кризисам и стагнации. Пора снять розовые очки неработающих теорий и признать объективную реальность – именно неолиберальные бредни виноваты в том бардаке, который творится с мировой экономикой.

7. Общины с прямым народовластием неизбежно будут принимать неадекватные решения, поскольку большинство некомпетентно в вопросах управления, в знаниях экономики, в технологических процессах. Более того, большинство подвержено манипуляциям и влиянию авторитетов (о чём свидетельствуют результаты множества социальных экспериментов), поэтому неизбежно станет жертвой различных аферистов (история «МММ-2011» является лучшим аргументом против прямого народовластия).

8. Регионы неравномерны в богатстве природными ресурсами. В одном есть железо, в другом хлеб, в третьем уран, в четвёртом редкоземельные элементы, а пятый – природная зона рекреации. Соответственно, неизбежна торговля. Использовать бартер крайне неудобно. Тогда возникает вопрос денег – если не будет государства, то кто будет их эмитентом? Чем они будут обеспечены? И кто будет принимать решения, сколько денег нужно выпустить в оборот? Община всеобщим голосованием? Хоть кто-нибудь верит, что это будет адекватно реалиям?

9. Как известно, феодальные государства выросли из организованного бандитизма. Если сегодня государство будет разрушено, что помешает завтра (или через десять лет) любому достаточно цепкому уголовнику выстроить новую ОПГ, которая через ещё несколько лет превратится в новое государство? Высокие принципы? Сознательность граждан? Самоорганизованная община? Не смешите мои тапочки…

10. Ещё академик Кропоткин, один из ведущих идеологов анархизма, признавал, что анархический идеал общества прекрасен, но на текущем уровне развития общества недостижим. И недостижим он будет до тех пор, пока подавляющее большинство людей не будет высокоорганизованными самоограничивающимися личностями, которые живут по принципу «моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека». А сегодня (как и в обозримом будущем) это недостижимо. Поэтому для ограничения «несознательных граждан» есть и будет нужен аппарат насилия, сосредоточенный в руках государства.

Естественно, что само государство при этом должно измениться коренным образом. Но это уже совсем другой разговор.


Поразительно! Анархистов можно загнать в угол десятками непростых вопросов, но этот клоун как будто специально подбирает против анархии тру- обывательские доводы, давно покрывшиеся плесенью.

Все его "аргументы" сама жизнь опровергла. А марксист Роджерс и не знал...

Будет охота, выскажусь по каждому пункту. Хорошо, когда оппонент недалёк. Не в смысле "от истины", а просто недалёк. Побольше бы таких.

Шаркан

16-08-2012 20:54:50

Дмитрий Донецкий писал(а):Анархистов можно загнать в угол десятками непростых вопросов

например?
Дмитрий Донецкий писал(а):Будет охота, выскажусь по каждому пункту

нет особого смысла. Пунктики и в самом деле дурацкие.
Матчасть (как раз та, заплесневелая якобы) на них давно ответила, причем превантивно.

hil-hil

16-08-2012 21:18:16

Шаркан
мне тоже так кажется по поводу что скучно.
да.сам автор тоже считает/настаивает, что диктатура - простейшая в исполнении форма общественого устройства.
форумчане думают совсем наверное по другому. а как анархисты думают - ваще загадка. :ne_vi_del:

Kredo

16-08-2012 21:33:11

И тем не менее встаёт вопрос грамотной и последовательной популяризации - если даже такие доводы со стороны выглядят не просто заслуживающими внимания, а прям-таки неоспоримыми.

Шаркан

16-08-2012 23:19:12

Kredo писал(а):И тем не менее встаёт вопрос грамотной и последовательной популяризации

ты наверное имел ввиду "опровержение"?
ну, ладно, вот вкратце ответы на опус персонажа Роджерса:
государство – это всего лишь инструмент

да, инструмент. Но для чего? Построения щастья для народа?
А вот фигушки...
И его простая ликвидация не решит ни одного вопроса.
ликвидация будет непростая. Революция вообще дело сложное, несмотря на простоту формулировок своих задач.
1. Кто будет противостоять возможной внешней агрессии?
а кто отбивает охоту у соседей лезть заовать Швейцарию? Составленную из довольно самостоятельных общин?
При этом надо иметь ввиду, что швейцарская модель (и обороны, и самоуправления) - всего лишь подготовленная СТРОЙПЛОЩАДКА для возведения анархообщества.
Скрытый текст: :
А оно не только из "общин" составлено. Границы территориальных единиц (сами по себе динамические, зависимые от воли населения общин и свободных договоров между общинами) не совпадают с "делением" на производственные регионы, не совпадают и с локацией потребительских ассоциаций. Что придает этой конструкции высокую устойчивость на "внешнее давление"

но все сторонники «самоорганизации» дружно, как по заказу, отрицают идею «перманентной революции».
бред
2. Кто будет ловить уголовников и маньяков? Во всех современных сообществах этим занимаются профессионалы, имеющие соответствующие навыки и право на насилие. Или преступники исчезнут по мановению руки?
и толку от этих профессионалов? Уровень преступности везде зашкаливает. В свободном обществе на порядки меньше поводов для деяний, квалифицируемых как "преступные". И маньяки не с Тау Кита прилетают, среди других людей живут. И люди их видят, замечают когда что-то не так. Но именно из-за полномочий "профессионалов" предпринять ничего не могут. Да и специфическая информация им недоступна, чтобы заметить систематику в инцидентах.
При наличии однако общей и прозрачной базы данных о происшествиях, при свободе отвечать на насилие адекватно, "любительские" расследования и "отлов" будут как минимум столько же эффективны, как и деятельность "профессионалов". С той разницей, что не прийдется тратить миллиардные средства на их содержание.
Кроме того, нынешняя система слаба как раз в профилактике преступлений. Ибо она же и создает почву для них, вкл и среду для полетов крыши, вследствии чего и появляются маньяки.
3. Если общество не будет представлять из себя единого социального организма (чем и является государство), то оно неизбежно разобьётся на общины «групповых капиталистов», что приведёт к возрождению капитализма, только в примитивизированной форме городов-государств (что подробно описано в труде Энгельса «Анти-Дюринг», который данные «марксисты» не удосужились прочитать).
снова хуйня полная.
Первое - отчасти отвечено выше под спойлером; второе - сохранение рыночных отношений, ТДО, действительно к такому сценарию ведет.
Поэтому вместе с государством в формалин и кунсткамеру направляется и сам капитализм.
Факт (вернее намерение), который автором либо не замечен, либо нарочно слит в канавку.
Из чего вывод: автор аргумента либо кретин, либо брехло. Возможен комбинированный вариант.
(но притворимся, что у автора не полный вакуум в черепе и продолжим тратить время на остальные его креативы)
возврат к общинной форме – это гигантский скачок назад в общественном развитии.
вежливо не назовем еще раз автора тупицей, просто скромно укажем на федерализм как способ перехода "от локального к глобальному", как и на то, что не общиной одной жить будет человек, что не об общинах родово-общинного уклада речь, а у термина новое содержание... ну и точку можно поставить фразой "афтар мудак, матчасть учи".
4. Разрушение национальных государств на сегодня выгодно, прежде всего, транснациональным корпорациям, которым идея национального суверенитета мешает безнаказанно грабить народы (что можно видеть на примерах Кубы, Венесуэлы, Ливии etc.). Поэтому каждый, кто выступает с лозунгом «Долой государство!» – работает на транснациональный капитал (осознанно или по глупости, это другой вопрос).
тут не вопрос о глупости, а о глупости, вернее бессовестности автора.
Правительства в первую очередь сами выходят на сделки с ТНК - и это касается всех приведенных примеров.
Ну и снова автора надо бить матчастью по плоской толстостенной башке: вместе с госудаством нужно убрать и капитализм. Это два сапога - пара.
Ну, можно и только капитализм. Причем любой версии. Государство не протянет и недели - бюрократия разбежится, силовики зачахнут, политики с горя удавятся (или им помогут - из милосердия).
5. Существует понятие «глобальных (или страновых) проектов». Как такой реализовать в рамках страны – понятно (особенно в рамках госкапитализма). Способны ли «самоорганизованные общины» на что-то подобное? Можно однозначно сказать, что нет.
и снова можнооднозначно сказать, что автора в детстве лишали йода, вследствии чего развился острый кретинизм у него.
Федерация (читайте о подробностях у Рудольфа Рокера) СПОСОБНА концентрировать усилия для макштабных проектов, но при этом осуществлять их не высокой социальной ценой, не тратить впустую ресурсы и в самой оптимальной форме.
Можно сказать больше, что далеко не каждая страна способна осуществлять подобные проекты, что уж говорить про разрозненные общины с непонятной формой функционирования.
не у каждой страны овцы рунные, много бюджета с них не настричь.
"Разрозненность" и "непонятность функционирования" общин - горячечный бред автора, а не факт.
Нет разрозненности (федерализм, причем не только территориальный, но и функциональный, инфраструктурный), нет непонятности. Почитал бы автор "академика" Кропоткина, прежде чем так лихо пиздеть, а?
6. Самые высокие темпы развития всегда демонстрировали страны с самым сильным уровнем госрегулирования – штрассеровская Германия, послевоенная Япония, США времён Рузвельта, СССР времён Сталина и Хрущёва, современный Китай. И наоборот, либерализация экономики неизбежно приводит к кризисам и стагнации. Пора снять розовые очки неработающих теорий и признать объективную реальность – именно неолиберальные бредни виноваты в том бардаке, который творится с мировой экономикой.
и какой социальной и ресурсной ценой происхоит этот процесс? Темпы развития - это ли самоцель?
Что бредни неолибералов виноваты - спору нет. А госкап - безгрешен? И каковы конкретно его постижения? Кроме милитаризации и монополизации - никаких. А как раз монополизм потом начинает тормозить НТП. И это - факт.
7. Общины с прямым народовластием неизбежно будут принимать неадекватные решения, поскольку большинство некомпетентно в вопросах управления, в знаниях экономики, в технологических процессах.
население вполне компетентно в вопросах своих потребностей. И оно их заявляет ассоциациям производителей, которые тоже вполне себе компетентны как заказы эти выполнить, перераспределяя работу внутри своих федераций.
Более того, большинство подвержено манипуляциям и влиянию авторитетов (о чём свидетельствуют результаты множества социальных экспериментов), поэтому неизбежно станет жертвой различных аферистов (история «МММ-2011» является лучшим аргументом против прямого народовластия).
и снова феерическая хуйня. Подверженность манипуляциям и влияние авторитетов (вернее - авторитариев, ибо авторитет может быть и чисто "моральным") - это как раз характеристика государственности: и либерального формата (где ходки манипуляции и тяжелая лохотроника), и особенно диктаторского (где без манипуляций действуют, прямыми приказами и репрессиями за неисполнение).
Чем интересно аферист заинтересует население некапиталискического общества? Что он им обещать может?
8. Регионы неравномерны в богатстве природными ресурсами. В одном есть железо, в другом хлеб, в третьем уран, в четвёртом редкоземельные элементы, а пятый – природная зона рекреации. Соответственно, неизбежна торговля.
неизбежна?
Скорее неизбежна солидарное перераспределение благ - как раз на основе некапиталистического хозяйствования.
Использовать бартер крайне неудобно. Тогда возникает вопрос денег
и это не единственная возможность. Диффузный обмен – как его окрестили в одной из тем блогов ЕФА - обходится без денег.
Но даже если признать, что они очень нужны - существует труд нобелиста Фридриха фон Хайека о "частный деньгах", существует обобщение бытовавших и бытующих практик "честных денег" от Маргрит Кеннеди...
но автору нужно обязательно доказать свой тезис - а значит рассматривать факты ему не надобно, даже хуже - вредно.
Хоть кто-нибудь верит, что это будет адекватно реалиям?
успокойся, автор, никто твоим бредням не верит
9. Как известно, феодальные государства выросли из организованного бандитизма. Если сегодня государство будет разрушено, что помешает завтра (или через десять лет) любому достаточно цепкому уголовнику выстроить новую ОПГ, которая через ещё несколько лет превратится в новое государство? Высокие принципы? Сознательность граждан? Самоорганизованная община? Не смешите мои тапочки…
а обрезом под кадык тебя рассмешить, дебиленок с тапочками?
Всеобщее вооружение - еще в пункте первом не просто предполагается, а постулируется.
А и трудно представит себе ОПГ, которое уцелело бы в среде территориальный и заводских милиций, чьи штабы находятся под прямым контролем того же населения (ведь прямая же блять демократия, не так?).
10. Ещё академик Кропоткин, один из ведущих идеологов анархизма, признавал, что анархический идеал общества прекрасен, но на текущем уровне развития общества недостижим.
пурга, пурга, пурга.
И недостижим он будет до тех пор, пока подавляющее большинство людей не будет высокоорганизованными самоограничивающимися личностями, которые живут по принципу «моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека». А сегодня (как и в обозримом будущем) это недостижимо.
а недостижимо благодаря усилиям государства.
И? Ждем пока оно подобреет и разрешит населению обрести сознательность?
Поэтому для ограничения «несознательных граждан» есть и будет нужен аппарат насилия, сосредоточенный в руках государства.
вот так бы и сказал.
Вот она, мечта то ли идиота, то ли сатрапа - непонятно к какой категории автор относится ОБЪЕКТИВНО, не по собственной самооценке ЧСВ.
Не стоило писать про анархических академиков да прочую муру. Автору нужно ограничивать несознательных граждан. При этом активно препятствуя их осознанию.
Сам себя он относит к осознанным явно. Осознавшим необходимость подчинаться государству (это у них свобода такая, ага).

Естественно, что само государство при этом должно измениться коренным образом. Но это уже совсем другой разговор.
нет, болван, это ТОТ ЖЕ разговор.
У автора "оргументов" ясный рецепт: госкап.
Т.е. Китай, Райх, СССР, КНДР, Чили при Пиночете, Ипания при Франко, Италия при Мусолини...
Афтар, епт, а не применить ли к тебе отрезвляющее насилие да без всяких аппаратов - самодельное такое, "общинное"?

Дмитрий Донецкий

17-08-2012 07:35:56

Добавлю пару слов.

Дмитрий Донецкий писал(а):Опыт Парижской Коммуны показывает, что тогда они смогли продержаться 72 дня (потому как иностранные войска двигались медленно).


Коммуна возникла в результате разгрома немцами государства Франция (да-да, того самого "государства", которое по Роджерсу круче "общины") и французской армии (той самой "регулярной"). Там начались социальные эксперименты в крайне неблагоприятных условиях. Причём всё впервые, эмперическим путём. И одно дело наступление регулярной армии (в данном случае германской) на создающееся практически на пустом месте новообразование, которому противостоят к тому же ещё и остатки "регулярной" Франции, и совсем другое - война между армией и успевшими самоорганизоваться общинами. Примеров успешной партизанской войны в истории более, чем достаточно.

Дмитрий Донецкий писал(а):Если общество не будет представлять из себя единого социального организма (чем и является государство)


Это вообще!!! Считать государство источником социальных связей между человеками, причём единственным! Даже "ретрограды" такого в слух не произнесут, постесняются.

Дмитрий Донецкий писал(а):каждый, кто выступает с лозунгом «Долой государство!» – работает на транснациональный капитал (осознанно или по глупости, это другой вопрос).


Считать, что анархисты против государства, а все остальные формы угнетения, в том числе экономического, им по барабану, простительно обывателю, но не ррреволюционеру же, СПЕЦИАЛЬНО этими вопросами интересующемуся. К тому же поучающему жить других людей.

ТНК - своеобразная разновидность государства. Как например империя. Не приходит же в голову заявлять - вы против национального государства, значит за империю. Впрочем марксистам иногда приходит. Империя же прогресс... Тогда почему Роджерс против ТНК? Тоже прогресс ведь.

Дмитрий Донецкий писал(а):Самые высокие темпы развития всегда демонстрировали страны с самым сильным уровнем госрегулирования – штрассеровская Германия, послевоенная Япония, США времён Рузвельта, СССР времён Сталина и Хрущёва, современный Китай. И наоборот, либерализация экономики неизбежно приводит к кризисам и стагнации.


Ну и где эти победители? Спросите у истории. Китай? Тоже работает на самовозгорание и взрыв. И почему же лузерная либеральная экономика постоянно выходит победителем? Может она всё же крепче привязана к реальной жизни?

И неужели до сих пор не понятно, что все эти крутые зарегулированные экономики пришлось либо доводить до естественного конца (война), либо перестраивать? Иначе смерть. Экономическая.

И кстати... А чо эт так застенчиво автор назвал гитлеровскую Германию штрассеровской? Напёрстничество чистейшей воды. Или автор плюс ко всему ещё и историк-альтернативщик?

Дмитрий Донецкий

17-08-2012 08:34:45

Вот ещё не совсем по теме, но где-то близко. Много букв и воды, читать не обязательно. Интерес лишь в том, что издеваясь над "криворуционерами", автор из положительной программы смог выдать лишь одно - захватить власть! Во как!Бланкизм чистейшей воды. Захватить власть, а там видно будет. А что видно? Заранее известно. Захватить и держаться за неё руками, ногами и зубами, уничтожая противников. Держаться до последнего, ибо выход из неё (власти) для узурпаторов один - гильотина. Короче - политический маньяк.

Об основной ошибке книжных революционеров

Автор Александр Роджерс

http://hvylya.org/analytics/ob-osnovnoy ... nerov.html

Скрытый текст: :
Основная ошибка в толковании Маркса, которую допускают различные «криворуционеры», это их ожидание подходящих условий для революции. Мол, для революции в обществе необходимо наличие нескольких условий (список обычно прилагается). Но тут они совершают неправильное прочтение первоисточника. В оригинале текст звучит «смена формаций происходит, когда выполняются определённые условия».

Но никто не говорит, что эти условия «достигнутся» сами собой. Если, как говорят некоторые наши «криволюционеры», капитализм сам приведёт к возникновению этих условий, то смена формаций произойдёт сама собой, и никакие революции (а значит, и сами криволюционеры) не нужны. Но это же очевидный нонсенс.

Во-первых, развитие производственных сил – это не неизбежность и не аксиома. И в позднесоветский период, и в современном западном мире во многом наблюдается отказ от автоматизации и роботизации труда (то есть повышения производительности) в пользу повышения интенсивности ручного труда.

В Советском Союзе отказались от планов перехода на четырёхчасовой рабочий день, что означало бы приближение реального социализма. На Западе отказались от высококвалифицированного механизированного труда, предпочитая «потогонки» в Китае и странах третьего мира. Точно также сейчас происходит отказ от использования экспертного сообщества (как опасного для мира капитала) в пользу всяческих фарсайтов и прочих технологий принятия решений, не требующих наличия специалистов (кстати, далеко не гарантирующих высокого качества принимаемых решений).

Во всём мире идёт реакционный отказ от прогресса в пользу «безопасности элит». Поэтому почти повсеместно деградирует образование, снижаются стандарты качества, ликвидируется «средний класс» (как самый самодостаточный субъект, потенциально революционный). Вводится отупляющая тестовая Болонская система образования, повышается в разы стоимость обучения в ВУЗах, снижается престиж высшего образования, нарушается его универсальный принцип, вводится намеренная фрагментация преподаваемой картины мира. Экономические специальности заидеологизированы, математика оторвана от физического смысла, физика преподаётся в примитивизированном виде, многие предметы фактически не имеют практического применения etc.

Поскольку управлять безграмотным и суеверным плебсом гораздо проще, мировые элиты фактически осуществляют намеренный поворот в новое средневековье, где всей полнотой знаний будут обладать только они, составив своеобразную касту жрецов. А все остальные, даже если и поднимут восстание, не смогут самостоятельно развиваться, поскольку не будут знать, КАК это делать (и сейчас намеренно внедряются красивые, но вредоносные идеи о прямом народовластии, чтобы сделать возможные очаги революционных настроений нежизнеспособными).

Во-вторых, данными «криволюционерами» предлагается бездеятельно ждать, пока вышеупомянутые условия возникнут. Так можно ждать бесконечно. Поскольку элиты эти условия тоже прекрасно знают, и делают всё, чтобы эти условия никогда не наступили. Общество потребления не возникает само собой, его сознательно формируют!

Мы можем видеть, например, как технично все протестные движения канализируются в бессмысленную деятельность типа митингов и флэшмобов, не способных изменить существующую систему. Здравомыслящий человек не должен допускать и мысли, что мирными акциями протеста можно заставить античеловечную систему работать не на собственное обогащение, а на благо людей. Она под это не задумывалась!

Единственный вариант изменить мир – это взять власть, и используя её инструментарий и рычаги, начать его менять. Не ждать эволюционного развития (потому что идёт не эволюция, а деградация!), не уговаривать людоедов перейти на овощи, не ожидать, пока «богатые помогут бедным», не «начинать с себя», а ДЕЙСТВОВАТЬ.



Но криворуционеры не только сами не готовят революции, они пошли дальше и уже критикуют Ленина и прочих практиков, что те, «негодяи», не стали дожидаться созревания условий, и успешно совершали революции, а не ждали у моря погоды. Лузеры критикуют успешных за то, что те были успешными – это лузерство в квадрате!

Более того, догматичные верующие критикуют практиков за то, что те были слишком гибкими, и не зацикливались на слепом соблюдении догм, а проявляли гибкость, приспосабливая общую теорию к конкретным обстоятельствам. Получается позорище, выдаваемое за «идеологическую чистоту». Но что ещё ожидать от сектантов?

Впрочем, глядя на настойчивость, с которой некоторые сектантские мифологемы воспроизводятся в различных маргинальных организациях (как левых, так и правых), складывается впечатление, что это неспроста. Что определённые мысли (о безлидерстве, об антиавторитаризме, о «горизонтальных сетях», о необходимости неких особых условий для революционных преобразований) специально вносятся в протестный дискурс, чтобы лишить его жизнеспособности.



Революция, на самом деле, состоит из нескольких частей. Первая часть – это взятие власти (мы не обсуждаем сейчас методологию этого процесса, пусть будет хоть путём выборов, это не важно в данном рассмотрении). Вторая часть – это противостояние реакции в её попытках вернуть себе власть. Третья часть – использование этой власти, чтобы всеми силами приближать реализацию условий, необходимых для смены формации. Не ждать, а действовать!

И только в результате упорного многолетнего труда по изменению общества будут меняться его характеристики, приближая переход к новым, более прогрессивным формациям.



Все теоретики революции делятся на две большие группы. Одна считала, что для смены власти не нужны особые обстоятельства, и что обстоятельства формируются. Вторая считала, что нужно ждать наступления условий.

К первой группе принадлежат Бланки, Хосе Марти, поздний Ленин, Троцкий, Мао, Че Гевара, Маригелла. Ко второй – Каутский, Плеханов, большинство социал-демократов и различных оппортунистов. В первой группе все, кто достиг успеха, во второй – лузеры, большинство из которых так и «не дождалось», а потому осталось никому не известно.

Мне гораздо интереснее первые. А вам?



Хосе Марти писал «Не успевает ребёнок родиться, а возле его коляски уже стоят с путами философы, священники, идеологи. Человека пеленают, связывают, и он на всю жизнь остаётся взнузданным, как лошадь».

Маленький ребёнок может придумать свыше двухсот способов использования большинства предметов, самых невероятных – это называется дивергентное мышление. Затем, в результате «образования» его фантазию постепенно убивают, и взрослый уже с трудом может придумать десяток таких способов. Религиозные и политические фанатики идут ещё дальше, и сводят всё к одному, «единственно правильному» способу. Догматичные сектанты…



Все эти догматики, обращённые взглядами в прошлое… перечитывают классиков, ищут ответов в пыльных книгах, цитируют Великих, спорят из-за трактовок различных событий… постят унылые демотиваторы, рисуют унылые граффити, гадят на чужие памятники… навешивают ярлыки на тех, чьи трактовки отличаются от их, называют их своими врагами, матерят и угрожают набить морду, искренне считая ЭТО идеологической борьбой… а затем, совершив акт словесной мастурбации, с чистой совестью отправляются спать, гордо называя себя «борцами с режимом»… хотя режим чаще всего и не знает об их существовании…

Я так не хочу. И не буду. Мне начхать на прошлое. Я могу рассматривать его на предмет поиска действенных рецептов выхода из стандартных ситуаций, но не более того. Брать то, что работает, и выбрасывать то, что не работает, а затем идти вперёд.



Эрих Фромм писал, что радикал – это человек, опрокинутый в будущее. Мотивированный будущим, думающий о будущем, планирующий и формирующий его.

Пора понять, что прошлое не даёт ответов на вопросы. Так, как сейчас, ещё никогда не было. Раньше не было интернета, спутникового слежения, веб-камер на улицах городов, таких развитых средств связи, такого транспорта, таких вооружений. Даже сущность и характер пролетариата изменился, не говоря уже про формы и тонкости классовой борьбы.

Верить, что даже самые умные люди прошлого могли предвидеть все возможные варианты развития будущего на сто лет вперёд – это возведение их в ранг пророка, сотворение кумира, догматизм и форма религиозного фанатизма. Я с таким не собираюсь иметь дела.

С огромным удовольствием использую марксистский аналитический инструментарий, поскольку он прекрасно работает, но считать, что бородатые дедушки были безошибочными «Крэями-суперкомпьютерами», которые просчитали все варианты на сто лет вперёд – увольте. Я не фанатик, и вам не советую.



Тем более что вера в то, что история неизбежно развивается по предопределённому плану – это детерминизм, Фатум, Рок. И противоречит принципу свободной воли. Каждый отдельный человек влияет на то, как будет развиваться история. И действием влияет, и бездействием.

Как говорил Эдмунд Бурке «Для победы Зла достаточно, чтобы добрые люди бездействовали». А дурацкие теории всяких «криворуционеров» приводят к тому, что они бездействуют (или занимаются бесполезной имитацией деятельности).

Если бы революционеры прошлого ждали, пока для их деятельности создадутся некие идеальные условия, без которых успех «невозможен», то мы до сих пор жили бы в рабовладельческом обществе. Потому что сами такие условия не создаются никогда, их создают.

И ждать каких-то мифических «условий» в то время, как 80% населения Украины живёт на грани или за гранью бедности – это само по себе преступление бездействия и пассивного соучастия. И чем дольше длится это бездействие, тем сложнее будет потом выбираться из ямы (потому что долги растут, капиталы выводятся, оборудование устаревает, инфраструктура изнашивается, население уменьшается etc.).



Георгий Почепцов, с точки зрения public relations, говорил, что если событие не показали в СМИ, то его не было. Я, со своей стороны, говорю, что если ваше действие не привело к результату, приближающему революцию, то вы ничего не сделали. С этой точки зрения, у нас вообще очень мало чего делается. Имитации – хоть экспортируй, а вот реальной результативной деятельности очень мало (и я не исключение).

Каждое ваше действие должно быть нацелено на результат. Утром вы должны вставать с мыслью «что я могу сегодня сделать для революции». Вечером вы должны думать «что я сделал сегодня для революции».

Пост в блоге должен привести к вам нового соратника. Диспут на форуме должен не утвердить вашу правоту, греющую «эго», а донести вашу позицию до других (даже если часть их её не разделяет). Прочитанная книга должна двигать мысль, служить улучшению ваших практических навыков, обогащать и развивать. Любое публичное действие должно совершаться не ради самого действия, а ради практического результата.



И ещё. Не ищите различия, ищите точки соприкосновения. Любое разделение по этническому, языковому, религиозному, географическому или идеологическому признаку служит на пользу режима, позволяя реализовывать принцип «разделяй и властвуй». В единстве наша сила, поэтому нужно учиться находить общее даже с теми, кто не похож на нас, с «иными», «чужими» и даже «странными».

Не ведитесь на провокации власти. Не играйте в их игры, не играйте на их полях, не играйте по их правилам, не садитесь с шулерами за один стол, не говорите на темы, которые навязывает телевизор. Создавайте свои поля, создавайте свои дискурсы, свою тематику, рвитесь за флажки, игнорируйте нарисованные границы, будьте свободны не только физически, но и в мышлении. Нет ничего невозможного, нет ничего необратимого и непреодолимого.

Думайте свободно! Думайте иначе! Думайте по-новому! Думайте о будущем! И революционная мысль должна сопровождаться таким же действием…

Дубовик

17-08-2012 09:03:19

Нужно (...) строить народное, социалистическое государство.

Роджерс читал "Анти-дюринга", но не читал "Критику Готской программы".
Незачет.
Пусть идет учиться дальше. Его идейные предшественники над концепцией "народного социалистического государства" изрядно поиздевались в позапрошлом веке.

Благо опыта в этом деле у нас больше, чем у любого другого народа в мире.

Опыта у Роджерса много... Тока знаний собственной теории нету...

Kredo

20-08-2012 15:35:44

Шаркан писал(а):ты наверное имел ввиду "опровержение"?

И это тоже. Но, в первую очередь, я подразумевал популяризацию анархизма как системы взглядов - чтобы хотя бы те, кто в теме, не задавали дурацких вопросов и не считали "доводом" то, что давно уже изъезженно вдоль и поперёк, ни искренне, ни только ради того, чтобы дискредитировать анархизм в глазах потенциальных сторонников.
Скрытый текст: :
Здесь на ум опять приходит та брошюра, что я не дописал... но тут очень много сложностей. Нужно создать краткое и ёмкое изложение анархизма, для этого придётся взять как социальный, так и экономический и психологический аспекты. Я пытался обойтись только социальным - экономику не брал ради того, чтобы захватить весь анархизм, а не только анком (знаю, анкап или примитивизм сложно считать анархизмом, но вот агоризм нам уже достаточно близок), психологию не трогал, так как тема не разработана. Можно и, наверное, нужно, отказаться от агитации за "весь анархизм" разом, но психологию нужно тупо писать почти с нуля (почти - потому что у левых авторов, таких, как Фромм и Ги Дебор, есть материал по теме).
Вообще, если удастся создать выжимку из анархизма - понятным языком, логично и последовательно, без субультурных заморочек и пафоса не по теме, чем грешат многие существующие агитки - это будет очень серьёзный успех. Достаточно того, что основы либерализма и марксизма аполитичному большинству не знакомы.

Шаркан

21-08-2012 21:02:30

Kredo писал(а):но вот агоризм нам уже достаточно близок

увы, нет

Kredo

22-08-2012 18:07:54

Они вроде как за социальное равенство (в отличии от просто анкапа). Методы у них только нерациональные.

Шаркан

22-08-2012 21:04:03

Kredo писал(а):Они вроде как за социальное равенство

вроде, да не совсем. Ты же имел "удовольствие" с такими пообщаться на форуме АДА.
И я тешил себя надеждами. Нет, напрасные. И прочие агористы такие же. Просто парламентаризм отрицают, в отличии от САУ, чьи представители практически захватили махно.ру вкупе с откровенными дебилами.

Kredo

22-08-2012 21:50:58

Шаркан, я никогда не был на форуме АДА. Ты или чё-то путаешь, или встретил самозванца. Из анархофорумов я писал только на нейме, да ещё иногда читал РКАСовский форум на махно.ру.
Можно ссылку на то место, где был "я"?

Шаркан

23-08-2012 04:48:28

да, перепутал я.
Ну тогда глянь на темы https://forum.anarhist.org/
можешь поискать и изъявления сербских агористов (гугъл), русскому понятнее чем болгарский

Kredo писал(а):РКАСовский форум на махно.ру

???

Kredo

23-08-2012 07:43:30

Он не РКАСовский? Тогда уже я путаю.

Шаркан

23-08-2012 08:33:12

у махно.ру собственный форум.
На форуме РКАС вряд ли стали бы терпеть персонажей типа вислава и капчинского.

зато там лекции-ответы Дубовика по темам анкома и коммунизма вообще - хоть прямо копируй и выпускай брошюру из них: ясно, четко, с простыми примерами, лаконично.

Анатолий!
елки-палки, сделай себе блог (или ефашным воспользуйся), перебрось отредактированные свои посты с махно.ру!
Молодежи пригодится в качестве конспектов изучения матчасти!
А то скакать по ресурсам, по крохам собирать - это же каторга!