Донбасс для всех

Дмитрий Донецкий

25-12-2012 10:16:30

На сайте газеты "Донбасс" появилась серия зарисовок из жизни людей разных национальностей на территории Донецкой области. Может кому интересно. Инфы немного, но встречается неожиданное даже для меня, дончанина. Поэтому и запостил.

http://donbass.ua/news/region/2012/12/2 ... echat.html

Спецпроект "Донбасс для всех". Болгары накормят и вылечат

Спецпроект "Донбасс для всех". Немцы построили у нас Долину любви, а теперь вынуждены доказывать, что они - не фашисты

Спецпроект "Донбасс для всех". "Мы к Ахметову относимся как к родному. Пожилые даже называют его "наш Ринатик"

Спецпроект "Донбасс для всех". Большая часть греков Украины проживает в нашем регионе

Спецпроект "Донбасс для всех". Донецкие поляки: музыканты, футболисты и священники

Спецпроект "Донбасс для всех". Раньше грузин в Донецк влекли шахты, а теперь - бизнес и девушки

Спецпроект "Донбасс - для всех!" Из Дагестана к нам едут, чтобы биться

Спецпроект "Донбасс для всех". Евреи не учат жить, зато помогают материально

Спецпроект "Донбасс для всех". Корейцы научили нас выращивать гигантские урожаи

Спецпроект "Донбасс - для всех". Чем турки наши города берут

Спецпроект "Донбасс для всех". 16 тысяч армян дружат с соседями!

Мария Фролова. Фото автора.

Дмитрий Донецкий

25-12-2012 10:24:51

Один из самых известных иммигрантов, проживавших здесь, - хирург, профессор, Каро Овнатанян. Он был заведующим кафедрой факультетской хирургии Донецкого мединститута. Под его руководством в клинике освоили операции на сердце и легких, впервые в стране начали проводить сложные операции на почках. По его инициативе в 1963 году в Донецке было создано первое в Украине областное научное общество анестезиологов и реаниматологов. В честь Овнатаняна названы клиника медуниверситета и улица в Калининском районе Донецка.


Первая сложность, с которой сталкиваются переселенцы, - чужой язык. 25-летняя Сира Арутюнян - магистр украинской филологии. Она пишет очерки, с этого года начала публиковаться в нашей газете. А когда-то не могла осилить даже обычный школьный диктант - девочка переехала в Донбасс, когда ей было восемь лет.

- Я знала только три слова: «да», «нет» и «морковка», - смеется Сира. - А еще очень боялась слова «сковородка». Думала, что никогда не смогу его выговорить. (...)

Сейчас она без проблем может разговаривать практически с кем угодно - знает пять языков и учит шестой. У девушки много друзей разных национальностей. В общении с ними у Сиры существует правило: никогда не говорить на армянском в присутствии того, кто его не понимает. Магистр считает, что это некультурно.


- У нас в стране принято уважать и беречь свою семью. Мы с Лилей уже много лет живем вместе - ссоримся, миримся... Просто у нас принято о многом договариваться. Нас удивляет то, что здесь так много пар разводятся! В Армении такого нет, - признается живописец.

Там, по его словам, вообще многое по-другому. Например, соседи считаются самыми близкими людьми. «Лучше хороший сосед, чем плохой родственник», - говорят армяне. И часто зовут тех в гости - на голубцы или бокал вина... Или просто поиграть в нарды во дворе. А здесь соседи даже не всегда здороваются друг с другом.

Дмитрий Донецкий

25-12-2012 10:32:33

На территории Донбасса постоянно проживают около полутора тысяч выходцев из Турции, столько же часто бывают здесь по делам бизнеса или для выполнения сдельных работ. Можно сделать вывод, что основной их интерес в Донбассе - экономический. Турецкие инвестиции касаются транспортных, строительных услуг, производства и, конечно же, торговли различными товарами народного потребления.

Главная достопримечательность футбольного Донецка - стадион «Донбасс Арена» - была построена турецкой компанией ENKA: именно с 2006 по 2009 годы в городе было очень много турецких строителей. И, несмотря на взаимные финансовые претензии заказчика и исполнителя, в конечном итоге суперсовременный стадион оказался нашей главной гордостью накануне Евро-2012. (...)

Фирменный «Сармат» на базе Донецкого пивоваренного завода теперь будут варить турки: компания Anadolu Efes в марте приобрела пивной бизнес британской SABMiller в России и Украине. (...)

К такому активному вмешательству в свою жизнь отношение у коренного населения Донбасса разное. Одни с удовольствием покупают на ярмарках недорогие турецкие товары, нахваливая качество, а кто-то резонно возмущается по поводу криминальных историй о каналах вывоза украинских секс-рабынь, которые со времен Роксоланы не перестают организовывать чересчур «предприимчивые» турецкие мужчины.


Преподаватель турецкого языка Донецкого государственного института управления Асым Шимшек в Украине живет уже 15 лет, «заслужив» за это время даже вид на жительство. Младшая дочь и двухлетний сынок Айтиф Юнус - вообще граждане Украины по праву рождения.

- По ощущениям, мы находимся дома. Нам есть с чем сравнивать: до переезда сюда жили в Одессе. В Донецке иностранцам намного легче, чем там: ни я, ни жена или дочка в школе не слышали упреков от окружающих, - говорит Асым.


Судя по всему, осторожные турки приходят в Донбасс всерьез и надолго: мелкооптовая торговля ширпотребом сменяется серьезными инвестиционными проектами, крупные компании, просчитав все риски, открывают тут свои представительства. И всё чаще привлекают темпераментных турецких мужчин местные красавицы, ради которых многие из них готовы стать жителями Донбасса.

Дмитрий Донецкий

25-12-2012 10:41:40

Родные Людмилы Иннокентьевны были в числе тех корейских беженцев, которые в 1858 году скрылись от японского ига на Дальнем Востоке. Местные власти сквозь пальцы смотрели на переселенцев: о корейцах шла слава знатных земледельцев. Тян До Ден - отец большого семейства и дедушка Людмилы - имел революционную жилку, организовал среди своих первую коммунистическую ячейку. Его заметили русские революционеры, переманили в Москву, где он закончил Высшую партийную школу. А во время работы Хабаровском крае молодой партработник увлекся самой красивой певуньей на вечере.

Тогда она еще не знала, что, выйдет за него замуж, уедет во Владивосток и родит пятерых детей, а после его ареста выдержит участь "жены врага народа". На улице семью репрессированного Тяна ждал дождь камней, топлива им не полагалось. Выжила семья только благодаря русскому другу, который ночами пробирался к ним с дровами и продуктами.

Советская власть опасалась, что корейцы станут пятой колонной в назревающей войне с Японией, и в сентябре 1937 года их всех депортировали в Узбекистан. Там ждали неосвоенные земли - на кусочках степи среди малярийных болот и камышовых зарослей.

- Их собрали кто в чем стоял, затолкали в теплушки в сентябре, а привезли на место через пять месяцев. Доехала горстка - многие умерли от холода и голода в дороге... И вот - голая степь, февраль, - рассказывает грустный семейный эпос Людмила Ким, а ее голос дрожит, - мужчины выстроились в круг, замкнув в это теплое кольцо женщин и детей. Кое-как, меняясь, провели ночь, а наутро голыми руками начали ломать тростник, ковырять глину и лепить из этого мазанки. Резали ладони, поливали кровью болото, но защиту от ветра построили. А потом подтянулись местные и начали сносить нам спички, одежду, семена...

Правительство дало землю, мы обжились, собрали хороший урожай. По сути, узбеки подарили нам жизнь. Здесь мама вышла замуж, родилась я, моя сестра и два брата. Мы с детства помогали родителям в работе. Помню как сейчас - жара в 45 градусов, я стою по колено в воде и пытаюсь отличить от травы стебельки риса, между которыми то и дело шныряют змеи...


Но и тут трудолюбивую нацию подстерегло лихолетье. 1965-й выдался таким неурожайным, что у семьи на зиму не осталось даже мешка риса, - правительство все отобрало подчистую. И отец, Николай Ли, решился ехать в Донбасс на заработки. Тогда лук в Украине был очень дорогим, его приходилось растить два года - столько времени нужно семечку-чернушке, чтобы превратиться в пузатую репку.

Председатель колхоза "Овощевод" Великоновоселковского района поначалу не поверил корейцу, когда тот пообещал собрать с гектара лука раз в 10 больше, чем здесь привыкли. И уложиться в один год!

- Ой, под статью ты меня подводишь, Николай Степанович! - хватался за голову он, глядя, как трудолюбивый кореец пестует крошечные "волоски" проклюнувшейся сеянки. А тот только молча улыбался, и пропалывал, поливал, рыхлил... И к августу на поле стоял лес мощных зеленых перьев. А рядом плясал председатель колхоза! Как только овощ стал "садиться в головку", прибыли толпы ученых мужей, которые скрупулезно изучили чудесную корейскую технологию. И лук подешевел с трех рублей до тридцати копеек!

Огромнейший урожай поделили, как и собирались: председатель сдал государству в три раза больше плана, а остаток Николай Степанович забрал себе. И тут же заключил новый договор с колхозом, набрал бригаду соотечественников и перевез семью в Донбасс. Всем детям дал высшее образование и научил гордиться своей национальностью.


Андрей никогда не пытался повидать родину. "Зачем?- пожимает плечами он. - Я - гражданин СССР, и этим все сказано!" Ну, а проблемы из-за восточной внешности? Были.

- Особенно в 60-е годы, когда обострились отношения с Китаем: тогда всех корейцев принимали за китайцев. Но я не в обиде. Есть такой буддийский принцип ненасилия. Зачем пускать в ход кулаки, если можно решить дело словом? - поражает миролюбием Андрей.

И действительно, обладателю третьего дана и черного пояса по карате агрессия совершенно не к лицу! С 1990 года он - действующий инструктор Украинской Ассоциации Карате Киокушинкай. Кстати, этот один из самых жестких и контактных стилей основан корейцем по имени Чхве Ён Ый, правда, взявшем себе японский псевдоним – Масутацу Ояма. И, как ни странно, во время соревнований в Японии все принимали Андрея за своего. Вот так постепенно и стирается многолетняя вражда!

Шаркан

25-12-2012 11:05:21

Дмитрий Донецкий писал(а):Болгары накормят и вылечат

отравят и залечат до смерти...
берегись.
Скрытый текст: :
Дмитрий Донецкий писал(а):Шимшек

красивое, кстати, имя. Значит "молния". И звучит как молния - быстро, с изломом.
Мехмед Шимшек - султан завоеватель Константинополя.
(это не фамилия, а прозвище было. Фамилии турки поручили при Мустафа Кемале Ататюрке)

Дмитрий Донецкий

25-12-2012 11:23:09

В середине ХIХ века в Бахмутском уезде проживало около двух с половиной тысяч евреев. А к концу столетия их количество достигло десяти тысяч. Это было связано с тем, что в мае 1882 года, вскоре после убийства Александра Второго, вышли так называемые «Майские правила», предписывавшие выслать евреев из центральной России. Они стали разъезжаться по окраинам империи, в том числе и на территорию нынешнего Донбасса. В результате к началу ХХ века только Юзовка по составу населения была на четверть еврейской. Здесь действовали три синагоги (одна из них, кстати, находилась на месте нынешней филармонии; другая, расположенная в районе автостанции «Центр», в девяностых годах была отреставрирована, теперь она считается одной из красивейших в Украине). В Юзовке работали еврейские гимназия, больница и банк. (...)

Так, первым директором Индустриального училища (на базе которого впоследствии был создан ДПИ, а затем - ДонНТУ) был еврей Исай Пугач. Донецкий художественный музей был создан в 1939 году по инициативе живописца Исаака Бродского. Первый в городе симфонический оркестр, который лег в основу нашей филармонии, организовал дирижер Натан Рахлин. Первым главным режиссером Донецкого театра оперы и балета был Иосиф Лапицкий. А областную травматологию основал известный специалист по ортопедии и военно-полевой хирургии Ион Чижин. Автор памятника Пушкину на одноименном бульваре - скульптор Наум Гинз-бург. Знаменитый архитектор Павел Вигдергауз практически полностью сформировал новый облик разрушенного войной Сталино. Евреями были двое из четырех донецких стратонавтов - Яков Украинский и Давид Столбун. Ну а сейчас самыми извест-ными донецкими евреями называют Натана Щаранского и Ефима Звягильского.


Прокурор Родзянко в отчете о холерном бунте 1892 года в Юзовке писал, что толпа вначале грабила еврейские лавки, а там, где хозяин мог доказать свое русское происхождение (обычно об этом свидетельствовала выставленная наружу икона), бунтовщики платили за всё, что выпивали. Впрочем, как добавляет Родзянко, когда выпивали все оплаченное, они таки грабили и русского лавочника. (...)

- Я часто сталкиваюсь с тем, что мои еврейские корни вызывают какой-то нездоровый ажиотаж у новых знакомых, - говорит дончанка Алина Ильина. - И это при том, что у меня славянская внешность и русская фамилия. Однажды в компании ко мне подошла незнакомая девушка и грозным шепотом спросила: «Скажи честно, ты еврейка?» Я удивилась, как она это вычислила. Оказалось, что... по расстоянию между глазами. Причем, как выяснилось, она не одна такая: моей совершенно русской подруге ее теперь уже бывший муж перед свадьбой мерил голову линейкой - чтобы удостовериться, что в ней нет еврейской крови. Другой молодой человек как-то на полном серьезе спросил, сдаю ли я раз в год золото в еврейский фонд покорения мира. А еще один парень, с которым я даже встречалась (правда, недолго), называл меня «моя жидовочка» и уверял, что считает это весьма пикантной моей особенностью.


Сейчас в Донецкой области проживает меньше евреев, чем в начале двадцатого века, - около пятнадцати тысяч. Многие погибли во время войны и Холокоста, другие ассимилировались, и их внуки уже носят русские и украинские фамилии. Но те, кто всё-таки считает себя евреями, проявляют себя весьма активно. В последние годы наметилась интересная тенденция: шахтерская столица превращается в настоящий центр еврейской жизни.

Так, Донецк уже считается столицей кошерного производства Украины. Здесь в значительных количествах производят мясные и молочные продукты, сладости и приправы, разрешенные к употреблению верующим иудеям. Во многом это связано с тем, что в Донецке расположен Украинский комитет по кашруту. Кроме того, именно в шахтерской столице живет и главный могель (человек, совершающий обрезание по иудейской традиции) Украины и Белоруссии. В Донецке действуют еврейский детский сад и общеобразовательная национальная еврейская школа №99. А самым заметным образом евреи напоминают о себе каждый декабрь, зажигая в честь праздника Ханука огромный светильник в центре города, на бульваре Пушкина.

Дмитрий Донецкий

25-12-2012 11:41:12

Попасть в этот достаточно закрытый мир корреспонденту «Донбасса» оказалось сложно: дагестанцы неохотно делают свою жизнь достоянием окружающих. Да и компактным их проживание вряд ли можно назвать: приезжали они сюда в разное время и по разным причинам. Объединяющие мечети есть не в каждом городе области, поэтому чаще всего они сами узнают друг о друге как раз на соревнованиях.

Впрочем, чувствуют они себя здесь действительно как дома: в Донбассе можно встретить такое же разнообразие национальностей, как у них на родине. Тридцать шесть народностей Дагестана имеют не только культурные различия, но и абсолютно непохожие друг на друга языки: аварский, даргинский, кумыкский, лезгинский, лакский и другие. Поэтому даже в одной семье зачастую приходится говорить на русском: иначе муж и жена, принадлежащие к разным народностям, просто не поймут друг друга!


Первые грузины приехали на наши земли в 1780 году, но совсем не из солнечной Грузии, а из Крыма, и разговаривали на татарском языке. Под Мариуполем они основали село Георгиевка, которое позже было переименовано в Игнатьевку. А вот настоящие уроженцы Кавказа стали прибывать в наши края в конце ХIХ века: бригады инженеров под началом «отцов грузинской металлургии» Ираклия Лордкипанидзе и Георгия Николадзе развивали донецкие шахты и заводы.

- Наше тесное сотрудничество на почве промышленности наблюдалось и позже - в 30-е и 60-е годы прошлого века, когда Донбасс активно развивался, и каждый год грузинские вузы отправляли сюда сотню лучших выпускников. Поэтому неудивительно, что на многих предприятиях до сих пор в числе руководителей грузины! - рассказывает председатель донецкого областного общества грузин «Руставели» Иосиф Мачавариани, который уже более 40 лет живет в Донбассе. - (...) Вот один из самых ярких примеров этого: городом роз шахтерская столица стала с подачи Нодари Медзмариашвили, возглавлявшего «Донецкжилстрой», который за одну ночь высадил сотни кустов - хотел украсить город и порадовать жителей. Правда, утром его вызвали в обком партии, начали разбирательство. Но в ситуацию вмешался первый секретарь Владимир Дегтярев, и абхазские розы остались на донецких клумбах. (...)

- У нас есть такая национальная черта: если у человека ребенок, то он будет черт-те чем заниматься, но свое чадо прокормит. Да и вообще внутрисемейные порядки совсем другие: всё строится на уважении. Если ребенок придет и о чем-то попросит маму, она скажет: «Надо посоветоваться с папой». Если к папе придет - пойдут спрашивать маму. Кстати, у нас в Грузии культ матери, это самое святое. Хотя главой семьи всегда считается мужчина. Донецкие грузины тоже строго соблюдают эти традиции. А еще в наших семьях нет отцов-пьяниц. Я вообще не знаю грузин-алкоголиков, несмотря на нашу любовь к вину. Выпившими мы бываем, а пьяными - нет!


Сколько поляков живет в Донецкой области сейчас, сказать трудно. По данным переписи населения 2001 года их было около 6 тысяч, а по информации Общества поляков Донецка, только в областном центре насчитывается 27 тысяч человек, относящих себя к этой национальности.

- Это противоречие вполне объяснимо - вопрос в том, кого считать поляками, - говорит председатель Общества польской культуры Донбасса Валентина Старушко. - Есть очень много людей, у которых дедушка или бабушка были поляками, но официально они называют себя русскими или украинцами. Ведь одно время был такой подход: если ты родился в Украине - значит, ты украинец. Например, я во время последней переписи населения на вопрос о национальности ответила: полька. Мне говорят: «Не может быть. Какой ваш родной язык?» Отвечаю, что польский. «Как это польский? Вы же говорите по-русски». Я едва убедила переписчика, что меня нужно записать полькой. А тех, кто не настаивал, записали, как хотели. (...)

В последнее время многие, особенно молодежь, стремятся изучить родной язык. В этом им помогают курсы при обществе польской культуры. Особо увлеченные продолжают образование на польском факультете ДонНТУ, который был открыт десять лет назад. Каждый год на первый курс принимают около пятидесяти новых студентов, и далеко не все из них имеют польские корни - украинцев тоже прельщает перспектива после окончания университета устроиться на работу в страну-член Евросоюза. (...)

Известно, что поляки - очень религиозная нация. Поэтому основным признаком того, что человек помнит о своих корнях, считается его католическое вероисповедание. В 2005 году в Донецке был освящен Римско-католический костел Христа Царя прихода Святого Иосифа. Это здание в неоготическом стиле строилось больше десяти лет исключительно на энтузиазме донецких поляков.

В 1994 году в наш город приехал 29-летний священник и монах Ярослав Гижицкий. Как и два последующих донецких падре, он принадлежит к монашескому ордену Христа Царя, который предназначен для поляков, живущих за границей. Это весьма неординарный человек. За неимением жилья он поселился у кого-то из прихожан и принялся искать средства на строительство храма, а пока проводил службы где придется - например, в здании краеведческого музея. Он распознавал в Донецке католиков весьма нестандартным образом - выходил на площадь и пел под гитару католические песни, глядя, кто отреагирует должным образом. Неудивительно, что люди к нему потянулись, и приход стал расти, а костел - строиться.

Дмитрий Донецкий

25-12-2012 12:01:24

В Украине проживает около 90 тысяч греков, и 75 тысяч из них - в Донецкой области. Здесь это третья по численности национальность. Более 20 сёл в нашем регионе основаны ими еще в 70-х годах ХVIII века: Ялта, Урзуф, Карань, Керменчик, Сартана и другие - названия в основном были одноименны тем селениям Крыма, где раньше жили греки. А Мариуполь - в 1778-м.

По последнему пункту уже полвека ведут споры краеведы и историки, но решение городской власти, узаконенное указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 сентября 1978 года о награждении Жданова орденом Трудового Красного Знамени в честь 200-летия со дня основания, еще никто не отменял. Да и грамота об основании города за подписью азовского губернатора Черткова, жалованная Екатериной II, дает некое представление о тех событиях.

- Греков Приазовья «недолюбливали» только в сталинские времена - тогда было тяжело, многие погибли. Но сартанцам обижаться не на кого - такой существовал режим. Отец рассказывал, как пришли ночью и увели его дедушку - больше его никто не видел. В то время не стало более 200 жителей поселка, сейчас мы собираем данные о них. Вот списки репрессированных, - показывает поселковый голова Сартаны Степан Махсма. - Здесь написано: осуждены НКВД СССР к расстрелу, но не на всех есть данные об исполнении приговора, а значит, неизвестны судьбы многих людей. Сейчас мы планируем возвести монумент в честь сартанцев на площади возле поликлиники, сделать там аллею, но для этого нужно около 400 тысяч гривен, а собрали пока сорок пять.

Оставим исторические вопросы узким специалистам и констатируем: сегодня к эллинам Приазовья относятся как к праотцам, их уважают. Уж точно это утверждение верно для Мариуполя, где мэр Юрий Хотлубей - грек по национальности, находится Генеральное консульство Греции, Федерация греков Украины под многолетним руководством Александры Ивановны Проценко-Пичаджи и Мариупольский государственный университет - вуз, который много делает для развития украинско-греческих отношений.

Мариуполь стал многонациональным, а вот сохранить самобытность и культуру в какой-то степени эллинам удалось в поселке Сартана (с 1938 по 1990 гг. - Приморское), который не случайно называют малой Грецией. Зачастую сюда прибывают на экскурсию различные зарубежных гости, так или иначе связанные с Элладой, и обход начинается с этнографического музея греков Приазовья. Здесь можно изучить историю их переселения из Крымского ханства в 1778-1780 гг., освоения нового края, развития хозяйственной деятельности


Сейчас в Донецкой области проживает около 60 тысяч татар. С самого начала они активно привносили в общую картину элементы своей культуры - так, уже во времена Юзовки здесь действовали мусульманская школа и молельный дом.

В наше время это единственная национальность, у которой в Донецке есть «свой» район - поселок Октябрьский. Когда-то первые переселенцы получили наделы для строительства домов именно здесь, на месте бывшего пустыря. Вновь приезжавшие старались селиться поближе к своим. И даже теперь, несмотря на то, что прошло много лет и в поселке появилась многоэтажная застройка, все знают, что Октябрьский - татарский район. Если повезет, то на улице здесь даже можно услышать татарскую речь. (...)

В 1997 году на Октябрьском была торжественно открыта мечеть «Ахать-Джами». Она стала первой мечетью, построенной в Украине после Великой Отечественной войны. В последующие годы мусульманские храмы появились еще в Макеевке, Константиновке, Мариуполе, Торезе и Шахтерске, а «Ахать-Джами» стала носить статус соборной. При ней действует Украинский исламский университет - первый в стране вуз, который готовит имамов. Естественно, всё это создано по инициативе донецких татар и на их средства. (...)

Ну а всей Украине донецкие татары стали известны благодаря своему самому знаменитому представителю - Ринату Ахметову. Конечно, для жителей Октябрьского он - свой парень, который прорвался в верха, но друзей не забыл. Во многом благодаря его финансовой поддержке существует и мечеть (один из двух ее минаретов был построен на деньги Ахметова, и даже носит его имя), и Сабантуй, и благотворительные акции к праздникам. Да и вообще активно действует татарская община.

- Рината у нас очень любят. И это не просто любовь к известному человеку, который нам помогает. Мы к нему относимся очень по-семейному, как к родному человеку. Пожилые люди могут даже назвать его «наш Ринатик» - прямо как родители, - говорит президент Донецкого областного татарского культурного центра Фарида Хафизова.


Несмотря на всю свою национальную и религиозную самобытность, татары органично вливаются в состав населения Донецкой области. Даже Рината Ахметова украинские националисты обычно упрекают не за то, что он татарин, а за то, что дончанин.

Ну а в самом Донецке такие вопросы вообще редко кого волнуют.

- Несмотря на то, что я всегда позиционировал себя как татарин и мусульманин, соблюдал и соблюдаю все традиции, я ни разу в жизни не сталкивался даже с намеком на национальную нетерпимость. Что вы, в Донбассе это невозможно! - уверен Роман Грачев.

Дмитрий Донецкий

25-12-2012 12:10:47

В лучшие времена на территории нынешней Донецкой области насчитывалось 654 немецкие колонии. Они носили красивые и поэтичные названия: Либенталь (Долина любви), Мариенталь (Долина Марии), Блюменфельд (Цветочное поле). От некоторых из них произошли населенные пункты, существующие до сих пор. Так, пгт Тельманово раньше назывался Ост-гейм, что в переводе означает «Восточная родина». В 1935 году его переименовали в честь немецкого коммуниста Эрнста Тельмана. А село Новополь Великоновоселковского района до сих пор имеет немецкую планировку в виде строгого прямоугольника с параллельным расположением улиц в память о тех временах, когда оно было колонией Нейфельд.

С 1924 по 1935 год в Донбассе суще-ствовало два немецких национальных района, где делопроизводство, образование, выпуск газет - всё осуществлялось на немецком языке. Однако с началом второй мировой войны население подверглось массовым репрессиям: советская власть воспринимала представителей этой национальности как потенциальных пособников фашистов. К 1941 году в немецких селах осталось меньше половины населения - все были расстреляны или разосланы по ссылкам. А 22 сентября 1941 года вышел указ о депортации немцев из Сталинской, Ворошиловградской и Запорожской областей в северный Казахстан. Из нашей области было выселено около 65 тысяч человек. Вернуться им разрешили только в 1972 году.


Сейчас в Донецкой области проживает около двенадцати тысяч этнических немцев. Все они (за исключением двух десятков граждан Германии, которые по разным причинам приехали в последние годы, и нескольких детей военнопленных) - потомки колонистов. Только двадцать процентов из них владеют немецким языком и практически никто не следует в быту традициям своих предков. Но, тем не менее, эти люди обладают национальным самосознанием и считают себя «российскими немцами» - то есть потомками немцев, приехавших в Российскую империю.

- Нас объединяет, в первую очередь, единство исторической судьбы, - говорит руководитель областного национально-культурного общества немцев «Wiedergeburt» («Возрождение») Александр Дынгес, который сам родился и провел детство на Урале, в лагере для ссыльных немцев. - Главная наша цель состоит в том, чтобы добиться официальной реабилитации. Мы не просим вернуть наши дома или выплатить компенсацию. Просто верните нашему народу честное имя. Ведь нас депортировали, поскольку считали, что мы можем выступить на стороне фашистов. На самом же деле российские немцы сражались наравне с другими советскими народами и полностью разделили с ними все лишения. Из девяти офицеров, которые защищали Брестскую крепость, трое были этническими немцами. (...)

- Я посетителям так и объясняю: наш центр легко найти по свастике, - невесело шутит Александр Дынгес. - Кто и почему это делает - не знаю. Пару раз заставал на горячем каких-то пацанят, практически детей. Я сам часто попадаю в ситуации, когда подпитый пожилой человек начинает мне говорить: «Вы моего отца убили!». Отвечаю: «А из моей семьи кого фашисты не перестреляли, тех коммунисты добили». Реакция бывает разная. Кто-то смущается: «Извините, я не знал». А есть такие, которые продолжают: «Как же, рассказывайте! Вы снова хотите нашу страну захватить».


- Наши проекты в Донецке призваны укрепить связи между Германией и именно этим регионом Украины. Он интересен нам потому, что кажется очень далеким - от Европы, от нашего менталитета. Дальше, чем, например, Киев или запад Украины. Именно поэтому мы решили открыть здесь консульство. Здесь меньше людей, которые бывали в Германии или хотя бы просто в Европе. Здесь еще очень живы воспоминания о войне. Мы чтим историю, но хотим показать вам, что современная Германия - это совсем другая страна, - говорит генеральный консул Клаус Цилликенс.

Впрочем, подвижки в восприятии Германии и немецкой культуры уже есть. Так, донецкий театр оперы и балета первым в Украине решился поставить оперу Рихарда Вагнера «Летучий голландец», да еще и в оригинале. (...)

Немцы открыли для Донецкой области энергию ветра - этим летом компания «Fuhrlaender» запустила в селе Безымянном ветряной парк «Новоазовский», который по достижении проектной мощности сможет обеспечивать электроэнергией четыре прилегающих района.

А в столице Донбасса есть, по крайней мере, два «немецких» места. Первое - копия Бохумского колокола, установленная в сквере возле городкого совета. Это подарок Бохума, немецкого города-побратима Донецка, с которым у нас налажено весьма продуктивное сотрудничество: каждый год наши студенты проходят практику в Рурском университете, а их медики оказывают помощь донецким детям, страдающим лейкозом и сахарным диабетом.

Второе место - кладбище немецких военнопленных, расположенное в поселке шахты «Лидиевка». Здесь покоятся останки более чем четырех тысяч убитых в бою и пленных немецких солдат, найденные по всей области. Перезахоронением занимается специализированное предприятие «Восток-Запад», чье название говорит само за себя: война давно окончена, и теперь наша общая задача - достойно почтить память тех, кто отдал в ней свою жизнь.

Так что само донецко-немецкое взаимодействие, как видите, началось вовсе не при Гитлере, а при Петре.

Дмитрий Донецкий

25-12-2012 12:18:52

На Донецкой земле проживают почти четыре с половиной тысячи выходцев из солнечной страны. По внешнему виду не всегда бывает просто отличить их от нас с вами. Что их действительно выделяет - так это большое трудолюбие, терпение и упорство.

Георгий Мечев - бывший председатель донецкого областного общества болгар «Возрождение». С недавних времен её возглавляет другой человек, Анатолий Стоянов. Но Мечеву общество, по сути, обязано своим рождением - это он сумел собрать около ста соотечественников вместе.

- Среди иммигрантов много тех, кто приехал не из самой страны, а из болгарских сёл Запорожской, Николаевской или Одесской областей. Сёла сформировались после того, как предков этих болгар переселили из Крыма два с половиной века назад, - рассказывает Георгий Иванович.

В первой четверти XX века с этих земель бежали многие зажиточные крестьяне. Боялись раскулачивания. Так и прадед Мечева, узнав, что завтра к нему нагрянут «гости», собрал вещи и вместе с двумя сыновьями уехал из запорожской Каларовки в Мариуполь. (...)

Большая часть болгар приехала сюда на восстановление промышленности Донбасса в послевоенные годы и на заработки в конце 50-х. По соглашению правительств Советского Союза и Народной Республики Болгарии было решено направить в СССР молодых людей для работы на предприятиях, стройках и в совхозах. Размещением трёх тысяч человек, прибывших в Донецкую область, занялся комбинат «Сталин-уголь», который распределил их по 24 шахтам. Жилось им здесь неплохо - зарплата была вдвое-втрое выше средней по области и намного больше той, что они получали на родине. И жильё было - болгар поселили на шахтных квартирах. Поэтому больше тысячи человек решили не возвращаться домой, создали семьи, которые до сих пор живут на Донетчине.

В память о дружбе двух народов в нашей области осталось название города Димитров. Он получил его в честь первого президента Болгарии.


Под Макеевкой есть поселок Угольщик. Раньше его называли болгарским - в нём проживало больше 20 семей. Те, кто до сих пор там остался, охотно рассказывают, как их «занесло» в наш край...

Мария Николаевна Мавревская хорошо помнит, как её, пятнадцатилетнюю девушку, вместе с односельчанами выселяли из родного села в Крыму. Это было в июне 1944 года. Их считали врагами, ведь Болгария выступила на стороне Германии.

- В четыре часа утра к нам в дом постучался солдат. Сказал маме, чтобы она быстро собирала вещи, брала детей и выходила, - вспоминает старушка. - Мамка открыла сундук, побросала из него в мешок, что попалось под руку, и мы вместе с солдатом пошли на поле… Там собралось всё село.

Люди стояли, сжимая в руках скромные пожитки. Дети плакали. Взрослые волновались, не зная, что их ожидает. Военные усадили народ в бортовые машины, отвезли на железнодорожную платформу и, ничего не объясняя, провели к товарнякам. Возникла путаница с вагонами, члены одной семьи нередко оказывались в разных. Тем, кто смог найти друг друга, очень повезло, потому что вскоре часть вагонов отцепили. Так были разделены многие семьи.

Вместе с мамой, младшей сестрёнкой и двумя братьями Мария оказалась в Кирове. Растерянную толпу болгар встретили на вокзале рабочие с местной фабрики. На первое время приютили в своих домах, а затем, когда иммигранты устроились работать в цеха, они переехали в бараки.

Мавревская трудилась на бумажной машине. Вскоре девушка вышла замуж за своего соседа-болгарина, который когда-то вместе с ней трясся в вагоне товарняка. У них родился сын Марк. А потом их снова посадили в машины и выслали в другой город, трудиться в лесной промышленности. И только ещё через три года Хрущев объявил, что болгары свободны. Но в Крым возвращаться нельзя…

Многие советовали ехать в Донбасс, мол, там можно и заработать, и квартиру получить. Вот Мария с мужем и отправились в Угольщик. В посёлке они встретили многих своих бывших односельчан.


Едут в наш край и молодые болгары. В медицинском университете, например, учится третьекурсник Кристиан Данаилов. Он родом из курортного Бургаса.

- В Болгарии поступить в университет очень трудно. Потому мы с родителями решили, что мне лучше поехать сюда. К тому же, у меня бабушка живёт в Горловке, - делится парень. - Я не пожалел, мне здесь нравится. Скоро стану стоматологом!

Кристиану было сложнее, чем его взрослым землякам, перебравшимся на Донетчину. В отличие от них, он почти не знал русского языка. Имел в арсенале несколько слов, услышанных от бабушки, когда та приезжала погостить. Но, поскольку студент живёт в общежитии, он скоро научился понимать окружающих и поддерживать разговор с ними. Тем более, что он человек общительный.

Поначалу парень часто попадал в комические ситуации. Например, громко спрашивал на лекциях, что значит какое-то неприличное слово, услышанное от соседа. А еще его очень удивили наши маршрутки. Он хотел, как принято в его стране, расплатиться на выходе. Но водитель его не понял. Требовал отдать деньги. Парень плохо знал русский и никак не мог догадаться, чего же от него хотят и кто такой «слышь-ты-заяц».