max88
26-07-2013 17:49:11
Не буду изобретать велосипед. И не буду провоцировать холивар по поводу метафизики. Некоторые моменты(провокативные) убрал из теста. Но смысл не изменился.
Не знаю кто сказал, но сказал правильно
http://premadev.wordpress.com/rabstvo/Два начала — повелительное и рабское — вместе создают комплекс власти. Он глубоко коренится в психике людей, и обеспечивает такой тип взаимной зависимости, когда один считает другого своей собственностью (условно это можно назвать рабовладением), а другой (раб) не мыслит себе жизни без хозяина.
Так, в древних Афинах они составляли ровно половину населения (200 тыс. человек). Афинская демократия (послужившая образцом для современного общественного устройства во многих странах) существовала лишь для полноправных граждан (женщины в их число тоже не входили) и держалась главным образом за счет труда рабов. В Спарте же количество рабов-илотов превышало число свободных людей более чем в 10 раз! Но по мере того, как человечество продвигалось по пути цивилизации, это Качество трансформировалось и утончалось. Сейчас оно представлено во множестве разнообразных форм, и в нашей современной жизни практически нет области, свободной от его влияния. Местами оно сохранилось в первозданном виде — например, кое-где на Северном Кавказе до сих пор практикуется продажа людей, похищенных силой или завлеченных обманом, которых хозяева заставляют работать до полного изнеможения. Многие еще не забыли советскую колхозную систему: в течение многих лет у колхозников не было даже паспортов, покинуть место жительства они могли лишь уйдя в армию (юноши) или выйдя замуж (девушки), а плату за свой изнурительный труд если и получали, то чисто символически. По сей день кое-где существует долговое рабство; на Востоке до сих пор платят калым за невесту; бандиты захватывают заложников и торгуют ими — такие явные формы этого Качества можно легко отследить. В других же сферах оно имеет более тонкие проявления — в виде узаконенных обычаями семейных отношений или системы социальных связей, психологической зависимости или волевого принуждения…
В современном обществе рабство — не столько состояние “тела”, сколько состояние души. Если люди, которые в самой тяжелой неволе не теряют чувства чести и внутренненго достоинства, а есть такие, кто и на свободе ищет себе хозяина или подчиненного.
Отклонения в сторону “рабовладения” выглядят примерно следующим образом:
2. Мировоззрение человека, зараженного этим Качеством в “активном” варианте, имеет четко выраженную специфику — люди делятся для него на хозяев и подчиненных, он способен рассматривать другого как свою собственность, как вещь или одушевленное орудие производства, которым можно безоговорочно распоряжаться. Естественны для него и представления о “купле- продаже” в отношениях между людьми, даже между близкими: “Раз я за это заплатил (отнял, завоевал и т. д.), это — мое, я полный хозяин, что хочу, то и делаю”. Наиболее типичные мотивировки в отношениях, скажем, мужчины и женщины: “Я ее содержу в роскоши, значит, она обязана меня любить (за мной ухаживать, меня ублажать, выполнять все мои желания…) “; в отношениях родителей с детьми — “Мы их растили, содержали, воспитывали, пусть теперь отплатят тем, что покоят нашу старость”.
3. Форм “рабовладения” может быть бесконечно много, одни сохранились с древнейших времен, другие возникли совсем недавно: родители новой игрушкой покупают хорошее поведение ребенка, старый сластолюбец приобретает себе очередную любовницу обещаниями роскоши, светского успеха. Шах окружает себя кроткими наложницами, отец — послушными детьми, начальник — услужливыми подчиненными, крупное и сильное государство — покорными сателлитами, предоставляющими свою землю для военных баз, захоронения радиоактивных отходов и т. д.
4. Связи между хозяином и его “рабами” или “рабынями” во многих общественных структурах закрепляются законами — государственными, племенными, семейными, а то и просто сложившимися в определенной социальной среде обязательными стереотипами поведения. В античном мире рабы юридически не считались людьми, а рассматривались лишь как простое “орудие”, которым пользовались граждане и свободные люди. За рабами не признавалось никаких юридических прав: они даже не имели своего имени, их браки закон не принимал во внимание, а потомство им не принадлежало и являлось собственностью хозяина (которую он мог продать или уничтожить). Хозяин был вправе наказывать своего раба, как ему заблагорассудится: избить, бросить в темницу, заклеймить, даже лишить его жизни. Но и в современном западном обществе (не говоря о многих восточных культурах) существуют социальные слои, где принято полное и безоговорочное подчинение жены (или жен — в исламских странах) воле мужа, поскольку она считается его собственностью. Правда, в исламе все-таки прописаны определенные права женщин, но это не более чем права перехода из-под власти одного мужчины под власть другого (от отца к мужу либо от мужа обратно к отцу или брату в случае развода).
Более тонкие формы проявления Качества на этом уровне предполагают воздействие на человеческие чувства: апеллируя к совести, жалости, любви, чувству долга, родителям удается закабалить своих детей, жене — мужа (или наоборот) и т. д. Подчас и сам хозяин попадает в психологическую зависимость, если его привязанность к своей “одушевленной собственности” оказывается слишком велика. > 8 > 18
5. “Повелителю” часто бывает мало просто закабалить другого, ему еще хочется “согнуть его об колено”, сломить его волю и подчинить себе его душу, уничтожить все его чувства и привязанности, кроме покорности и преданности своему господину. Унижая подвластного ему человека, наслаждаясь чувством собственного превосходства, “хозяин” зачастую питается эманациями лести и угодничества пресмыкающегося перед ним существа. > 16 > 11
Торжествующее право силы, признаваемое обеими сторонами, обеспечивается исполнением писаных или неписаных законов и обычаев, обязывающих одних — к безоговорочному подчинению и разрешающих другим полновластно распоряжаться человеческими существами. Власть одних над другими на этом уровне утверждается реальными средствами: у отца есть ремень, у вожака дворовых хулиганов — кулаки и нож, у “крутого пахана” — охранники-”качки” для применения к непокорным мер физического воздействия. Начальство может лишить человека премии или даже зарплаты, уволить, испортить карьеру; у государства имеются судебные и репрессивные органы, послушные СМИ, всегда готовые погубить любую репутацию, да и масса других способов заставить человека подчиняться. Но поскольку “раб” по тем или иным причинам все же нужен своему хозяину, причем в “работоспособном” состоянии, психологическое воздействие остается делом первостепенной важности. Господину важно раздавить его морально, превратив в ничтожество. Поэтому задача многих репрессивных мер в этой Зоне — не только подавить чью-то волю и ликвидировать конкретный очаг сопротивления, но произвести впечатление на других, побудив или принудив к покорности и подчинению явными или неявными угрозами. > 16
Одним из самых мощных средств “укрощения” является страх: подчиненный боится своего хозяина, женщина — угнетающего ее мужа или любовника (впрочем, в жизни часто бывает и наоборот, когда мужчина полностью порабощен своей женой, подругой или матерью, так, что, как говориться, и пикнуть не смеет). Страх лишает человека воли, подавляет его чувства и даже некоторые инстинкты (вплоть до инстинкта самосохранения), что избавляет угнетателя от необходимости применения силового воздействия — одного окрика надсмотрщика бывает достаточно для обеспечение полного и всеобщего повиновения. В Советском государстве роль штатного “пугала” играл КГБ (ранее — ЧК, НКВД, ГПУ). Хотя в послесталинские времена его зловещая слава уже сильно превышала реальное значение, сформировавшийся некогда образ-стереотип продолжал исправно работать, так что до сих пор эта аббревиатура вызывает у многих нервную “дрожь в коленках”. > 3
На этом же уровне — непосредственная торговля живым товаром, например, захваченными заложниками, которых либо освобождают за выкуп, либо заставляют работать на хозяина. Выгодным товаром становятся молодые женщины или нелегальные эмигранты, которых обманули обещаниями хорошей работы и красивой жизни, завезли на край света, отобрали паспорта и деньги, держат взаперти и нещадно эксплуатируют. Советское государство торговало даже диссидентами — вспомните знаменитую частушку брежневских времен: “обменяли хулигана (имеется в виду известный правозащитник Буковский) на Луиса Корвалана”!
6. Отношения людей в сексуальной сфере очень часто строятся на полной зависимости одного партнера от другого. Многие мужчины полагают, что сам факт принадлежности к “сильному полу” дает им право повелевать полом “слабым”, и используют свою силу для утверждения власти, принуждая женщину к сожительству побоями или угрозами. > 21
“Сексуальное рабство” в современном обществе существует и прямом смысле слова: сутенеры и содержатели притонов обеспечивают своих клиентов живым товаром на любой вкус и для любых целей, богатый “новый русский” покупает себе подружку или жену, преуспевающая “бизнеследи” — молодого мужа… > 21
Но “власть имущий” охотно покупает себе и творческую “обслугу”: писателей, художников или журналистов, которые создают его светлый образ, превращая пигмея в могучего красавца или малограмотного недоучку — в гиганта мысли. > 21
7. Хозяин и повелитель считает себя господином жизни и смерти подвластных ему людей. В этой крайней степени отклонения они для него не живые существа, даже не рабочий скот, а неодушевленные предметы или пушечное мясо. Их можно морить голодом, изнурять до смерти непосильной работой на лесоповале или в шахте, посылать с винтовками против танков, а за неповиновение — убивать в назидание другим.
Существование “повелителя” возможно лишь при наличии покорных подчиненных, “рабовладельца” — при наличии рабов. “Обратная сторона” этой медали проявлена не менее отчетливо:
2. В шкале жизненных ценностей человека с “рабской” психологией материальное благополучие, безопасность, психологический комфорт обычно стоят очень высоко. Он легко способен обменять на них свою свободу и независимость, а представления о чести, достоинстве, нравственных принципах, если и есть, то искажены до своей противоположности. Такое мировоззрение часто формируется с самых ранних лет жизни — ведь одно из первых нравственных понятий, внушаемых многими родителями своим детям: “Мы для тебя все делаем (кормим, поим, одеваем, обуваем…), поэтому ты должен нас слушаться”. Советскому школьнику вдалбливали в голову, что государство обеспечило ему счастливое детство, поэтому он обязан быть патриотом, строить коммунизм, поднимать целину и т. д. Покорный ребенок, усвоивший подобные принципы, с первых шагов несвободно идет по жизни. > 7
Рабское мировоззрение культивируется во всех сферах социальной жизни, где власть одних над другими имеет характер тотальной зависимости. Через общественное мнение и общественную мораль, через искусство и средства массовой информации человеку внушают, что он — собственность общества или государства, его цена — зарплата, социальный статус, мелкие блага и привелегии. > 6 > 8
3. Формы рабской зависимости могут быть весьма разнообразны, но в конечном счете для многих все сводится к расчетам, как и кому повыгоднее себя продать: “Если я не буду шалить, мне дадут конфету” — думает ребенок, “Я окажу услугу этому начальнику, он поможет мне сделать карьеру”, “Я отдамся этому продюсеру, он устроит меня на главную роль”… и так до бесконечности. Человек готов льстить, всячески унижаться и унижать других, лишь бы угодить и услужить, ни на миг не теряя из виду собственной выгоды.
4. Механизмы зависимости, входя в плоть и кровь, становятся способами существования. Рабская натура — низменная, подлая и предательская. Прихлебатель часто завидует своему господину, ненавидит его и боится. Диапазон чувств, характерных для этого отклонения, обозначается вполне отчетливо: подобострастие, пресмыкание перед высшими и высокомерное, оскорбительное обращение с низшими, алчная приверженность к богатству, беспринципный карьеризм и предательство. Где материальное благополучие и безопасность ставятся выше личного достоинства и чести — там трусость и измена. < 14 3 > 6
Те же, кто борется против своего порабощения, на самом деле добиваются не свободы, а именно смены ролей — раб хочет сам стать хозяином, хочет скомпенсировать свой ущерб, прежде всего психологический и утолить свою ненависть к угнетателям. Рабам, как показывает история, не приходит в голову устраивать забастовки и демонстрировать неповиновение. Они поднимают бунт и убивают хозяев. Именно этим отличается рабская психология от психологии свободного человека. И не случайно так сильна и очевидна энергетическая связь 10-й и 14-й Зон — при глубоком погружении в состояние тотальной зависимости только ненависть способна дать разрядку тому сильнейшему внутреннему напряжению, в котором часто пребывает человек, “сдавленный снаружи” и ограниченный во всех своих проявлениях. И не важно, какими средствами осуществляется это давление — силовыми, психологическими или морально-этическими — бунты против диктатур или тоталитарных режимов (будь то семья или государство) всегда оказываются предельно жестокими.
6. Помимо торгующих своим телом женщин (или мужчин, что тоже не редкость), на этом уровне — политические или творческие “проститутки”, продающие свои способности и возможности каждому, кто хорошо заплатит. За определенную цену они готовы к выполнению любых “социальных заказов” или пожеланий “хозяев жизни”. Наиболее трезво мыслящие и циничные “творцы” торгуют своим талантом сознательно и расчетливо — художники пишут величественные портреты власть имущих, литераторы “гонят нетленку” за реальные блага: деньги, социальный статус, возможности поездок за границу (что было в СССР одной из самых престижных форм поощрения особо угодивших). В нынешних условиях возможностей продажи себя еще больше — можно стать, например, литературным “негром” не только безграмотного политического деятеля, но и “крутого босса” или “горбатиться” для издательства, зашибающего деньги ширпотребом в безвкусных обложках. > 21
Но наибольшую часть людей с отклонениями этого уровня составляют те, кто в самой обычной жизни раз и навсегда признает в своем половом партнере хозяина и властелина, позволяя ему делать с собой все, что угодно, угождая, пресмыкаясь и раболепствуя перед ним. По привычному распределению социальных ролей рабынями чаще становятся женщины. Безропотные и покорные, лишенные не только чувства собственного достоинства, но и прочих чувств, если они не санкционированы “господином”, в конечном счете они утрачивают и свою личностную идентичность. > 16 > 12п
7. Проживший жизнь рабом — рабом, как правило, и умирает. Тому, кто позволил своим господам полностью себя растоптать и личностно уничтожить, не избежать рабской участи и в следующих воплощениях. Тот же, кто мечтал о мести, стремился к свержению ига угнетателей, к том, чтобы стать самому властителем, он качнется в другую сторону, а затем, возможно, снова окажется в рабстве. Следует заметить, что, хотя формы зависимости могут меняться, глубина падения по Качеству способна лишь увеличиваться.
В нашей жизни встречаются ситуации, когда человек продает себя для убийства других людей — скажем, в качестве киллера или контрактника-спецназовца, отправляемого в “горячие точки”. Но значительно страшнее тупоголового наемного убийцы последствия деятельности тех ученых, которые продают свой талант или результаты своего труда для изобретения и производства новых видов вооружения, отравляющих веществ, бактериального и химического оружия. > 12п
Многие государства прошлого, да и некоторые современные (еще раз вспомним СССР), являются сами по себе “коллективными рабовладельцами”. Государство всегда имеет законодательную систему, определяющую юридические аспекты отношений собственности (в том числе и между людьми), и аппарат насилия, эти отношения защищающий. Часто собственником своих граждан является само государство. Но внутри себя оно порождает целую иерархию рабов и господ над ними: летчик сбрасывает бомбу на мирных жителей вражеского города, следователь выколачивает показания из арестованного, исполнитель посылает осужденному пулю в затылок — для них другие люди существуют лишь как объект воздействия, их жизнь ничего не стоит. В то же время они сами являются лишь покорными исполнителями приказа вышестоящего начальства, а те, в свою очередь, еще более высокого, и так до самых верхних этажей пирамиды государственной власти. Однако даже те, кто отдает, казалось бы, главный приказ, тоже не свободны: за их действиями и мыслями стоит железная логика развития событий, законы общества, природы, других государств, наконец, если говорить на эзотерическом языке, “эгрегориальная инвольтация”. Таким образом, человек, жестко включенный в систему государства в качестве “винтика” любого, даже самого крупного калибра, не свободен ни в чем и никогда. Чем большую власть он имеет над нижестоящими, тем сильнее воздействие на него самого “сверху”. “Раб” и “рабовладелец” часто оказываются совмещены в одном лице.
Даже сейчас, когда колониальная система уже практически не существует, во взаимодействии или содружестве нескольких государств обычно есть более сильные, подчиняющие, и более слабые, подчиненные — лишенные реального права принимать самостоятельные решения, а часто и использовать собственные ресурсы по своему усмотрению.
Еще один аспект этого Качества — отношение человека к животным . Подчинив себе и используя многие виды животных, человек, мало того, что вывел их из русла естественного эволюционного развития, но поставил в полную зависимость от своих утилитарных потребностей и просто прихотей, позволяя по отношению к бессловесным тварям любые жестокости.
“Раб” всегда знает о своей зависимости, “рабовладелец” осознает свою власть. Другое дело, что само сознание бывает порой так искажено, что далеко не всегда и не всеми такое состояние оценивается как незаконное. Во многих странах даже в наши дни такая система отношений оправдывается общественной моралью, и не дай Бог женщине, почувствовавшей себя Личностью, попробовать выйти из-под власти мужа-тирана или детям не подчиниться воле отца-хозяина. В лучшем случае им грозит изгнание из того социального круга, в котором проходила вся их жизнь до попытки завоевать себе свободу. А подчас в назидание другим их подвергают жестоким наказаниям, вплоть до смерти.
В современном мире большинство людей, чтобы обеспечить существование себе и своим близким, вынуждены продавать свой труд. Такое происходит лишь в том случае, когда человек готов за зарплату, премию, карьеру, какие-то льготы и т. п., поступиться своей личностью, своими жизненными принципами, своей свободой, наконец. Так что сам факт работы по найму (или наем людей на работу) — еще не признак отклонения . Но если хозяин относится к людям лишь как к рабочей силе, нещадно их эксплуатирует, требует безоговорочного подчинения, а работник идет на это (особенно если оба считают такую систему взаимоотношений естественной) — дело плохо!
Вспомним систему трудоустройства, практиковавшуюся в СССР. Ее явно рабский характер проявлялся уже в том, что человека всяческими способами привязывали к месту работы: от “указов” предвоенных и военных лет, предусматривавших уголовное наказание за малейшее нарушение трудовой дисциплины и крайне затруднявших даже переезд на новое место жительства, до более мягкой системы эпохи “развитого социализма”, когда со сменой места работы человек зачастую терял и возможности карьерного роста, и прописку или очередь на квартиру, и многочисленные “профсоюзные” льготы, которые одни лишь и давали “простому трудовому” человеку жить хоть как-то по-человечески.
Заметим, что в послесталинские времена система государственного рабства “гуманизировалась”. Однако давление (то более жесткое, то полегче) не ограничивалось рамками рабочего дня. Люди обязаны были отбывать трудовую повинность на коммунистических субботниках, кандидаты и доктора наук, музыканты и артисты выковыривали из мерзлой земли подшефного колхоза гнилую картошку или перекидывали с места на место тухлую капусту на овощной базе… Стремление выжить заставляло многих развивать в себе рабские черты характера: вынужденные обманывать, ускользая от бдительно ока профкома и месткома, люди подставляли других вместо себя, обучались холуйству и лакейству (не как профессии, а как особенностям склада характера).
Новейшая история лишний раз доказала крайнюю неэффективность подневольного труда: к перестройке наша страна подошла в состоянии почти полного развала экономики. Рабу наплевать на результаты его деятельности, поскольку его благополучие зависит лишь от отчетности, от умения угодить начальству или “втереть ему очки”, и умелая имитация активности во многих случаях приносит ему больше выгоды, чем реальный труд.
Прежде чем человек определится в своей иерархической роли (речь идет об обычных, земных иерархиях), он должен будет много раз побывать как в роли “начальника”, так и в роли “подчиненного”. Ни одна из этих ролей не является зазорной, если только она не искажена “рабской” или “рабовладельческой” психологией. Аналогично и преданный слуга — не обязательно раб, и лакей не всегда является носителем специфически “лакейского” менталитета, хотя, конечно, профессия всегда накладывает на человека свой отпечаток, да и сам ее выбор тоже не случаен… Достаточно точно некоторые существенные нюансы этой проблемы определил Чацкий у Грибоедова: “Служить бы рад, прислуживаться тошно!”.
Порой выстраивается целая иерархическая цепочка, каждый участник которой (кроме, естественно, “крайних” — главного хозяина и самых последних холопов) выступает одновременно в двух ролях: подчиненного по отношению к вышестоящим и повелителя — к “низшим”. И чем сильнее давление на него “сверху”, чем больше приходится ему унижаться и раболепствовать, тем охотнее он использует возможности, которые дает властью над другими, заставляя их не только выполнять свои обязанности и распоряжения, но “лизать пятки” и всячески пресмыкаться.
Проявления этого Качества в семейной жизни распространены повсеместно. В прошлом нравственные нормы, а то и законы у многих народов определяли отношения, скажем, между мужем и женой или родителями и детьми, как отношения собственности. В Древнем Риме отец обладал в отношении своих детей “правом жизни и смерти”: он определял судьбу всех, кто от него зависел; он мог собственного ребенка, рожденного в законном супружестве, или признать своим и принять в семью, или же приказать умертвить либо бросить без всякой помощи. Власть отца оставалась совершенно неограниченной и там, где речь шла об имущественных отношениях. Даже достигнув совершеннолетия и женившись, сын не имел права владеть какой-либо недвижимостью при жизни своего отца.
В современном обществе такие отношения часто носят уже не юридический, а психологический характер. В “цивилизованных” странах нет законов, которые могли бы заставить взрослых сына или дочь только по воле родителей, против своего желания вступить в брак или выбрать профессию. Однако остается психологическая зависимость, базирующаяся на чувстве собственности, когда, например, мать или отец воспринимают своих детей как свое достояние и распоряжаются их жизнью по-своему, а те, не будучи в состоянии отрешится от такого стереотипа отношений, считают его нормой и даже довольны отсутствием ответственности. Часто выросшие дети, когда родительское влияние прекратилось, ищут себе супруга или партнера такого же типа. Про таких людей говорят, что у них “шея мерзнет без ошейника” — они панически боятся нового сантиметра свободы как нарушения психологического баланса. В других случаях они сами воспроизводят в своей жизни — только наоборот — ту же систему взаимоотношений с близкими, которую усвоили с детства — тот, кого подавляли, начинает давить сам. Таким образом они просто меняют свою ролевую функцию, не выходя из отклонения по 10-й Зоне — маятник качнулся в другую сторону.
Подчас самый факт принадлежности к этому Качеству люди не только не осознают как “незаконный”, но даже возводят в высшую доблесть. Нужно очень точно ощущать ту тонкую грань, за которой “послушный сын”, “верный слуга”, “хороший гражданин своего государства” становится носителем рабской психологии, а “любящая мать” или “заботливый хозяин” жестоко подавляют в других любое проявление свободной мысли, чувства или воли. Ну и, наконец, нельзя не признать, что большинство людей, в особенности в нашей стране, сами предпочитают свободе — обеспечивающее им сносную жизнь подчинение, если не рабство. С другой стороны, далеко не каждый человек, утратив свободу по каким-либо причинам — как внешним (скажем, попал в плен или в тюрьму), так и внутренним (“невольник чести”, “раб своего долга” по отношению к близким) — утрачивает вместе с ней и свое человеческое достоинство. Многие предпочитают терпеть лишения и даже принять смерть, но не позволяют ни людям, ни обстоятельствам сломить себя, не желая раболепствовать и пресмыкаться.
Чтобы стать свободным человеком, приходится, по известному выражению Чехова, “по капле выдавливать из себя раба”, но не менее трудно и не менее важно разглядеть и “выдавить” из себя “рабовладельца”, не съехав при этом в противоположную крайность.
Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.
А.С. Пушкин, Ноябрь, 1823
"Психологи нужны для того, чтобы успокаивать тех, кто пережил трагедию, теракт – кто был напуган – наподобие того, как был напуган самый первый раб при виде того, как самый первый господин занес над его головой дубинку. САМЫЙ ПЕРВЫЙ РАБ предпочел жизнь свободе, и был очень рад, что спасся. Он оправдал себе это. И более того, обрел мудрый опыт смирения, которым активно делился с каждым вновь обращенным в рабство. В течение длительной эволюции рабства успокоительные слова становились все более убедительными и убеждающими. Искусство убеждения , увещевания – рабское искусство. Тот хозяин, который вынужден убеждать, учитывая психологию своих сотрудников, по сути раб – и еще больший, чем его наемные рабочие."
Не знаю кто сказал, но сказал правильно
«Единственная тюрьма – это страх, единственная свобода – это свобода от страха»