max88
03-08-2013 08:40:52
http://sozidator.ru/s_ideologia_potrebleniya.htmИдеология потребления - что это?
Идеология – это система взглядов и идей. Тесно связана с ней картина мира – система представлений о мире и месте человека в нем .
Говоря о картине мира, целях, ценностях, смысле жизни – мы имеем в виду те идеи, с которыми человек реально сообразует свою жизнь, действует, а не говорит.
Идеология потребления – вовсе не обязательно банальный «вещизм», стремление приобретать вещи. Это явление гораздо более сложное и более широкое.
Общие признаки идеологии потребления
Идеология потребления состоит из многих «течений», или вариантов, или мировоззренческих моделей и т.п. По каким признакам их сгруппировали?
Тип навязываемой цели
Первое, они нацеливают человека на потребление в той или иной форме (как материальное, так и нематериальное (например, престиж, удовольствие, развлечения), причем роль потребления – ведущая, приоритетная. Вплоть до того, что потребление оказывается конечным смыслом жизни человека.
Господство инстинкта над человеком
Вторая фундаментальная составляющая этой идеологии – это приоритет инстинктов, низших потребностей перед собственно человеческим.
Человек, которым управляют инстинкты – предсказуем, а значит, легко управляем извне. Поэтому системе выгодно приводить человека в такое состояние.
Есть и еще «преимущества»: чем дольше он находится в таком состоянии, тем легче его в таком состоянии удерживать. Нахождение в таком состоянии не требует от человека усилий, что также облегчает «воспитание». (Сравните с необходимостью формировать человека сознательного, волевого, думающего.)
В таком качестве человек выгоден очень многим силам, которым даже не обязательно действовать согласованно или по общему плану.
Это (исключительная выгодность такого человека как для системы, так и для отдельных ее составных частей) и позволило сформироваться целому комплексу сил, воздействующих на человека в эту сторону: от философских и психологических учений и до способов проведения досуга и способов мотивации.
В качестве «ведущего» инстинкта выбирают различные инстинкты и низшие мотивы.
Имея в союзниках низшие качества человека, легко «провести» различные идеи, направленные на ограничение развития. Действительно, побудить НЕ делать чего-либо удобно, если на Вас работают такие механизмы, как например, самооправдание и лень. Именно эти механизмы препятствуют освобождению человека от власти инстинктов.
Для активного побуждения (т.е. сделать что-либо) апеллировать именно к инстинктам проще – они более массовые. Например, сексуальный стимул действует и на образованного, и на необразованного человека.
Необходимое примечание:
На самом деле помимо низких мотивов у человека есть и высокие, которые спонтанно проявляются. Так же, как, например, лень или эгоизм могут иногда проявляться у каждого человека, и это не означает, что он «плохой». Подобным же образом у человека, даже если он сильно «опутан» идеологией потребления, возникают желания самореализации, связи с другими людьми, желание быть нужным, стремление к познанию и т.п.
Как это доказать? Ваш личный опыт, а также знакомство с культурой и историей. Подробнее доказательство разобрано в статье «Стереотипы».
Какие формы идеологии потребления существуют
Обратите внимание: приведенные здесь «идеологические системы» предлагают приоритетные жизненные цели и главную цель человека. То, к чему необходимо стремиться, иными словами, смысл жизни.
Как только звучит вопрос о потреблении как смысле жизни, сразу срабатывает стереотип «противопоставление материального и духовного». Человек обычно, услышав критическое отношение к идеологии потребления, говорит или думает что-нибудь вроде «останешься с голой ж.., посмотрим, как запоешь». На самом деле созидание не предполагает отказ от потребления. Созидатель тоже потребляет и радуется потреблению. Просто у созидателя есть и еще кое-что, кроме потребления, и это кое-что занимает главное место в его жизни.
Но вернемся к тому, что занимает главное место в жизни потребителя. Повторюсь, главное место не на словах, а на деле. К каким целям человек стремится, то есть прилагает усилия для их достижения.
Простые модификации идеологии потребления:
1. "Качество жизни"
Приоритетные цели: стремление к разнообразному и разной степени сложности потреблению: роскошь, статус, элитарность (в т.ч. потребление предметов искусства), обладание материальным богатством и потребление не только как самоцель, но в том числе и как фактор престижа.
Важной составляющей этой модели является статус, выраженный в вещах.
2. Учение о "скотской" природе человека
Мол, человек по природе своей «скот», и это нормально. То есть: подчинен инстинктам, эгоистичен, обладает только низшими мотивами. А созидание – так, «побочный продукт», например, полового влечения. А если человек совершает хороший поступок, то только в каких-то нехороших целях. А "мораль" - это вредно, приводит к "фрустрациям" :) И так далее.
Смыслом жизни и приоритетными целями при таком подходе объявляется максимальное удовлетворение потребностей. Разумеется, потребности более низких уровней выступают приоритетными.
Интересно, что данная теория также служит обоснованием, что потворство инстинктам (удовлетворение любой потребности по первому желанию), мол, является здоровым и даже необходимым.
3. Развлечения как цель
В данной теории фокус делается на несколько другие аспекты потребления – то есть потребление ради эмоций, переживаний.
В т.ч. сюда входят: экстрим, смена впечатлений, сильные эмоции, удовольствия.
Часто получение удовольствий как цель сочетается с целью «жизнь без усилий».
4. "Делать что хочу"
Основная цель - жизнь без усилий и без трудностей.
Сюда относятся как мечты о "профессии" рантье, так и всякие "трансерфинги", выделены из "просто потребления", потому что обычно включают "самореализацию" в виде хобби или подобных видах.
5. Уход от реальности
Основная цель - стремление к комфорту/к тому, чтобы находиться в приятной ситуации/состоянии. Имеется некое место, состояние, которое выступает как «вознаграждение» и как носитель «смысла». Остальная деятельность направлена на поиск ресурсов, чтобы находиться в этом состоянии.
Как дополнительный (специфический) подвид можно выделить зависимости. Это не идеология, но тоже способ организации жизни. Здесь то же, что и в подходе «уход от реальности», только в качестве «смыслообразующего» выступает зависимость, от алкоголя до компьютерных игр. Как апофеоз такого «ухода от реальности» можно выделить наркотики.
Строго говоря, отнести именно к идеологии потребления этот подвид (зависимости) нельзя, но он также отражает идею господства инстинктов над человеком в ее крайней форме.
Сложные модификации идеологии потребления:
Если первая группа используется преимущественно для «рядовых» членов общества потребления (хотя встречаются и представители элит - носители этих убеждений), то эти обычно используются для элит:
- для людей более интеллектуальных и думающих,
- для людей с потребностью в самореализации,
- для людей с лидерскими качествами.
Отличие их в том, что они требуют от носителя дополнительных, активных действий. Если в первом случае достаточно ходить на работу, чтобы иметь средства на потребление, и покупать, то здесь подразумеваются какие-то особые, большие действия.
Действия их направляются на укрепление системы. Обратите внимание еще и на мотивацию: как говорится, добровольно и с песней. Из-под палки или с голодухи так выкладываться не будешь, как ради «американской мечты» :)
1. Личный успех, успешность.
Или «американская мечта»: сделать много, а затем пожинать плоды, будучи миллионером и т.п., т.е. «на выходе» опять-таки потребление и жизнь без усилий. Однако, в отличие от «трансерфингов» и т.п., тут вначале надо поработать.
Также здесь задействована состязательность в виде конкуренции и статус.
2. Власть и использование других людей.
В данном случае речь идет о самой сложной форме потребления. Дело в том, что потребление как таковое базируется на обладании.
Если мы говорим о власти как о цели, то в качестве вещи, объекта обладания выступает другой человек.
«Ценностями» являются: своеобразные ощущения от этого процесса, статус, ощущение безопасности (обладание силой), возможность «более полного» удовлетворения своих потребностей.
3. Предпринимательство.
Это особое явление в идеологии потребления.
Я не отношу сюда создание предприятия ради того, чтобы «иметь» работников (цель - власть), или чтобы отдыхать на вилле, пока работают другие (укладывается в модель «успех»).
Я говорю о том случае, когда человек создает предприятие, развивает его, создает другие и т.п.
Это наиболее созидательный, если можно так выразиться, элемент идеологии потребления.
В качестве цели: создать маленькую систему, приносящую прибыль, и затем совершенствовать ее.
В этой идее много здравых элементов, связанных с созданием нового и саморазвитием. Она требует от человека часто серьезных усилий, формирует силу характера, мышление и в целом развивает его.
Казалось бы, идеал! Не зря в современном обществе человек, развиваясь, почти с неизбежностью приходит к необходимости создать собственный бизнес.
Это не было бы частью идеологии потребления, если бы тут не было ловушки.
Как это сводится к потреблению:
- Измерение эффективности в деньгах => стремятся к деньгам.
- Зачем? – В качестве конечной цели выступают потребление и статус. (Поскольку нет созидательной альтернативы, места приложения сил, привязки к общему делу).
- Часто дополнительным мотивом выступает состязательность, т.е. количество заработанных денег выступает как мерило «крутости».
- Активное задействование низших инстинктов: конкуренция, власть, агрессия.
Таким образом, созидательный мотив направляется на благо системы (укрепление существующего порядка).
Часто это подкрепляется вынужденной ситуацией противостояния бизнесмена и работников.
Как видите, в целом идеология потребления - это намного больше банального стяжательства.
Подмена целей и ценностей
По большому счету, идеология потребления подменяет все здоровые цели и ценности человека «дубликатами», изменяя само содержание его жизни.
Почему? Как мы уже говорили, высокие мотивы и потребность развиваться иногда спонтанно появляются у людей, и не всегда можно погасить их.
Поэтому на каждую высокую потребность подобрано решение, позволяющее «направить энергию в мирное русло».
Для каждой достойной, настоящей цели подбирается "двойник": подмена самореализации – успехом, сопричастности – стадным чувством, конформизмом; открытого общения - манипуляцией другими, стремления быть достойным – престижем, любви - сексом и т.п.
Например, каким образом самореализация подменяется успехом: чтобы быть «успешным» важно не столько СДЕЛАТЬ что-либо, сколько быть признанным и получить вознаграждение (какой же это успех, если за него ничего не получил?). Таким образом, акцент с содержательного – сделать и быть полезным – смещается на «быть признанным». И на те блага, которые это приносит; блага эти выступают «мерилом», т.е. показателем. Внедрение показателя изменяет деятельность (если эффективность писателя измерять по количеству написанных страниц, количество страниц будет расти, часто в ущерб качеству) – и теперь мы имеем стремление к благам.
Какое тонкое различие – и какая разница на выходе! Незаметное смещение акцента - и ошеломляющий результат!
Именно по этой причине мы детально и с разных сторон рассматриваем некоторые «очевидные» вещи – чтобы избежать действия этих почти незаметных акцентов.
Таблица 2. (бля! грёбаная таблица, не скопировалась так как нада сцуко!)Посмотрите по ссылке.
Оценка идеологии потребления
Итак, мы установили, что существует совокупность целей, предлагаемых человеку как смысл жизни и ценности (т.е. как ориентиры, к чему стремиться), объединенных вокруг идеи потребления (направленность к себе, для себя, т.е. брать, а не давать, создавать).
Назовем человека, который принимает эти ценности за основные и стремится к этим целям как к приоритетным, потребителем.
То есть будем называть так не роль человека в экономической цепочке (покупает товары) и не деятельность по употреблению этих товаров (все люди потребляют), а направленность желаний, стремлений, действий человека.
Как влияет идеология потребления на развитие человека?
Даже беглый осмотр (см. таблицу) показывает, что такие установки значительно обедняют не только внутренний мир, но и вообще жизнь человека, лишают его многих возможностей.
Если работа – это «рабство», на которое надо идти, чтобы получить деньги на «жизнь», то Вы лишены едва ли не бОльшей половины мира!
Это справедливо и в отношении, любви, дружбы, семьи, коллектива, цели в жизни.
Потребительский поход обедняет все эти и другие части жизни человека. Это касается даже самих по себе удовольствий. Зависимость от удовольствия не позволяет ощутить его в полной мере, наступает пресыщение и скука.
Очевидно, что господство инстинкта препятствует развитию человека, что эти вариации идеологии потребления так или иначе ограничивают развитие и даже могут вести к деградации человека.
При этом, возможно, происходит уничтожение того, что составляет саму суть человека: тех качеств, которые выделяют его из животного мира и развиваются в ходе человеческой истории.
Является ли идеология потребления необходимой человеку?
Необходима ли эта идеология для того, чтобы радоваться богатству материального мира? Или можно без нее использовать качественные предметы, удовлетворять потребности в отдыхе, развлечении, получать новые впечатления и обустраивать свой материальный быт?
Конечно, можно все это делать и без идеологии потребления.
Может быть, она необходима для чего-либо другого? Не приходит в голову ничего, чем бы она была полезна человеку .
Единственный «полезный» ее эффект состоит в том, что она делает поступки людей предсказуемыми, а самих людей – управляемыми.
Спрашивается, это самим людям, нам с Вами, зачем-нибудь надо?
Можно сделать вывод: идеология потребления не является необходимой человеку. Можно без неё. А поскольку она параллельно ограничивает развитие человека, ее можно признать вредной.
Резюме:
Основные особенности идеологии потребления:
• Рассматривает потребление как приоритетную цель человека
• Представлена разными вариантами, ставящими акцент на разных видах потребления
• Активно задействует инстинкты и низшие мотивы
• Подменяет высокие мотивы сходными, но иной направленности (приводящими к главенству инстинкта и низких мотивов), для чего использует мягкое, малозаметное смещение акцентов
• Побочным эффектом является ограничение развития человека
Основной результат – предсказуемость действий человека. А значит, его управляемость.