ПРЕСТУПЛЕНИЕ КРАТЧАЙШИЙ ПУТЬ К УСПЕХУ

михель гофман

16-06-2014 19:58:53

ПРЕСТУПЛЕНИЕ КРАТЧАЙШИЙ ПУТЬ К УСПЕХУ

«Какова цель человеческой жизни?
Стать богатым. Каким путем?
Нечестным быстрее, честным дольше.
Честным, только если иначе нельзя.»
Марк Твен

Американский национальный характер формировался на идее труда и его результате, материальном успехе, а для этого были необходимы такие качества, как энергия и умение генерировать новые идеи, новые методы, способность к преодолению устаревших норм, смелость в нарушении общепринятых запретов, преодоление всех физических и практических границ, поиск новых неизведанных путей, смелость первооткрывателя. Эти же качества национального характера причина высокого уровня преступности в США.

Преступность существует во всех общественных системах, но ее специфика и размах определяются доминирующими в обществе культурными ценностями и социальными целями. Преступность в Америке, во все времена, отличалась от европейской своими масштабами, разнообразием и была результатом демократических и экономических свобод, огромной социальной динамики.

Общество ставило единственную цель, богатство, в борьбе за него участвовали многомиллионные массы, что не могло не привести, наиболее энергичных и способных к желанию преодолевать все барьеры, к поискам окольных, обходных путей.

Законы юридические и нравственные нарушались всегда, и всегда осуждались как деградация человека, как предательство священных норм жизни. Но, к середине 19-века, преступление в глазах общественного мнения стало оцениваться иначе. В это время начало формироваться капиталистическое общество, в котором экономика стала занимать центральное место в шкале общественных ценностей.

В литературе докапиталистической эпохи преступление воспринималось как индивидуальный выбор, переживаемый героем как трагедия. В 20-веке преступление перестало быть выбором личности, утратило трагедийные черты. Как в жизни, так и в литературе, преступление стало будничным социальным явлением, одним из способов решения жизненных проблем и, прежде всего, проблем экономических.

Теодор Драйзер в своих романах - «Титан», «Гений», «Финансист», показывает героя, Каупервуда, который переступает все законы этические, нравственные юридические, но все это полностью оправдано "Делом”. Честный путь долог и малоэффективен.

«Общество делится на рабов, живущих по принципам рабской морали, и тех, кто способен переступить мораль.Это те, кто способен создавать богатства и умеет властвовать», пишет Драйзер в 1913 год: «Удел слабых поражение. В отличие от сильных они боятся общественного мнения. Они слишком трусливы, чтобы пойти на риск взять что-либо чужое. Они называют преступниками тех, кто ищет власти и богатства. Миллионеры же, гангстеры и мошенники достигают успеха, потому что борются и поэтому побеждают».

Заявление Драйзера может показаться преувеличением, Драйзер литератор, а литература всегда пользуется преувеличением, как профессиональным приемом, но об этом, почти в тех же выражениях, говорит человек практики, закончивший лишь четыре класса церковной школы, не прочитавший в своей жизни ни одной книги, Луиджи (Лаки) Лучиано, босс боссов мафии 30-х – 40-х годов: «Каждый хотел бы отнять что-либо у других, только у большинства не хватает смелости. У нас, у Мафии, она есть».

Классик литературы и "титан” американского преступного мира, также как и Раскольников Достоевского, делят мир на героев и "тварей дрожащих”. Если следовать идее Достоевского о том, что нельзя пролить "слезинку ребенка”, тогда нужно отменить Прогресс. На миллионах "слезинок” строится мир материалистической цивилизации.

«Страна предоставляет тебе выбор. Или тебя грабят, или ты грабишь», говорил Барнум, создатель самого известного в Америке цирка и выставок чудес света. Другая знаменитая фраза Барнума, «Простаки рождаются каждую минуту» (There's a sucker born every minute) имеет сегодня не меньшее значение, чем 100 лет назад, когда она была произнесена. Ты или "sucker”, недотепа, или "swindler”, "sharpie” - острый, находчивый, тот, кто на ходу подметки режет, способен всех обвести вокруг пальца.

Турчанинов, полковник генштаба русской армии, иммигрировавший в Америку в 1856 году, ставший бригадным генералом в армии Севера в годы Гражданской войны: «Smart guy, по-нашему ловкач, пройдоха, здесь великое слово. Будь человек величайший негодяй, в каком бы то ни было классе сословия, если он не попал на виселицу, он то и почтенный. За ним ухаживают, его мнение первое во всем, его суждениям и приговору верят более, чем библии».

Сам концепт обмана и манипуляций лежит в основе культуры рыночного общества. Как говорил еще Цицерон, «Рынок - это призвание тех, кто покупает для того чтобы перепродать подороже, и они не могут это сделать без наглого и беззастенчивого обмана.». Энгельс называл экономику формой дозволенного обмана.

В феодальном обществе богатства приобретались насилием, рыночная демократия предложила более цивилизованные формы, обман, построенный на убеждении.
«Вся жизнь рыночного общества построена на завоевании доверия в деловой, политической и индивидуальной жизни. Успех во всех социальных сферах завоевывают только те, кто обладает способностью убеждать, способностью продать свой товар и свои идеи.» Социолог Джеймс Комбс.

Главный инструмент убеждений язык, и он отражает приоритет тех или иных качеств отношений между людьми в данной культуре, часто просто в количестве используемых слов.

В американском варианте английского языка существует больше терминов для обозначения различных типов обманщиков и приемов обмана, чем в других языках мира., - frauds, charlatans, deceivers, dissemblers, tricksters, swindlers, mountebanks, impostors, hoaxers, fixers, cheats, pretenders, cynics, hypocrites, hoodwinkers, four flushers, bunk, baloney, buncombe, sham, shilling, bamboozle, him hamming, chisel, welsh, snake oil, bluffing, a bum steer, rook, flummox, selling a bill of goods, the put on, a raw deal, diddling, swindling, the snow job, the come on, the gambit, the royal shaft, the set up, being fleeced, getting burned, the ream job, conning.

Большинство из этих терминов непереводимы, они отражают специфику деловых и человеческих отношений, характерных только для американской культуры, а широта терминологии говорит о степени распространенности и изощренности обмана.

Гарри Линберг в своей работе «Тhe Confidence Man in American literature», «Мошенник в американской литературе», показывает, что американская культура создала специфическую форму гениальности, гениальности обманщика.
Этот социальный тип видит общество как сборище недоумков (suckers), которых он может убедить в своей заботе об их благополучии и, таким образом, за чужой счет, создать благополучие собственное.

С одной стороны, какой же разумный человек будет действовать против собственных интересов, с другой стороны, в каждом человек существует желание верить. Мы не всегда доверяем собственным чувствам и убеждениям, и готовы доверять тем, чьи убеждения логичнее и эмоционально более интенсивны, чем наши. Манипулятор не обязательно использует открытый обман, чаще он пользуется логикой доказательств и эмоциональным давлением.

В первой половине ХХ века техникой манипуляции владел только тонкий слой населения, бизнесмены, капиталисты, финансисты. Во второй половине ХХ века, с вовлечением масс в экономический процесс, техникой манипуляций стали овладевать все социальные слои.
Все, в той или иной степени, стали бизнесменами, капиталистами, финансистами. Играют на бирже, вкладывают свободные деньги в бизнесы, участвуют в различных формах деловых отношений, а в них самым важным является умение убеждать, умение купить дешевле, продать дороже. Естественно, что в атмосфере рыночного общества "Confidence man”, мошенник, превратился в доминирующий социальный тип.
В общественной шкале престижа, мошенники, добившиеся значительного успеха хитроумным обманом, традиционно занимали очень высокие места. Умение продать товар, который никто в здравом уме не купит, умение продавать все, даже то, что продать нельзя, требует активного творчества.

Продажи, в широком социальном смысле, требуют изощренной изобретательности, и сами качества сэйлзмена–манипулятора, наиболее уважаемы в обществе. Недаром, в греческой мифологии, покровитель творческих профессий, Меркурий, был богом всех искусств, включая торговлю и воровство.

Америка всегда была страной творческого подхода ко всем проблемам, всегда искала и находила новые, небывалые пути и, прежде всего, в создании богатств, недаром ее называли страной неограниченных возможностей, "land of unlimited opportunity”.

Специфическое прошлое Америки, цивилизация создавалась в условиях первозданной природы, первых колонистов окружали дикие леса, на них нападали дикие звери и аборигены, сформировало характерный подход к решению проблем – ищется самый короткий и самый простой путь. Завоевание нового континента требовало сиюминутных решений, практичность в достижении цели.

Окруженный первозданной природой, американский колонист должен был забыть о морали, в борьбе с природой моралист не выживал. Мораль результат развития цивилизации, и вне цивилизации неприменима. Поступок правилен, когда он ведет к выживанию, и неправилен, когда ставит жизнь под угрозу, на моральные реминисценции просто не было времени.

Процесс развития капитализма, с одной стороны, создавал новый мир разветвленной цивилизации, противостоящий природе в своем материальном воплощении и, в то же время, возвращал человеческое общество к тем формам отношений, которые существовали в природе, борьбе за выживание, в которой побеждает сильнейший.

Условия конкурентной борьбы требовали творческого подхода и мгновенных решений, уголовные законы и законы морали усложняли путь к достижению цели, поэтому преступление, как инструмент делового процесса, стало органической чертой нового общества.

Генри Торо: «Вынужденный опираться только на себя, американец определяет свою свободу, как независимость от закона и традиций. Американец принимает закон, когда он на его стороне, и отвергает, если он против. Только он сам решает, что справедливо и что нет.»

Экономическая свобода, которую предоставил массам демократический капитализм, открыла все шлюзы для творческой энергии народа, и эта энергия сметает на своем пути все барьеры, стоящие на пути, устаревшие традиции и моральные нормы. Это борьба всех со всеми, и в ней выигрывают те, кто способен находить самый короткий путь к успеху, способен нарушать правила игры, игры с высоким уровнем риска.

Характерен взрыв преступности в постсоветской России, когда появились небывалые возможности для индивидуального предпринимательства. Первыми российскими предпринимателями стали те, кто имел уголовный опыт, опыт приобретения богатств в условиях высокого риска. Уголовный мир был лучше приспособлен к деловой игре, чем основное население, приученное Советской властью к экономической и социальной пассивности.

В стабильной экономике легальный бизнес прибегает к нарушению закона лишь в крайних случаях. При отсутствии стабильности, как это произошло с появлением свободного рынка в бывшем Советском Союзе, в условиях разваливающейся политической и экономической структуры, индивидуальное предпринимательство выбрало самый простой путь к достижению цели, игнорирование всех законов.

Обман, мошенничество и убийства превратились в России в основное средство концентрации богатств, обнажив основные принципы бизнеса в условиях конкуренции. И это закономерно, что уголовники, самая активная часть населения, стали авангардом развития капитализма в России, бизнес требует умения рисковать. Бизнес без риска может существовать лишь в застывших бюрократических, государственных формах, и, как правило, мало эффективен.  

На сегодняшнем Западе преступления в экономике не выглядят настолько чудовищно, как в России, бюрократизированные корпорации выработали многоступенчатую систему сокрытия механизма экономических манипуляций, он не виден за сложными цивилизованными ритуалами, создававшихся в течении двух столетий рыночных отношений. 

«Бесконечны напоминания прессы о беззаконных операциях в России. Но экономические преступления в России выглядят как наивный провинциализм, в сравнении с отточенной стилистикой гигантского мошенничества западного коммерческого мира. ...В этом наиболее наглядное преимущество западной цивилизации перед Россией. Западный человек получает достаточную тренировку в рационализации бизнеса, и уважение к закону. Он не будет надувать кого-то по мелочам. Обман по мелочам не продуктивен. Западный бизнесмен перед тем как совершить незаконную операцию, консультируется с юристом, и, в основном, старается держаться внутри границ закона, который, при помощи опытного адвоката, всегда работает в его пользу. У русских же нет многовековой практики ведения бизнеса. Поэтому русский бизнесмен, совершая точно такую незаконную операцию, как и его западный коллега,  делает это непрофессионально, т.е. грубо и вульгарно. Он не озабочен даже тем, чтобы скрывать следы, и достаточно недальновиден и туповат, чтобы обманывать даже там, где в этом нет абсолютной необходимости. У русского нет того артистизма, внутренней дисциплины и того опыта обмана многих столетий, который есть у западного бизнесмена. Русский действует импульсивно, спонтанно, по-варварски. Склонность к преступлениям у русских не больше, а более очевидна. Она осуществляется в самых неприхотливых и неприкрытых нецивилизованных формах, а это не может не  вызывать яростный протест у Запада. Не умея носить сложный маскарадный костюм благопристойности, над которым Запад работал веками, русские, в своем наивном невежестве, открывают для всеобщего обозрения сам механизм бизнеса.» Социолог Филлип Слатер.

В 90-ые годы ХХ века Россия повторила американский путь. В США, в 19-ом веке, в начальный период развития индустриальной экономики, откровенное взаимное надувательство в бизнесе, без маскарада благопристойности, также было общепринятым правилом. Бюрократическая структура бизнеса еще только создавалась, экономического законодательства не существовало, что позволяло использовать любые формы творческого подхода, поэтому обман, в среде деловой элиты, был откровенным и наглым.

Джон Пирпойнт Морган, создатель американской банковской системы, знавший, более чем кто-либо другой, психологию людей бизнеса, говорил:  «Я отношусь к людям с уважением, ко всем без исключения, но что касается людей бизнеса, то в их компании я бы не оставил свои ручные часы без присмотра.»

Экономическая элита страны во времена Моргана была немногочисленна и составляла не более нескольких десятков тысяч. В постиндустриальную эпоху, массы были вовлечены в деловой процесс в качестве его активных участников, и нарушение законов стало массовым явлением.

Каждый ищет короткий путь, возможность обойти закон в своей сфере деятельности, это увеличивает коэффициент полезного действия любого бизнеса.
Юридические законы и законы морали сдерживают динамику развития, и бизнес, в поиске самой короткой дороги, идет в обход правил, законов и морали.

Социолог Джеймс Комб видит американскую культуру бизнеса, как «Культуру обмана», таково название его книги. По его мнению, народный капитализм не мог не привести к популяризации приемов и техники бизнеса, ранее характерных только для узкого круга "титанов”, "финансистов” и "гениев”, «взаимная манипуляция и обман стали этической и процедурной нормой нашей культуры».

Социология, как и литература, использует обобщения, часто преувеличивает, чтобы более эффектно доказать свои тезисы. Но вот пример из практики делового мира:

Джимми Салливан, член директората Нью-Йоркского департамента школьного образования, укравший из городской казны миллионы, в свое оправдание на суде привел следующий довод: «Каждый у кого-то крадет, и это не нарушение правила – это правило. Это 95%. Кто-то крадет немного, кто-то больше. Впрочем, мы всегда были нацией, где гангстеры и мошенники превозносились до небес. Это часть Американской мечты.»

Традиция обмана, манипуляций и жульничества, творческого подхода к решению проблем была характерной особенностью американской жизни с первых лет существования британских колоний.

Первым известным мошенником в истории Америки был капитан Самуэль Аргалл, назначенный вице-губернатором Виржинской колонии в 1616 году. Через два года он захватил все, что принадлежало общине, и сбежал, оставив от всего общинного богатства шесть коз. Все, что можно было вывезти, он погрузил на свой корабль, и в Англии продал с большой выгодой. Оплатив услуги адвокатов частью своей добычи, он смог не только уйти от суда, но, раздав взятки нужным людям, получил звание пэра за свои заслуги в освоении новых территорий в Америке, и был назначен представителем британской короны в Совет Американских Колоний.

Джон Ханкок, организатор Бостонского чаепития, с которого началась Американская революция, накопил огромные богатства, занимаясь поставкой в колонии контрабандных товаров.

Создатели американской конституции, Роберт Моррис и Джеймс Вильсон, входившие состав Конституционного суда, состоящего из девяти человек, участвовали в гигантской афере по продаже несуществующих земельных участков.

Представители власти всегда были активными участниками делового процесса.

В 1789 году финансист Генри Бикман заплатил муниципалитету Нью-Йорка 25 фунтов стерлингов за 23 мили территории, весь западный берег острова Манхэттен. Тогда этот участок общественной земли, появившись в открытой продаже, мог стоить 5.000 фунтов стерлингов. Каков был размер взятки, данной муниципальным чиновникам, осталось неизвестным. Одна из улиц Уолл-Стрита носит сегодня имя финансиста Бикмана, Beekman Street.

Финансовый гений и патриот Америки, Корнелиус Вандербильт, во время Гражданской войны продал Северу несколько десятков судов, списанных на слом. Он купил их перед началом войны, предчувствуя возможный спрос в случае начала военного конфликта. В связи с тем, что правительство остро нуждалось в увеличении своего морского флота, а на постройку новых кораблей не было времени, Вандербильт продал старые посудины по цене новых, и, при проверке их ходовых качеств, они затонули. Естественно, что он не мог бы заключить эту сделку без помощи друзей в закупочной комиссии Конгресса.

Таммани Холл, название группы политиков и бизнесменов, покупавшей и продававшей назначения на общественные должности, проводившей законы, выгодные лишь большому бизнесу, в Нью-Йорке начала 20-го века. Таммани Холл в американской истории стал символом предела политической коррупции. Глава Таммани Холл, Босс Планкетт, произнес историческую фразу, «Когда я вижу открывшиеся возможности, я ими пользуюсь.», (I’ve seen my opportunities, and I took them!). Мистер Планкет, уйдя с поста, тем не менее, остался в памяти народной как мастер своего дела, мастер политической и экономической игры.

Скандинавский драматург Кнут Гамсун, побывавший в США приблизительно в то же время: «Общество смотрит на крупные аферы с симпатией и часто с восхищением. Способность обмана в крупных масштабах в глазах публики выглядит как выражение изобретательности, характерной черты янки, а пресса с умилением описывает технические детали аферы и восторгается точностью, ювелирностью работы мошенников.»

Чарльз Диккенс, после своего путешествия по Соединенным Штатам, писал в своих «Американских записках» в 1842 году, «У них в почете умение ловко обделывать дела ... и оно позволяет любым плутам, которых стоило бы вздернуть на виселицу, держать голову высоко, наравне с порядочными людьми. Мне не раз приходилось вести такой разговор, «Ну разве не постыдно, что имярек наживает свое состояние самым бесчестным путем, а его сограждане терпят и поощряют его, несмотря на все совершенные им преступления. Ведь он позорит общество! Да, сэр. Он признанный лжец! Да, сэр. Совершенно бесчестный, низкий, распутный тип ! Да, сэр. Ради всего святого, за что же вы тогда его уважаете ? Видите ли сэр, он ловкач, shrewd, smart guy.»

Shrewd, smart guy сегодняшнего дня также пользуется всеобщим уважением, и как во времена Диккенса доминирует в общественной жизни.

1975 год. Предвыборная кампания в Майами. Кандидат в президенты, Джимми  Картер, выступает на банкете перед представителями большого бизнеса. Входной билет - $1,000. Картер разъясняет основной лозунг своей предвыборной программы – честное правительство. Рядом с ним на подиуме сидят, мэр Майами, только что отсидевший срок за уклонение от налогов, два сенатора от штата Флорида, в этот момент находящихся под судом за проталкивание закона о льготах, в сферах представляющих их персональные деловые интересы, руководитель одного из министерств, находящийся под судом за получение взятки, и 3 представителя других министерств, обвиненных в хищении государственных средств.

В период президентства Клинтона, в 1994 году, казначей США, Каталина Билларандо, была приговорена к четырехмесячному заключению за уклонение от уплаты налогов.

Бесчисленные скандалы, связанные с обманом и мошенничеством, на страницах американской прессы часто выглядят как нарушение общепринятых правил, как отклонение от нормы. Но манипуляции и аферы являются органической, неотъемлемой частью деловой игры.

Когда в 1938 году, обман и манипуляция ценами в доставке авиационной почты достигло таких размеров, что правительство было вынуждено закрыть все авиа-кампании, вовлеченные в аферу, председатель Торговой Палаты США Вилли Роджерс, выступил со следующим заявлением: «Если мы будем закрывать какие-либо индустрии в связи с мошенничеством и аферами, то мы должны будем остановить всю экономику страны».

Но скандалы в сфере политики и большого бизнеса характерны не только для Америки, с неизменным постоянством они происходят и в европейских странах. Разница в размахе, масштабе. Масштабы - это специфика Нового Света, она видна  в самой природе Соединенных Штатов, в ее архитектуре и также в размахе преступности.

В 1949 году состоялось совещание представителей оккупационных войск в Германии. На повестке дня стоял один вопрос, грабеж складов в армиях союзников. Основными участниками ограблений были американские солдаты и офицеры всех рангов, тем не менее, американские представители были оскорблены тем фактом, что вина возлагается только на военнослужащих США, напомнив о том, что крадут не только американцы, но и французы и англичане.

Представитель Франции привел следующий довод, казавшийся неопровержимым, - «Что украдет французский солдат? Блок или два сигарет (сигареты в послевоенной Европе использовались как форма валюты). Что украдет американский солдат? Он угонит целый поезд, вовлечет в свой бизнес не только солдат, но и офицеров, подкупит поездную бригаду, зафрахтует десятки грузовиков, создаст сеть распространения».

«Это уже не воровство, а большой, хорошо организованный бизнес», ответил ему представитель американских оккупационных войск.

Послевоенная Америка превратилась в экономического лидера западного мира и лидера во всех видах преступности всех классов американского общества. Вместе с ростом экономики росла и преступность. С начала 50-ых годов национальный продукт на душу населения увеличился в три раза. За эти же 50 лет преступность в экономике увеличилась в 5 раз.

Люди больше боятся индивидуальной преступности, чем преступности организованной. Ограбление, на улице или в доме, с его внезапностью и конкретностью, запечатлевается в памяти. Ограбление миллионов в течении многих лет банками, страховыми кампаниями, корпорациями, или в результате биржевых махинаций, проходит без всякого драматизма, хотя эффект и размеры организованного грабежа несопоставимы с мелким, в денежном выражении, уличным ограблением.

Вы можете потерять деньги, какую-то часть своего имущества в результате грабежа, но не потеряете всего того, что вы накопили в течении жизни. Организованный грабеж, проводимый корпорациями, превратит вас в нищего.

В отличии от индивидуальной преступности, преступления корпораций совершаются организацией. Преступления корпораций принято называть "беловоротничковой преступностью”. Термин как бы предполагает, что преступления совершаются отдельными работниками корпораций.

Но беловоротничковая преступность отличается от индивидуальной, уличной, огромными суммами, которыми она манипулирует, а это возможно лишь при использовании тех человеческих и технологических ресурсов, которые может предоставить только организация. Индивидуальная инициатива может принести лишь крохи. Поэтому правильный термин тот, который применяется по отношении к мафии, "организованная преступность”. Недаром, в обиходной речи, крупные корпорации называют мафией. Мафия нефтяников, мафия врачей, профсоюзная мафия.

Гран­ди­оз­ные афе­ры по­след­них де­ся­ти­ле­тий сде­ла­ли все­мир­но из­вест­ны­ми име­на фи­нан­си­стов Ива­на Бо­ев­ски, Майк­ла Мил­ке­на, Чарль­за Кит­тин­га, Маддофа. До их аре­ста аме­ри­кан­ская прес­са пре­под­но­си­ла эти име­на как об­раз­цы на­уч­но­го ме­недж­мен­та, их на­зы­ва­ли фи­нан­со­вы­ми ге­ния­ми, ти­та­на­ми Боль­шо­го Биз­не­са, ими вос­хи­ща­лись мил­лио­ны. Они, дей­ст­ви­тель­но, бы­ли та­лант­ли­вы­ми ор­га­ни­за­то­ра­ми ра­бо­ты ог­ром­но­го ап­па­ра­та кор­по­ра­ций и ты­ся­чи ря­до­вых ра­бот­ни­ков уча­ст­во­ва­ли в ог­раб­ле­нии пуб­ли­ки в гран­ди­оз­ных мас­шта­бах.

Ко­гда на су­де Майк­ла Мил­ке­на спро­си­ли по­че­му он об­ма­нул не толь­ко мил­лио­ны вклад­чи­ков, но и сво­их бли­жай­ших дру­зей, он от­ве­тил: "Ес­ли я не бу­ду де­лать день­ги на сво­их друзь­ях, на ком же я их бу­ду де­лать."

Для ис­тин­но­го биз­нес­ме­на не толь­ко бе­зы­мян­ная пуб­ли­ка, но и его род­ст­вен­ни­ки и дру­зья так­же сред­ст­во обо­га­ще­ния. От не­го нель­зя ожи­дать ка­кой-ли­бо ло­яль­но­сти по от­но­ше­нию к кон­крет­ным лю­дям, он вер­но слу­жит толь­ко Де­лу.

До­ход Мил­ке­на в 1986 го­ду составил 296 мил­лио­нов, в 1987 го­ду 550 мил­лио­нов. В ре­зуль­та­те афер Мил­ке­на сот­ни ты­сяч по­те­ря­ли свои сбе­ре­же­ния, мно­гие по­те­ря­ли ра­бо­ту. Майкл Мил­кен по­лу­чил тю­рем­ный срок за свои про­ти­во­за­кон­ные ма­ни­пу­ля­ции на бир­же, был осу­ж­ден так­же и об­ще­ст­вен­ным мне­ни­ем.
В пе­ри­од су­да над Майк­лом Мил­кен ста­ла по­пу­ляр­ной иро­ни­че­ская пе­сен­ка:

Я об­дул, всех об­дул
И на­вер­ное вы в гне­ве.
А я рад как ли­са в чу­жом хле­ве.
Уолл-Стрит мой дом род­ной,
А вы на­вер­ное про­да­ли свой.

Сту­ден­ты шко­лы биз­не­са в уни­вер­си­те­те шта­та Пен­силь­ва­ния со­чи­ни­ли, по то­му же по­во­ду, пе­сен­ку-драз­нил­ку:
Я мух­люю, мух­люю, мух­люю.
И гор­до кри­чу как пе­тух.
Вы по­те­ря­ли, а я при­об­рел,
Вам не на что жить,
А мне на­пле­вать, я бу­ду шу­тить.

По­сле окон­ча­ния уни­вер­си­те­та сту­ден­ты шко­лы биз­не­са Пен­силь­ван­ско­го уни­вер­си­те­та нач­нут ра­бо­тать в круп­ных кор­по­ра­ци­ях, и, ес­те­ст­вен­но, ос­та­вят по­за­ди свой юно­ше­ский мак­си­ма­лизм. Са­ма ло­ги­ка ра­бо­ты кор­по­ра­ций вы­ну­дит их под­чи­нить­ся об­щим пра­ви­лам иг­ры. Во мно­гих уни­вер­си­те­тах в обя­за­тель­ную про­грам­му вхо­дит "курс эти­ки биз­не­са", но мож­но ли нау­чить вол­ка пи­тать­ся ово­ща­ми.

Как пи­шет ав­тор на­шу­мев­шей кни­ги "По­че­му мы ве­дем се­бя как аме­ри­кан­цы": "Ес­ли ка­кой-ли­бо на­ив­ный пред­ста­ви­тель кор­по­ра­тив­ной но­менк­ла­ту­ры бу­дет че­ст­ным в бу­к­валь­ном смыс­ле сло­ва он не­из­беж­но ока­жет­ся за во­ро­та­ми."

Про­фес­сор ис­то­рии Аме­ри­кан­ско­го уни­вер­си­те­та в Ва­шинг­то­не, Майкл Ка­зин: "Се­го­дня, ко­гда боль­шин­ст­во ра­бот­ни­ков кор­по­ра­ций яв­ля­ют­ся дер­жа­те­ля­ми ак­ций сво­их ра­бо­то­да­те­лей, и, в той или иной ме­ре во­вле­че­ны в ма­хи­на­ции сво­их кам­па­ний, у всех воз­ни­ка­ет им­му­ни­тет к по­все­ме­ст­но­му об­ма­ну. Э

Ка­ж­дый, вла­дею­щий да­же ми­ни­маль­ным ко­ли­че­ст­вом ак­ций, чув­ст­ву­ет се­бя уча­ст­ни­ком азарт­ной иг­ры в ко­то­рой ма­хи­на­ции за кар­точ­ным сто­лом обя­за­тель­ная часть про­цес­са."

Но это от­но­сит­ся не толь­ко к дер­жа­те­лям ак­ций, ря­до­вые ра­бот­ни­ки кор­по­ра­ции, вы­ну­ж­де­ны со­уча­­с­т­­вовать в об­ма­не и ма­ни­пу­ля­ци­ях сво­его ра­бо­то­да­те­ля, так как про­тес­то­вать про­тив амо­раль­ной так­ти­ки кам­па­нии оз­на­ча­ет быть вы­бро­шен­ным за во­ро­та и ока­зать­ся в чер­ном спи­ске, все две­ри дру­гих кор­по­ра­ций бу­дут за­кры­ты.

Кто хо­чет быть ге­ро­ем? Да­же близ­кие лю­ди и дру­зья на­зо­вут ваш по­сту­пок идио­тиз­мом. И, дей­ст­ви­тель­но, не счи­тай се­бя луч­ше дру­гих, будь как все, ведь это ес­те­ст­вен­ная фор­ма ве­де­ния биз­не­са, не пы­тай­ся пе­ре­де­лать мир.

"Наш иде­ал - боль­шие день­ги. Иде­ал ро­ж­да­ет не­смет­ные пол­чи­ща пре­ступ­ни­ков и они ис­тин­ные ге­рои. У них од­на мо­раль, мо­раль по­бе­ды. Они не ве­рят ни в ка­кие пра­ви­ла, за­ко­ны, нор­мы, по­это­му они по­бе­ж­да­ют все­гда. Их ус­пех до­ка­зы­ва­ет мо­раль­ное пре­вос­ход­ст­во мо­шен­ни­ков над тол­па­ми ве­ря­щих в че­ст­ную иг­ру (fair game) ду­ра­ков.", Р. Милл, клас­сик аме­ри­кан­ской со­цио­ло­гии.

"Се­го­дня с от­дель­но­го че­ло­ве­ка пол­но­стью сня­та от­вет­ст­вен­ность пе­ред об­ще­ст­вом, "Good guy finish last", че­ст­ный че­ло­век при­хо­дит к фи­ни­шу по­след­ним. По­бе­ж­да­ет толь­ко тот, кто иг­ра­ет без пра­вил." Со­цио­лог Томас Керр.

Как пи­сал Марк Твен: "Ес­ли ты ук­рал $20, ты вор. Ес­ли ты ук­рал $200.000, ты биз­нес­мен. Ес­ли ты ук­рал 2 мил­лио­на, ты фи­нан­сист."

Ра­зу­ме­ет­ся, мож­но соз­дать свой соб­ст­вен­ный биз­нес и по­пы­тать­ся в нем быть че­ст­ным, но мо­раль хо­ро­ша в от­но­ше­ниях с близ­ки­ми людь­ми, а в биз­не­се, по оп­ре­де­ле­нию, су­ще­ст­ву­ет толь­ко мо­раль ус­пе­ха. Мож­но осу­ж­дать мо­шен­ни­ка, за­ле­заю­ще­го в чу­жой кар­ман за от­сут­ст­вие мо­ра­ли, но мо­жет ли ра­бот­ник осу­ж­дать свою кор­по­ра­цию вме­сте с ко­то­рой он про­во­дит ту же опе­ра­цию в мил­лио­нах кар­ма­нов. Ведь бла­го­да­ря кор­по­ра­ции он име­ет сред­ст­ва к су­ще­ст­во­ва­нию.

С не­из­беж­ной ре­гу­ляр­но­стью прес­са пуб­ли­ку­ет име­на тех, кто по­пал в по­ле зре­ния за­ко­на, но за­кон не все­ви­дящ, он за­ме­ча­ет толь­ко экс­тре­маль­ные си­туа­ции. Но да­же те фак­ты, ко­то­рые всплы­ва­ют, показывают, что это не ис­клю­че­ние из пра­ви­ла - это пра­ви­ло, из ко­то­ро­го бы­ва­ют ис­клю­че­ния.

В 2005-2007 го­ду под суд бы­ли от­да­ны 22 круп­ней­шие кор­по­ра­ции стра­ны, сре­ди них Enron, Xerox, Haliburton, Aol, Time Warner, Kmart, WorldCom. Их ру­ко­во­ди­те­ли за два го­да по­лу­чи­ли зар­пла­ту в об­щей сум­ме 15 мил­ли­ар­дов дол­ла­ров, в то вре­мя как ак­ции их кам­па­ний по­те­ря­ли 500 мил­ли­ар­дов сво­ей стои­мо­сти. Это сум­ма, ко­то­рую по­те­ря­ли вклад­чи­ки, ак­цио­не­ры и по­тре­би­те­ли.

В 2008-м го­ду те, кто при­вел гло­баль­ную эко­но­ми­ку на грань кра­ха, ме­нед­же­ры круп­ней­ших кор­по­ра­ций стра­ны, капитаны индустрии, по­лу­чи­ли ком­пен­са­цию за твор­че­ский под­ход к фи­нан­сам , 70 мил­ли­ар­дов дол­ла­ров. А кам­па­ния AIG, обан­кро­тив­шись и по­лу­чив мно­го­мил­ли­ард­ный за­ем от го­су­дар­ст­ва, тут же вы­де­ли­ла бо­ну­сы 160 ме­нед­же­рам, в сред­нем ка­ж­до­му по мил­лио­ну.

Ра­зу­ме­ет­ся, биз­нес в на­ше вре­мя зна­чи­тель­но бо­лее ци­ви­ли­зо­ван не­же­ли в 19-м ве­ке. Строя свои им­пе­рии, ин­ду­ст­ри­аль­ные маг­на­ты ис­поль­зо­ва­ли бан­ды уго­лов­ни­ков для ох­ра­ны, унич­то­же­ния кон­ку­рен­тов, за­пу­ги­ва­ния ра­бо­чих. Не­да­ром их на­зы­ва­ли ба­ро­на­ми-гра­би­те­ля­ми. Но кто се­го­дня пом­нит как соз­да­ва­лись бо­гат­ст­ва Ван­дер­биль­том, Рок­фел­ле­ром, Мор­га­ном? В биз­не­се ва­жен не путь, не сред­ст­ва, а ре­зуль­тат.

Се­го­дня борь­ба за кон­цен­тра­цию эко­но­ми­че­ской вла­сти про­хо­дит дос­та­точ­но бес­кров­но; но не ме­нее ожес­то­чен­но и, хо­тя она и вы­зы­ва­ет, вре­мя от вре­ме­ни, не­га­тив­ную ре­ак­цию пуб­ли­ки на фак­ты о кри­ми­наль­ной прак­ти­ке боль­шо­го биз­не­са, тем не ме­нее об­ще­ст­во при­ни­ма­ет ее как не­из­беж­ную часть про­цес­са в ко­то­ром соз­да­ет­ся но­вая эко­но­ми­че­ская ин­фра­струк­ту­ра, пре­­до­с­т­а­в­ляющая воз­мож­ность рас­ши­ре­ния про­из­во­ди­тель­ной ба­зы и уве­ли­чи­вать ко­ли­че­ст­во по­тре­би­тель­ских то­ва­ров.

Ог­раб­ле­ние мил­лио­нов в те­че­нии мно­гих лет бан­ка­ми, стра­хо­вы­ми кам­па­ния­ми, кор­по­ра­ция­ми или в ре­зуль­та­те бир­же­вых ма­хи­на­ций про­хо­дит без вся­ко­го дра­ма­тиз­ма. Со­об­ще­ния о пре­сту­п­ле­ни­ях кор­по­ра­ций по­яв­ля­ют­ся толь­ко во вре­ме­на гром­ких скан­да­лов, а за­тем ис­че­за­ют со стра­ниц прес­сы и из об­ще­ст­вен­ной па­мя­ти.

За­то со­об­ще­ния об ин­ди­ви­ду­аль­ных пре­­ст­у­­п­­л­е­ниях, осо­бен­но ак­тах на­си­лия, по­яв­ля­ют­ся на пер­вых стра­ни­цах га­зет, служ­бы те­­­­л­­е­­­в­и­­з­ионных но­во­стей по­свя­ща­ют им боль­шую часть сво­его вре­ме­ни и это наи­бо­лее по­пу­ляр­ная в мас­сах ин­фор­ма­ци­я, хо­тя по­те­ри об­ще­ст­ва от ор­га­ни­зо­ван­но­го гра­бе­жа кор­по­ра­ций не­со­пос­та­ви­мы с мел­ким, в де­неж­ном вы­ра­же­нии, улич­ным ог­раб­ле­ни­ем.

Те­ма ин­ди­ви­ду­аль­ной пре­ступ­но­сти так ши­ро­ко ос­ве­ща­ет­ся прес­сой не толь­ко по­то­му, что дра­ма­тизм кон­крет­но­го пре­сту­п­ле­ния повышает их рейтинг, но и по­то­му, что она ши­ро­ко рас­про­стра­не­на.

США - ли­дер сре­ди дру­гих ин­ду­ст­ри­аль­ных стран. Чис­ло гра­бе­жей на ду­шу на­се­ле­ния в Аме­ри­ке в 5 раз боль­ше чем в сред­нем в Ев­ро­пе. Ко­ли­че­ст­во уби­тых на ду­шу на­се­ле­ния в Со­еди­нен­ных Шта­тах в 2000 го­ду бы­ло в 10 раз боль­ше, чем в Анг­лии. В тюрьмах США содержатся 2.5 миллиона человек

Час­то объ­яс­ня­ют вы­со­кий уро­вень пре­ступ­но­сти тем, что зна­чи­тель­ную часть на­се­ле­ния в США со­став­ля­ют но­вые им­ми­гран­ты: "При­ня­то счи­тать, что но­вые им­ми­гран­ты при­но­сят вол­ну пре­ступ­но­сти из сво­их стран в Но­вый Свет. Но боль­шая часть им­ми­гран­тов бы­ли за­ко­но­пос­луш­ны в сво­их стра­нах. Ес­ли они на­ру­ша­ют за­ко­ны то, в ос­нов­ном, бла­го­да­ря об­щим ус­ло­ви­ям жиз­ни и нрав­ст­вен­ной ат­мо­сфе­ре сво­ей но­вой стра­ны. Без­за­ко­ние бы­ло и есть наи­бо­лее ха­рак­тер­ное ка­че­ст­во аме­ри­кан­ской жиз­ни." Джон Адамс Трус­лоу, по­то­мок се­мьи Адамс, дав­шей стра­не двух пре­зи­ден­тов и не­сколь­ких вы­даю­щих­ся по­ли­ти­че­ских ли­де­ров стра­ны.

Эту за­ко­но­мер­ность от­ме­тил и кри­ми­но­лог Сю­зер­ленд в 30-е го­ды прошлого века. Ис­сле­дуя при­чи­ны пре­ступ­но­сти в Го­но­лу­лу, он об­на­ру­жил, что япон­ская об­щи­на, жи­ву­щая замк­ну­той жиз­нью внут­ри сво­его эт­ни­че­ско­го гет­то, име­ла са­мый низ­кий уро­вень пре­ступ­но­сти. Там, где япон­цы жи­ли и ра­бо­та­ли сме­шав­шись с ос­нов­ным на­се­ле­ни­ем, уро­вень пре­сту­п­ле­ний был наи­бо­лее вы­сок.

На­чи­ная с се­ре­ди­ны 19-го ве­ка по се­го­дняш­ний день Аме­ри­ка аб­сор­би­ро­ва­ла десятки мил­лио­нов им­ми­гран­тов. Наи­бо­лее ус­пеш­ны­ми сре­ди них бы­ли те эт­ни­че­ские груп­пы, ко­то­рые бы­ли спо­соб­ны соз­да­вать свои ор­га­ни­за­ции, про­фес­сио­наль­ные сою­зы, сою­зы биз­нес­ме­нов и ма­фи­оз­ные "се­мьи".

Ма­фи­оз­ные груп­пы, италь­ян­цы, ир­ланд­цы, ев­реи, а позд­нее вьет­нам­ская, ки­тай­ская, до­ми­ни­кан­ская и мек­си­кан­ская ма­фии от­ли­ча­лись от всех дру­гих, ле­галь­ных объ­е­ди­не­ний им­ми­гран­тов тем, что да­ва­ли им­ми­гран­там зна­чи­тель­но боль­шие воз­мож­но­сти для эко­но­ми­че­ско­го рос­та.

Им­ми­гран­ты, яв­ля­ясь объ­ек­том бес­по­щад­ной экс­плуа­та­ции, субъ­ек­том не­до­ве­рия и уни­же­ний со сто­ро­ны ко­рен­ных жи­те­лей стра­ны, ви­де­ли в аме­ри­кан­ских за­ко­нах, ле­га­ли­зую­щих на­ру­ше­ние их гра­ж­дан­ских прав, сво­его вра­га, а в ма­фии за­щит­ни­ка. Им­ми­гран­ты пред­по­чи­та­ли тре­тей­ский суд кре­ст­ных от­цов, godfathers, офи­ци­аль­но­му аме­ри­кан­ско­му су­ду.

Ма­фия, вме­сто без­душ­но­го и час­то при­стра­ст­но­го к им­ми­гран­там аме­ри­кан­ско­го су­да и по­ли­ции, пред­ла­га­ла "се­мей­ный под­ход". Ма­фия рас­пре­де­ля­ла ра­бо­чие мес­та, и в, не­ко­то­рых слу­ча­ях, ор­га­ни­зо­вы­ва­ла по­мощь боль­ным и бед­ным, соз­да­ва­я, та­ким об­ра­зом, мас­со­вую под­держ­ку в сво­их им­ми­грант­ских гет­то. Так­же, как это де­ла­ют круп­ные кор­по­ра­ции, жерт­вуя ог­ром­ные сум­мы на бла­го­тво­ри­тель­ные це­ли. Любой биз­нес ну­ж­да­ет­ся в об­ще­ст­вен­ном пре­сти­же.

Им­ми­грант, в оди­ноч­ку, был ли­шен воз­мож­но­сти ис­поль­зо­вать пре­иму­ще­ст­ва аме­ри­кан­ской де­мо­кра­тии, лич­ную сво­бо­ду, вы­со­кую со­ци­аль­ную мо­биль­ность и ог­ра­ни­чен­ность го­­с­у­д­ар­­ст­­в­енного конт­ро­ля.

Ма­фия же мог­ла эф­фек­тив­но поль­зо­вать­ся пре­иму­ще­ст­ва­ми сво­бод­но­го рын­ка и гра­ж­дан­ских сво­бод, по­то­му что об­ла­да­ла си­лой и влия­ни­ем, она бы­ла ор­га­ни­за­ци­ей, в чьих ру­ках ска­п­ли­ва­лись ог­ром­ные де­неж­ные сред­ст­ва, са­мый мощ­ный ин­ст­ру­мент биз­не­са и по­ли­ти­ки. Ле­галь­ные же ор­га­ни­за­ции им­ми­гран­тов, как пра­ви­ло, бы­ли ма­ло­эф­фек­тив­ны, они су­ще­ст­во­ва­ли на ми­зер­ные сум­мы в ви­де член­ских взно­сов.

Для им­ми­грант­ских ма­фий об­раз­ца­ми ве­де­ния биз­не­са бы­ли круп­ные кор­по­ра­ции, ис­поль­зуя те же ор­га­ни­за­ци­он­ные прие­мы в ак­ку­му­ля­ции бо­гат­ст­ва, они соз­да­ва­ли влия­тель­ные пре­ступ­ные син­ди­ка­ты с до­хо­дом в сот­ни мил­лио­нов дол­ла­ров.
Фильм "Кре­ст­ный Отец" по­­к­а­­зы­ва­л италь­ян­ские се­мьи бе­жав­шие из сво­ей стра­ны от на­си­лия, кор­руп­ции и экс­плуа­та­ции.

У них, в сво­ей стра­не, не бы­ло воз­мож­но­стей под­нять­ся с со­ци­аль­но­го дна, так как не­под­виж­ная со­ци­аль­ная струк­ту­ра Ита­лии 19-го ве­ка за­кре­п­ля­ла все при­ви­ле­гии за клас­сом ленд­лор­дов, вклю­чая и си­ци­лий­скую ма­фию, за­щи­щав­шую ин­те­ре­сы круп­ных зем­ле­вла­дель­цев.

В но­вой стра­не, не­смот­ря на то, что им­ми­гран­ты по­па­да­ют на то же со­ци­аль­ное дно, у них, тем не ме­нее, есть шан­сы вос­поль­зо­вать­ся воз­мож­но­стя­ми сво­бо­ды ин­ди­ви­ду­аль­но­го пред­при­ни­ма­тель­ст­ва и наи­бо­лее энер­гич­ные, ам­би­ци­оз­ные и спо­соб­ные ид­ти на риск вы­би­ра­ют пре­ступ­ные фор­мы биз­не­са, по­то­му что они пре­дос­тав­ля­ют са­мый ко­рот­кий путь к эко­но­ми­че­ско­му ус­пе­ху.

В сред­не­ве­ко­вье низ­шие клас­сы ви­де­ли в раз­бой­ни­ках, как, на­при­мер, в Ро­бин Гу­де, си­лу в ка­кой-то сте­пе­ни вос­ста­нав­ли­ваю­щую со­ци­аль­ную спра­вед­ли­вость. Мафия во­все не рас­смат­ри­ва­ет се­бя как ор­га­ни­за­цию бор­цов за спра­вед­ли­вость. Так­же, как и дру­гие де­ло­вые кор­по­ра­ции, мафиозные группировки уча­ст­ву­ют в кон­ку­рент­ной борь­бе, азарт­ной и час­то опас­ной иг­ре с вы­со­ки­ми став­ка­ми. В борь­бе за ус­пех, за Аме­ри­кан­скую Меч­ту.

До по­яв­ле­ния филь­ма "Кре­ст­ный Отец" ган­г­стер­ские филь­мы бы­ли един­ст­вен­ным жан­ром в ко­то­ром до­пус­ка­лось от­сут­ст­вие хэп­пи-эн­да. Ган­г­стер в кон­це филь­ма по­ги­бал. В этом бы­ла ди­дак­ти­ка филь­ма, нель­зя до­бить­ся ус­пе­ха вне ле­га­ли­зо­ван­ных ка­на­лов. Прав­да, са­ма жизнь не под­твер­жда­ла эту ис­ти­ну.

Ог­ром­ный эко­но­ми­че­ский ус­пех итальянской ма­фии во вре­мя Су­хо­го за­ко­на при­нес ей не­бы­ва­лый ра­нее пре­стиж. Су­хой За­кон пре­вра­тил шай­ки ган­г­сте­ров, до­бы­вав­ших сред­ст­ва су­ще­ст­во­ва­ния мел­ким гра­бе­жом, шан­та­жом и вы­мо­га­тель­ст­вом, в ме­нед­же­ров ог­ром­но­го биз­не­са. С вве­де­ни­ем Сухого за­ко­на, вся ин­ду­ст­рия про­из­вод­ст­ва ал­ко­голь­ных на­пит­ков пе­ре­стала су­ще­ст­во­вать, но спрос не толь­ко не ис­чез, он уве­ли­чил­ся.

Бур­ные Два­дца­тые го­ды бы­ли вре­ме­нем пре­ус­пея­ния для боль­шой части на­се­ле­ния, и спрос на все ви­ды уве­се­ле­ний рез­ко под­нял­ся. Для то­го что­бы от­ве­тить на за­про­с пуб­ли­ки не­об­хо­ди­мо бы­ло за­но­во, с ну­ля, соз­дать ви­но-во­доч­ную ин­ду­ст­рию. Для это­го нуж­на бы­ла ог­ром­ная ар­мия ра­бо­чей си­лы, обо­ру­до­ва­ние, транс­порт по доставке товара, сис­те­ма про­даж, под­держ­ка биз­не­са по­ли­цей­ским ап­па­ра­том, и, ра­зу­ме­ет­ся, ох­ра­на всей ин­фра­струк­ту­ры. На тер­ри­то­рии всей стра­ны в ох­ра­не уча­ст­во­ва­ло при­бли­зи­тель­но око­ло де­ся­ти ты­сяч "сол­дат" Ма­фии, и 2,5 мил­лио­на ра­бот­ни­ков в про­из­вод­ст­ве, транс­пор­ти­ров­ке и про­да­жах.

По­сле от­ме­ны Су­хо­го За­ко­на Ма­фия ста­ла ин­ве­сти­ро­вать на­ко­п­лен­ные ка­пи­та­лы в кон­троль ле­галь­ных сфер ин­ду­ст­рии, пе­ре­воз­ки, строи­тель­ст­во, убор­ку му­со­ра, а в по­сле­во­ен­ное вре­мя и ­л­­е­­­­га­­ли­­зов­анных азарт­ных игр. Спо­соб­ность ган­г­стер­ских со­об­ществ соз­да­вать слож­ные ор­­­­г­­а­­­н­и­­­з­ац­ионные струк­ту­ры биз­­­­н­еса, на­хо­дить в нем но­вые пу­ти, и му­же­ст­во в ус­ло­ви­ях уг­ро­зы тю­рем­но­го сро­ка или убий­ст­ва кон­ку­рен­та­ми, не мо­жет не вы­зы­вать ува­же­ния у аме­ри­кан­ца, вос­пи­тан­но­го на идее - "Де­ло, биз­нес пре­ж­де все­го".

Ма­фио­зо ок­ру­жен ро­ман­ти­че­ским оре­о­лом, он, не­смот­ря на опас­ность, на­ру­ша­ет за­кон что­бы до­бить­ся то­го же че­го хо­тят все за­ко­но­пос­луш­ные гра­ж­да­не стра­ны, ус­пе­ха. А ус­пех и бла­го­по­лу­чие се­мьи и есть фун­да­мен­таль­ные прин­ци­пы аме­ри­кан­ской жиз­ни. Что не про­ща­ет­ся, по­ра­же­ние в борь­бе за ус­пех и пре­да­тель­ст­во ин­те­ре­сов се­мьи.

Италь­ян­ская ма­фия - это наи­бо­лее из­вест­ная часть ми­ра ор­га­ни­зо­ван­ной пре­ступ­но­сти, но ее чис­лен­ность, по оцен­ке ФБР, всего лишь несколько тысяч. Ко­ли­че­ст­во же ин­ди­ви­ду­аль­ных уго­лов­ных дел, хра­ня­щих­ся в ин­фор­ма­ци­он­ной ба­зе дан­ных Ми­ни­стер­ст­ва юс­ти­ции, со­став­ля­ет 50 мил­лио­нов. Боль­шая их часть свя­за­на с пре­сту­п­ле­ния­ми, ис­поль­зую­щи­ми на­си­лие, а на­си­лие бы­ло ши­ро­ко распространенным с мо­мен­та ос­но­ва­ния стра­ны. Как гла­сит ста­рый и веч­но но­вый ло­зунг, "Violence as American as the apple pie", на­си­лие та­кое же ти­пич­ное для Аме­ри­ки блю­до как яб­лоч­ный пи­рог.

Ис­то­ри­че­ски, аг­рес­сив­ность аме­ри­кан­ца след­ст­вие про­тес­тант­ской док­три­ны - идея борь­бы с при­ро­дой, вне и внут­ри че­ло­ве­ка. На прин­ци­пе борь­бы всех со все­ми по­строе­на вся эко­но­ми­че­ская ци­ви­ли­за­ция, а ши­ро­кая пре­ступ­ность лишь след­ст­вие это­го прин­ци­па. Не­да­ром со­цио­лог Да­ни­ел Белл на­звал свою ра­бо­ту об ис­то­ках пре­ступ­но­сти в США "Crime is the American way of life", пре­ступ­ность это аме­ри­кан­ский об­раз жиз­ни.

Аме­ри­ку на­зы­ва­ют стра­ной не­ог­ра­ни­чен­ных воз­мож­но­стей "Land of unlimited opportu- nity", где "Sky is the limit", пре­дел толь­ко не­бе­са, и, по за­ме­ча­нию со­цио­ло­га Эми­ля Дурк­хай­ма, ес­ли воз­мож­но­сти бес­пре­дель­ны то и ог­ра­ни­че­ния, прак­ти­че­ские и мо­раль­ные, мо­гут быть пре­одо­ле­ны.

Спе­ци­фи­че­ское про­шлое Аме­ри­ки, где ци­ви­ли­за­ция соз­да­ва­лась в ус­ло­ви­ях пер­во­здан­ной при­ро­ды, сфор­ми­ро­ва­ло ха­рак­тер­ный под­ход к ре­ше­нию про­блем, ис­поль­зо­вал­ся са­мый ко­рот­кий и са­мый про­стой путь. В борь­бе с при­ро­дой мо­ра­лист не вы­жи­вал, мо­раль - ре­зуль­тат раз­ви­тия ци­ви­ли­за­ции и вне ци­ви­ли­за­ции не­при­ме­ни­ма.
По­сту­пок пра­ви­лен, ко­гда он ве­дет к вы­жи­ва­нию, и не­пра­ви­лен, ко­гда ста­вит жизнь под уг­ро­зу, на мо­раль­ные ре­ми­нис­цен­ции про­сто не бы­ло вре­ме­ни.

Аме­ри­ка соз­­д­а­­вала но­вый мир, но­вую ци­ви­ли­за­цию про­ти­во­стоя­щую при­ро­де в сво­ем ма­те­ри­аль­ном во­пло­ще­нии и, в то же вре­мя, воз­­вр­а­­щала че­ло­ве­че­ское об­ще­ст­во к тем фор­мам жизни, ко­то­рые су­ще­ст­­вуют в при­ро­де, борь­бе за вы­жи­ва­ние, в ко­то­рой по­бе­ж­да­ет силь­ней­ший, поэтому пре­сту­п­ле­ние, как ин­ст­ру­мент выживания, ста­ло ор­га­ни­че­ской чер­той но­во­го об­ще­ст­ва.

Ген­ри То­ро: "Вы­ну­ж­ден­ный опи­рать­ся толь­ко на се­бя, аме­ри­ка­нец оп­ре­де­ля­ет свою сво­бо­ду, как не­за­ви­си­мость от за­ко­на и тра­ди­ций. Аме­ри­ка­нец при­ни­ма­ет за­кон ко­гда он на его сто­ро­не, и от­вер­га­ет, ес­ли он про­тив. Толь­ко он сам ре­ша­ет, что спра­вед­ли­во и что нет." Ос­тав­шись один на один с при­ро­дой и об­ще­ст­вом аме­ри­ка­нец счи­тал впол­не спра­вед­ли­вым ис­поль­зо­вать лю­бые сред­ст­ва и пре­ж­де все­го на­си­лие.

В ро­ма­не "Мар­­ти­н Чел­­зви­к" Дик­кенс опи­сы­ва­ет, по его оп­ре­де­ле­нию, ти­пич­но­го аме­ри­кан­ца этой эпо­хи, Ган­ни­ба­ла Чол­ло­па: "Сей дос­то­поч­тен­ный джент­ль­мен но­сит в кар­ма­нах сво­его сюр­ту­ка не­сколь­ко ре­воль­ве­ров, на поя­се ог­ром­ный нож, ко­то­рый он лас­ко­во на­зы­ва­ет "По­тро­ши­тель", а свою саб­лю, не ме­нее неж­но, "Ще­ко­тун". Он сла­вит­ся сво­ей га­лант­но­стью. Oдин из эпи­зо­дов ее про­яв­ле­ния опи­сы­ва­ли ме­ст­ные га­зе­ты ко­гда мис­тер Чол­лоп, с при­су­щим ему изя­ще­ст­вом, саб­лей про­ткнул глаз сво­ему оп­по­нен­ту."

Борь­ба за бо­гат­ст­ва при­об­ре­ла еще боль­ший на­кал в пе­рио­д ос­вое­ния Ди­ко­го За­па­да, где были построены но­вые же­лез­ные до­ро­ги, свя­зав­шие вос­точ­ное по­бе­ре­жье с за­пад­ным. Богатейшие земли западных штатов приносили огромные доходы фермерам, скотоводам и владельцам железных дорог. Железнодорожные магнаты физически устраняли своих конкурентов, ков­бои-ско­то­во­ды и фер­ме­ры уби­ва­ли друг дру­га за зем­лю, во­ду, руд­ни­ки. "The gospel of money was a gospel of violence", мо­лит­ва о день­гах была мо­лит­вой на­си­лия, писал Алексис Токвиль об атмосфере жестокости в процессе освоения нового континента.

В филь­ме "Ones upon a time in the West", Од­на­ж­ды на Далеком За­па­де, бан­да ма­ро­де­ров, гра­бя­щих по­сел­ки на но­вых тер­ри­то­ри­ях, на­чи­на­ет стро­ить же­лез­ную до­ро­гу. До­ро­га мо­жет при­нес­ти им не слу­чай­ную и дос­та­точ­но мел­кую до­бы­чу, до­ро­га мо­жет сде­лать ка­ж­до­го из них мил­лио­не­ром и рес­пек­та­бель­ным джент­ль­ме­ном.
Они не толь­ко уби­ва­ют кон­ку­рен­тов, за­хва­ты­вая те уча­ст­ки по ко­то­рым долж­на прой­ти бу­ду­щая же­лез­ная до­ро­га. Не хватает рабочих рук, и они сами, за­су­чив ру­ка­ва, на­чи­на­ют стро­ить до­ро­гу в по­те ли­ца.

В бу­ду­щем, эта ра­зу­да­лая и бес­кон­троль­ная воль­ни­ца в гряз­ных от­репь­ях пре­вра­тит­ся в рес­пек­та­бель­ных джент­ль­ме­нов в бе­ло­снеж­ных, на­крах­ма­лен­ных ру­баш­ках и фра­ках от мод­ных порт­ных.

Пре­вра­ще­ние бан­ди­тов в ме­нед­же­ров кор­по­ра­ций про­ис­хо­ди­ло и в пост­со­вет­ской Рос­сии, и за­ня­ло не не­сколь­ко де­ся­ти­ле­тий, как в США, а все­го лишь не­сколь­ко лет. Пси­хо­ло­гия и эти­че­ские нор­мы но­вых хо­зя­ев жиз­ни со­от­вет­ст­во­ва­ли прак­ти­ке "пер­во­на­чаль­но­го на­ко­п­ле­ния ка­пи­та­ла". Пе­ре­ход из во­ров­ской ма­ли­ны в рес­пек­та­бель­ный офис по­тре­бо­вал не толь­ко сме­ны ко­­­­ж­а­но­й курт­ки на кос­­­тю­м от Кар­де­на, сме­нил­ся так­же прин­цип ве­де­ния дел, от дел "мок­рых", к "су­хой" бю­ро­кра­ти­че­ской про­це­ду­ре, слож­ной сис­те­ме об­ма­на и ма­ни­пу­ля­ций. Уголовник в 90-е го­ды пре­вра­тил­ся из па­рии со­вет­ско­го вре­ме­ни в ге­роя но­вой жиз­ни.
  
В рос­сий­ском пан­те­о­не ге­ро­ев пре­ступ­ник на­чи­на­ет за­ни­мать то же ме­сто, ко­то­рое он имел в Аме­ри­ке с начала ин­ду­ст­ри­аль­ной ре­во­лю­ции, где он тра­ди­ци­он­но был бо­лее по­пу­ляр­ной фи­гу­рой не­же­ли го­су­дар­ст­вен­ные дея­те­ли, биз­нес­ме­ны или лю­ди ис­кусств. Пре­ступ­ник во­пло­щал ин­ди­ви­ду­аль­ную сво­бо­ду и ста­но­ви­лся пред­ме­том мас­со­во­го куль­та. Во мно­гих рай­онах стра­ны мож­но най­ти му­зеи "За­лы сла­вы вы­даю­щих­ся гра­би­те­лей".

Аме­ри­кан­ская пуб­ли­ка, в сво­ем боль­шин­ст­ве, не зна­ет ис­то­рии сво­ей стра­ны, не зна­ет имен боль­шин­ст­ва пре­зи­ден­тов, не го­во­ря уже о ми­ро­вой ис­то­рии, но та­кие име­на как Джес­си Джеймс, Бен­ни и Клайд, Прет­ти Бой Флойд, Ма Бэк­кер, Джон Дил­линд­жер, Ал Ка­по­нэ, Леп­ке-Бу­хал­тер, Багс Мо­ран, Баг­си Си­гель, эти име­на зна­ют все. Им по­свя­ще­ны ты­ся­чи книг и ис­сле­до­ва­ний, мно­го­том­ные тру­ды рас­ска­зы­ва­ют в под­роб­ней­ших де­та­лях об их жиз­ни, Гол­ли­вуд соз­дал сот­ни филь­мов о ве­ли­ких ган­г­сте­рах.

Бо­лее два­дца­ти бы­ли по­свя­ще­ны ле­ген­дар­но­му гра­би­те­лю, Бил­лю Ки­ду. По сви­де­тель­ст­ву тех, кто с ним встре­чал­ся это был ху­дой ко­ро­тыш­ка с по­ка­ты­ми, бабь­и­ми пле­ча­ми, гни­лы­ми зу­ба­ми и вы­гля­дел пол­ным де­ге­не­ра­том. Ка­ким он был в ре­аль­ной жиз­ни не име­ет осо­бо­го зна­че­ния. Бил­ли Кид, как и мно­гие дру­гие бан­ди­ты его вре­ме­ни, в на­ча­ле 20-го ве­ка, в гла­зах об­ще­ст­ва бы­ли сим­­­­­­­­­­в­олом, сим­­­­­­­­­­в­олом про­ти­во­стоя­ния ин­ди­ви­да но­во­му ин­ду­ст­ри­аль­но­му об­ще­ст­ву, где толь­ко при­над­леж­ность к ор­га­ни­за­ции, кар­те­лю, кор­по­ра­ции да­вала шан­сы на ус­пех.

Се­го­дня гра­би­те­ля-ин­ди­ви­дуа­ли­ста вы­тес­нил с пер­во­го мес­та дру­гой ге­рой, ме­нед­жер кор­по­ра­ции, ря­дом с ко­то­рым бан­дит-оди­ноч­ка вы­гля­дит ди­ле­тан­том.

Те­ле­ви­­з­и­­он­ная се­рия "Melrose Place" 90-х го­дов, од­на из са­мых ус­пеш­ных, по­ка­зы­ва­ла груп­пу мо­ло­дых про­фес­сио­на­лов, ме­нед­же­ров кор­по­ра­ции, поль­зую­щих­ся все­ми кри­ми­наль­ным сред­ст­ва­ми, об­ма­ном, вы­мо­га­тель­ст­вом, шан­та­жом и убий­ст­вом. Ге­рои не толь­ко внеш­не при­вле­ка­тель­ны, они обая­тель­ны в про­цес­се сво­их ма­ни­пу­ля­ций. Ус­пех это не толь­ко на­гра­да за са­мо­от­вер­жен­ный труд - это реа­ли­за­ция всех че­ло­ве­че­ских та­лан­тов.

То, что рань­ше мог­ло шо­ки­ро­вать зри­те­ля, как ска­жем, фра­за ге­роя Майк­ла Ду­гла­са в филь­ме "Wall Street", бир­же­во­го аген­та, не брез­гую­ще­го лю­бы­ми сред­ст­ва­ми, "greed is good", жад­ность пре­крас­на, жад­ность дви­га­ет эко­но­ми­ку стра­ны, се­го­дня ни­ко­го не мо­жет воз­му­тить.

Ге­рои се­го­дняш­не­го ки­не­ма­то­гра­фа пред­став­лен­ные плея­дой ак­те­ров, таких как Майкл Ду­глас, Джон Мал­ко­вич, Вес­ли Снайпс, Джеймс Спай­дер не вхо­дят в кон­фликт с об­ще­ст­вом, не ис­пы­ты­ва­ют ни­ка­ких нрав­ст­вен­ных тер­за­ний по по­во­ду амо­ра­лиз­ма сис­те­мы, они про­сто поль­зу­ют­ся те­ми воз­мож­но­стя­ми ко­то­рое об­ще­ст­во пре­дос­тав­ля­ет.

Идеа­лы молодежного протеста 60-х го­дов, вы­со­кая мо­раль, от­вет­ст­вен­ность пе­ред об­ще­ст­вом, пра­во на лич­ную сво­бо­ду, по­те­ря­ли свою при­вле­ка­тель­ность, ут­ра­ти­ли свой со­ци­аль­ный и мо­раль­ный па­фос.

Се­го­дняш­няя прес­са сле­дую­щим об­ра­зом оце­ни­ла фильм шес­ти­де­ся­тых, рас­ска­зы­ваю­щий о вла­дель­це не­за­ви­си­мой га­зе­ты, ко­то­рый, рис­куя сво­им бла­го­по­лу­чи­ем и, в ко­неч­ном сче­те жиз­нью, пы­та­ет­ся при­влечь к су­ду гла­ву ме­ст­ной ма­фии под­ку­пив­ше­го боль­шин­ст­во ме­ст­ных по­ли­ти­ка­нов и наводящий ужас на всех жителей городка - это ис­то­рия кон­флик­та ам­би­ций га­зет­чи­ка и ма­фио­зи. Мо­раль­ные ка­те­го­рии, борь­ба до­б­ра со злом, ста­ли вос­при­ни­мать­ся как ана­хро­низм.

Ки­не­ма­то­граф наи­бо­лее по­пу­ляр­ная часть мас­со­вой куль­ту­ры и, бо­лее чем дру­гие ее ви­ды, от­ра­жа­ет наи­бо­лее важ­ные для масс те­мы. В ка­ж­дой стра­не ки­но­ин­ду­ст­рия ори­ен­ти­ру­ет­ся на на­цио­наль­ные вку­сы и пред­поч­те­ния. Во фран­цуз­ском ки­но цен­траль­ная те­ма лю­бовь и секс, в ин­дий­ском сен­ти­мен­таль­ные мыль­ные опе­ры, в италь­ян­ском по­ли­ти­че­ские и об­ще­ст­вен­ные про­бле­мы, в аме­ри­кан­ском крайм. Бо­лее 80% филь­мов аме­ри­кан­ско­го ки­но пред­став­ля­ют все ви­ды и фор­мы пре­сту­п­ле­ний.
Мас­со­вая куль­ту­ра, ра­зу­ме­ет­ся не го­во­рит о со­ци­аль­ных при­чи­нах пре­сту­п­ности, она про­да­ет то­вар, на ко­то­рый су­ще­ст­ву­ет ог­ром­ный спрос. Это по­ка­за­тель то­го, что тен­ден­ция на­хо­дить са­мые ко­рот­кие пу­ти к ус­пе­ху ши­ро­ко рас­про­стра­не­на в об­ще­ст­ве.

Бо­лее двух мил­лио­нов за­клю­чен­ных в аме­ри­кан­ских тюрь­мах - это не­удач­ни­ки, те, кто не­спо­со­бен к ма­ни­пу­ля­ции дру­ги­ми и об­ма­ну внут­ри ра­мок за­ко­на, тем же кто обладает этим талантом сис­те­ма пре­дос­тав­ля­ет ог­ром­ное ко­ли­че­ст­во воз­мож­но­стей. Это твор­че­ская ба­за для са­мо­вы­ра­же­ния, про­яв­ле­ния ин­ди­ви­ду­аль­но­го та­лан­та в игре, возможность са­мо­ут­вер­ждения в де­ло­во­м про­цес­се.

Победители в деловой игре это наи­бо­лее энер­гич­ные, наи­бо­лее гиб­кие, спо­соб­ные пе­ре­сту­пать все гра­ни­цы, пре­одо­ле­вать все барь­е­ры стоя­щие на их пу­ти. Они и дви­га­ют эко­но­ми­ку, уве­ли­чи­вая ко­эф­фи­ци­ент ее по­лез­но­го дей­ст­вия в це­лом, во всей стра­не.

Ав­то­ме­ха­ник оп­ре­де­лит вла­дель­цу ма­ши­ны, вра­чу, не­су­ще­ст­вую­щую про­бле­му в мо­то­ре, ко­то­рая при­не­сет ему наи­боль­шую при­быль. Врач на­зна­чит па­ци­ен­ту, ав­то­ме­ха­ни­ку, тот на­бор не­нуж­ных па­ци­ен­ту тес­тов, ко­то­рый уве­ли­чит его до­ход.

Про­да­вец стра­хо­во­го по­ли­са на­вя­жет кли­ен­ту, ав­то­ме­ха­ни­ку, стра­хов­ку, ко­то­рая ни­че­го не по­кры­ва­ет. А во­до­про­вод­чик, за ми­ни­маль­ную ра­бо­ту в до­ме стра­хо­во­го аген­та, сде­рет с не­го три шку­ры.

Кон­ку­рент­ная борь­ба в сво­бод­ной эко­но­ми­ке сфор­ми­ро­ва­ла аме­ри­кан­ский на­цио­наль­ный ха­рак­тер, та­кие его ка­че­ст­ва как уме­ние ге­не­ри­ро­вать но­вые идеи, но­вые ме­то­ды, спо­соб­ность к пре­одо­ле­нию ус­та­рев­ших норм, сме­лость в на­ру­ше­нии об­ще­при­ня­тых за­пре­тов, пре­одо­ле­ние всех фи­зи­че­ских и прак­ти­че­ских гра­ниц, по­иск но­вых не­из­ве­дан­ных пу­тей, сме­лость пер­во­от­кры­ва­те­ля.

Эти же ка­че­ст­ва на­цио­наль­но­го ха­рак­те­ра соз­да­ли ат­мо­сфе­ру жиз­ни, в ко­то­рой на­ру­ше­ние юри­ди­че­ских и мо­раль­ных норм ста­ло на­столь­ко ши­ро­ко рас­про­стра­нен­ным, что об­ман и ма­ни­пу­ля­ция пе­ре­ста­ли по­ни­мать­ся как пре­ступ­ность. Это од­на из форм ве­де­ния биз­не­са, лю­бо­го биз­не­са.

В кон­ку­рент­ной борь­бе цен­ность че­ло­ве­ка оп­ре­де­ля­ет­ся не его доб­ро­де­те­ля­ми, со­блю­де­ни­ем нрав­ст­вен­ных норм или его вкладом в общественное благополучие, а его личным ус­пе­хом, ка­ким бы пу­тем он ни был дос­тиг­нут.

"Пре­ступ­ность в на­шей стра­не име­ет функ­цио­наль­ную роль, и рас­смат­ри­ва­ет­ся об­ще­ст­вом не как ан­ти­об­ще­ст­вен­ный акт, а как биз­нес дру­гим пу­тем." Да­ни­ел Белл, ве­ду­щий аме­ри­кан­ский со­цио­лог 60-х - 70-х го­дов про­шло­го ве­ка.

Berbix

17-06-2014 21:18:14

Самые большие преступления - это образования государств, институтов власти, узаконивание права собственности, изобретение неадекватных правовых принципов, и конструирование на этом лживого законодательства, в котором между строк разрешаются все описанные автором преступления. А всё остальное - так, мелочи, надводная часть айсберга, которая не может не выступать над водой, пока её подпирает подводная.