Кропоткин и Штирнер: современность как точка встречи полюсов

Матвей

11-08-2014 20:08:49

тема по мотивам обсуждения Штирнера в мистическом анархизме.
NestorLetov писал(а):Тут недавно прочитал один доклад о том, что у Кропоткина и Штирнера больше общих точек, чем кажется, так что такие пироги. Статью, вроде как, кандидат наук писал, так что есть все основания ознакомиться.

Шаркан писал(а):ну, выложи, посмеемся над кандидатом

http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=746&Itemid=52
если это то о чем я думаю, то его уже выкладывал здесь max99(или 88, запамятовал). его правда никто не прочел, включая макса. и думаю я, что для того чтоб продуктивно смеяться, стоит сначала ознакомиться с трудом обсуждаемым в потенциальном предмете осмеяния. а по результатам прошлых бесед на тему Штирнера на этом форуме, у меня сложилось впечатление, что большая часть спорщиков "единственного" не дочитала. с автором согласен не во всем, но под заключением "избирательный синтез ключевых моментов штирнерианства и кропоткианства представляется наиболее адекватным ответом на идеологические вызовы современности" готов подписаться.
Искренне надеюсь, что осмеяние будет проходить аргументировано, и с цитатами из первоисточников.

Сама идея о том что индивидуализм и коммунизм друг другу не противоречат не нова. Я уже приводил статьи о группе из Глазго, члены которой не видели неразрешимых противоречий между Штирнером и Кропоткиным.

Дилетант

12-08-2014 08:01:35

Очевидно,что не будь личности не было бы и общества,как и наоборот.Не знаком с трудами Штирнера.Хотя читал Кропоткина и не согласен со словами автора доклада "...если идеальный образ бытия в учении Кропоткина довести до некого гипотетического предела, то мы получим невнятную коллективность – пусть и искренне удовлетворенную, самостоятельную, нравственную, но без какого бы то ни было своеобразия ее членов." и "Еще одна причина кроется в провокационности его общественного идеала, который – если его также на модельном уровне довести до гротеска – обнаружит колоссальный пробел...".В чём автор увидел "пробел" и откуда взял отрицание в общественном идеале П.А. своеобразия личности?
Что касается организованного и законного террора, то он в действительности служит лишь для того, чтобы ковать цепи для народа. Он губит индивидуальную инициативу, которая и есть душа революции...
Кропоткин П.А.

"Личностная парадигма Штирнера восполняет отсутствие тематизации личности в учении Кропоткина, делая ее возможной без опасности прийти к обозначенным выше социалистическим крайностям безличностного мира коллектива. Социалистическая парадигма Кропоткина проблематизирует со-бытие личностей в обществе, вводя, тем самым, в концепцию Штирнера тот недостающий элемент, без которого она едва ли являлась бы целостной и функциональной." - мои благодарности Штирнеру за предотвращение опасности,иначе б Кропоткин со своими идеями о свободе личности из всего разнообразия индивидуальностей создал бы стадо. :hi_hi_hi:

Матвей

16-08-2014 12:36:15

Дилетант писал(а):не согласен со словами автора доклада "...если идеальный образ бытия в учении Кропоткина довести до некого гипотетического предела, то мы получим невнятную коллективность – пусть и искренне удовлетворенную, самостоятельную, нравственную, но без какого бы то ни было своеобразия ее членов."
и "Еще одна причина кроется в провокационности его общественного идеала, который – если его также на модельном уровне довести до гротеска – обнаружит колоссальный пробел...".В чём автор увидел "пробел" и откуда взял отрицание в общественном идеале П.А. своеобразия личности?

жаль, автор вряд ли ответит.
Кропоткин пишет о личности, но эта тема не является для него центральной и чаще всего о личности он говорит для того чтобы подчеркнуть гораздо более важную для него мысль, о том что взаимопомощь естественна для животных и является частью "природы человека". например в "нравственных началах"
Что бы человек ни делал, он всегда либо ищет удовлетворения своих желаний, либо старается избегнуть чего-нибудь неприятного.
Дальше он возводит над человеческой личностью нравственный инстинкт, свойственный всем живым существам(будь он действительно так силен в человеке, то современное состояние общества можно было бы объяснить лишь кознями дьявола). И его стремление к освобождению личности обоснованы тем, что общественный инстинкт не допустит антисоциальных проявлений личности:
Нам не страшно сказать: «Делай что хочешь, делай как хочешь», потому что мы уверены, что громадная масса людей, по мере того как они будут развиваться и освобождаться от старых пут, будет поступать так, как лучше будет для общества; все равно, как мы заранее уверены, что ребенок будет ходить на двух ногах, а не на четвереньках, потому что он принадлежит к породе, называемой человеком.


Могу предположить, что в этой предопределенности личности общественным инстинктом Рахманинова и увидела этот пробел.

Дилетант

16-08-2014 13:30:36

viewtopic.php?f=48&t=28939
Ох уж эти опасения.
Могу предположить, что в этой предопределенности личности общественным инстинктом Рахманинова и увидела этот пробел.

Пусть прочитает.Там про это,про роль личности в политическом,П.А. чётко определил тенденцию тематизации личности в своей парадигме и она вполне резонирует с тезисом "Личное - это политическое".
http://aitrus.info/node/190

DX73

30-08-2014 04:53:27

О чем спор?
Кропоткин и Штирнер - антиподы...
Кропоткин - коллективист...
Штирнер - индивидуалист...
Какая может быть "точка встречи полюсов"?... :sh_ok:

Матвей писал(а):избирательный синтез ключевых моментов штирнерианства и кропоткианства

Да, очень бы хотелось узнать, а что же это за "ключевые моменты" штирнерианства и кропоткинианства, а самое главное, как можно впихнуть невпихуемое, то есть, какой может быть "избирательный синтез ключевых моментов" коллективизма и индивидуализма? :sh_ok:

со всеми и ни с кем

30-08-2014 06:33:40

а я не удивлюсь , если какая-то светлая голова и найдет точки пересечения, эти самые полюса.

Дмитрий Донецкий

30-08-2014 07:50:08

DX73 писал(а):Кропоткин и Штирнер - антиподы...Кропоткин - коллективист... Штирнер - индивидуалист...Какая может быть "точка встречи полюсов"?...


Взаимодополняемость. Без каждого из них анархизм не полный, убыточный.

Матвей

30-08-2014 11:56:11

DX73 писал(а):Кропоткин - коллективист...
Штирнер - индивидуалист...

на текущем уровне развития "антиколлективизм", как отказ от согласованного взаимодействия с другими личностями, антииндивидуалистичен(т.к. идет во вред индивиду). Штирнер это замечал:
Что же касается конкуренции, то она потому только сохраняется, что люди не берутся за нужное всем дело и не приходят между собой к соглашению относительно него. Хлеб, например, потребность всех жителей города; поэтому они легко могли бы прийти к соглашению и открыть общественную пекарню. Вместо этого они предоставляют поставку хлеба конкурирующим между собой пекарям. Так точно и поставку мяса предоставляют мясникам, вина – виноторговцам и т. д..
Уничтожить конкуренцию не значит восстановить цеховой строй. Разница следующая: в цехах печение хлеба и т. д. – дело членов цеха; в конкуренции же – это дело какого угодно количества конкурентов-соперников; а в союзе это дело тех, кому нужен печеный хлеб, следовательно, это мое, твое дело и не дело цехового пекаря или пекаря концессионера, а дело всех соединившихся в ассоциацию.


что же до общего между Кропоткиным и Штирнером:
Штирнер писал(а):С конкуренцией связано намерение делать что-нибудь не как можно лучше, а как можно доходнее. Поэтому обучаются наукам ради карьеры («ради хлеба»), изучают искусство подхалимства и лизоблюдства, рутины и «деловитости» и делают все «для вида». Кажется, что все дело в «добросовестном исполнении», а на самом деле главное – как можно больше нажиться. С виду все ради самого дела, а в действительности же ради барыша, который оно принесет. Вовсе не хочется быть цензором, но это нужно для карьеры; мы хотели бы судить и управлять на административном посту по чистейшей совести и убеждению, но боимся перемещения или даже отрешения от должности, а прежде всего надо жить.
Таким образом, вся жизнь – борьба за существование, и в зависимости от ступени общественного положения – за большее или меньшее «благосостояние».
И в то же время для большинства все их труды и заботы приносят только «горькую судьбу» и «горькую нужду». Отсю­да – неумолимая ожесточенность в борьбе. Неутомимое стя­жательство не дает передохнуть и спокойно наслаждаться, и мы не рады тому, чем обладаем.
Организация труда касается, однако, только таких забот, которые могут быть выполнены для нас другими, например, убоя скота, обработки земли и т. д.; остальное остается эгоистичным, ибо никто, например, не может изготовить за тебя твои музыкальные композиции, никто не может написать твои картины; работ Рафаэля никто не может выполнить. Такого рода работы – дело единственного, которое может быть испол­нено только этим единственным, в то время как те заслуживают названия «человеческих», ибо собственного там очень мало и «всякий» может научиться выполнять их.
........
Поэтому необходимо, чтобы мы соединились для выполне­ния человеческой работы, иначе она, как при господстве конкуренции, отнимет у нас все наше время и все силы. В этом отношении может быть польза от коммунизма.
........
Для кого, однако, нужно выиграть время? Для чего нужно человеку больше времени, чем требуется для восстановления затраченной рабочей силы? На это коммунизм ничего не отвечает.
Для чего? Для того, чтобы человек, исполнив все свое как человек, мог насладится собой как единственным!

Кропоткин писал(а):Полное развитие личности и ее личных особенностей может иметь место — по справедливому замечанию одного из наших товарищей — только тогда, когда первые, главные потребности человека в пище и жилье удовлетворены, когда его борьба за жизнь, против сил природы, упростилась, когда его время не поглощено тысячами мелких забот о поддержании своего существования. Тогда только ум, художественный вкус, изобретательность и вообще все способности человека могут развиваться свободно.

собственно, Кропоткин дает ответ на тот вопрос, на который коммунисты современники Штирнера не ответили. И ответ в общем-то созвучен с ответом данным Штирнером.

для меня одной из ключевых мыслей Штирнера является отказ от служения внешним, навязанным, и стоящим над личностью идеям и ценностям будь то патриотизм, семья, мораль. мысль о том что идеи должны служить единственному а не подчинять его себе.
Кропоткин же представляет, гораздо более проработанную чем у Штирнера, модель совместного общежития, которая открывает широкие возможности для реализации личности.

NT2

30-08-2014 13:32:25

Т.е. опять же получается, что Кропоткин шагнул дальше. Тогда зачем цепляться за Штирнера?

КондратБулавин

31-08-2014 11:21:03

NT2 писал(а):Т.е. опять же получается, что Кропоткин шагнул дальше. Тогда зачем цепляться за Штирнера?

Лаконично и точно в цель. :bra_vo: