Толстой, Лев Николаевич и Анархия

smoukvk

10-09-2014 22:46:08

Изображение


Перечитав немного литературы про изучения Анархии, таких людей как Кропоткин, Прудон,Гудман и другие, там еще фигурировало фамилия Льва Николаевича Толстого. И у нас с товарищем возник спор. Я ему доказываю что Толстой был одним из тех людей, которые с годами понимали что государство и церковь не несут того смысла на самом деле, который должны нести. И что по сути, это все бред сивой кобылы. Своими умозаключениями он отрекался от церкви и государства, что фигурально выражало действия его анархических наклонностей. Учитывая то что нигде официально не употреблялся слоган что Толстой Анархист (по крайней мере я не нашел), но его учения как бы на это намекали.


Так вот, возможно тут есть знающие люди, по больше моего, которые смогут мне предоставить подлинные факты что я прав, или же опровергнуть все то что я сказал)

Семен

11-09-2014 16:52:38

Ну да а Стенька Разин и Пугачев коммунисты революционеры.

Дубовик

11-09-2014 17:13:52

Толстой не называл себя анархистом, поскольку в его понимании анархисты - это те, кто стремится уничтожить государство насильственным путем. Сам же Толстой считал государство и вообще всякую власть над людьми абсолютным и ничем не оправданным злом, но при этом был пацифистом.
Прямая цитата из работы Льва Николаевича "Суеверие государства": "Анархисты правы во всем, кроме одного - государство нельзя уничтожить насилием".
Ученики Толстого (наиболее известные из них: Чертков, Бирюков, Горбунов-Посадов) были более последовательны и прямо называли себя "христианскими анархистами". Однако непосредственное сотрудничество между ними и сторонниками революционного анархизма началось только после октября 1917 года.

Отношения между Толстым и церковью непрерывно ухудшались с 1880-х годов. Толстой все больше расходился с церковью и с ее учением, а церковь вводила запреты на его книги. Ситуация завершилась отлучением Толстого от церкви в начале 1900-х, причем сам он и тогда, и позже говорил, что это он сам отрекся от церкви, с которой у него не осталось ничего общего.
Кстати, лет 15 назад московская патриархия подтвердила, что отлучение Толстого остается в силе и никто его снимать не будет.

Человеку с черно-желтой аватаркой лучше бы сначала ознакомиться с вопросом, а потом высказывать свое авторитетнейшее мнение.

smoukvk

11-09-2014 18:11:18

Если он сам себя не называл анархистом, то и считать его таковым не стоит?
В книге Пола Эльбахера "Суть Анархизма" он изучает как считали различные деятели в разный период, и что они считали Анархией. В этой же книге он изучает и как думал и как считал Толстой.

По этому никак и не могу понять, стоит его относить к анархистам, или же нет)

NT2

11-09-2014 18:22:53

Для того, чтобы считать кого-то анархистом, нужна ясность не столько против чего данный человек, а ЗА ЧТО. Именно это "за" определяет, хотя подробности "против" могут снизить основное. Например анархист, который против революции, не шибко полезен самому движению, несмотря на свой уровень и личные качества. Или "анархист" который на теории анархист, а в жизни принципы анархизма его никак не касаются, никак на его поступки не влияют, значит перед нами типичная анархиствующая сволочь.
И уж лучше т.наз. "бесполезный" анархист, чем дрянь с закосом под анархиста.

Дубовик

11-09-2014 19:40:35

Шаркан, то что ты сейчас сказал про отношение к революции, указывает не ЗА ЧТО человек, а КАК он хочет своего ЧЕГО-ТО добиться. Проще говоря: ЗА ЧТО - тут Кропоткин с Толстым окажутся вполне едины и солидарны против, например, "анархо-капиталистов".

Семен

11-09-2014 19:44:30

:du_ma_et:

NT2

12-09-2014 06:46:41

Дубовик, я пост в два приема писал по неволе, воти получился нелогичный разрыв про ЗА, ПРОТИВ и КАК. Конечно, КАК довольно важно, не менее всего прочего.
Так что спасибо за корекцию!

noname

12-09-2014 19:11:30

NT2 писал(а):Например анархист, который против революции, не шибко полезен самому движению, несмотря на свой уровень и личные качества. .

например, "анархист" выступающий за революцию является типичным неофашистом или 8-) необольшевистом - навыбор, как приятнее будет

NT2

12-09-2014 21:23:44

Иди проспись, Ноунейм

IL1CH

12-09-2014 21:28:25

Надо понимать что Толстой был против церкви, но не против веры. И до последних дней оставался верующим человеком.
А отлучили его как раз за произведения, где он критиковал церковь

Дубовик

13-09-2014 04:06:59

Надо понимать, что Толстой фактически выработал собственную веру, которая уже ничего общего не имела с православной и любой другой современной христианской церковью. Учение Толстого отрицало все догматы и обряды церкви, начиная с представления о божественной (богочеловеческой сущности) Христа, который для Толстого был просто очень хорошим человеком, концепцию Троицы, представление о бессмертии души, учения о первородном грехе и т.д. и т.п.
Собственно, сущность учения христианской церкви - любой христианской церкви - изложена в т.н. Никейском Символе веры. Всё, что в нем утверждается, Толстой отрицал. Поэтому его и отлучили, что было вполне логично и справедливо даже в понимании самого Толстого.

Еще было бы хорошо, если бы церковь была последовательна и отлучила сегодня всех тех, кто тоже не признает ее Символа веры, ограничиваясь лишь двумя совсем не христианскими догматами" "что-то такое всё же есть" и "мы православные, потому что предки были православные". Но, к сожалению, церковь на это не может пойти, потому что если всех этих людей отлучить, в ней останется человек сто пятьдесят, и свечки покупать станет некому.

noname

13-09-2014 08:09:55

Дубовик писал(а):Надо понимать, что Толстой фактически выработал собственную веру, которая уже ничего общего не имела с православной и любой другой современной христианской церковью.

Можно назвать это учение "Церковный примитивизм", так как он возвращается собствено к церкви-собранию, к церковной общине, к церковному "роду" и "племени". Но конечно не следует впадать в метафизику - Толстой развивает духовную структуру христианства до высот выходящих за рамки, каменного (материального) храма.
Устанавливая приоритет духовного, религия Толстого входит в противоречие как с материальной церковью, так и с материальным государством. Буквально государство объявляется инструментом дьявола, хотя сам Толстой этого не говорит.

Дубовик

13-09-2014 09:01:40

Я вам больше скажу: Толстой вообще ничего не говорит ни о каком дьяволе, да и ни о какой церкви. Собственно и бог Толстого - это что-то весьма условное, отвлеченное и малопонятное, как дао у китайских философов. Я не знаю, что именно вы читали у Толстого, и откуда взяли, будто он хотел "вернуться" к какой-то "церкви-собранию, церкви-общине". Толстой как религиозный мыслитель считал важнейшей задачей человека - индивидуальный поиск "бога внутри себя", а для этого ничего похожего на церквовь, общины и проч. не требуется.
Ergo, нельзя назвать учение Толстого "церковным примитивизмом".

smoukvk

13-09-2014 10:16:55

Значит он не был Анархистом, даже учитывая то что считал мысли анархистов правильными, кроме того, что нужно все делать переворотом.
Но выходит странно, если человек как вы говорите должен не только думать как анархист, но и жить так же, то если эти все факторы учтены, и он не называет себя анархистом, то и в истории он не станет одним из тех кто был анархистом, несмотря на все его деяния.
Но Эльцбахер не зря же его изучает его выводы про суть государства, церкви. Значит даже если Толстой не называл себя анархистом, то его деяния в этой стороне немало значимы. По сути, называть себя анархистом или не называть это не столь важно, как сказал NT2:
[quote="NT2"Для того, чтобы считать кого-то анархистом, нужна ясность не столько против чего данный человек, а ЗА ЧТО[/quote]

Но все равно, учитывая наш спор с товарищем, остается непонятным кто прав, а кто нет.

Он был верующий, хоть и церковь его отлучила. Искал своего бога в своей душе. Но разве так не делают и Анархисты? Или они полностью отрекаются от того, что подобная сущность существует, и что в этом мире все могут рассчитывать только на себя.

Как первобытные люди. Они не во что не верили. Нашел еду, поел от пуза. и Жизнь прекрасна. Никаких заморочек с людьми, которые хотят быть выше остальных, и править. Все равны, хоть и у всех разные деятельности. Но это так, лирическое отступление было)

Дубовик

13-09-2014 12:34:03

smoukvk писал(а): Он был верующий, хоть и церковь его отлучила. Искал своего бога в своей душе. Но разве так не делают и Анархисты?

Нет.

Или они полностью отрекаются от того, что подобная сущность существует

Не все, но большинство.

и что в этом мире все могут рассчитывать только на себя.

Рассчитывать можно не только на себя. Но тем, кто не видит никаких причин верить в любого бога, рассчитывать на него было бы глупо.

Как первобытные люди. Они не во что не верили. Нашел еду, поел от пуза. и Жизнь прекрасна.

Нет.

Дмитрий Донецкий

13-09-2014 17:07:04

Не важно кто как себя называет.

Многие известные люди были анархистами в той или иной степени, а то и на все сто, но таковыми себя не считали. А иные даже и возмущались когда их причисляли к анархистам.

В то же время многие самопровозглашённые анархисты лучше бы себя так не именовали.

smoukvk

13-09-2014 18:27:38

Тогда скажите кто прав а кто нет.
Я за то что он был анархистом и безбожником. Товарищ за то что он таковым не был.

Семен

13-09-2014 18:49:51

лев николавич переврнулся.

Дубовик

13-09-2014 18:53:36

smoukvk писал(а):Тогда скажите кто прав а кто нет.
Я за то что он был анархистом и безбожником. Товарищ за то что он таковым не был.

Анархистом был, безбожником - нет.

Семен

13-09-2014 19:03:17

э батенька а как же официальная анафема? пардон отлучение от церкви. а насчет анархиста знаете как говорят без меня меня женили

Дубовик

14-09-2014 04:13:09

Семен писал(а):э батенька а как же официальная анафема? пардон отлучение от церкви.

Если я правильно вас понял, вы считаете, что отлучение от православной церкви равнозначно признанию безбожником? То есть все, кто не православные - безбожники?
Вы, главное, не говорите такого католикам, мусульманам, иудаистам, кришнаитам, ну и прочим верующим, которых, кстати, в десятки раз больше, чем православных.

а насчет анархиста знаете как говорят без меня меня женили

Если я вас правильно понял, вы считаете, что важнее всего то, как человек называется, а не чем он занимается. Не проблема, - пусть Толстой не был анархистом, т.е. противником государственной системы и власти над людьми. Просто при этом надо знать, что Толстой был противнком государственной системы и власти над людьми, а анархистом не был))

noname

14-09-2014 08:08:10

Дубовик писал(а): Я не знаю, что именно вы читали у Толстого, и откуда взяли, будто он хотел "вернуться" к какой-то "церкви-собранию, церкви-общине".

Из всех безбожных понятий и слов нет понятия и слова более безбожного, чем понятие церкви. Нет понятия, породившего больше зла, нет понятия более враждебного учению Христа, как понятие церкви.
В сущности, слово зкклезия значит собрание и больше ничего и так употреблено в Евангелиях. В языках всех народов слово зкклезия означает дом молитвы. Дальше этих значений, несмотря на 1500-летнее существование обмана церкви, слово это не проникло ни в какой язык.
ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО

noname

14-09-2014 08:13:07

smoukvk писал(а):Значит он не был Анархистом, даже учитывая то что считал мысли анархистов правильными, кроме того, что нужно все делать переворотом.

Ведь все уже знают теперь, что убийство, какое бы то ни было, гадко, преступно, дурно; знают это и все цари, министры, генералы, сколько бы они ни прятались за какие-то выдуманные высшие соображения.
То же самое и революционеры каких бы то ни было партий, если они допускают убийство для достижения своих целей. Сколько бы ни говорили они о том, что, когда власть будет в их руках, им не нужно будет употреблять тех средств насилия, которые они употребляют теперь, -- поступки их столь же безнравственны и жестоки, как и действия правительств. И потому точно так же, как и злодейства правительств, производят такие страшные последствия: озлобления, озверения, развращения людей.
Отличается их деятельность только тем, -- отчего она и представляется менее преступной, -- что тщета деятельности стоящего во власти правительства очевидна, тогда как деятельность революционеров, проявляемая большею частью в теории и только урывками на практике -- во времена революций, как у нас теперь, -- не так очевидна.
Приемы же и средства борьбы у тех и других одинаково чужды свойствам человеческой души и основам христианского учения и, одинаково озлобляя людей и доводя их до высшей степени неразумия и озверения, не только не достигают той цели, которую они выставляют, но, напротив, только отдаляют людей от возможности достижения ее.
Положение и деятельность обеих враждующих сторон -- правительства и революционеров -- как в России, так. и во всем христианском мире, с их средствами улучшения быта народа насилием, подобны людям, которые для того, чтобы согреться, ломают стены того дома, в котором живут, и топят ими.
ЗАКОН НАСИЛИЯ И ЗАКОН ЛЮБВИ

Дубовик

15-09-2014 04:52:36

noname писал(а):
Дубовик писал(а): Я не знаю, что именно вы читали у Толстого, и откуда взяли, будто он хотел "вернуться" к какой-то "церкви-собранию, церкви-общине".

Из всех безбожных понятий и слов нет понятия и слова более безбожного, чем понятие церкви. Нет понятия, породившего больше зла, нет понятия более враждебного учению Христа, как понятие церкви.
В сущности, слово зкклезия значит собрание и больше ничего и так употреблено в Евангелиях. В языках всех народов слово зкклезия означает дом молитвы. Дальше этих значений, несмотря на 1500-летнее существование обмана церкви, слово это не проникло ни в какой язык.
ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО

Ну. Толстой говорит, что слово экклезия переводится как собрание. Как отсюда следует, что Толстой хотел "вернуться к церкви-собранию, церкви-общине" и почему его учение можно называть "церковный примитивизм"?

noname

15-09-2014 15:57:29

Дубовик писал(а):почему его учение можно называть "церковный примитивизм"?

потому что Толстой называл веру-религию звязью поколений
через веру человек обретает возможность "общаться" с предками и потомками
точно так как в доисторическом культе предков

Дилетант

15-09-2014 17:57:50

noname
На мой взгляд ты слишком далеко в сторону отходишь,никакая вера не перевесит по связующей значимости непосредственное общение между людьми...пусть и разного возраста.А
необходимо заменив религию наукой мы таких делов натворим - мама не горюй!:-)

smoukvk

15-09-2014 21:32:21

Парни, я всего лишь хотел узнать, был ли Лев Николаевич анархистом или же нет. А вы тут такую демагогию зарулили что ну его нафиг.

NT2

16-09-2014 03:53:38

Как ты понял, ответ зависит от отвечателя

noname

16-09-2014 10:33:22

smoukvk писал(а):Парни, я всего лишь хотел узнать, был ли Лев Николаевич анархистом или же нет. А вы тут такую демагогию зарулили что ну его нафиг.


Таковы некоторые из попавших в печать сведений об отдельных лицах, едва ли тысячный процент всех людей в России, не признававших возможности соединить исповедание христианства с повиновением государственной власти. Целых же общин, много тысяч человек, признающих несовместимость учения Христа и существующего порядка, было в прошлом веке и продолжает существовать и теперь, очень много: и молокане, и иеговисты, и хлысты, и скопцы, и староверы и многие другие, большею частью скрывающие свое непризнание государственной власти, но считающие ее произведением начала зла -- диавола. В особенности заметны и сильны в прошлом столетии были своим прямым отрицанием государственной власти несколько десятков тысяч духоборов, из которых недавно тысячи, несмотря на все гонения, устояли в истине и переселились в Америку. Число людей, признающих несовместимость христианства с покорностью государству, постоянно увеличивалось; в наше же время, в особенности с тех пор, как правительством было введено самое очевидно противоположное христианскому учению требование общей воинской повинности, несогласие людей христианского понимания с государственным устройством стало всё чаще и чаще проявляться.


ЛЕВ ТОЛСТОЙ
ЗАКОН НАСИЛИЯ И ЗАКОН ЛЮБВИ



Наконец, википедия:
Христианские анархисты считают, что в учении Иисуса Христа свобода получила своё духовное оправдание. Христианские анархисты могут принадлежать к различным христианским конфессиям (католической, православной, какой-либо из протестантских) или не принадлежать ни к какой (Л. Н. Толстой).

Толстой был убежденным пацифистом и вегетарианцем. Его видение справедливого общества было анархистской версией джорджизма, который он упоминает в романе «Воскресение».

Броненосец

06-10-2014 12:34:29

Что такое "джорджизм"?

со всеми и ни с кем

06-10-2014 13:00:51

Стр. 274. ...проект Джорджа о национализации земли. — Американский экономист Генри Джордж предлагал не национализацию земли, а введение единого высокого налога на землю, вследствие чего, полагал он, стало бы невыгодно владеть большими участками. На буржуазный и утопический характер теории Джорджа указывал В. И. Ленин (Полн. собр. соч., т. 15, с. 233—234; т. 16, с. 382 и др.). Об уязвимости проекта Джорджа писал и Толстой в позднейшей статье «Рабство нашего времени».

ТАК ЧТО ЖЕ НАМ ДЕЛАТЬ?