afa-punk-23
24-01-2017 17:12:03
Кратко о недостатках авторитарного образования
Обсуждать существующую систему образования в обществе не принято. Этот невероятно консервативный социальный институт подавляющим большинством рассматривается, как само собой разумеющаяся неотъемлемая и неизменная часть действительности. Вместе с тем место образования в жизни общества огромно, а его недостатки настолько значительны, что перемены в нем жизненно необходимы. Даже не обращаясь к революционному и радикальному пафосу очевидно, что современное образование скорее препятствует развитию всесторонне развитой, творческой, свободно мыслящей и независимой в суждениях личности, чем способствует ему.
Посмотрим на систему школ. Первое, что видим: образование организовано максимально жёстко по отношению к ученику. Оно привязано к определенному месту, времени и форме социальных отношений. Образование негибко. Оно не учитывает индивидуальных особенностей каждого ученика, один из первичных посылов школы - «Под тебя никто не будет подстраиваться, и твое мнение никому не интересно. Это ты должен подстроиться под общий порядок, все уже решено за тебя».
Не касаясь неформальной иерархии среди школьников, затронем формальную иерархию. Иерархическая цепочка, самое низкое место в которой принадлежит ученику, восходит к учителям (от простых педагогов до управляющей группы) и продолжается чиновниками регионального и федерального уровня. Решения, касающиеся непосредственно организации и содержания образования принимаются в высших инстанциях, то есть, людьми, которые не имеют никакого отношения к собственно образованию - еще один штрих к негибкости системы. Естественно, когда чиновники определяют приоритеты в ее деятельности, они руководствуются совсем иными принципами, нежели потребности участников образования.
Вернемся к ученикам. Их положение в школьной системе является особым. Выше сказано, что они занимают самую низкую позицию в школьной иерархической лестнице. Это так с оговорками. Ученики не несут материальной ответственности за свои действия (потому как у них нет хоть сколько-нибудь значительной собственности, и даже если у них есть источник дохода, он не связан со школой). Потому наказания и поощрения имеют другую природу - в первую очередь психологическую. Прямой инструмент давления на ученика со стороны школы - семья. В организации психологического давления на ученика школа и семья выступают, как правило, заодно.
Особое положение учеников подчеркивается еще и особой категорией отделенности их от учителей. Эта на первый взгляд эфемерная сущность проявляет себя во множестве ритуалов, в подчеркнуто формальных отношениях между учителями и учениками, наконец, в негласной, но абсолютной установке - учитель всегда прав. Такая система позволяет приучить ученика к мысли о своей неполноценности, подавить его критическое мышление и индивидуальные взгляды (хотя, эйджизм, возрастная дискриминация, существует не только в пределах школы).
Отдельно следует упомянуть нечто, что можно назвать школьной мифологией. Это - некий культурный шаблон, воспроизводящейся в культуре, так или иначе предназначенной для школьников, и представляющий собой представления о школе (как вообще, так и конкретной школе в частности) как об утопически-прекрасном месте. В первую очередь сюда относится внутренняя культурная как бы самодеятельность. Школьная мифология имеет целью донести до ученика, что ему хорошо, и учителя - его благодетели. В настоящее время и учителя, и ученики в школьную мифологию не верят, она воспроизводится абсолютно без цели, «на автомате» - очевидно, это рудимент времен старой советской системы образования.
Барьер между школьником и учителем приводит к еще одному явлению - школьник оказывается отчужден от обучения. Он не определяет, ни что ему изучать, ни как именно это делать. Излишне говорить, что этот подход душит любое творчество и сводит обучение к выполнению предложенных последовательностей действий.
Так образование организовано и за пределами школы - везде учащиеся подвергаются дискриминации, везде они занимают подчиненное положение, везде обучение не предполагает свободного творчества.
Что можно сказать о недостатках образования в целом? В первую очередь, они не затрагивают непосредственно параметра «качества образования», или конкретных навыков, приобретаемых в его процессе. Современная система образования может сделать человека специалистом высокого качества. Проблема в том, что она препятствует развитию человека как личности. Она требует некритичного мышления, подавляет инициативу, приучает к иерархии и примату права сильного. Более того, она требует от человека сугубо определенных интересов. Например, организация школьных занятий крайне формальна. Все действия в рамках обучения ритуализированы - существует определенный порядок - непосредственно во время занятий предопределено буквально все, вне их, но в вопросах, связанных со школой - очень многое. Предопределено расписание занятий, предопределен вид одежды, предопределены формы общения. Никакие отступления от установлены форм не допускаются. Так делается все, чтобы воспрепятствовать свободному мышлению.
Автор: Kredo
Источник: https://vk.com/childhood_front?w=wall-136750127_38
Обсуждать существующую систему образования в обществе не принято. Этот невероятно консервативный социальный институт подавляющим большинством рассматривается, как само собой разумеющаяся неотъемлемая и неизменная часть действительности. Вместе с тем место образования в жизни общества огромно, а его недостатки настолько значительны, что перемены в нем жизненно необходимы. Даже не обращаясь к революционному и радикальному пафосу очевидно, что современное образование скорее препятствует развитию всесторонне развитой, творческой, свободно мыслящей и независимой в суждениях личности, чем способствует ему.
Посмотрим на систему школ. Первое, что видим: образование организовано максимально жёстко по отношению к ученику. Оно привязано к определенному месту, времени и форме социальных отношений. Образование негибко. Оно не учитывает индивидуальных особенностей каждого ученика, один из первичных посылов школы - «Под тебя никто не будет подстраиваться, и твое мнение никому не интересно. Это ты должен подстроиться под общий порядок, все уже решено за тебя».
Не касаясь неформальной иерархии среди школьников, затронем формальную иерархию. Иерархическая цепочка, самое низкое место в которой принадлежит ученику, восходит к учителям (от простых педагогов до управляющей группы) и продолжается чиновниками регионального и федерального уровня. Решения, касающиеся непосредственно организации и содержания образования принимаются в высших инстанциях, то есть, людьми, которые не имеют никакого отношения к собственно образованию - еще один штрих к негибкости системы. Естественно, когда чиновники определяют приоритеты в ее деятельности, они руководствуются совсем иными принципами, нежели потребности участников образования.
Вернемся к ученикам. Их положение в школьной системе является особым. Выше сказано, что они занимают самую низкую позицию в школьной иерархической лестнице. Это так с оговорками. Ученики не несут материальной ответственности за свои действия (потому как у них нет хоть сколько-нибудь значительной собственности, и даже если у них есть источник дохода, он не связан со школой). Потому наказания и поощрения имеют другую природу - в первую очередь психологическую. Прямой инструмент давления на ученика со стороны школы - семья. В организации психологического давления на ученика школа и семья выступают, как правило, заодно.
Особое положение учеников подчеркивается еще и особой категорией отделенности их от учителей. Эта на первый взгляд эфемерная сущность проявляет себя во множестве ритуалов, в подчеркнуто формальных отношениях между учителями и учениками, наконец, в негласной, но абсолютной установке - учитель всегда прав. Такая система позволяет приучить ученика к мысли о своей неполноценности, подавить его критическое мышление и индивидуальные взгляды (хотя, эйджизм, возрастная дискриминация, существует не только в пределах школы).
Отдельно следует упомянуть нечто, что можно назвать школьной мифологией. Это - некий культурный шаблон, воспроизводящейся в культуре, так или иначе предназначенной для школьников, и представляющий собой представления о школе (как вообще, так и конкретной школе в частности) как об утопически-прекрасном месте. В первую очередь сюда относится внутренняя культурная как бы самодеятельность. Школьная мифология имеет целью донести до ученика, что ему хорошо, и учителя - его благодетели. В настоящее время и учителя, и ученики в школьную мифологию не верят, она воспроизводится абсолютно без цели, «на автомате» - очевидно, это рудимент времен старой советской системы образования.
Барьер между школьником и учителем приводит к еще одному явлению - школьник оказывается отчужден от обучения. Он не определяет, ни что ему изучать, ни как именно это делать. Излишне говорить, что этот подход душит любое творчество и сводит обучение к выполнению предложенных последовательностей действий.
Так образование организовано и за пределами школы - везде учащиеся подвергаются дискриминации, везде они занимают подчиненное положение, везде обучение не предполагает свободного творчества.
Что можно сказать о недостатках образования в целом? В первую очередь, они не затрагивают непосредственно параметра «качества образования», или конкретных навыков, приобретаемых в его процессе. Современная система образования может сделать человека специалистом высокого качества. Проблема в том, что она препятствует развитию человека как личности. Она требует некритичного мышления, подавляет инициативу, приучает к иерархии и примату права сильного. Более того, она требует от человека сугубо определенных интересов. Например, организация школьных занятий крайне формальна. Все действия в рамках обучения ритуализированы - существует определенный порядок - непосредственно во время занятий предопределено буквально все, вне их, но в вопросах, связанных со школой - очень многое. Предопределено расписание занятий, предопределен вид одежды, предопределены формы общения. Никакие отступления от установлены форм не допускаются. Так делается все, чтобы воспрепятствовать свободному мышлению.
Автор: Kredo
Источник: https://vk.com/childhood_front?w=wall-136750127_38