Пора бы пнуть и учителей, и родителей

afa-punk-23

10-02-2017 14:54:08

Изображение

Пора бы пнуть и учителей, и родителей

Будучи студентом пятого курса педагогического университета, проходил я как-то практику в школе. И под занавес своего триумфального преподавательского выступления решил намутить классный час на тему либертарной педагогики, который начал с предложения детям пофантазировать: если бы вам разрешили изменить в процессе школьного обучения все, что угодно – что бы вы сделали?

Самым смелым предложением оказалось разрешение хавать на уроке. Бедные, голодные дети богатой, сытой илитной гимназии. 9 класс, кстати. Когда же я рассказал им о Нилле и Тубельском, о посещении занятий по желанию, об отмене оценок, дети разразились криками наебанной фокусником публики: «А разве так можно?». Действительно, откуда им было знать?

Есть у либертарной педагогики ряд наиболее болезненных проблем. Отсутствие широкой пропаганды – одна из них. Откуда детям узнать о возможностях либертарного образования, если о них не знают их родители (а может, и учителя)? Ребенок с первого класса привык, что школа – это парта и учитель над душой. Информацию он получает от взрослого. Весь процесс получения знаний у него завязан на взрослого. Соответственно и всякие интернеты для него – средство развлечения. Почему не самообразования? Потому что «в школе и так заебали эти учителя, чтобы я еще дома хуйней страдал».

Да, конечно, сейчас много говорят о самостоятельном обучении детей, о том, что ребенок – равноправный участник образовательного процесса, а не его объект. Но к чему сводятся эти «равноправие» и «самостоятельность»? К выполнению заданий учителя без самого учителя. Ребенок учится самостоятельно находить материал, который раньше передавал ему учитель. И не учится самостоятельно определять, какой материал ему интересен, а какой – до пизды. Если раньше школа превращала ребенка в мастеровитого зомби через учителя, то теперь ребенку разрешено превращаться в мастеровитого зомби самостоятельно.

Либертарную систему образования пропагандировать довольно трудно. Дело в том, что наиболее явно в ней заинтересованы дети. А это самая бесправная социальная группа в системе образования. Любые формы «борьбы» (обратите внимание на кавычки) наталкиваются на взаимоотношения с родителями. Либертарная система образования ставит под вопрос авторитет взрослого и его право распоряжаться судьбой ребенка. Система покушается на родительские права, встречая закономерное сопротивление родителей.

Вот вам и еще одна важная проблема. За либертарную педагогику могут требовать родители и учителя, но и тем, и другим она сильно осложнит жизнь, ведь контролировать ребенка по принципу «потому что я, взрослый, так сказал» уже не получится. Кому нужна эта головная боль?

Скажите, вы правда думаете, что родители захотят либертарную педагогику и потребуют ее? Эй, это те самые люди, которые возмущались новой школьной реформой (не всегда имея о ней представление), потому что их детей перестанут на халяву пичкать ненужной хуйней. Какая разница, что эта хуйня – ненужная, она же халявная!

Вот и получается, что либертарную педагогику должны вводить интелы, преподы, мать их, педагогический авангард (педавангард). Но как ее вводить? Даже если выбрать простой и затратный способ – замутить свой Саммерхилл с блэкджеком и шлю... свободой и уважением к личности. Вот только родители останутся родителями, дети – детьми, преподаватели будут те же самые.

Надо понимать, что ФРОНТ ДЕТСТВА хоть и пишет (или репостит) про Нилла и Тубельского, но ни Нилл, ни Тубельский не являются образцами собственно либертарной педагогики. «Саммерхилл» и школы-парки только демонстрируют жизнеспособность некоторых ее идей, отчасти пропагандируя – добрые учителя-энтузиасты, радостные дети, сомневающиеся, но меняющие свое мнение родители. И все это на очень ограниченном материале. Вспомните всех школьников, которых вы видели и о которых слышали? Наверняка кое-кого вы бы посоветовали не в либертарную школу отдать, а выпороть – и в военное училище, там и уважение, и личности.

Всегда следует помнить, что либертраная педагогика – это не радугу фломастерами рисовать. Это достаточно суровая и жестокая ко всем, кроме детей, идея. Она отбирает у родителей власть над мыслями ребенка и вручает эту власть учителю. Но не для того, чтобы учитель пользовался властью, а для того, чтобы никто из взрослых не мог обходиться с ребенком, как с куском пластилина. Родителей лишают куска привычной власти, но учителя с этого ничего не получают, только лишнюю мороку – никаких военных училищ, разгребай косяки старой школьной системы без кнута и приказов. Сложная задача, особенно для тех «заслуженных» учителей, которые привыкли ебашить текста от звонка до звонка при гробовой тишине в классе. Они столько лет работали над этой тишиной, вызывая родителей и раздавая плохие оценки – и все труды насмарку.

И стоит лишь реализовать эдакую хуйню на практике в полной мере, как тут же начнут исходить на говно толпы и учителей, и родителей. Тех самых, что еще вот буквально на днях задвигали про личность ребенка. Каждый раз, когда вы слышите, что взрослые говорят про уважение к личности ребенка, напрягите слух – возможно, шепотом взрослые добавляют: «...пока это не станет слишком утомительно».

Не надо забывать, что либертарной системе противостоит не только уебищная образовательная система. Школы сейчас – это такие приемники, куда ребенка можно сдать на день и не беспокоиться о том, что он убьет себя или станет слишком наглым. Школа учит дисциплине, жить по звонку, слушаться старших, делать то, чего не понимаешь. Вернее, не учит, а дрессирует. Если раз за разом изо дня в день заставлять ребенка так жить, он привыкнет. Это очень удобно для взрослых. Захотят ли родители, чтобы домой из школы возвращались другие дети?

Автор: Тан
Источник: https://vk.com/childhood_front?w=wall-136750127_66

NT2

10-02-2017 21:11:52

о! это пожалуй переведу для газеты ФАБ.

Скрытый текст: :
кста, а че Тан слинял отсюда?

передай ему привет


Скрытый текст: :
afa-punk-23 писал(а):о Нилле и Тубельском

трошки инфы про них можно?

afa-punk-23

10-02-2017 21:20:24

NT2 писал(а):
Скрытый текст: :
afa-punk-23 писал(а):о Нилле и Тубельском

трошки инфы про них можно?


Скрытый текст: :
Школы-парки

Идеи Милослава Балабана о «школе-парке» на практике были реализованы в Москве и Екатеринбурге. В Москве – в «Школе самоопределения» под руководством Александра Тубельского и Ольги Леонтьевой, дочери Балабана. В Екатеринбурге эксперимент проводился в школах № 95 и №19 под руководством Александра Гольдина. Причем в Екатеринбурге смогли перенести образовательную систему из одной школы в другую (правда, переносить пришлось вместе с педагогическим коллективом).

Начался этот праздник в 1990-х, а в 2000-х проекты закрыли, как пишет Леонтьева, «по разным причинам, вопреки тому, что их многократно подвергали самым разным экспертным оценкам, и все отзывы были положительными».

«Я до сих пор уверена, что оба проекта были закрыты… на всякий случай, из-за перестраховки. Возможно, в сложившихся тогда условиях это было действительно неизбежно: некому было отстаивать необходимость развития у учеников умений принимать решение, доказывать собственную позицию, входить в новые учебные группы, общаться с людьми разного уровня подготовки», - говорила она в 2014, если верить гуглу, году.

История парк-школ в Москве и Екатеринбурге очень показательна. Дали детям свободу? Посмотрели, что получилось? Всем довольны? Хорошо. Пора сворачиваться. Как написали на сайте екатеринбургского проекта, «в связи с полным выполнением программы эксперимента».

Сам Гольдин в 2015 году рассказывал: «Работа с детьми была прекращена в 2003 году — формально в связи с окончанием эксперимента (все результаты были опубликованы, программа эксперимента полностью выполнена), а фактически — в связи с изменившейся ситуацией и закончившейся некоторой неразберихой в стране, позволявшей нам в 90-е годы избегать пристального внимания чиновников».

«На сегодняшний день существует сообщество выпускников парк-школы (им уже 30–35 лет), учителей, работавших в проекте; мы иногда встречаемся и общаемся. Но мне сегодня совершенно неясны пути продолжения этой работы; есть несколько возможных моделей организации парк-школы в сегодняшних реалиях, но нет лиц (юридических или физических), обладающих властными и/или финансовыми ресурсами, заинтересованных в такого рода образовательных проектах. Сегодня совсем другие тренды, увы. Хотя я продолжаю думать и искать», - заявил он.

Впрочем, возможно, мы сгущаем краски? Если есть кто-нибудь из Екатеринбурга или Москвы, кто может рассказать, как там сейчас обстоят дела – милости просим. Будем рады ошибиться и узнать, что эксперименты дали свои плоды и вспять уже ничего не повернуть, а то в Сети информация уж больно устаревшая, а временами пугающая, по крайней мере, про Москву.

Идеи Балабана подхватили семейная Лесная школа в Подмосковье и украинские парк-школы Dixi.

А если верить одному православному порталу, то «в 2016 году «школа-парк» или «парк-школа» — самая востребованная педагогическая концепция в секторе альтернативных частных школ России. По интересу родителей и педагогов «школы-парки» уступают в России только детским садам и начальным школам, работающим по методике итальянского педагога Марии Монтессори». Надеемся, новые школы-парки пробьют себе дорогу.
________________________________________
Центр образовательной стратегии и методологии «Школа-парк» (Ольга Леонтьева):http://школа-парк.рф/

«Школа самоопределения»: http://734.com1.ru и Екатеринбург Гольдина:http://edpark.ru и https://vk.com/edupark

Лесная школа: http://lesnaya.org и Dixi: http://www.parkschool.com.ua

Тот самый православный портал: https://www.miloserdie.ru/article/tri-puti-chastnoj-s..

Ну и вот еще немножко Леонтьевой: http://vogazeta.ru/ivo/info/14413.html


Скрытый текст: :
«Школа-парк» Милослава Балабана: Как восстановить в правах оборот свободного знания

Пора бы разнообразить череду интересных педагогов и иже с ними кем-то более близким к нашей с вами российской действительности (или «нашей с вами постсоветской», если паблик читают жители соседних стран).

Из всех либертарных, окололибертарных и хотя-бы-чуть-чуть-либертарных педагогических теорий «школа-парк» Милослава Балабана (описанная в книге с таким же названием) интересна тем, что, во-первых, создана и обкатана в России, во-вторых, достаточно современна, а, в-третьих, не предлагает превращать школу в общину или быстренько построить коммунизм.

Рыночная экономика, нормальное городское пространство, привычные российские реалии. Если не самое хорошее, то одно из самых удобных начал для строительства новой педагогической практики.

В школе-парке нет привычных классов. Обучение проходит в открытых студиях, где объединяются дети разных возрастов и разных уровней знаний. Дети могут сами выбрать студию и то, в каком качестве они будут присутствовать на занятии. Ребенок может быть постоянным членом студии – тогда он посещает каждое занятие и активно участвует в дискуссии, но в любое время может изменить свой выбор. Также он может быть клиентом студии. Тогда его присутствие на каждой встрече не обязательно. И еще в студии можно быть гостем. Это возможность получить знания в тех областях, интерес к которым у ученика находится под сомнением. Однако гость лишь наблюдает за беседой, не участвуя ней.

Понятное дело, что традиционная аттестация в школе-парке невозможна, ведь здесь нет обязательной образовательной программы. Дети сами выбирают студии и учителей. В школе-парке проводится только итоговая аттестация. И надо сказать, что результаты итоговой аттестации детей из школы-парка оказалась не хуже, чем у учащихся обычных школ.

Сперва Балабан успешно применял свою методику для обучения английскому языку в вузах. Позднее уже целые школы-парки были организованы в Москве и Екатеринбурге. За их деятельностью наблюдали не только педагоги, но и медики. И те, и другие остались довольны результатами эксперимента. Что, как вы, возможно, уже догадались, не помешало эти школы закрыть. Впрочем, о том, как идеи Балабана воплощались на практике, поговорим в следующий раз.

Сама книжка Милослава Балабана «Школа-парк»: http://www.values-edu.ru/?p=510
Или его короткая статья: https://ps.1september.ru/article.php?ID=200203908

За подробностями – сюда: http://si-sv.com/publ/shkola_park/10-1-0-587#robot (первоисточник поста)
или сюда: http://школа-парк.рф/biblioteka/miloslav-balaban/o-mi..
________________________________________________
«В ритуалы классно-урочного лицедейства входит усердное публичное изображение интереса к тому, что почти никого (включая учителя) не интересует. Эта странная этика общего лицемерия — непреложное правило школьной игры».

«Уже много лет в школе сохраняются условия, когда важен не реальный эффект развития личности, а какие-то внешние, ритуальные результаты. Это позволяет вполне безопасно проводить любые, самые кардинальные и безответственные реформы в любых формах и на любых уровнях».

«Никаким учредительным актом или приказом нельзя создать ни одной Открытой студии. Она должна вырасти в соответствующей парк-школьной среде, ибо даже ее структура зависит от личности руководителя, от его отношений с командой и коллегами. Вот почему для развития системы Открытых студий нужны время и достаточно «академическое» пространство».

«Мастер-педагог просто вреден для системы класс-школ. Как всякий другой профессионал, он избавлен от традиционных предрассудков, ибо знает, что человек действует и развивается как всякая другая органическая система».


Про Нилла...

Скрытый текст: :
Шотландский либертарный педагог, сторонник освобождения детей, основатель школы Саммерхилл. Родился 17 октября 1883 г. в Шотландии в семье школьного учителя. Сначала помогал отцу, затем, после окончания Эдинбургского университета (1912), начал работать школьным преподавателем. В это время он начал разочаровываться в традиционных методах воспитания, описывая свои взгляды как «достаточно ницшеанские для того, чтобы протестовать против того, что детей учат быть кроткими и скромными». Сам он стремился к тому, чтобы «формировать умы (детей) таким образом, чтобы они подвергали сомнению, разрушали и строили заново».

Нилл считал, что приоритетом в образовании и воспитании должно быть поддержание в ребенке ощущения счастья, и что это ощущение вырастает из чувства личной свободы. Он полагал, что лишение ребенка личной свободы в детстве является причиной возникновения последующего ощущения несчастности человека во взрослой жизни, которое в свою очередь вызывает различные психические расстройства. В те годы эта идея казалась крамольной, хотя теперь считается почти общепринятой.

Нилл организовал собственную школу Саммерхилл (сначала в 1921 г. в окрестностях Дрездена в Германии, затем перебравшись в Англию), в которой присутствие детей на занятиях было добровольным. Кроме того, школа была основана на демократических принципах – дети могли обсуждать и принимать голосованием школьные правила, причем у школьников и преподавателей были равные права при голосовании.

Опыт школы Саммерхилл показал, что освобожденные от принуждения традиционной школы, ученики позитивно реагируют на процесс обучения благодаря собственной положительной мотивации. По мнению Нилла, выпускники Саммерхилла имели гораздо больше здорового скептицизма по отношению к взрослому миру по выходу из школы, чем их более конформистски-воспитанные сверстники из обычных школ.

Положительные результаты пребывания детей в Саммерхилле еще более заметны и поразительны, если принять во внимание, что в эту школу принимали и так называемых «проблемных» детей, у которых за плечами были острые переживания конфликта родителей или родительского небрежения, что, безусловно, негативно отражалось на их психике.

Будучи сторонником психоанализа, Нилл выступал против сексуального подавления и установления в школе жестких викторианских правил. Он считал, что негативно относиться к сексуальности - значит ненавидеть жизнь как таковую.

Нилл преподавал в школе алгебру, геометрию, а также учил детей работе с металлом. Сам он при этом часто говорил, что гораздо больше восхищается умелыми ремесленниками, чем людьми, достигнувшими успехов на исключительно интеллектуальном поприще. Хотя посещение уроков было добровольным, сами уроки в школе велись довольно строго.

Кроме этого Нилл проводил с учениками так называемые «личные уроки» (фактически сеансы психотерапии), на которых обсуждались личностные проблемы детей. Впоследствии он отказался от них, ссылаясь на то, что даже те из учеников, кто не проходил такой психотерапии, тем не менее, успешно избавлялись от «преступного» поведения за счет того, что в школе царила атмосфера свободы.

За время работы в школе Нилл написал несколько десятков книг, публиковавшихся начиная с 1916 г. и вплоть до его смерти. Наибольшую известность приобрела его книга «Саммерхилл: радикальный подход к обучению детей» (Summerhill: A Radical Approach to Child Learning, предисловие к которой написал Эрих Фромм) (1960). Кроме того, Нилл написал книгу воспоминаний «Нилл, Нилл, апельсиновая корка!» (Neill, Neill, Orange Peel! (1973)), а также был автором юмористических книг для детей.

Наибольшее влияние на Нилла оказали идеи британского педагога Гомера Лейна (Homer Lane), а также радикального психоаналитика Вильгельма Райха, с которым Нилл долгие годы состоял в переписке. Сотрудничал с Ниллом и известный британский ученый, философ, либертарный педагог и социалист Бертран Расселл, создавший собственную школу в Бикон Хилл. Идеи Нилла, в свою очередь, оказали большое влияние на педагогов во всем мире, в частности на американца Джона Холта и движение «обесшколивания» (unschooling).

Нилл был дважды женат. Его вторая жена Эна Вуд Нилл (Ena Wood Neill) на протяжении нескольких десятилетий работала вместе с ним в Саммерхилле, а после его смерти (23 сентября 1973 г.) стала директором школы. Затем Саммерхилл возглавила их дочь Зоя Редхед (Zoe Readhead). Школа Саммерхилл существует и по сей день.

На русском языке работы Александра Нилла вышли в сборнике «Саммерхилл - воспитание свободой» (М., «Педагогика-пресс», 2000).

Источник: http://free-kids.ru/ideology/16-aleksandr-nill-sammer..
Сайт школы Саммерхилл (англ.): http://www.summerhillschool.co.uk/


Скрытый текст: :
Александр Нилл: «Пусть школы лучше выпускают счастливых дворников, чем невротиков-ученых».

Говоря о либертарной педагогике, можно вспомнить разные школы, не-совсем-школы и совсем-не-школы, которые пытались преодолеть закостенелость образовательной системы. О каких-то мы вам расскажем, о каких-то нет. Может быть, вы сами нам расскажете о какой-нибудь школе (или не-школе).

Но начать мы бы хотели с воспоминания о человеке, школе и книге, которые для очень многих сторонников свободного образования стали первым наглядным примером. Речь об Александре Нилле, школе Саммерхилл и книге Нилла о школе «Саммерхилл — воспитание свободой».

Не потому, что мы во всем с ним согласны — мы не призываем брать именно его за образец, но когда в далеком N-ном году кто-то из нас узнавал о либертарной педагогике, то книжка Нилла всегда была в числе первых, которые рекомендовали прочитать.
_____________________________________

«Дети не так сильно любят, как сильно хотят быть любимыми. Для всякого ребенка одобрение взрослого означает любовь, а неодобрение — ненависть».

«Нет трудных детей, есть только трудные родители. Лучше сказать, что существует просто трудное человечество».

«Именно различие между свободой и вседозволенностью и не могут ухватить многие родители. В строгой, суровой семье у детей нет никаких прав, в испорченной семье у них есть права на все. Хороша та семья, в которой у детей и взрослых равные права».

«То, что называют ленью, — обычно отсутствие либо интереса, либо здоровья».


Источник vk-паблик ФРОНТ ДЕТСТВА: https://vk.com/childhood_front