Заметки на краю вакханалии...

afa-punk-23

22-07-2017 09:05:44

ЗАМЕТКИ НА КРАЮ ВАКХАНАЛИИ. ИЛИ: НЕСКОЛЬКО СЛОВ ПРО АНТИФАШИЗМ С ФАШИСТСКИМ ЛИЦОМ.

Как-то раз мне довелось участвовать в социологическом опросе молодёжи. Нужно было выяснить, как понимается сегодня фашизм в среде тех, кто застал только его последнюю идеологическую интерпретацию - периода нулевых-десятых.
Выяснилось, что большинство молодых людей от 16 до 22 лет уверены, что "фашизм - это когда не любят великих русских", или "когда не понимают, что с русскими бог, и идут против бога".
Что ж, люди этого возраста - прекрасный барометр для определения господствующих умонастроений эпохи. Их понимание фашизма как нельзя лучше указывает на то, что именно так он и представляется в идеологической риторике последних пятнадцати лет. Как говорится, устами младенца глаголит истина.

Завтра улицы снова наполнятся теми, кто видит фашизм именно так. Толпы людей в косплейном ажиотаже снова будут массово и исступлённо впадать в аффект то ли футбольного матча, то ли религиозного ритуала.
Их кумиры, как водится, начали отмечать уже заранее - не слишком, правда, различая, что они вообще празднуют, кроме величия русских. https://www.cosmo.ru/stars/news/03-05-2 ... ogo-filma/ -... Впрочем, разве имеет значение, что само обращение к категории национальности, собственно, и составляет основу того политического порядка, победой над которым они так гордятся?

Вряд ли кто-то помнит, что те самые "деды", имя которых вот уже несколько лет как превратили в непристойный фетиш (что, увы, не слишком улучшило реальные условия жизни большинства из них), для самоопределения использовали слово "класс" и - по крайней мере на уровне риторики - отталкивались от Интернационала, считая себя, в первую очередь, советскими, а не русскими. Но какая, в сущности, разница, национализм или интернационализм? Главное, что с нами Бог. С нами, а не с гадами-немцами или растленной Гейропой.

И хотя советский национализм уже давно стал предметом множества исследований и, в общем-то, не вызывает особых сомнений с того самого скандального тоста Сталина, в котором он внезапно поблагодарил русских за победу в войне, всё же, во-первых, в таком (скрытом) виде он входил в явное противоречие с официальной политической риторикой, а, во-вторых, именно по этой причине сей тост был не просто замечен, а, по словам его современников, поразил многих советских людей до глубины души.
Теперь же, когда господствующая модель истории с формационной окончательно сменилась на цивилизационную, никто уже не в силах увидеть ни этого принципиального противоречия, ни остальных.

Поэтому завтра мы в очередной раз будем наблюдать граждан с иконами Николая II в одной руке и красными флагами в другой. К сожалению, они позабыли о том, в каких в общем-то неприятных отношениях находился "Государь" с ребятами из Красной армии, которая спустя годы, собственно, и "победила фашизм", а также с какой стороны во время ВОВ развевался государев триколор - предмет фетиша современных патриотов. Да и имеет ли это значение? Ведь главное, что мы - русские, неважно, при Николае, при Сталине, или при Путине. А политическая последовательность - удел агентов ГОСДЕПа и других националпредателей. Для таких, как они и их покровители, с некоторых пор существует специальная риторика - "перепокажем".

"Перепокажем" - без преувеличения одна из самых грязных и заразных вещей последнего десятилетия. С одной стороны, она уподобляет войну пьяному залихватскому мордобою или воспитательному изнасилованию, и через это - как ни одна "вражеская пропаганда" обесценивает все те чудовищные жертвы, которые были принесены ради победы. Об этом уже многое сказано. В том числе самими ветеранами. Но озверевшая аудитория федеральных каналов не хочет и слышать о том, что война - это трагедия, и что "перепоказать" - означает ещё раз бросить в мясорубку миллионы жизней, но на сей раз - из пустого и фаллического желания доминировать, из невротичного аффекта превосходства над теми, кого иначе превзойти не удаётся. Как если бы жизни солдат и тружеников тыла ничего не значили и запросто сгодились бы для очередной исторической топки. Впрочем, может ли быть какое-то представление о ценности отдельной человеческой жизни (за пределами служения государственной мощи) у поклонника федеральных каналов?

В болезни "перепокажем" есть и другие любопытные детали. В том числе - трагикомические. Например, не вызывает никаких сомнений, что даже самые пламенные сторонники перепоказывания при всём желании ничего и никому не смогли бы "перепоказать".
Потому что даже при самом скептическом взгляде на Советский мир и его обитателей сложно отрицать, что его риторика хоть и расходилась коренным образом с его практикой, в существенной степени всё же создавала такой фон, на котором героический подвиг советского народа вообще мог стать возможным.
Так, в число официальных ценностей всех институций, начиная с детского сада, входили солидарность, товарищество, забота, взаимная помощь, ответственность, сдержанность, скромность, аскетичность, способность к самопожертвованию, уважение к другому - словом, всё то, без чего лучшее из совершённого советскими солдатами на войне было бы попросту невозможно.
Напротив, самовлюблённость, развязность, рвачество, конкурентность, доминантность, инфантильность, эгоизм, избалованность, ксенофобия и прочие качества, культивируемые сегодняшней системой, и составляющие среднестатистический портрет нашего современника - активно порицались и считались неприемлемыми. Пожалуй, обладатели таких качеств не просто не дошли бы до Берлина - как они симптоматично выражаются, "за немками", - они вообще никуда бы не дошли и переубивали друг друга гораздо раньше, чем научились пользоваться винтовкой. Например, споря о том, кто с какого района.

Исключением здесь не стали бы и женщины. Риторика гендерного равенства, лежавшая в основе советского образования, и позволявшая женщине на равных с мужчиной бороться хоть за светлое будущее, хоть против внешнего врага - это как раз то, чего самые громкоголосые современные патриотки не переносят на дух, мечтая утонуть в розовом желе рафинированной рыночной женственности, и лишь изредка (чтобы не продешевить) обматываясь так называемой Георгиевской ленточкой и правдоподобно симулируя патриотический оргазм.

Современный антрополог и философ Сара Ахмед в своей монографии "The cultural politics of emptions" уделяет много внимания аффектам подобного рода. В поле её зрения попадает , в частности, так называемый феномен внезапно осознанной "вины австралийского народа" за геноцид местного населения, продолжавшийся с 20х по 70е годы XX века. Массовый аффект, вызываемый этим феноменом, С.Ахмед объясняет так: "Внезапно воззвание к узнаванию чужой боли становится констатацией национальной боли: травма, нанесённая автохтонному населению Австралии, внезапно позволяет нации стать одним телом. Белые австралийцы выражают печаль, симпатию и стыд, чтобы вернуть себе гордость за свою нацию, … которая, между тем, и была условием случившейся жестокости, (за которую им теперь стыдно)".

В нашем случае травма, вокруг которой идеология настойчиво призывает сплотиться нас сегодня (не будем здесь разбирать , для чего это необходимо) - это наша собственная травма, травма столкновения с фашизмом. Однако поможет ли преодолеть эту травму постоянное разжигание в ней аффекта, которым был заряжен сам её источник? Поможет ли нам пережить трагический опыт борьбы с фашизмом обращение к характерному для него мироощущению?

Этот вопрос выглядит особенно актуально, если вспомнить, что говорить о победе СССР над фашизмом - в высшей степени преждевременно: режим Франко просуществовал до 1973 года, Салазар продержался у власти до 1968 года, Чёрные полковники в Греции - до 1974, бывшие фашистские функционеры преспокойно наладили жизнь, разбредясь не только по Латинской Америке и Европе, но и непосредственно по ФРГ, а неонацистские группировки по-прежнему не теряют своей популярности по всему миру, в том числе и в России.

Кстати, завтра некоторые из них как раз поедут на своих мотоциклах по оцепленным проспектам, не стесняясь патриотично выпячивать своё черносотенство (впрочем, в стране, превратившейся в Дом 2, уже, видимо, никто не помнит, кем были парни из чёрных сотен).
Все же остальные - пламенно сплотятся в единое тело великой нации и, вполне вероятно, подобно их музе с подозрительным именем Боня, будут стенать и как бы случайно путаться между "Зиг Хайль" (Да здравствует победа!), "Слава Руси!" и "Гип-гип-ура!".

Скрытый текст: :
Изображение


Скрытый текст: :
[img]https://pp.userapi.com/c836524/v836524099/4bd54/8EyChv2H5p4.jpg


Скрытый текст: :
[img]https://pp.userapi.com/c836524/v836524099/4bda6/7Xi9mZAXuFk.jpg[img]


Скрытый текст: :
Изображение


Автор: Schwarze Maria
Источник: https://vk.com/id296536099?w=wall296536099_556%2Fall

NT2

23-07-2017 07:50:32

:co_ol:

павел карпец

23-07-2017 12:40:21

Ну да . По телевизору в одном сюжете гулянья по случаю отбуксировки крейсера Авроры на своё место после ремонта . А в другом крестный ход к месту нахождения останков царской семьи в Свердловской области .