Кащей_Бессмертный
10-02-2008 16:51:13
Ситуация с протестным движением в России складывается не просто: люди разобщены и дезориентированы грабительскими реформами власть предержащих, а так же крахом «левой» идеологии (речь идет о крушении большевистской модели – СССР, что у многих по-прежнему ассоциируется с «левой» идеей в целом). Конечно, это не все проблемы современного обывателя, но – определяющие, так как формируют у людей психологию «потребляющего неизбежность» - «капитализм победил, и надо как-то приспосабливаться к имеющейся реальности.» Да, при этом постоянно сокращается население страны, а значительная часть по-прежнему находится за чертой бедности[1], но люди есть люди, и они хотят своего маленького счастья, хотят стабильности и спокойствия. Испытывая чудовищное давление «экономического фактора» при полной политической дезориентации люди «уходят в персонифицированный быт», то есть отдаются мысли о том, что в целом изменить ничего нельзя, но, можно наладить жизнь хотя бы для самого себя, для своей семьи.
Пресловутая «атомизация общества» складывается как раз из таких факторов: выживание становится этакой идеей фикс, тем более что бороться людям не за что – «все идеалы попраны, преданы и дискредитированы». Ну а когда люди теряют жизненный компас, то стараются прибиться к первой же «гавани». Ругать в этой ситуации «граждан» бесполезно – далеко не каждый способен разобраться в причинах и тонкостях происходящих событий, да и не просто же так возникло поверье – «не дай вам бог жить в эпоху перемен». Жить в такую эпоху может и интересно, увлекательно и даже романтично, но для большинства – слитком тяжело, и сопряжено с огромным риском. «Человек должен иметь возможность отнести себя к какой-то системе, которая бы направляла его жизнь и придавала ей смысл; в противном случае его переполняют сомнения, которые, в конечном счете, парализуют его способности действовать, а значит, и жить.»[2] И именно этого люди сегодня лишены – нет тех возвышенных идей, которые были бы способны вести за собой массы, которые были бы способны воодушевить. Так что тотальная атомизированность вполне закономерна (к сожалению): пока не будет обретен Маяк, его заменой будет служить жажда денег, эгоизм и жадность.
Кстати сказать, Россия не просто атомизированная страна, но еще и к тому же – многоуровневая и многоукладная в этом смысле: с одной стороны есть «бедность по-московски», а есть и «провинциальная бедность»; и это совершенно различные понятия. Если в столице, не смотря на все недостатки, есть возможность как-то прожить, получить пусть и плохую и низкооплачиваемую, но, все-таки работу (пусть она и будет отнимать у вас много времени), то, на периферии нашей «необъятной родины» ситуация зачастую совершенно иная – либо количество рабочих мест жестко ограничено, и потому люди вынуждены биться между собой за те жалкие крохи, что им предлагают, либо ситуация и того хуже (есть конечно и относительно «благополучные» регионы, но, они лишь подчеркивают общую плачевную статистику).
Так, с одной стороны, столица – это «центр притяжения денег», здесь царит настоящая «вакханалия капитализма», борьба за деньги возведена в принцип: многие зачастую стараются всеми силами урвать от финансового пирога кусочек пожирнее, дабы быть «истинным средним классом» (на самом деле – убогим мещанином, для которого «одежка» важнее «ума»). Алчность и рвачество – вот те качества, которые отличают счастливчиков, угодивших в «средний класс». И они действительно «опора режима», так как Система (государство плюс власть, и плюс капитализм) держится именно на человеческой глупости и эгоизме, на холопстве: пока люди надеются, что «все дела уладит боярин», а они тем временем будут «телек смотреть» - до тех жизнь будет не жизнью, а растительным существованием, когда есть «господа» и «быдло».
Что же касается провинции, то тут мы имеем в первую очередь совершенно жуткую подавленность и опустошенность: если в Москве и прочих более или менее «благополучных» регионах в глазах у людей светятся «дензнаки», то в нищей провинции в глазах у людей тоска, отчаяние и опустошенность. Здесь главная задача – выжить, при этом, практически не задумываясь над тем, почему это происходит, почему они «живут» именно так. То есть, понимание несправедливости нередко есть, но вот какой бы то ни было анализ отсутствует. В принципе, сложно думать о какой-то осмысленной борьбе, когда буквально нечего есть, когда надо думать о том, что как, чем и на что прокормить свою семью.
По рассказам местных жителей и от впечатлений посетивших ряд регионов России:
- на Урале цены на большинство товаров народного потребления такие же, как в столице (например, на мясо), дешевле разве что плата за проезд – это при том, что зарплаты там значительно ниже, и с работой часто проблемы (особенно если брать к рассмотрению такое понятие, как градообразующее предприятие – если на нем проблемы, то от этого страдают все жители города);
- на севере России зачастую царит именно нищета, а не бедность;
- на Сахалине зарплаты хоть и не особенно низкие (15.000 – это вполне нормально вроде), да вот только цены уж больно высокие: хлеб, например, втрое дороже, чем в Москве; рыба только замороженная продается (регион морской, между прочим!), а самостоятельная ловля чревата выяснением отношений с ОМОНом;
- ну и т. д.
При этом периодически безграничное терпение наших сограждан не выдерживает, и «гнев» прорывается наружу – происходят стачки, забастовки, перекрытия дорог, голодовки… да только обычно толку от всего этого никакого, и участвуют во всем этом буквально единицы. Нет, ну определенный успех конечно есть – иногда люди добиваются своих маленьких побед, хотя, в целом, ситуация весьма плачевна: рабочие стараются действовать в рамках закона, соблюдать формальности, организуют легальные, законопослушные профсоюзы… и при этом практически все проводимые ими стачки и забастовки признаются противозаконными, а подчас и вовсе прекращаются… по решению суда[3].
Иначе как бредовой назвать данную ситуацию сложно, но… она такова, какова есть.
При этом продолжается инфляция (причем ее рост превышает запланированные, то есть – заложенные в бюджет показатели, но никто бюджет при этом пересматривать с учетом реальной инфляции не собирается[4]), растут цены, а это бьет, в первую очередь по наименее социально защищенным слоям населения[5].
И на этом фоне нам еще что-то рассказывают про стабильность, «конституционные и законные» методы отстаивания своих прав и судебные разбирательства.
Очнитесь!
Стабильность у нас весьма относительная и построена в первую очередь на выгодных для российских политико-экономических верхов цен на энергоресурсы.
Конституция не работает, зато работает полицейщина, когда вполне реально попасть в отделение только за то, что ты возмущен незаконным строительством (при этом к застройщикам, у которых почти всегда не в порядке документы, и которые при этом избивают руками своих охранников местных жителей, у ментов претензий никаких нет).
Законность существует только тогда и только для тех, кому и когда это выгодно: именно поэтому одна за другой забастовки признаются незаконными, хотя рабочие из кожи вон лезут, лишь бы соблюсти все формальности, и «не подставиться».
Ну а суды – это удовольствие для лохов и богатых (бывают исключения, но они нужны как раз для того, чтобы продолжало действовать общее правило): надо быть богатым, чтобы выдержать многолетнее разбирательство в суде, ибо услуги адвоката не из дешевых.
Вот и думай после этого о том, что, как и почему в этой жизни происходит.
И вроде те немногочисленные жильцы, что протестуют против точечной застройки понимают зачастую, что «бумажная волокита» ничего не дает (многие судились, но результат лишь тот, что у них накопилось много никому ненужной макулатуры, «а воз и ныне там»), да вот только протестующих слишком мало, и иллюзий по прежнему слишком много: один чиновник обманул, но может другой к нам будет снисходительнее… вот только не будет, или будет, но только до тех пор, пока его интересы будут совпадать с интересами возмущенных граждан.
В этом году московские водители общественного транспорта стали получать проездные с лимитированным числом поездок, вместо безлимитных. Казалось бы, это нонсенс, ибо водители уж чем-чем, а проездом на собственном транспорте должны быть обеспечены если не бесплатным, то хотя бы безлимитным. Однако ж нет – и здесь желание нахапать в свой карман у «начальников» возобладало над элементарным разумом. В одном из трамвайных депо по такому случаю даже коллективное письмо накатали руководство, требуя вернуть безлимитные проездные, так как не всем хватает в месяц отмеренных шестидесяти поездок… да вот надежды си тщетны – пока руководство будет уверенно в своей безнаказанности, и пока ему это все будет выгодно, никто никаких решений отменять не станет, и это, по крайней мере, некоторым водителям, очевидно.
При этом отдельно стоит коснуться пенсионеров – они в нашей стране уже давно являются для правительства людьми второго сорта, если судить по тем действиям, каковые проводятся в данной политике[6]. По большому счету, как можно выживать с нашими пенсиями, при осуществленной «монетизации льгот», и нашими-то ценами – это самая настоящая загадка.
Так что, так и живем: протестуем, но наемся, что вмешается добрый барин и всех спасет; либо вообще не протестуем, ибо можно пахать, как лошадь, но денег заработать; студенты мечтают заработать побольше денег и уехать за границу; офицеры торгуют оружием и солдатами; на стройках процветают бандитизм и рабство…
…а по телевизору все так же рассказывают про стабильность, благополучие, и «рост реальных доходов населения».
Общество потребления торжествует: одними движет желание набить желудок, а другими – желание удовлетворить голод.
Общество спектакля торжествует: реклама и «голос из телевизора», плюс тупейшие «семейные» сериалы держат массы людей в «мире грез и фантазий», стараясь как можно надежнее оторвать от реальности (и очень часто весьма успешно).
Глобализация торжествует: на российские просторы все активнее проникает мировой рынок – строятся и расширяются иностранные компании, остатки усыпляющего «социального партнерства» уходят в прошлое, так как не отвечают веяниям времени и мешают «развитию» капитализма, а социальные гарантии предаются забвению, ибо современные экономические реалии по всему миру требуют от людей, что бы те платили за все из своего кармана. Причем, опыт стран Европы, Америки, Азии показывает, что когда «правые» правители сменяются «левыми» ничего для «простых смертных» не меняется – политика остается той же, и жить становится со временем только хуже: кто бы у власти не стоял[7]. При этом из предлагаемых альтернатив – только диктаторы, которые иногда выдаются за благодетелей[8], что, по сути своей, весьма опасно и глупо.
И в этой связи хочется напомнить, что альтернатива всему этому все-таки есть: самоорганизация трудящиеся и полное коллективное самоуправление – на рабочих местах, по месту жительства, в общем – везде и всюду, без каких бы то ни было начальников, но самими людьми, коллективно.
Как написал в свое время Эрих Фромм: «Впервые в истории физическое выживание человеческого рода зависит от радикального изменения человеческого сердца. Однако изменение сердца человека возможно лишь при условиях таких коренных социально-экономических преобразований, которые дадут ему шанс измениться, а также необходимые для этого мужество и дальновидность.»[9] И, судя по нашим реалиям, эти слова только подтверждаются: спасти нас может только наше собственное изменение отношения к миру, к жизни, но по-настоящему они изменяться только с изменением (коренным) условий существования, а в целом это процессы взаимосвязанные. И именно поэтому надо не надеяться на других, а действовать, и звать, тянуть за собой других.
В конце концов, еще сто пятьдесят лет назад было сказано, что «дело освобождения рабочих должно быть делом самих рабочих», и это совершенно справедливо: когда в ХХ-м столетии происходили революционные события и народ поднимался на борьбу, то жизнь подчас улучшалась, но, стоило отдать «дело освобождения» на откуп очередным политикам, дельцам, бюрократам, как тут же всем надеждам приходил конец – революции гибли, реформы захлебывались, и народ вновь загонялся в стойло, в котором его привычно содержать всевозможным хозяевам, чиновникам, капиталистам.
Пока есть управляющее меньшинство, будет и управляемое, понукаемое и угнетаемое (пусть и не всегда это осознающее) большинство. Так что, для того, чтобы перестать быть тупыми попираемыми баранами, необходимо брать контроль над всеми сферами жизни в свои руки и коллективно, дружно решать, как жить.
Ну а Власть рождает паразитов, как писали на своих знаменах революционные повстанцы-махновцы, а как говорил Михаил Бакунин: власть одинаково развращает как хозяев, так и рабов[10].
И пора бы уже от рабского сознания избавляться, а то получается, что Человек – это звучит как-то глупо и неубедительно. Ну а какому нормальному человеку нравится глупо выглядеть?
Соответственно задача заключается в том, чтобы обрести человеческое достоинство, а вместе с тем и подлинную свободу: свободу самим, коллективно, а не по указке распоряжаться своим временем, результатами собственного труда… да как жить, в конце концов самим определять.
Достоинство обретается в борьбе, но закрепляется только с победой, а победа заключается в установлении народного, коллективного самоуправления. Соответственно обретение чувства собственного достоинства не мыслимо без обретения подлинной свободы, а обретение свободы – без достоинства; ну а всего этого не будет, пока есть чиновники, капиталисты… то есть все те, кто навязывает свою волю другим, а это значит, что быть их не должно, и потому беспощадно бороться с ними жизненно необходимо.
Пресловутая «атомизация общества» складывается как раз из таких факторов: выживание становится этакой идеей фикс, тем более что бороться людям не за что – «все идеалы попраны, преданы и дискредитированы». Ну а когда люди теряют жизненный компас, то стараются прибиться к первой же «гавани». Ругать в этой ситуации «граждан» бесполезно – далеко не каждый способен разобраться в причинах и тонкостях происходящих событий, да и не просто же так возникло поверье – «не дай вам бог жить в эпоху перемен». Жить в такую эпоху может и интересно, увлекательно и даже романтично, но для большинства – слитком тяжело, и сопряжено с огромным риском. «Человек должен иметь возможность отнести себя к какой-то системе, которая бы направляла его жизнь и придавала ей смысл; в противном случае его переполняют сомнения, которые, в конечном счете, парализуют его способности действовать, а значит, и жить.»[2] И именно этого люди сегодня лишены – нет тех возвышенных идей, которые были бы способны вести за собой массы, которые были бы способны воодушевить. Так что тотальная атомизированность вполне закономерна (к сожалению): пока не будет обретен Маяк, его заменой будет служить жажда денег, эгоизм и жадность.
Кстати сказать, Россия не просто атомизированная страна, но еще и к тому же – многоуровневая и многоукладная в этом смысле: с одной стороны есть «бедность по-московски», а есть и «провинциальная бедность»; и это совершенно различные понятия. Если в столице, не смотря на все недостатки, есть возможность как-то прожить, получить пусть и плохую и низкооплачиваемую, но, все-таки работу (пусть она и будет отнимать у вас много времени), то, на периферии нашей «необъятной родины» ситуация зачастую совершенно иная – либо количество рабочих мест жестко ограничено, и потому люди вынуждены биться между собой за те жалкие крохи, что им предлагают, либо ситуация и того хуже (есть конечно и относительно «благополучные» регионы, но, они лишь подчеркивают общую плачевную статистику).
Так, с одной стороны, столица – это «центр притяжения денег», здесь царит настоящая «вакханалия капитализма», борьба за деньги возведена в принцип: многие зачастую стараются всеми силами урвать от финансового пирога кусочек пожирнее, дабы быть «истинным средним классом» (на самом деле – убогим мещанином, для которого «одежка» важнее «ума»). Алчность и рвачество – вот те качества, которые отличают счастливчиков, угодивших в «средний класс». И они действительно «опора режима», так как Система (государство плюс власть, и плюс капитализм) держится именно на человеческой глупости и эгоизме, на холопстве: пока люди надеются, что «все дела уладит боярин», а они тем временем будут «телек смотреть» - до тех жизнь будет не жизнью, а растительным существованием, когда есть «господа» и «быдло».
Что же касается провинции, то тут мы имеем в первую очередь совершенно жуткую подавленность и опустошенность: если в Москве и прочих более или менее «благополучных» регионах в глазах у людей светятся «дензнаки», то в нищей провинции в глазах у людей тоска, отчаяние и опустошенность. Здесь главная задача – выжить, при этом, практически не задумываясь над тем, почему это происходит, почему они «живут» именно так. То есть, понимание несправедливости нередко есть, но вот какой бы то ни было анализ отсутствует. В принципе, сложно думать о какой-то осмысленной борьбе, когда буквально нечего есть, когда надо думать о том, что как, чем и на что прокормить свою семью.
По рассказам местных жителей и от впечатлений посетивших ряд регионов России:
- на Урале цены на большинство товаров народного потребления такие же, как в столице (например, на мясо), дешевле разве что плата за проезд – это при том, что зарплаты там значительно ниже, и с работой часто проблемы (особенно если брать к рассмотрению такое понятие, как градообразующее предприятие – если на нем проблемы, то от этого страдают все жители города);
- на севере России зачастую царит именно нищета, а не бедность;
- на Сахалине зарплаты хоть и не особенно низкие (15.000 – это вполне нормально вроде), да вот только цены уж больно высокие: хлеб, например, втрое дороже, чем в Москве; рыба только замороженная продается (регион морской, между прочим!), а самостоятельная ловля чревата выяснением отношений с ОМОНом;
- ну и т. д.
При этом периодически безграничное терпение наших сограждан не выдерживает, и «гнев» прорывается наружу – происходят стачки, забастовки, перекрытия дорог, голодовки… да только обычно толку от всего этого никакого, и участвуют во всем этом буквально единицы. Нет, ну определенный успех конечно есть – иногда люди добиваются своих маленьких побед, хотя, в целом, ситуация весьма плачевна: рабочие стараются действовать в рамках закона, соблюдать формальности, организуют легальные, законопослушные профсоюзы… и при этом практически все проводимые ими стачки и забастовки признаются противозаконными, а подчас и вовсе прекращаются… по решению суда[3].
Иначе как бредовой назвать данную ситуацию сложно, но… она такова, какова есть.
При этом продолжается инфляция (причем ее рост превышает запланированные, то есть – заложенные в бюджет показатели, но никто бюджет при этом пересматривать с учетом реальной инфляции не собирается[4]), растут цены, а это бьет, в первую очередь по наименее социально защищенным слоям населения[5].
И на этом фоне нам еще что-то рассказывают про стабильность, «конституционные и законные» методы отстаивания своих прав и судебные разбирательства.
Очнитесь!
Стабильность у нас весьма относительная и построена в первую очередь на выгодных для российских политико-экономических верхов цен на энергоресурсы.
Конституция не работает, зато работает полицейщина, когда вполне реально попасть в отделение только за то, что ты возмущен незаконным строительством (при этом к застройщикам, у которых почти всегда не в порядке документы, и которые при этом избивают руками своих охранников местных жителей, у ментов претензий никаких нет).
Законность существует только тогда и только для тех, кому и когда это выгодно: именно поэтому одна за другой забастовки признаются незаконными, хотя рабочие из кожи вон лезут, лишь бы соблюсти все формальности, и «не подставиться».
Ну а суды – это удовольствие для лохов и богатых (бывают исключения, но они нужны как раз для того, чтобы продолжало действовать общее правило): надо быть богатым, чтобы выдержать многолетнее разбирательство в суде, ибо услуги адвоката не из дешевых.
Вот и думай после этого о том, что, как и почему в этой жизни происходит.
И вроде те немногочисленные жильцы, что протестуют против точечной застройки понимают зачастую, что «бумажная волокита» ничего не дает (многие судились, но результат лишь тот, что у них накопилось много никому ненужной макулатуры, «а воз и ныне там»), да вот только протестующих слишком мало, и иллюзий по прежнему слишком много: один чиновник обманул, но может другой к нам будет снисходительнее… вот только не будет, или будет, но только до тех пор, пока его интересы будут совпадать с интересами возмущенных граждан.
В этом году московские водители общественного транспорта стали получать проездные с лимитированным числом поездок, вместо безлимитных. Казалось бы, это нонсенс, ибо водители уж чем-чем, а проездом на собственном транспорте должны быть обеспечены если не бесплатным, то хотя бы безлимитным. Однако ж нет – и здесь желание нахапать в свой карман у «начальников» возобладало над элементарным разумом. В одном из трамвайных депо по такому случаю даже коллективное письмо накатали руководство, требуя вернуть безлимитные проездные, так как не всем хватает в месяц отмеренных шестидесяти поездок… да вот надежды си тщетны – пока руководство будет уверенно в своей безнаказанности, и пока ему это все будет выгодно, никто никаких решений отменять не станет, и это, по крайней мере, некоторым водителям, очевидно.
При этом отдельно стоит коснуться пенсионеров – они в нашей стране уже давно являются для правительства людьми второго сорта, если судить по тем действиям, каковые проводятся в данной политике[6]. По большому счету, как можно выживать с нашими пенсиями, при осуществленной «монетизации льгот», и нашими-то ценами – это самая настоящая загадка.
Так что, так и живем: протестуем, но наемся, что вмешается добрый барин и всех спасет; либо вообще не протестуем, ибо можно пахать, как лошадь, но денег заработать; студенты мечтают заработать побольше денег и уехать за границу; офицеры торгуют оружием и солдатами; на стройках процветают бандитизм и рабство…
…а по телевизору все так же рассказывают про стабильность, благополучие, и «рост реальных доходов населения».
Общество потребления торжествует: одними движет желание набить желудок, а другими – желание удовлетворить голод.
Общество спектакля торжествует: реклама и «голос из телевизора», плюс тупейшие «семейные» сериалы держат массы людей в «мире грез и фантазий», стараясь как можно надежнее оторвать от реальности (и очень часто весьма успешно).
Глобализация торжествует: на российские просторы все активнее проникает мировой рынок – строятся и расширяются иностранные компании, остатки усыпляющего «социального партнерства» уходят в прошлое, так как не отвечают веяниям времени и мешают «развитию» капитализма, а социальные гарантии предаются забвению, ибо современные экономические реалии по всему миру требуют от людей, что бы те платили за все из своего кармана. Причем, опыт стран Европы, Америки, Азии показывает, что когда «правые» правители сменяются «левыми» ничего для «простых смертных» не меняется – политика остается той же, и жить становится со временем только хуже: кто бы у власти не стоял[7]. При этом из предлагаемых альтернатив – только диктаторы, которые иногда выдаются за благодетелей[8], что, по сути своей, весьма опасно и глупо.
И в этой связи хочется напомнить, что альтернатива всему этому все-таки есть: самоорганизация трудящиеся и полное коллективное самоуправление – на рабочих местах, по месту жительства, в общем – везде и всюду, без каких бы то ни было начальников, но самими людьми, коллективно.
Как написал в свое время Эрих Фромм: «Впервые в истории физическое выживание человеческого рода зависит от радикального изменения человеческого сердца. Однако изменение сердца человека возможно лишь при условиях таких коренных социально-экономических преобразований, которые дадут ему шанс измениться, а также необходимые для этого мужество и дальновидность.»[9] И, судя по нашим реалиям, эти слова только подтверждаются: спасти нас может только наше собственное изменение отношения к миру, к жизни, но по-настоящему они изменяться только с изменением (коренным) условий существования, а в целом это процессы взаимосвязанные. И именно поэтому надо не надеяться на других, а действовать, и звать, тянуть за собой других.
В конце концов, еще сто пятьдесят лет назад было сказано, что «дело освобождения рабочих должно быть делом самих рабочих», и это совершенно справедливо: когда в ХХ-м столетии происходили революционные события и народ поднимался на борьбу, то жизнь подчас улучшалась, но, стоило отдать «дело освобождения» на откуп очередным политикам, дельцам, бюрократам, как тут же всем надеждам приходил конец – революции гибли, реформы захлебывались, и народ вновь загонялся в стойло, в котором его привычно содержать всевозможным хозяевам, чиновникам, капиталистам.
Пока есть управляющее меньшинство, будет и управляемое, понукаемое и угнетаемое (пусть и не всегда это осознающее) большинство. Так что, для того, чтобы перестать быть тупыми попираемыми баранами, необходимо брать контроль над всеми сферами жизни в свои руки и коллективно, дружно решать, как жить.
Ну а Власть рождает паразитов, как писали на своих знаменах революционные повстанцы-махновцы, а как говорил Михаил Бакунин: власть одинаково развращает как хозяев, так и рабов[10].
И пора бы уже от рабского сознания избавляться, а то получается, что Человек – это звучит как-то глупо и неубедительно. Ну а какому нормальному человеку нравится глупо выглядеть?
Соответственно задача заключается в том, чтобы обрести человеческое достоинство, а вместе с тем и подлинную свободу: свободу самим, коллективно, а не по указке распоряжаться своим временем, результатами собственного труда… да как жить, в конце концов самим определять.
Достоинство обретается в борьбе, но закрепляется только с победой, а победа заключается в установлении народного, коллективного самоуправления. Соответственно обретение чувства собственного достоинства не мыслимо без обретения подлинной свободы, а обретение свободы – без достоинства; ну а всего этого не будет, пока есть чиновники, капиталисты… то есть все те, кто навязывает свою волю другим, а это значит, что быть их не должно, и потому беспощадно бороться с ними жизненно необходимо.