Ganmrak, хамить не надо. Приписывать людям глупости тоже не надо.
Остальным участникам дискуссии - спасибо за высказывание Вашего мнения по теме.
Теперь о марксизме, по просьбе уважаемого Арадана. Вот такую статью я об этом написал, в свое время:
УЧЕНИЕ МАРКСА
(краткий обзор)
Марксизм - это учение об общих законах развития природы и общества. Он произошел из трех источников - из главных идейных течений 19-го века: немецкой философии, английской политической экономии и французского утопического социализма. Марксизм включает диалектический и исторический материализм, а также теорию научного социализма.
1. Диалектический материализм
В науке существуют две большие группы философов, между которыми идет борьба.
Идеалисты утверждают, что первично сознание - "высший разум" или же сознание самого человека, - а вся природа, материя - создана этим "духом" и зависит от него.
Материалисты считают, что материя первична, а сознание - это только ее свойство и продукт. Философия марксизма есть
материализм.
Материалисты были еще среди философов Древней Греции (Эпикур). Были они и во времена Маркса (Фейербах). Но их учение было наивным, неполным - метафизикой. Они считали материю механической и застывшей, и применяли материализм только к природе, но не к жизни общества. Маркс преодолел ограниченность старого материализма. Он ввел в материализм
диалектику, то есть учение о развитии. Он показал, что есть материальная связь между неживой природой, разными формами жизни и сознанием общества людей. Он утверждал, что материя существует только в движении и развитии. Это развитие возникает при взаимодействии объектов, идет по определенным законам.
Главные диалектические законы таковы:
-
Борьба и единство противоположностей. Часть противоположностей являются непримиримыми.
-
Переход количественного в качественное. Часто он происходит путем революциного скачка.
-
Отрицание отрицания. Развитие идет не по прямой, а по спиральной линии. Каждый этап развития отрицает предыдущий и сам отрицается последующим; Но отрицание это не полное - некоторые полезные качества объекта не отбрасываются, а остаются.
Эти законы можно увидеть и в природе, и в общественном развитии. Диалектический материализм есть не только метод познания мира, но и средство его изменения к лучшему.
2. Исторический материализм Маркс применил метод диалектического материализма не только к природе, но и к человеческому обществу. Так появился
исторический материализм. Он учит, что люди творят свою историю не по случайности или произволу потусторонних сил, а на основе материальных условий, унаследованных от прошлых поколений. Причем не сознание людей определяет их материальную жизнь, а наоборот,
условия жизни определяют, каким будет сознание людей.
Материальная жизнь, экономика - это основа,
базис. А общественное сознание -
надстройка, она вырастает на этом базисе. Общественное сознание - это политические теории, религия, мораль, юридические законы, наука, искусство, психология. Материальная жизнь - это природная среда и производство людьми необходимых им предметов и благ (пищи, одежды, жилья и т. д.). Все орудия производства, средства труда, и люди, ведущие процесс производства - это
производительные силы общества. Отношения, в которые люди вступают в ходе производства материальных благ, Маркс назвал
производственными отношениями. Характер производственных отношений зависит от уровня развития производительных сил. Производственные отношения и производительные силы, взятые в своем единстве - это
способ производства. Способы производства изменяются, т. к. техника и экономика развиваются, и эти изменения базиса влияют на надстройку - на сознание людей, на законы - и изменяют ее.
Поскольку надстройка развивается медленнее, то
между развитым базисом и отстающей надстройкой происходит конфликт. Он ведет к обострению противоречий в обществе между враждебными друг другу классами.
Классы - это большие группы людей, отличающиеся по месту, которое они занимают в системе производства и по доле богатства, которым они владеют. Один класс может силой или экономическим давлением присваивать себе труд другого класса. Это называется эксплуатация. При смене способа производства классы сталкиваются в борьбе, и побеждает более прогрессивный из них. Он ликвидирует отставание надстройки от базиса, устанавливая новые законы, новый тип государства (происходит
политическая революция). Это государство служит аппаратом подавления враждебных ему классов. В результате весь старый способ производства погибает, заменяется новым (происходит
социальная революция). В ходе развития погибли первобытнообщинный, рабовладельческий и феодальный способы производства.
Сегодня на планете господствует
капиталистический способ производства. Главная особенность этого строя - развитие всемирного товарного производства на основе рыночных (буржуазных) производственных отношений, при которых средства производства товаров и результаты общественного труда принадлежат малочисленному классу
капиталистов. Между тем огромное большинство населения всех стран мира состоит из наемных работников -
пролетариев. К их числу относятся все те, кто не имеет средств производства, и потому вынужден, чтобы жить, продавать капиталистам свою способность к физическому или умственному труду. Капиталисты извлекают из наемного труда
прибавочную стоимость, оплачивая труд работников лишь частично и присваивая остальную часть их труда.
Существуют глубокие объективные противоречия между интересами пролетариев и капиталистов, между всеобщим характером производства и частным характером присвоения его продуктов. Их обострение ведет к нарастанию кризисных явлений в экономике многих стран мира. Экономические кризисы и борьба за собственность, в свою очередь, постоянно вызывают политические потрясения, межнациональные войны и конфликты, экологические катастрофы, дегуманизацию отношений и другие явления, которые не только ударяют по уровню жизни трудящихся масс, но и ставят под угрозу выживание целых народов, а в некоторых случаях - и человечества.
3. Научный социализм. В своей работе Капитал" Маркс изучил экономическую природу капитализма, и пришел к выводу, что близок момент, когда в рамках этого общественного строя противоречия общества разрешить будет уже невозможно. Однако развитие средств производства, его концентрация - которая уже пересекает рамки государственных границ - создает возможность перехода к более прогрессивному общественному строю -
социализму. Это строй, основанный на
общественной собственности и пролетарской власти. Он принесет наивысшую степень планомерности производства и одновременно вырвет распоряжение им и его плодами из под контроля класса капиталистов, уничтожит разделение общества на противостоящие классы, покончит со всеми видами эксплуатации трудящихся, обеспечит социальное равенство граждан. Готова и сила, потенциально способная осуществить такой переход - это наемные работники, пролетариат физического и умственного труда. Он непосредственно создает все богатства общества, которые ныне присваиваются классом капиталистов. Одновременно он является самым массовым и дисциплинированным классом общества. Между сознательными рабочими нет межнациональных противоречий, они
интернационалисты, поскольку их экономические интересы едины для любой страны нашей планеты. Сегодня наемные работники обладают неизмеримо более высоким уровнем образования и культуры, чем в прошлые эпохи. Они заинтересованы в создании нового общества, где не будет классов, эксплуатации, войн, кризисов и других черт капитализма. Борьба пролетариата сначала носит экономический характер. Но в ходе такой борьбы у рабочих лидеров возникает понимание того, что окончательно устранить причину бедствий рабочих можно лишь путем социальной и политической революции. Для этого требуется создать
рабочую партию. Ее цель - просвещение рабочих масс и координация их действий. С помощью партии наемным работникам необходимо взять власть и установить диктатуру пролетариата, чтобы сломить сопротивление класса капиталистов.
Первичной избирательной единицей и основной ячейкой государственного строительства при таком типе власти должен стать не партийный комитет и не территориальный округ (как при парламентаризме), а экономическая единица (завод, фабрика и т. д.).
Основные черты рабочей власти - это всеобщая выборность и сменяемость депутатов и должностных лиц в любое время по требованию избирателей; отсутствие у депутатов и чиновников привилегий, плата им - не выше средней зарплаты рабочего; полное подчинение Советам всех чиновников и силовых ведомств государства; замена постоянной армии и полиции вооруженным народом; постепенное отмирание государства (когда пропадет необходимость в подавлении противников), замена его самоуправлением трудящихся, вовлечение масс в управление, обучение масс управлению; обеспечение свободы мысли, печати, митингов и собраний, политических объединений трудящихся. Установление власти пролетариата дает возможность превратить в
общественную собственность объекты крупной промышленности, банки, транспортную систему, крупную земельную собственность. Пролетариат, через систему органов своей власти, будет планировать развитие экономики, сочетая методы научного прогноза и хозяйственной организации. Часть произведенного продукта будет идти на развитие производства, часть - на удовлетворение потребностей граждан.
Сразу после взятия власти пролетариат страны получает:
переход на более короткий рабочий день, право на отпуск, возможность пользоваться санаториями и курортами, бесплатную медицину и образование, стипендии учащимся и пенсии престарелым, ликвидацию безработицы, улучшение жилищных условий, сокращение налогов с трудящихся. Развитие плановой экономики будет вести к стиранию резких социальных и межнациональных различий между людьми, к сокращению рабочего дня, к росту благосостояния людей.
Конечная цель и результат социализма - это
коммунизм, то есть
общество достатка и изобилия, где каждый человек получает блага по своим потребностям.
Передовой класс общества, пролетариат, начиная со времен Парижской Коммуны, неоднократно и во многих странах предпринимал попытки взять власть и установить социализм. Яркой страницей такой борьбы рабочих является изменившая судьбы всей планеты Октябрьская революция 1917 г. в России. Эти героические, но неудавшиеся попытки показали нам, что развитие общества не идет линейно, оно знает и периоды откатов назад. Такой откат называется
реакция. Он происходит, если производительные силы недостаточно развиты для того, чтобы обеспечить прогрессивную смену строя. Однако капитализм и сегодня не разрешил своих острых противоречий, он по-прежнему несет в себе источники собственной гибели и замены более прогрессивным строем.
Воплощение теории марксизма на практике зависит в первую очередь от объективных экономических условий, но
эти условия проявляются через сознательную деятельность людей. Каждый из нас выбирает сам: останется ли он пассивным наблюдателем или же сыграет активную роль в творческом изменении мира к лучшему.