WhiteTrash
21-04-2009 12:35:14
Рейтинг беспокойства
Уровень политической нестабильности на постсоветском пространстве
[SPOILER]
Грузия
Социальная напряженность — 6
Экономическая ситуация — 5
Внутриполитические риски — 6,5
Внешнеполитические риски — 8
Итоговая цифра — 7,5
Главный фактор нестабильности в Грузии — политизированность населения. Безработица, низкие зарплаты и разочарование результатами военной кампании в Южной Осетии — главные аргументы оппозиции. Кресло под Михаилом Саакашвили шатается, и спасти президента могут только выдержка и присутствие духа: второго разгона оппозиционных демонстраций ему могут и не простить.
Украина
Социальная напряженность — 5
Экономическая ситуация — 6,5
Внутриполитические риски — 7
Внешнеполитические риски — 4,5
Итоговая цифра — 6,5
Перманентные политические конфликты накладываются на жесткий экономический кризис — Украина лидирует среди стран СНГ по уровню падения ВВП и промышленного производства. Досрочные президентские выборы могут лишь усилить дезорганизацию. Судя по всему, политическая осень вновь сделает актуальной дискуссию о разломе Украины на Восток и Запад. Людей на майдане Незалежности будет тем больше, чем очевиднее станут экономические проблемы.
Киргизия
Социальная напряженность — 5
Экономическая ситуация — 5,5
Внутриполитические риски — 5,5
Внешнеполитические риски — 6,5
Итоговая цифра — 6,5
Революция 2005 года, свергнувшая президента Аскара Акаева, не разрешила главное противоречие между богатым севером и бедным югом страны. Люди, пришедшие к власти на волне «революции тюльпанов», не смогли подняться над клановыми интересами, поэтому контроль над экономикой страны попросту перешел от одних кланов к другим. Борьба финансовых группировок, стоящих за политиками, провоцирует постоянные конфликты между властью и оппозицией. Ситуацию в республике дестабилизируют и исламистские группировки, сосредоточенные в Ферганской долине.
Армения
Социальная напряженность — 6
Экономическая ситуация — 4,5
Внутриполитические риски — 4
Внешнеполитические риски — 7
Итоговая цифра — 6
Жесткое противостояние властей и оппозиции в этой республике почему-то остается за рамками российского информационного поля, хотя в прошлом году при разгоне митингующих были даже погибшие. 31 мая в стране пройдут выборы столичного парламента — от них будет зависеть, кто станет мэром Еревана, в котором живет больше трети населения страны. Ожидается серьезная борьба между оппозицией, которую возглавляет экс-президент Левон Тер-Петросян, и окружением нынешнего главы государства Сержа Саркисяна. Худший сценарий — эскалация карабахского конфликта.
Молдова
Социальная напряженность — 5
Экономическая ситуация — 5,5
Внутриполитические риски — 5,5
Внешнеполитические риски — 5
Итоговая цифра — 5,75
Мало кто предполагал, что Приднестровье потеряет статус самой большой проблемы молдавских властей. Но в итоге их главной головной болью стало молодое поколение, захотевшее перемен. В Молдове, как ни в одной другой стране СНГ, силен процесс деурбанизации. По отчетам ООН, с 1995 года городское население здесь уменьшилось на 11%. Люди уезжают из страны на заработки, а их оставшиеся без присмотра дети, пытаясь найти себе занятие поинтереснее, репетируют революцию.
Латвия
Социальная напряженность — 5,5
Экономическая ситуация — 5,5
Внутриполитические риски — 5,5
Внешнеполитические риски — 3
Итоговая цифра — 5,5
Самая нестабильная из прибалтийских республик. Стремясь уменьшить госрасходы, правительство Латвии пошло, возможно, не по самому правильному пути, в равной мере — на треть — сократив зарплаты как чиновников, так и учителей и сотрудников полиции. Обиделись все, а защищать власть скоро будет некому: профсоюз полицейских готовится к забастовке. Ситуация еще больше ухудшится, если организованно выступят русскоязычные «неграждане» — их в стране почти 40%.
Азербайджан
Социальная напряженность — 4,5
Экономическая ситуация — 3,5
Внутриполитические риски — 3,5
Внешнеполитические риски — 7,5
Итоговая цифра — 5
Страна попала в эпицентр геополитических сражений за ее углеводородные богатства. Но главная проблема может возникнуть не здесь. «Зачистив» политическое поле внутри страны, власти Азербайджана спровоцировали развитие исламистского подполья, проявляющего особую активность в регионах компактного проживания лезгин — на границах с Дагестаном. Неафишируемые официальными СМИ бои происходят там постоянно. А падение цен на нефть и, следовательно, жизненного уровня населения провоцирует активизацию «системной» оппозиции.
Эстония
Социальная напряженность — 5
Экономическая ситуация — 5,5
Внутриполитические риски — 4
Внешнеполитические риски — 3
Итоговая цифра — 4,5
Страна с самым большим из постсоветских стран ВВП на душу населения — почти $23 тыс. Для сравнения: в Грузии этот показатель почти в 7 раз меньше. При этом от соседней Латвии Эстония отличается тем, что сумела накопить золотовалютные резервы и пытается справиться с кризисом без помощи международных финансовых институтов. Бюджетные расходы были урезаны здесь значительно меньше, чем в других балтийских государствах, что и объясняет довольно спокойную социально-политическую обстановку в стране.
Литва
Социальная напряженность — 4,5
Экономическая ситуация — 5
Внутриполитические риски — 4
Внешнеполитические риски — 2,5
Итоговая цифра — 4,5
Масштабные акции протеста в Вильнюсе прошли почти сразу после беспорядков в Риге, но все же протестный потенциал в Литве не так силен. Литва — единственная прибалтийская страна, где падение промышленного производства не исчисляется двузначными цифрами. Кроме того, здесь, в отличие от Латвии и Эстонии, нет большой русскоязычной диаспоры, с интересами которой нужно считаться. И даже в период кризиса Литва активно продает европейским инвесторам свои стратегические предприятия, подтверждая тем самым курс на интеграцию в ЕС.
Таджикистан
Социальная напряженность — 3,5
Экономическая ситуация — 4
Внутриполитические риски — 3
Внешнеполитические риски — 5
Итоговая цифра — 4,3
Эмомали Рахмон сохраняет свою власть лишь потому, что смог нейтрализовать деятельность радикальных исламистских группировок, которые с конца 90−х терроризировали страну (а возможно, просто заключил с ними своеобразный пакт о ненападении). У коррумпированных таджикских чиновников и их оппонентов есть один общий доходный бизнес — транспортировка наркотиков из Афганистана в Европу. Благо значительная часть населения северного Афганистана — этнические таджики.
Узбекистан
Социальная напряженность — 3,5
Экономическая ситуация — 3,5
Внутриполитические риски — 3
Внешнеполитические риски — 4,5
Итоговая цифра — 4
Жестоко подавив мятеж в Андижане в 2005 году, Ислам Каримов гарантировал себе относительное спокойствие на ближайшую перспективу. Но в то же время стало очевидно, что исламистское движение ушло в подполье и справиться с ним будет не так-то просто. Все это накладывается на экономические проблемы: Узбекистан — одна из немногих стран СНГ, которая не оглашает данные об экономическом развитии в 2009 году.
Беларусь
Социальная напряженность — 3
Экономическая ситуация — 4
Внутриполитические риски — 3
Внешнеполитические риски — 3
Итоговая цифра — 3,5
Александр Лукашенко создал достаточно устойчивую модель государства, экономика которого держится на финансовых преференциях со стороны России. Всевозможные льготы и кредиты предоставляются в обмен на ничем не подтвержденное намерение отдать под контроль России белорусскую газотранспортную систему. Лукашенко установил в стране очень жесткий политический режим. Оппозиция откровенно слаба, но даже она способна воспользоваться тем обстоятельством, что, только по официальным данным, реальные доходы населения за прошлый год упали на 10%.
Казахстан
Социальная напряженность — 2,5
Экономическая ситуация — 4,5
Внутриполитические риски — 2
Внешнеполитические риски — 3,5
Итоговая цифра — 3
Нурсултан Назарбаев достроил «управляемую демократию» до однопартийной системы. В результате именно на партию власти и будет направлено недовольство людей, пострадавших от экономических потрясений. Даже в прошлом, не совсем еще кризисном году инфляция в Казахстане составила порядка 17%. А «громоотводов» у Назарбаева фактически нет. Хотя контроль над СМИ и силовыми структурами дает президенту ощущение стабильности.
Туркмения
Социальная напряженность — 4
Экономическая ситуация — 3,5
Внутриполитические риски — 1
Внешнеполитические риски — 2
Итоговая цифра — 2,5
Самая закрытая и, возможно, самая стабильная страна СНГ. На ситуацию в Туркменистане вряд ли повлияет даже падение цен на газ — основной экспортный продукт. Доходы от торговли газом и так распределялись лишь среди небольшого числа госчиновников. Промышленности в стране почти нет, и проблема безработицы не будет серьезной. То, как легко туркменское общество восприняло замену Туркменбаши на Гурбангулы Бердымухаммедова, показывает, насколько оно пассивно. Страны, заинтересованные в импорте туркменского газа, вовсе не пытаются поменять местный режим, а соревнуются в способности договариваться с ним.
http://www.rusrep.ru/2009/14/reyting_bespokoystva/
[/SPOILER]
Уровень политической нестабильности на постсоветском пространстве
[SPOILER]
Грузия
Социальная напряженность — 6
Экономическая ситуация — 5
Внутриполитические риски — 6,5
Внешнеполитические риски — 8
Итоговая цифра — 7,5
Главный фактор нестабильности в Грузии — политизированность населения. Безработица, низкие зарплаты и разочарование результатами военной кампании в Южной Осетии — главные аргументы оппозиции. Кресло под Михаилом Саакашвили шатается, и спасти президента могут только выдержка и присутствие духа: второго разгона оппозиционных демонстраций ему могут и не простить.
Украина
Социальная напряженность — 5
Экономическая ситуация — 6,5
Внутриполитические риски — 7
Внешнеполитические риски — 4,5
Итоговая цифра — 6,5
Перманентные политические конфликты накладываются на жесткий экономический кризис — Украина лидирует среди стран СНГ по уровню падения ВВП и промышленного производства. Досрочные президентские выборы могут лишь усилить дезорганизацию. Судя по всему, политическая осень вновь сделает актуальной дискуссию о разломе Украины на Восток и Запад. Людей на майдане Незалежности будет тем больше, чем очевиднее станут экономические проблемы.
Киргизия
Социальная напряженность — 5
Экономическая ситуация — 5,5
Внутриполитические риски — 5,5
Внешнеполитические риски — 6,5
Итоговая цифра — 6,5
Революция 2005 года, свергнувшая президента Аскара Акаева, не разрешила главное противоречие между богатым севером и бедным югом страны. Люди, пришедшие к власти на волне «революции тюльпанов», не смогли подняться над клановыми интересами, поэтому контроль над экономикой страны попросту перешел от одних кланов к другим. Борьба финансовых группировок, стоящих за политиками, провоцирует постоянные конфликты между властью и оппозицией. Ситуацию в республике дестабилизируют и исламистские группировки, сосредоточенные в Ферганской долине.
Армения
Социальная напряженность — 6
Экономическая ситуация — 4,5
Внутриполитические риски — 4
Внешнеполитические риски — 7
Итоговая цифра — 6
Жесткое противостояние властей и оппозиции в этой республике почему-то остается за рамками российского информационного поля, хотя в прошлом году при разгоне митингующих были даже погибшие. 31 мая в стране пройдут выборы столичного парламента — от них будет зависеть, кто станет мэром Еревана, в котором живет больше трети населения страны. Ожидается серьезная борьба между оппозицией, которую возглавляет экс-президент Левон Тер-Петросян, и окружением нынешнего главы государства Сержа Саркисяна. Худший сценарий — эскалация карабахского конфликта.
Молдова
Социальная напряженность — 5
Экономическая ситуация — 5,5
Внутриполитические риски — 5,5
Внешнеполитические риски — 5
Итоговая цифра — 5,75
Мало кто предполагал, что Приднестровье потеряет статус самой большой проблемы молдавских властей. Но в итоге их главной головной болью стало молодое поколение, захотевшее перемен. В Молдове, как ни в одной другой стране СНГ, силен процесс деурбанизации. По отчетам ООН, с 1995 года городское население здесь уменьшилось на 11%. Люди уезжают из страны на заработки, а их оставшиеся без присмотра дети, пытаясь найти себе занятие поинтереснее, репетируют революцию.
Латвия
Социальная напряженность — 5,5
Экономическая ситуация — 5,5
Внутриполитические риски — 5,5
Внешнеполитические риски — 3
Итоговая цифра — 5,5
Самая нестабильная из прибалтийских республик. Стремясь уменьшить госрасходы, правительство Латвии пошло, возможно, не по самому правильному пути, в равной мере — на треть — сократив зарплаты как чиновников, так и учителей и сотрудников полиции. Обиделись все, а защищать власть скоро будет некому: профсоюз полицейских готовится к забастовке. Ситуация еще больше ухудшится, если организованно выступят русскоязычные «неграждане» — их в стране почти 40%.
Азербайджан
Социальная напряженность — 4,5
Экономическая ситуация — 3,5
Внутриполитические риски — 3,5
Внешнеполитические риски — 7,5
Итоговая цифра — 5
Страна попала в эпицентр геополитических сражений за ее углеводородные богатства. Но главная проблема может возникнуть не здесь. «Зачистив» политическое поле внутри страны, власти Азербайджана спровоцировали развитие исламистского подполья, проявляющего особую активность в регионах компактного проживания лезгин — на границах с Дагестаном. Неафишируемые официальными СМИ бои происходят там постоянно. А падение цен на нефть и, следовательно, жизненного уровня населения провоцирует активизацию «системной» оппозиции.
Эстония
Социальная напряженность — 5
Экономическая ситуация — 5,5
Внутриполитические риски — 4
Внешнеполитические риски — 3
Итоговая цифра — 4,5
Страна с самым большим из постсоветских стран ВВП на душу населения — почти $23 тыс. Для сравнения: в Грузии этот показатель почти в 7 раз меньше. При этом от соседней Латвии Эстония отличается тем, что сумела накопить золотовалютные резервы и пытается справиться с кризисом без помощи международных финансовых институтов. Бюджетные расходы были урезаны здесь значительно меньше, чем в других балтийских государствах, что и объясняет довольно спокойную социально-политическую обстановку в стране.
Литва
Социальная напряженность — 4,5
Экономическая ситуация — 5
Внутриполитические риски — 4
Внешнеполитические риски — 2,5
Итоговая цифра — 4,5
Масштабные акции протеста в Вильнюсе прошли почти сразу после беспорядков в Риге, но все же протестный потенциал в Литве не так силен. Литва — единственная прибалтийская страна, где падение промышленного производства не исчисляется двузначными цифрами. Кроме того, здесь, в отличие от Латвии и Эстонии, нет большой русскоязычной диаспоры, с интересами которой нужно считаться. И даже в период кризиса Литва активно продает европейским инвесторам свои стратегические предприятия, подтверждая тем самым курс на интеграцию в ЕС.
Таджикистан
Социальная напряженность — 3,5
Экономическая ситуация — 4
Внутриполитические риски — 3
Внешнеполитические риски — 5
Итоговая цифра — 4,3
Эмомали Рахмон сохраняет свою власть лишь потому, что смог нейтрализовать деятельность радикальных исламистских группировок, которые с конца 90−х терроризировали страну (а возможно, просто заключил с ними своеобразный пакт о ненападении). У коррумпированных таджикских чиновников и их оппонентов есть один общий доходный бизнес — транспортировка наркотиков из Афганистана в Европу. Благо значительная часть населения северного Афганистана — этнические таджики.
Узбекистан
Социальная напряженность — 3,5
Экономическая ситуация — 3,5
Внутриполитические риски — 3
Внешнеполитические риски — 4,5
Итоговая цифра — 4
Жестоко подавив мятеж в Андижане в 2005 году, Ислам Каримов гарантировал себе относительное спокойствие на ближайшую перспективу. Но в то же время стало очевидно, что исламистское движение ушло в подполье и справиться с ним будет не так-то просто. Все это накладывается на экономические проблемы: Узбекистан — одна из немногих стран СНГ, которая не оглашает данные об экономическом развитии в 2009 году.
Беларусь
Социальная напряженность — 3
Экономическая ситуация — 4
Внутриполитические риски — 3
Внешнеполитические риски — 3
Итоговая цифра — 3,5
Александр Лукашенко создал достаточно устойчивую модель государства, экономика которого держится на финансовых преференциях со стороны России. Всевозможные льготы и кредиты предоставляются в обмен на ничем не подтвержденное намерение отдать под контроль России белорусскую газотранспортную систему. Лукашенко установил в стране очень жесткий политический режим. Оппозиция откровенно слаба, но даже она способна воспользоваться тем обстоятельством, что, только по официальным данным, реальные доходы населения за прошлый год упали на 10%.
Казахстан
Социальная напряженность — 2,5
Экономическая ситуация — 4,5
Внутриполитические риски — 2
Внешнеполитические риски — 3,5
Итоговая цифра — 3
Нурсултан Назарбаев достроил «управляемую демократию» до однопартийной системы. В результате именно на партию власти и будет направлено недовольство людей, пострадавших от экономических потрясений. Даже в прошлом, не совсем еще кризисном году инфляция в Казахстане составила порядка 17%. А «громоотводов» у Назарбаева фактически нет. Хотя контроль над СМИ и силовыми структурами дает президенту ощущение стабильности.
Туркмения
Социальная напряженность — 4
Экономическая ситуация — 3,5
Внутриполитические риски — 1
Внешнеполитические риски — 2
Итоговая цифра — 2,5
Самая закрытая и, возможно, самая стабильная страна СНГ. На ситуацию в Туркменистане вряд ли повлияет даже падение цен на газ — основной экспортный продукт. Доходы от торговли газом и так распределялись лишь среди небольшого числа госчиновников. Промышленности в стране почти нет, и проблема безработицы не будет серьезной. То, как легко туркменское общество восприняло замену Туркменбаши на Гурбангулы Бердымухаммедова, показывает, насколько оно пассивно. Страны, заинтересованные в импорте туркменского газа, вовсе не пытаются поменять местный режим, а соревнуются в способности договариваться с ним.
http://www.rusrep.ru/2009/14/reyting_bespokoystva/
[/SPOILER]