Смерть царедворца

Штрассер

30-08-2009 03:31:50

Смерть царедворца
27-го августа, на 97-ом (!) году жизни помер автор трёх государственных гимнов Сергей Михалков. Появилась ещё одна икона современности, на которую нам дают приказ равняться. А есть ли на что равняться-то? Давайте вглядимся в жизненный путь усопшего.

Выходец из дворянской семьи и беспартийный (вступил в партию только в 1950 году), Михалков, сделавший удивительную карьеру на писательском поприще, постоянно навлекал на себя критику. Больше всего его противникам не нравилась лояльность к любой власти, конъюнктурный подход, публикация в советское время произведений откровенно пропагандистского характера.

Собственно говоря, поэтом-то назвать Михалкова можно с большой натяжкой. Суть настоящего поэта ухватил Сергей Есенин: «Быть поэтом — это значит то же, Если правды жизни не нарушить, Рубцевать себя по нежной коже, Кровью чувств ласкать чужие души». Поэтому настоящая поэзия всегда вне любых партий, она неудобна, оппозиционна. Нельзя с чистым сердцем сочинять за квартиры и дачи стихи во славу власти. Поэтому тот же Есенин писал «Страну негодяев» и за стихи свои всегда мог ответить, потому что писал так, как думал на самом деле. У Михалкова подобной честности не было и в помине, отсюда и неудобные любому честному человеку нестыковки. «Чистый лист бумаги снова, На столе передо мной, Я пишу на нём три слова: Слава партии родной». Или: «Коммунизм»! Нам это слово, Светит ярче маяка. «Будь готов!» — «Всегда готовы!» С нами ленинский ЦК!». Верил ли когда-нибудь сам Михалков в то, что писал? Если да, то зачем писать в автобиографической книге «Я был советским писателем» следующее: «Рухнул «Союз нерушимый», похоронив под своими обломками, казалось бы, незыблемые структуры партийно-государственного аппарата с его равнодушной к судьбе человека правоохранительной и карательной системой, прогнившей экономикой, «развитым социализмом» и призрачными коммунистическими идеалами». А вот зачем: времена поменялись, бывшие КПССовцы ругательно ругают «совок», и Михалков благополучно перестраивается под вихрем времён. Ругает Михалков, как будто забыв, что именно он, а никто иной написал гимны Советского Союза (правда, есть сомнения, многие полагают, что авторство гимна Михалков себе присвоил, ибо работал то ведь на пару с Эль-Регистаном)! «Расторопный Сергей Михалков без творческих мук и нравственных усилий по заданию Политбюро ЦК КПСС легко приспособил старое сочинение к новым условиям»,— отметил в свое время Владимир Войнович.

Писатель Владимир Тендряков так отзывался о Михалкове: «Правительство появилось, и сразу вокруг него возникла кипучая угодливая карусель. Деятели искусства и литературы, разумеется, не все, а те, кто считали себя достаточно заметными, способными претендовать на близость, оттирая друг друга, со счастливыми улыбками на потных лицах начали толкучечку, протискиваясь поближе. То с одной стороны, то с другой вырастал Сергей Михалков, несравненный «дядя Степа», никогда не упускающий случая напомнить о себе». Критик Станислав Рассадин писал о нём, что Михалков ещё с 1930-х годов «исхалтурился» и «использовал свою божественную искорку, чтобы разжечь огонь под своей государственной пайкой». Владимир Радзишевский отзывался о Михалкове, как о «лукавом царедворце».

Тяжко приходилось людям, которым посвящал свои поэмы и стихотворения Михалков. Например, в 30-ых Михалков пишет о Наркоме обороны Климе Ворошилове. «Серебряного Дона родные берега клинком в огне калёным не ты ль оберегал?..». Позже, точка зрения на Ворошилова меняется кардинально, причем, когда по причине смерти сталинский нарком уже не может повлиять на карьеру Михалкова: «Сама судьба свела счеты с верным сатрапом Верховного Главнокомандующего. Ворошилов полностью оглох. В глухом безмолвии, наедине со своими мыслями, медленно уходил он из жизни, увенчанный многими высшими наградами за подвиги, которых он не совершал. И ушел, оставив после себя недобрую память…». Весьма удачно Михалков пережил благодаря особому складу характера и репрессии 30-ых годов. Сталину понравилось стихотворение Михалкова «Колыбельная», название которого автор решил изменить на «Светлана». «В 1939 году, когда было первое награждение писателей, когда шли репрессии и многих писателей арестовывали, арестовали очень многих моих товарищей, я с удивлением прочитал, что я получил Орден Ленина… Я, 26-летний писатель, получил, наконец, коммунальную квартиру из двух комнат». В благодарность за это в декабре 1939 года молодой поэт, только что награжденный орденом Ленина, опубликовал в «Правде» стихотворение «Сталин», в котором, в частности, есть такие проникновенные строки: «Спит Москва. В ночной столице, В этот поздний час, Только Сталину не спится — Сталин думает о нас». Так началась уже не литературная, но номенклатурная карьера Михалкова, которая, однако, достигла своего пика в середине 60-ых.

В частности Михалков возглавлял Московскую писательскую организацию (1965-1970), был председателем правления Союза писателей РСФСР и секретарем правления Союза писателей СССР (1970-1992). Был сопредседателем исполкома Сообщества Писательских Союзов (1992-1999), почетным председателем исполкома Международного Сообщества Писательских Союзов (1999-2000). Общественная деятельность Михалкова, также весьма двусмысленна. В период, когда в СССР начались гонения литературных диссидентов, том числе не так давно почившего Александра Солженицына, Михалков принял активнейшее участие в этом процессе, осудив и заклеймив идеологических противников. В ответ на присуждение в 1970 году Солженицыну Нобелевской премии Михалков заявил, что считает эту инициативу не чем иным, как очередной политической провокацией, направленной против советской литературы и ничего общего не имеющей с подлинной заботой о развитии литературы. Когда началась кампания против романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго», Михалков откликнулся басней про «некий злак, который звался Пастернак».

Есть такая легенда - когда Сталин собрал в кремлевский кабинет знаменитых писателей и спросил, чего бы они хотели получить от советского правительства, каждый стал просить разных благ: квартиру, дачу, машину, поездку в Европу. Только Михалков достал из кармана маленький красный томик автобиографии Сталина и попросил надписать книжку. Сталин с удовольствием подписал, а дачу, машину и прочее распорядился дать поэту в придачу. Вот мол, какой верный и любящий сын вождя народов! От такой трактовки этой легенды Михалков на склоне лет открестится: - Сергей Владимирович, скажите, пожалуйста, что у Вас осталось на память от встреч со Сталиным? И правда ли, что Вы просили у него автограф? Сергей Михалков: - Зачем мне просить у Сталина автограф, если на черновике нашего текста были его пометки. Это была его рука. И потом я, честно говоря, никогда ни у кого автографов не брал вообще». Ну тогда понятно, на встрече со Сталиным ничем видать Михалков и не выделялся из общей массы холуев, и просил подачки в виде икры, колбасы, дачи и т.д. Вообще черту к стяжательству очень легко проследить по воспоминаниям Михалкова. Он всегда с особой любовью вспоминает, что и в каких количествах ему давалось за его «нетленные произведения». Например, за первый гимн СССР выдали Михалкову 500 рублей казенных денег, да паек немалый (колбаса, икра и прочие вкусности). Это ж надо, память какая! 50-60 лет прошло, а помнит всё до последнего рублика!

Благополучно пережив бурные 90-ые, в начале нового тысячелетия Михалков вновь оказывается крайне востребован. В 2000 году началась работа по принятию нового Гимна Российской Федерации. Проект закона «О государственном гимне РФ», был в целом принят Думой 8 декабря 2000 года. 20 декабря 2000 года новый гимн на старую мелодию Александрова вновь стал государственным символом Российской Федерации, новые законы о госсимволике были приняты обеими палатами российского парламента и подписаны президентом. При их обсуждении в Госдуме предложение принять в качестве российского гимна музыку гимна СССР вызвало резкую неприязнь, но решение было принято. Опыт в деле написания гимнов у Михалкова был неоспоримым и 30 декабря 2000 года бывший президент Владимир Путин утвердил текст Государственного гимна России на стихи Михалкова в третьей редакции. Гимнописец сообщил в интервью, что искренне хотел сочинить «гимн православной страны», он человек верующий и «всегда был верующим». «То, что я сейчас написал, — это близко моему сердцу», — заявлял Михалков.

Очень точное определение жизненного пути Михалкова, дал председатель Союза писателей РФ Валерий Ганичев, охарактеризовав его как «сказочный». «Михалков жил, как в сказках: долго и счастливо» — сказал он. А чтобы так жить в моменты кардинальных потрясений, отразившихся на истории всего народа, в годы, когда погибали миллионы, нужно очень постараться.

Вообще Михалков пытается оправдать свою беспринципность, говоря высокие словеса о том, что мол он и его семья служат стране. Нет, не стране, но власти, причем любой! Настоящий поэт, служа настоящей поэзии, служит людям, а не подхалимствует в высоких кабинетах с лицом, всегда выражающим – «чего изволите?». И не стоит кивать на время и обстоятельства, в которых он жил. Многие писатели и поэты буквально жизнью платили за свои произведения и убеждения, а Михалков вкушал деликатесы, отнятые у трудящихся властью.

Напоследок, скажу пару слов о наследниках Михалкова, коие свято блюдут семейные традиции лизоблюдства, подхалимства и прочих «качеств». Особое место в числе продолжателей дела Михалковых стоит Никита, ранее бывший яростным сторонником КПСС, а ныне ставший вальяжным барчуком, рассуждающим о необходимости восстановления монархии в России. Этот трусливый человек, который не гнушается лично избивать беззащитных людей, что-то там вещает о морали и народе, нацепив себе золотые перстни. На деле, выступая за «русский народ», не гнушается Никитка дружбой с Нурсултаном Назарбаевым, который в своём Казахстане этот самый народ активно гнобит, в целях укрепления казахстанской элиты у кормушки государства.

В общем, если подытожить, можно констатировать только один факт, благодаря своей беспринципности, семья Михалковых прочно вошла в литературно-номенкулатурную жизнь России и пожинает плоды своего высокого положения. Что отличает настоящего Человека? Прежде всего — жизненная позиция. Была она у знаменитого усопшего? Очевидно, нет. Поэт-песенник был как тряпка, угождал любому правителю и режиму. Михалков был достойным продуктом своей системы. Чувствовал конъюктуру, умел, где нужно подлизнуть, где-то хапнуть. Эти «качества» отличительная черта большого и дружного семейства Михалковых. Велика страна Михалкова и их же. Велика страна, в которой о поэтах будут судить по Михалкову, а о поэзии по стишкам про дядю Степу-мента. Что ж за время то такое настало? Я понимаю, что время творит своих героев. Но почему беспринципные сейчас в чести? Хотя по Волге реке много что плывет...



Анархист Шкуро



29.08.2009

http://aitrus.info/node/269

Дмитрий Донецкий

30-08-2009 06:45:52

Кто-то назвал Михалкова "триждыгимнюком" (то есть автором трёх вариантов гимна). "Гимнюк, негимнюк, но слушать стоя будешь" - отреагировал ныне покойный.

«Россия! Слышишь страшный зуд? Три Михалкова по тебе ползут…» (Гафт).

Диас

30-08-2009 06:48:17

фиг им-не будем мы стоя слушать.

Троцкист

30-08-2009 06:49:06

михалков - привсехвластяхкакпомаслу

Zogin

03-09-2009 21:04:11

интересная статья

http://forum.msk.ru/material/lenty/1360961.html

Гимн как исторический диагноз



Александр Майсурян 2009.09.03

На Новодевичьем кладбище Москвы состоялись похороны Сергея Михалкова, писателя и поэта, автора трёх редакций гимнов СССР и России.

* * *

Всё-таки, что ни говори, а гимн - самое правдивое произведение искусства. В нём ничего не скроешь! У кого-то такое утверждение вызывает сомнения? Что ж, разберёмся по порядку.

Начать для полноты картины придётся с первого советского гимна - "Интернационала". Бросается в глаза, что весь этот гимн полон глаголами, обозначающими движение. Буквально ничто из названного в нём не остаётся в покое и неизменности - гром ударяет, горн вздувается, железо куётся, рабы восстают, мир рушится до основания и тут же строится заново, разум кипит и ведёт в смертный бой и т. д. Всё находится в неустанном движении и превращении, вечном круговороте.

Текст первого михалковского гимна, 1943 года, в этом смысле гораздо спокойнее, хотя и сочинялся в самый разгар мировой войны. Движение в нём тоже присутствует - но в основном в прошедшем времени: Русь сплотила, Ленин озарил, Сталин вырастил. Наиболее динамичен припев:

Славься, Отечество наше свободное,

Дружбы народов надёжный оплот!

Знамя советское, знамя народное

Пусть от победы к победе ведёт!

При повторении припева "дружба народов" менялась на "счастье народов", а затем - на "славу народов".

В гимне 1977 года этот припев претерпел разительное превращение:

Славься, Отечество наше свободное,

Дружбы народов надёжный оплот!

Партия Ленина - сила народная

Нас к торжеству коммунизма ведёт!

Счастье и слава народов бесследно потерялись где-то по пути, но главная перемена, конечно, не в этом: раньше вело знамя - а теперь повела партия. Партия, которой в гимне 1943 года как бы и не было...

На первый взгляд, разница невелика, но по сути - огромна. Знамя - предмет идеальный, невещественный. Да, его можно спустить с флагштока, разорвать, растоптать, сжечь, но уничтожить окончательно - невозможно. Знамя неспособно ни предать, ни изменить, ни переродиться. Идущий за знаменем поневоле устремляет глаза вверх, то есть к небу...

Однако в 1977 году кому-то, наверное, показалось, что земная твердь - гораздо более прочная опора, чем воздух... И движение спустилось с небес на землю.

Результаты не замедлили сказаться. В третьем, последнем варианте михалковского гимна никакого движения нет вообще - ни в сфере духа, ни в области материи - нигде.

Стоп, машина, глуши мотор! Всё, приехали. Никто никого никуда уже не ведёт, ничто не строится, не куётся и тем более не кипит. Какое там! Можно с лупой в руках обшарить весь текст этого гимна вдоль и поперёк - ни малейшего физического движения в нём и в помине не обнаружится. Ни в прошлом, ни в настоящем, ни в будущем. Всё и вся удовлетворенно застыло и стоит на своих местах, как будто прибитое гвоздями. Разве что время ещё идет, но оно здесь не властно...

Да, в этой редакции гимна дело Ильича подлинно живёт и побеждает - только, разумеется, уже не Владимира Ильича Ульянова, а Ильи Ильича Обломова. Все действия, перечисленные в гимне, можно с успехом производить, не поднимаясь с обломовского дивана:

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!



Чтобы "славиться", "гордиться", и вообще всячески упиваться самими собой, не требуется ни малейшего мышечного усилия, не так ли? Пожалуй, самое трудоёмкое действие, на которое всё же может подвигнуть нынешний гимн, - обвести гордым взглядом упомянутые в нём "леса и поля". И, должно быть, истратив последнюю мускульную энергию на это непомерное усилие, навсегда смежить натруженные веки...

Можно проанализировать тексты гимнов и в ином ракурсе - с точки зрения наличия в них борьбы и какого-то, пусть символического, противника.

В "Интернационале" и борьбы, и противников предостаточно: это и свора псов и палачей, и паразиты, и царь с богом, не говоря уж про весь мир насилья, подлежащий разрушению.

В гимне 1943 года число противников заметно поубавилось, но присутствует весьма энергичный и боевой куплет:

Мы армию нашу растили в сраженьях.

Захватчиков подлых с дороги сметём!

Мы в битвах решаем судьбу поколений,

Мы к славе Отчизну свою поведём!

В гимне 1977 года ничего этого уже не осталось, из числа враждебных стихий сохранились только некие неопределённые "грозы", да и то в прошедшем времени: "Сквозь грозы сияло нам солнце свободы". Ну, а в действующем гимне нет и такой малости. Нет на свете ни противников, ни сражений, ни гроз, ни угроз - бороться не с кем, да и незачем. Вокруг раскинулось счастливое царство, где несть ни печали, ни воздыхания. История навеки остановила течение своё: "Так было, так есть и так будет всегда!" Ещё бы - в загробном-то мире...

Это - пугающее произведение. Если бывают фильмы-катастрофы и романы-катастрофы, то это - гимн-катастрофа. Надо признать, что Сергей Михалков был подлинным мастером своего дела. Он с блеском справился с невероятной задачей - сумел воспеть даже то, что переживает ныне наше общество: то есть расслабленное старческое угасание в сладостных мечтах о былом величии. Тупик. Да, это и вправду гимн нынешнего, путинско-медведевского государства. Беспощадно правдивый гимн. Вернее сказать - исторический диагноз.

Trinity

03-09-2009 21:58:43

Zogin писал(а):

Это - пугающее произведение. Если бывают фильмы-катастрофы и романы-катастрофы, то это - гимн-катастрофа. Надо признать, что Сергей Михалков был подлинным мастером своего дела. Он с блеском справился с невероятной задачей - сумел воспеть даже то, что переживает ныне наше общество: то есть расслабленное старческое угасание в сладостных мечтах о былом величии. Тупик. Да, это и вправду гимн нынешнего, путинско-медведевского государства. Беспощадно правдивый гимн. Вернее сказать - исторический диагноз.
Замечательный анализ. И действительно Михалков был необычайно талантлив, потому что он действительно во всех своих трех гимнах отразил официальную точку зрения на то, что происходит со страной.

Причем Михалкову удалось отразить не только официальную точку зрения, но и те перемены, которые действительно происходили в массовом сознании.

То есть Михалков умудрился сделать и то, и это.

Видимо Михалков это какой-то советско-российский Достоевский с его полифонией.

Автор статьи это очень хорошо показал....

Partisanius

04-09-2009 02:51:43

'Zogin писал(а):Гимн как исторический диагноз
Александр Майсурян 2009.09.03
...
Текст первого михалковского гимна, 1943 года...
В гимне 1977 года ...


а где про гимн 2000? объективная критика господина Майсурян закончилась?


'Trinity писал(а):Видимо Михалков это какой-то советско-российский Достоевский с его полифонией.


разница только в том, что михалков был проффесионалом (виктор федорыч, привет), т.е. писал для того чтоб платили.

O01eg

05-09-2009 00:56:29

Смерть гимнософиста.
- Это что? – святой Петр с изумлением посмотрел на мятую бумажку, которую протянул благообразный старичок. – Опять небось справка о праведности из РПЦ? Ну не действуют у нас кирюхины грамоты, устал я говорить. Устал.
- Да ну, какие справки. Я тут просто набросал, пока летел. Чтоб время не терять.
- Что набросали?
- Гимн.
- Акафист? Или что?
- Гимн. Гимн Царствия небесного.
Петр надел на нос потертые очки и начал читать с середины:

Гордись, обитатель небесного рая,
Теперь ты спасен, и прославлен в веках.
Одна ты на небе, одна ты такая,
Хранимая богом страна в облаках!
Славься Спаситель наш и Богородица,
Славься седой охранитель ключей!
Партия праведных к небу возносится
В ясном сиянии светлых лучей.

- А вы, собственно, кто? – спросил изумленный Петр.
- Вы что, не узнали?
- А, ну да, так вам и не сюда, собственно, - пробормотал Петр, нащупывая под столом кнопку сброса.
Почувстовав, как облако уходит из под ног и увидев внизу разверстую багровую пропасть, старичок вздохнул, достал из кармана блокнот, и начал торопливо записывать:

Сквозь дыры в земле ад сияет нам ярко,
И дьявол великий нам путь озарил!
Министр и премьер, хлебороб и доярка, -
Здесь хватит на всех сковородок и вил.
Славься подземное наше узилище…

http://ivand.livejournal.com/1161143.html

AnCom

05-09-2009 02:30:29

'Partisanius писал(а):а где про гимн 2000? объективная критика господина Майсурян закончилась?

'Zogin писал(а):В третьем, последнем варианте михалковского гимна

'Zogin писал(а):Ну, а в действующем гимне

Если читать не по диагонали, то современному гимну большая часть статьи посвящена...

O01eg, + мильён!