Штрассер
30-08-2009 03:31:50
Смерть царедворца
27-го августа, на 97-ом (!) году жизни помер автор трёх государственных гимнов Сергей Михалков. Появилась ещё одна икона современности, на которую нам дают приказ равняться. А есть ли на что равняться-то? Давайте вглядимся в жизненный путь усопшего.
Выходец из дворянской семьи и беспартийный (вступил в партию только в 1950 году), Михалков, сделавший удивительную карьеру на писательском поприще, постоянно навлекал на себя критику. Больше всего его противникам не нравилась лояльность к любой власти, конъюнктурный подход, публикация в советское время произведений откровенно пропагандистского характера.
Собственно говоря, поэтом-то назвать Михалкова можно с большой натяжкой. Суть настоящего поэта ухватил Сергей Есенин: «Быть поэтом — это значит то же, Если правды жизни не нарушить, Рубцевать себя по нежной коже, Кровью чувств ласкать чужие души». Поэтому настоящая поэзия всегда вне любых партий, она неудобна, оппозиционна. Нельзя с чистым сердцем сочинять за квартиры и дачи стихи во славу власти. Поэтому тот же Есенин писал «Страну негодяев» и за стихи свои всегда мог ответить, потому что писал так, как думал на самом деле. У Михалкова подобной честности не было и в помине, отсюда и неудобные любому честному человеку нестыковки. «Чистый лист бумаги снова, На столе передо мной, Я пишу на нём три слова: Слава партии родной». Или: «Коммунизм»! Нам это слово, Светит ярче маяка. «Будь готов!» — «Всегда готовы!» С нами ленинский ЦК!». Верил ли когда-нибудь сам Михалков в то, что писал? Если да, то зачем писать в автобиографической книге «Я был советским писателем» следующее: «Рухнул «Союз нерушимый», похоронив под своими обломками, казалось бы, незыблемые структуры партийно-государственного аппарата с его равнодушной к судьбе человека правоохранительной и карательной системой, прогнившей экономикой, «развитым социализмом» и призрачными коммунистическими идеалами». А вот зачем: времена поменялись, бывшие КПССовцы ругательно ругают «совок», и Михалков благополучно перестраивается под вихрем времён. Ругает Михалков, как будто забыв, что именно он, а никто иной написал гимны Советского Союза (правда, есть сомнения, многие полагают, что авторство гимна Михалков себе присвоил, ибо работал то ведь на пару с Эль-Регистаном)! «Расторопный Сергей Михалков без творческих мук и нравственных усилий по заданию Политбюро ЦК КПСС легко приспособил старое сочинение к новым условиям»,— отметил в свое время Владимир Войнович.
Писатель Владимир Тендряков так отзывался о Михалкове: «Правительство появилось, и сразу вокруг него возникла кипучая угодливая карусель. Деятели искусства и литературы, разумеется, не все, а те, кто считали себя достаточно заметными, способными претендовать на близость, оттирая друг друга, со счастливыми улыбками на потных лицах начали толкучечку, протискиваясь поближе. То с одной стороны, то с другой вырастал Сергей Михалков, несравненный «дядя Степа», никогда не упускающий случая напомнить о себе». Критик Станислав Рассадин писал о нём, что Михалков ещё с 1930-х годов «исхалтурился» и «использовал свою божественную искорку, чтобы разжечь огонь под своей государственной пайкой». Владимир Радзишевский отзывался о Михалкове, как о «лукавом царедворце».
Тяжко приходилось людям, которым посвящал свои поэмы и стихотворения Михалков. Например, в 30-ых Михалков пишет о Наркоме обороны Климе Ворошилове. «Серебряного Дона родные берега клинком в огне калёным не ты ль оберегал?..». Позже, точка зрения на Ворошилова меняется кардинально, причем, когда по причине смерти сталинский нарком уже не может повлиять на карьеру Михалкова: «Сама судьба свела счеты с верным сатрапом Верховного Главнокомандующего. Ворошилов полностью оглох. В глухом безмолвии, наедине со своими мыслями, медленно уходил он из жизни, увенчанный многими высшими наградами за подвиги, которых он не совершал. И ушел, оставив после себя недобрую память…». Весьма удачно Михалков пережил благодаря особому складу характера и репрессии 30-ых годов. Сталину понравилось стихотворение Михалкова «Колыбельная», название которого автор решил изменить на «Светлана». «В 1939 году, когда было первое награждение писателей, когда шли репрессии и многих писателей арестовывали, арестовали очень многих моих товарищей, я с удивлением прочитал, что я получил Орден Ленина… Я, 26-летний писатель, получил, наконец, коммунальную квартиру из двух комнат». В благодарность за это в декабре 1939 года молодой поэт, только что награжденный орденом Ленина, опубликовал в «Правде» стихотворение «Сталин», в котором, в частности, есть такие проникновенные строки: «Спит Москва. В ночной столице, В этот поздний час, Только Сталину не спится — Сталин думает о нас». Так началась уже не литературная, но номенклатурная карьера Михалкова, которая, однако, достигла своего пика в середине 60-ых.
В частности Михалков возглавлял Московскую писательскую организацию (1965-1970), был председателем правления Союза писателей РСФСР и секретарем правления Союза писателей СССР (1970-1992). Был сопредседателем исполкома Сообщества Писательских Союзов (1992-1999), почетным председателем исполкома Международного Сообщества Писательских Союзов (1999-2000). Общественная деятельность Михалкова, также весьма двусмысленна. В период, когда в СССР начались гонения литературных диссидентов, том числе не так давно почившего Александра Солженицына, Михалков принял активнейшее участие в этом процессе, осудив и заклеймив идеологических противников. В ответ на присуждение в 1970 году Солженицыну Нобелевской премии Михалков заявил, что считает эту инициативу не чем иным, как очередной политической провокацией, направленной против советской литературы и ничего общего не имеющей с подлинной заботой о развитии литературы. Когда началась кампания против романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго», Михалков откликнулся басней про «некий злак, который звался Пастернак».
Есть такая легенда - когда Сталин собрал в кремлевский кабинет знаменитых писателей и спросил, чего бы они хотели получить от советского правительства, каждый стал просить разных благ: квартиру, дачу, машину, поездку в Европу. Только Михалков достал из кармана маленький красный томик автобиографии Сталина и попросил надписать книжку. Сталин с удовольствием подписал, а дачу, машину и прочее распорядился дать поэту в придачу. Вот мол, какой верный и любящий сын вождя народов! От такой трактовки этой легенды Михалков на склоне лет открестится: - Сергей Владимирович, скажите, пожалуйста, что у Вас осталось на память от встреч со Сталиным? И правда ли, что Вы просили у него автограф? Сергей Михалков: - Зачем мне просить у Сталина автограф, если на черновике нашего текста были его пометки. Это была его рука. И потом я, честно говоря, никогда ни у кого автографов не брал вообще». Ну тогда понятно, на встрече со Сталиным ничем видать Михалков и не выделялся из общей массы холуев, и просил подачки в виде икры, колбасы, дачи и т.д. Вообще черту к стяжательству очень легко проследить по воспоминаниям Михалкова. Он всегда с особой любовью вспоминает, что и в каких количествах ему давалось за его «нетленные произведения». Например, за первый гимн СССР выдали Михалкову 500 рублей казенных денег, да паек немалый (колбаса, икра и прочие вкусности). Это ж надо, память какая! 50-60 лет прошло, а помнит всё до последнего рублика!
Благополучно пережив бурные 90-ые, в начале нового тысячелетия Михалков вновь оказывается крайне востребован. В 2000 году началась работа по принятию нового Гимна Российской Федерации. Проект закона «О государственном гимне РФ», был в целом принят Думой 8 декабря 2000 года. 20 декабря 2000 года новый гимн на старую мелодию Александрова вновь стал государственным символом Российской Федерации, новые законы о госсимволике были приняты обеими палатами российского парламента и подписаны президентом. При их обсуждении в Госдуме предложение принять в качестве российского гимна музыку гимна СССР вызвало резкую неприязнь, но решение было принято. Опыт в деле написания гимнов у Михалкова был неоспоримым и 30 декабря 2000 года бывший президент Владимир Путин утвердил текст Государственного гимна России на стихи Михалкова в третьей редакции. Гимнописец сообщил в интервью, что искренне хотел сочинить «гимн православной страны», он человек верующий и «всегда был верующим». «То, что я сейчас написал, — это близко моему сердцу», — заявлял Михалков.
Очень точное определение жизненного пути Михалкова, дал председатель Союза писателей РФ Валерий Ганичев, охарактеризовав его как «сказочный». «Михалков жил, как в сказках: долго и счастливо» — сказал он. А чтобы так жить в моменты кардинальных потрясений, отразившихся на истории всего народа, в годы, когда погибали миллионы, нужно очень постараться.
Вообще Михалков пытается оправдать свою беспринципность, говоря высокие словеса о том, что мол он и его семья служат стране. Нет, не стране, но власти, причем любой! Настоящий поэт, служа настоящей поэзии, служит людям, а не подхалимствует в высоких кабинетах с лицом, всегда выражающим – «чего изволите?». И не стоит кивать на время и обстоятельства, в которых он жил. Многие писатели и поэты буквально жизнью платили за свои произведения и убеждения, а Михалков вкушал деликатесы, отнятые у трудящихся властью.
Напоследок, скажу пару слов о наследниках Михалкова, коие свято блюдут семейные традиции лизоблюдства, подхалимства и прочих «качеств». Особое место в числе продолжателей дела Михалковых стоит Никита, ранее бывший яростным сторонником КПСС, а ныне ставший вальяжным барчуком, рассуждающим о необходимости восстановления монархии в России. Этот трусливый человек, который не гнушается лично избивать беззащитных людей, что-то там вещает о морали и народе, нацепив себе золотые перстни. На деле, выступая за «русский народ», не гнушается Никитка дружбой с Нурсултаном Назарбаевым, который в своём Казахстане этот самый народ активно гнобит, в целях укрепления казахстанской элиты у кормушки государства.
В общем, если подытожить, можно констатировать только один факт, благодаря своей беспринципности, семья Михалковых прочно вошла в литературно-номенкулатурную жизнь России и пожинает плоды своего высокого положения. Что отличает настоящего Человека? Прежде всего — жизненная позиция. Была она у знаменитого усопшего? Очевидно, нет. Поэт-песенник был как тряпка, угождал любому правителю и режиму. Михалков был достойным продуктом своей системы. Чувствовал конъюктуру, умел, где нужно подлизнуть, где-то хапнуть. Эти «качества» отличительная черта большого и дружного семейства Михалковых. Велика страна Михалкова и их же. Велика страна, в которой о поэтах будут судить по Михалкову, а о поэзии по стишкам про дядю Степу-мента. Что ж за время то такое настало? Я понимаю, что время творит своих героев. Но почему беспринципные сейчас в чести? Хотя по Волге реке много что плывет...
Анархист Шкуро
29.08.2009
http://aitrus.info/node/269
27-го августа, на 97-ом (!) году жизни помер автор трёх государственных гимнов Сергей Михалков. Появилась ещё одна икона современности, на которую нам дают приказ равняться. А есть ли на что равняться-то? Давайте вглядимся в жизненный путь усопшего.
Выходец из дворянской семьи и беспартийный (вступил в партию только в 1950 году), Михалков, сделавший удивительную карьеру на писательском поприще, постоянно навлекал на себя критику. Больше всего его противникам не нравилась лояльность к любой власти, конъюнктурный подход, публикация в советское время произведений откровенно пропагандистского характера.
Собственно говоря, поэтом-то назвать Михалкова можно с большой натяжкой. Суть настоящего поэта ухватил Сергей Есенин: «Быть поэтом — это значит то же, Если правды жизни не нарушить, Рубцевать себя по нежной коже, Кровью чувств ласкать чужие души». Поэтому настоящая поэзия всегда вне любых партий, она неудобна, оппозиционна. Нельзя с чистым сердцем сочинять за квартиры и дачи стихи во славу власти. Поэтому тот же Есенин писал «Страну негодяев» и за стихи свои всегда мог ответить, потому что писал так, как думал на самом деле. У Михалкова подобной честности не было и в помине, отсюда и неудобные любому честному человеку нестыковки. «Чистый лист бумаги снова, На столе передо мной, Я пишу на нём три слова: Слава партии родной». Или: «Коммунизм»! Нам это слово, Светит ярче маяка. «Будь готов!» — «Всегда готовы!» С нами ленинский ЦК!». Верил ли когда-нибудь сам Михалков в то, что писал? Если да, то зачем писать в автобиографической книге «Я был советским писателем» следующее: «Рухнул «Союз нерушимый», похоронив под своими обломками, казалось бы, незыблемые структуры партийно-государственного аппарата с его равнодушной к судьбе человека правоохранительной и карательной системой, прогнившей экономикой, «развитым социализмом» и призрачными коммунистическими идеалами». А вот зачем: времена поменялись, бывшие КПССовцы ругательно ругают «совок», и Михалков благополучно перестраивается под вихрем времён. Ругает Михалков, как будто забыв, что именно он, а никто иной написал гимны Советского Союза (правда, есть сомнения, многие полагают, что авторство гимна Михалков себе присвоил, ибо работал то ведь на пару с Эль-Регистаном)! «Расторопный Сергей Михалков без творческих мук и нравственных усилий по заданию Политбюро ЦК КПСС легко приспособил старое сочинение к новым условиям»,— отметил в свое время Владимир Войнович.
Писатель Владимир Тендряков так отзывался о Михалкове: «Правительство появилось, и сразу вокруг него возникла кипучая угодливая карусель. Деятели искусства и литературы, разумеется, не все, а те, кто считали себя достаточно заметными, способными претендовать на близость, оттирая друг друга, со счастливыми улыбками на потных лицах начали толкучечку, протискиваясь поближе. То с одной стороны, то с другой вырастал Сергей Михалков, несравненный «дядя Степа», никогда не упускающий случая напомнить о себе». Критик Станислав Рассадин писал о нём, что Михалков ещё с 1930-х годов «исхалтурился» и «использовал свою божественную искорку, чтобы разжечь огонь под своей государственной пайкой». Владимир Радзишевский отзывался о Михалкове, как о «лукавом царедворце».
Тяжко приходилось людям, которым посвящал свои поэмы и стихотворения Михалков. Например, в 30-ых Михалков пишет о Наркоме обороны Климе Ворошилове. «Серебряного Дона родные берега клинком в огне калёным не ты ль оберегал?..». Позже, точка зрения на Ворошилова меняется кардинально, причем, когда по причине смерти сталинский нарком уже не может повлиять на карьеру Михалкова: «Сама судьба свела счеты с верным сатрапом Верховного Главнокомандующего. Ворошилов полностью оглох. В глухом безмолвии, наедине со своими мыслями, медленно уходил он из жизни, увенчанный многими высшими наградами за подвиги, которых он не совершал. И ушел, оставив после себя недобрую память…». Весьма удачно Михалков пережил благодаря особому складу характера и репрессии 30-ых годов. Сталину понравилось стихотворение Михалкова «Колыбельная», название которого автор решил изменить на «Светлана». «В 1939 году, когда было первое награждение писателей, когда шли репрессии и многих писателей арестовывали, арестовали очень многих моих товарищей, я с удивлением прочитал, что я получил Орден Ленина… Я, 26-летний писатель, получил, наконец, коммунальную квартиру из двух комнат». В благодарность за это в декабре 1939 года молодой поэт, только что награжденный орденом Ленина, опубликовал в «Правде» стихотворение «Сталин», в котором, в частности, есть такие проникновенные строки: «Спит Москва. В ночной столице, В этот поздний час, Только Сталину не спится — Сталин думает о нас». Так началась уже не литературная, но номенклатурная карьера Михалкова, которая, однако, достигла своего пика в середине 60-ых.
В частности Михалков возглавлял Московскую писательскую организацию (1965-1970), был председателем правления Союза писателей РСФСР и секретарем правления Союза писателей СССР (1970-1992). Был сопредседателем исполкома Сообщества Писательских Союзов (1992-1999), почетным председателем исполкома Международного Сообщества Писательских Союзов (1999-2000). Общественная деятельность Михалкова, также весьма двусмысленна. В период, когда в СССР начались гонения литературных диссидентов, том числе не так давно почившего Александра Солженицына, Михалков принял активнейшее участие в этом процессе, осудив и заклеймив идеологических противников. В ответ на присуждение в 1970 году Солженицыну Нобелевской премии Михалков заявил, что считает эту инициативу не чем иным, как очередной политической провокацией, направленной против советской литературы и ничего общего не имеющей с подлинной заботой о развитии литературы. Когда началась кампания против романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго», Михалков откликнулся басней про «некий злак, который звался Пастернак».
Есть такая легенда - когда Сталин собрал в кремлевский кабинет знаменитых писателей и спросил, чего бы они хотели получить от советского правительства, каждый стал просить разных благ: квартиру, дачу, машину, поездку в Европу. Только Михалков достал из кармана маленький красный томик автобиографии Сталина и попросил надписать книжку. Сталин с удовольствием подписал, а дачу, машину и прочее распорядился дать поэту в придачу. Вот мол, какой верный и любящий сын вождя народов! От такой трактовки этой легенды Михалков на склоне лет открестится: - Сергей Владимирович, скажите, пожалуйста, что у Вас осталось на память от встреч со Сталиным? И правда ли, что Вы просили у него автограф? Сергей Михалков: - Зачем мне просить у Сталина автограф, если на черновике нашего текста были его пометки. Это была его рука. И потом я, честно говоря, никогда ни у кого автографов не брал вообще». Ну тогда понятно, на встрече со Сталиным ничем видать Михалков и не выделялся из общей массы холуев, и просил подачки в виде икры, колбасы, дачи и т.д. Вообще черту к стяжательству очень легко проследить по воспоминаниям Михалкова. Он всегда с особой любовью вспоминает, что и в каких количествах ему давалось за его «нетленные произведения». Например, за первый гимн СССР выдали Михалкову 500 рублей казенных денег, да паек немалый (колбаса, икра и прочие вкусности). Это ж надо, память какая! 50-60 лет прошло, а помнит всё до последнего рублика!
Благополучно пережив бурные 90-ые, в начале нового тысячелетия Михалков вновь оказывается крайне востребован. В 2000 году началась работа по принятию нового Гимна Российской Федерации. Проект закона «О государственном гимне РФ», был в целом принят Думой 8 декабря 2000 года. 20 декабря 2000 года новый гимн на старую мелодию Александрова вновь стал государственным символом Российской Федерации, новые законы о госсимволике были приняты обеими палатами российского парламента и подписаны президентом. При их обсуждении в Госдуме предложение принять в качестве российского гимна музыку гимна СССР вызвало резкую неприязнь, но решение было принято. Опыт в деле написания гимнов у Михалкова был неоспоримым и 30 декабря 2000 года бывший президент Владимир Путин утвердил текст Государственного гимна России на стихи Михалкова в третьей редакции. Гимнописец сообщил в интервью, что искренне хотел сочинить «гимн православной страны», он человек верующий и «всегда был верующим». «То, что я сейчас написал, — это близко моему сердцу», — заявлял Михалков.
Очень точное определение жизненного пути Михалкова, дал председатель Союза писателей РФ Валерий Ганичев, охарактеризовав его как «сказочный». «Михалков жил, как в сказках: долго и счастливо» — сказал он. А чтобы так жить в моменты кардинальных потрясений, отразившихся на истории всего народа, в годы, когда погибали миллионы, нужно очень постараться.
Вообще Михалков пытается оправдать свою беспринципность, говоря высокие словеса о том, что мол он и его семья служат стране. Нет, не стране, но власти, причем любой! Настоящий поэт, служа настоящей поэзии, служит людям, а не подхалимствует в высоких кабинетах с лицом, всегда выражающим – «чего изволите?». И не стоит кивать на время и обстоятельства, в которых он жил. Многие писатели и поэты буквально жизнью платили за свои произведения и убеждения, а Михалков вкушал деликатесы, отнятые у трудящихся властью.
Напоследок, скажу пару слов о наследниках Михалкова, коие свято блюдут семейные традиции лизоблюдства, подхалимства и прочих «качеств». Особое место в числе продолжателей дела Михалковых стоит Никита, ранее бывший яростным сторонником КПСС, а ныне ставший вальяжным барчуком, рассуждающим о необходимости восстановления монархии в России. Этот трусливый человек, который не гнушается лично избивать беззащитных людей, что-то там вещает о морали и народе, нацепив себе золотые перстни. На деле, выступая за «русский народ», не гнушается Никитка дружбой с Нурсултаном Назарбаевым, который в своём Казахстане этот самый народ активно гнобит, в целях укрепления казахстанской элиты у кормушки государства.
В общем, если подытожить, можно констатировать только один факт, благодаря своей беспринципности, семья Михалковых прочно вошла в литературно-номенкулатурную жизнь России и пожинает плоды своего высокого положения. Что отличает настоящего Человека? Прежде всего — жизненная позиция. Была она у знаменитого усопшего? Очевидно, нет. Поэт-песенник был как тряпка, угождал любому правителю и режиму. Михалков был достойным продуктом своей системы. Чувствовал конъюктуру, умел, где нужно подлизнуть, где-то хапнуть. Эти «качества» отличительная черта большого и дружного семейства Михалковых. Велика страна Михалкова и их же. Велика страна, в которой о поэтах будут судить по Михалкову, а о поэзии по стишкам про дядю Степу-мента. Что ж за время то такое настало? Я понимаю, что время творит своих героев. Но почему беспринципные сейчас в чести? Хотя по Волге реке много что плывет...
Анархист Шкуро
29.08.2009
http://aitrus.info/node/269