ИСТОРИЯ ФАБ: Личности

Шаркан

24-11-2010 00:18:48

товарищ Гоел постил ее без перевода: viewtopic.php?f=2&t=1538
вот перевод:


Васил Бончев Икономов родился 9 августа 1898 г. в городе Айтос (Черноморье). Отец - почтовый служащий, мать - учительница. Детство провел в Айтосе, Стара Загора, Пазарджик и Софии. В 1915 г. закончил с отличием ІІ мужскую гимназию в Софии. Воевал в Первой мировой, сначала кандидат офицером, потом получил звание офицера. На фронте прославился метким стрелком.
После войны поступил на юрфак Софийского университета.
Переломным моментом в его жизни стало знакомство с Михаилом Герджиковым в 1919 г., после чего он присоединился к движению анархистов. В том же году, в июне, учреждена Федерация анархистов - коммунистов Болгарии (ФАКБ), а Герджиков являлся главным редактором газеты Федерации "Пробуда" (Пробуждение).
С того дня и до конца своей жизни Икономов проявляет себя как один из самых активных и опасных для властей анархистов. Сторонник подпольных прямых действий и революционного террора. Трудно сосчитать все мероприятия, в том числе и перестрелки, в которых он участвовал. Уделял много внимания и сил снабжению легальных и подпольных групп оружием и деньгами, участник пропагандистких мероприятий.
21 мая 1921 г. в Софии убит двумя выстрелами Александър Греков, один из лидеров фашисткой организации "Народный сговор", гл. редактор газеты "Слово" и директор Сдружения табачных экспертов. Вероятный организатор и исполнитель покушения - Васил Икономов. Казнь была мотивирована жесткой позицией, занятой Грековым в отношении бастующих рабочих табачной фабрики в городе Кюстендил. По причине той же стачки, но гораздо позже, 8 июля 1922 г. расстрелян бывший мэр Софии и замдиректор табачной фабрики "Ориент табако", Пано Чуклев. Покушение являлось возмездием за хамское поведение и оскорбления, которые позволил себе Чуклев против забастовщиков.
Опять же в 1922 г. убит и главный надзиратель Центральной софийской тюрьмы, в отместку за издевательства над заключенными.
В периоде 1920 - 1922 гг, Васил Икономов участвует в издании газеты "Анархист", орган ФАКБ, печать и распространение происходило подпольно. Редакция находилась в Софии, гл. редактор Георги Жечев, а свои статьи публикуют Георги Шейтанов и другие известные анархисты. Васил Икономов настоял, чтобы газета публиковала сообщения о казнях, беря ответственность за них и объясняя причины исполнений.
После военного переворота 9 июня 1923 г., скрывающийся в окрестностях села Славовица премьер Александър Стамболийски отправляет связного к Михаилу Герджикову в Пловдив с просьбой о контакте с Василом Икономовым. Стамболийский пытался с помощью анархистов-подпольщиков добраться через Балканский хребет до Югославии. Ранее в том же году правительство БЗНС принимает репрессивный закон "О разбойниках", направленный на разоружение анархистов. В ходе акции по изъятию оружия 26 марта в Ямбол полиция арестовала 23 человек, среди которых было и двое подростков, после чего расстреляла задержанных из пулемета, раненых прикончили штыками. Но несмотря на этот позорный для земледельческой партии акт, Михаил Герджиков откликнулся на просьбу лидера БЗНС и попытался спасти его жизнь от фашизированных военных. Он связался с Икономовым, но план не успел осуществиться, так как группа офицеров под командованием капитана Харлокава вышла на убежище Стамболийского и зверски ликвидировала его.
Летом сопротивление БЗНС и анархистких отрядов подавлено, компартия, не получив санкцию Коминтерна, осталась нейтральной.
Приказ действовать поступил из Кремля в сентябре 1923 г. Паралельно восстание-реванш готовили и анархисты. Васил Икономов участвавал в подготовке выступления в районе города Копривштица, но край не восстал (тот же город, который в 1876 г. был одним из первых, кто поднялся на оружие против власти султана).
Компартия пыталась заручиться поддержкой БЗНС и других левых сил в рамках Единного фронта. Большинство анархистов однако отвергли план коммунистов, считая, что такой фронт должен появиться как взаимодействие на местах, в ходе борьбы, а не быть результатом политической торговли центральных партийных органов. Кроме того, анархиститы не поддержали основной лозунг восстания "Даешь рабоче-крестьянское правительство!", но тем не менее не остались в стороне, массово участвовали в Сентябрьском восстании.
Самым последовательным противником Единного фронта был Васил Икономов. Это ведет к его конфликту с Георги Шейтановым, который оказался среди меньшинства анархистов, поддержавших ЕФ.
Сентябрьское восстание потоплено в крови. Скоротечная гражданская война ужаснула иностранную прессу даже на фоне Русской гражданской.
Разрозненные группы сопротивления продолжали борьбу и после поражения повстанцев.
В начале 1924 г. отряд подпольщиков, среди которых и Васил Икономов, атаковали из засады на дороге между Стрелча и Панагюриште богача из Стрелча Александра Гуджева. Гуджев был ликвидирован, а телохранитель его - ранен.
До конца 1924 г. Икономов вместе с группой анархистов (следи них и Мишо Цицелков) действут подпольно в основном в Средногорском крае.
В начале 1925 г. к Икономову присоединяются братья Тумангеловы, Васил Попов (Герой) и др., а в марте сформирован Копривштенский анархокоммунистический боевой (партизанский) отряд. По обычаю анархистких отрядов, этот тоже не имел единного командира, но в сражениях обычно лидировали Васил Икономов или Нешо Тумангелов.
14 апреля 1925 г. Васил Икономов, Васил Попов - Герой, Нешо Тумангелов, Антон Ганчев и Нешо Мандулов атакуют в перевале Арабаконак автомобиль царя Бориса III. Из машины первыми открывают огонь. Икономов бросает две гранаты, автомобиль аварирует. Двое спетником монарха убиты, но сам царь успевает убежать. Встреча произошла случайно, атака была омпровизированной, вследствии чего Борису III удалось спастись.
Арабаконакское покушение вызвало бурную реакцию представителей правящего класса и буржуазой прессы. На следующий день премьер Александър Цанков, министры, военные, политические лидери и "обычные" подданые идут во дворец, чтобы поздравить царя с избавлением. Лондонский "Таймс" от 15 апреля пишет о "народой радости" в храме Св. Александра Невского, где состоялся благодарственный молебн по поводу счастливого спасения царя.
После теракта в храме Света Неделя 16 апреля 1925 г. власть предпринимает жестокие репресии против политических противников, совершает масовые убийства без суда анархистов, коммунистов, земледельцев и других оппозиционеров. В обстановке государственного террора подпольные группы и партизанские отряды стараются отвечать на удары фашизоидного режима, местами даже берут инициативу.
В мае копривштенский отряд отмечает ряд успешных акций, самая значительная - нападение на военный конвой по дороге между Стрелча и Копривщица. Солдаты рассеяны, повстанцы овладевают подводами с провизией. В середине июня Васил Икономов с товарищами (Велко Иванов, Нешо Мандулов и др.) уходят в рейд с намерением напасть на поезд София - Пловдив, чтобы пополнит кассу отряда. В ночь на 20 июня в районе села Белица (недалеко от города Пирдоп), вероятно вследствии предательства, агенты Общественной безопасности застают партиза врасплох. В завязавшейся перестрелке Икономов убит. При нем бинокль царя, так агенты поимают, что ликвидирали одного из покушавшихся на Бориса ІІІ. Агенты хоронят Икономова на кладбище села Белица.
Несколько дней спустя, узнав о смерти партизана, царь заявляет, что желает взглянуть на человека, кто посмел поднять на него руку. По приказу Кобурга тело Икономова вырыто из могилы и сфотографировано, затем жадармы перезахоронили убитого в полсотни метрах от крадбища, на пустыре.
Сегодня могилу Васила Икономова венчает памятник, и после 10 ноября 1989 г, каждый год анархисты из всей страны посещают село Белица, чтобы почесть память своего легендарного товарища и показать всем противникам движения, что нас не уничтожили, что БОРЬБА ПРОДОЛЖАЕТСЯ СНОВА!

Изображение


------------------------------------------------
Христо Ботев:
"Чомагите и байонетите показаха, че законът е напечатан само за робовете и ние имаме пълно право да кажем заедно с Прудона, че сяко едно правителство е заговор, съзаклятие против свободата на човечеството."
вестник "Знаме" бр.14 от 2 май 1875 г.

Шаркан

24-11-2010 00:20:52

из книги Георгия Хаджиева "Националното освобождение и Безвластният федерализъм" (пересказ):
Бакунин поддерживал эпистолярную связь с болгарскими революционерами - прямую с Любеном Каравеловым и, через Сергея Нечаева, Судзиловского и Арборе-Ралли, с Христо Ботевым.
В 1869 г. делегаты БРЦК из Бухареста (Теофил Райнов и Райчо Гръблев) приехали в Женеву, чтобы встретиться с Бакуниным по вопросам способов и целей борьбы в болгарских землях. При встрече он сначала извинился, что до сих пор не имел возможности уделить БРЦК должного внимания, а потом рекомендовал четническое движение (боевые отряды, создаваемые как вне пределов Османской империи, так и внутренние), которое бы подогрело обстановку для поднятия всеобщего восстания, а затем бы продержалось в горах не менее полугода, требуя с самого начала вмешательства европейских сил.
Затем Бакунин набросал черновик Устава (Программы) БРЦК. В Бухаресте и в сети ревкомитетов по стране провелось обсуждение, были внесены некоторые изменения, а затем Устав был принят.
Сам Бакунин публиковал текст в рускоязычной газете "Народное дело" (октябрь 1869 г.)

Шаркан

24-11-2010 00:25:34

Краткая история анархизма в Болгарии
31 мая 2007

Так как наш народ этнически, лингвистически и культурно является в основном славянским, нельзя не упомянуть в начале образ жизни и общественное устройство славянских племен в раннем Средневековье. У них не существовала центральная власть, структура описывалась схемой: семья – род – община – племя. Решения в роду принимались на общих собраниях, а на уровне общин и племен – советом старейшин. Едва позже военные вожди (князья) получают некую реальную власть. Не случайно греческие (византийские – прим. Шаркан) хронисты того периода (Прокопий Кесарийский и Псевдомаврикий) называли общественный строй славян „Анархией”.

Религиозные ереси во времена Первого и Второго болгарского государства, например богомильство, - это второй важный момент. У богомилов была строгая йерархия внутри их общностей, сочетаемая с религиозным фанатизмом, но тут мы сосредотачиваемся на том, что о них запомнила история, и чем они вызывают наш интерес. Богомилы проповедовали неподчинение светской и церковной властям, несоблюдение законов этих властей, призывали не платить налоги, воспринимали бедность като добродетель. Их учение распространилось широко среди населения и жестоко преследовалось.

Хайдутство, форма сопротивления Османскому владычеству, есть еще один специфический образ народного отпора. Являлось стихиным регулятором между завоевателями и порабощенным населением. Оставаясь в мифологии и фолклоре источником революционных традиций, которым селдовали все более поздние борцы за свободу, начиная с воевод Хаджи-Димитър и Стефан Караджа, македоно-одринского движения, анархистических партизанских отрядов в 20-ых годах, заканчивая „горянами” после 9 сентября 1944 г.

Обобщая, можно утверждать, что корни анархизма в нашей стране находятся в традициях славянского федерализма, богомильства и движения хайдутов (народные разбойники, балканские “робингуды” – прим. Шаркан).

Первый контакт организованного революционного анархизма с болгарскими борцами за свободу состоялся в апреле 1869 г., когда в Женеву, чтобы встретиться с Михаилом Бакуниным и Сергеем Нечаевым, приехали Теофил Райнов и Райчо Гръблев в качестве представителей организации „Млада България” (а вовсе не БРЦК, как ошибочно считается. БРЦК тогда еще не существовало). В том же году Бакунин написал проекто-программу болгарской революции в его журнале „Освобождение”. После смерти Герцена, Нечаев становится редактором издания „Колокол” и с его страниц защищает болгарскую каузу, нападая правительства Румынии и Турции. До своего ареста в 1872 г. Нечаев несколько раз был проездом в Румынии, установив стабильные связи с болгарскими революционерами, особенно с Христо Ботевым. Ботев несколько месяцев отсидел в румынской тюрьме за распространение Нечаевого „Катахизиса революционера”. В контакте с болгарской эмиграцией в Румынии находились и другие анархисты, как Николай Меледин и Николай Русел-Судзиловски, но тем не менее историческая псевдонаука у нас не признает оказанного вляния со стороны анархизма на наше национально-освободительное движение. Наиболее нагло фальсифицируют события “историки” режима, установленного после 9 сентября 1944 г., пытаясь объявить Христо Ботева марксистом.

После Овобождения и Воссоединения (1885 г.) появляется и развивается один такой самородный болгарский анархизм, как движение Сиромахомилов (“беднофилов”). Главный организатор движения - Спиридон Гулапчев, один из первых анархистов у нас. Сиромахомилы создали первую социалистическую типографию в стране, где печатают произведения теоретиков анархизма и других авторов схожего толка, адаптируя тексты так, чтобы они были доступны для понимания простым крестьянам. Несмотря на возникновение множества групп в некоторых городах и селах, через несколько лет движение распалось, в основном по причинам финасовых затруднений и интриг марксистов.

Настоящей эпопеей является участие анархистов в македоно-одринской освободительной борьбе против Османской империи. Участие как со стороны самостоятельных товариществ, как Женевский кружок и группа „Гемиджиите” (“корабельщики”), так и анархистов в составе ВМОРО (Внутренняя Македоно-Одринская революционная организация).

Теракты в Солуне (Салоники) от 28 апреля до 1 мая 1903 г. - дело анархистической групы „Гемиджиите” и являются самой значительной диверсионной акцией того времени. Именно из-за них Гоце Делчев произносит слова „Я в душе – анархист”.

Илинден-преображенское восстание поднято организаторами, полевыми командирами и рядовыми бойцами из числа анархистов, которых сотни. Вот лишь несколько имен. Михаил Герджиков, военный руководитель Преображенского восстания, где в разгаре бунта создана Странджанская коммуна, своеобразный опыт слияния национально-освободителной борьба с социальной революцией. Каждый желающий может посетить дом-музей Яне Сандански, где увидит личную библиотеку революционера, составленную из авторов теории безвластия. Нужно упомянуть и известные народные песни, популярные и сегодня, они посвящены бойцам-автономистам: „Болен ми лежи Миле Попйорданов” (воевода, брат Йордана Попйорданова, участника в Солунских терактах), „Кога зашумят шумите...” (песня про воеводу Костадина Нункова), „Ясен месец...” (о войводе Пано Ангелов и Равашола, лучшего друга М. Герджикова).

В период с начала ХХ века до балканских и мировой войны анархисткое движение в Болгарии наиболее активно. Создаются организации, выходят газеты и журналы. Наало синдикалистких попыток со стороны фабричных рабочих (именно в анархосиндикалистом понимании – прим. Шаркан). Как и прежде, приемы индивидуального террора и експроприций остаются в тактическом арсенале движения. Из-за подготовки покушения против царя Фердинанда и за убийство анархистом премьера Димитъра Петкова, в апреле 1907 г. парламент принимает „Закон против анархистов”, приложением которого разогнаны легальные анархисткие группы, запрещена печать, некоторые активисты арестованы. Здесь уместно отметить, что анархисты делают три попытки покушания на Фердинанда и на его сына, Бориса ІІІ. Все окончились провалом.

Промежуток после конца Первой мировой войны до переворота от 9 июня 1923 г. является наиболее сильным периодом анархизма в Болгарии. Необходимость в координировании действий множества отдельных анархогрупп привело к основанию в июне 1919 г. Федерации анархистов–коммунистов Болгарии (ФАКБ), которая существует поныне (Федерация анархистов Болгарии, возрождена в начале 90-ых).

Военный переворот 9 июня 1923 г. поставил начало гражданской войны в Болгарии. Во время ее движению нанесен тяжелый е непоправимый урон. Убиты, брошены за решетку или изгнаны из страны тысячи анархистов.

Первая неуспешная битва в ответ – стихийное Июньское восстание против путчистов (Примечание Шаркан: тогда коммунисты, не получив приказа из Кремля, не участвуют; за оружие берутся аграрии да анархисты). Следует Сентябрьское восстание (объявлено первым антифашистким в мире; на тот момент Муссолини еще не овладел полностью Италией... – прим. Шаркан), в котором участие анархистов значительное. Жертв сотни.

Четническое (партизанское, по примеру хайдутов – прим. Шаркан) анархисткое движение в периоде 1923-28 г. весьма значительное по масштабу вооруженное сопротивление властям. Тогдашнее правительството Андрея Ляпчева вошло в историю одной своей фразой, произнесенной премьер-министром: “Кротко, мягко да немного батогов”. Батоги обрушились в 1926-28 гг. на анархистов – отряды Героя, Тинко Симова, Дочо Узунова и их явочников из областей Трояна, Ловеча и Плевны. Убиты более ста человек, некоторые были зверски замучены. Перед полицейским окружным управлением в городе Ловеч отрубленные головы партизан насажены на корья.

В 30-ых годах движение успевает прийти в себя после разгрома в 1925 г., но начинается фракционная борьба между анархо-коммунистами и анархо-синдикалистами, а очередной переворот от 19 май 1934 г. снова загоняет анархистов в подполье (как впрочем и все партии – далее действует “беспартийная” система и так называемая “личная диктатура” царя Бориса ІІІ, при формальном сохранении действия Търновской конституции, списанной в свое время с Бельгийской, как наиболее прогрессивной из нереспубликанских основных законов – прим. Шаркан).

Полицейская статистика от 1936 года показывает, че регистрированных за акции прямого действия анархистов (число досье) – 2 600 человек. Коммунистов же – 3 900. Числа говорят сами за себя: несмотря на писания “историков”, Компартия не являлась единственной левой силой в обществе того времени.

Во время Испанской революции 45 наших анархистов присоединяются к отрядам СНТ и ФАИ как интербигадисты. 22 из них погибли на фронтах.

В конце 30-ых Болгария становится союзником нацисткого Райха (лишь Германия согласна гарантировать и признать возвращение болгарских территорий, отнятых в прошлых войнах – прим. Шаркан), а ввиду пакта Рибентроп-Молотов (и пассивность компартии по указке Кремля) возникает ситуация, при которой анарходвижение остается единственной антифашисткой силой в стране, потому попадает под самые суровые удары властей.

Поэтому, когда после 22 июня 1941 г. БКП “вдруг” решает взять курс на вооруженную борьбу, большинство анархистов остаются в стороне, но немало товарищей включаются в партизанские отряды или оказывают помощь н качестве явочников, разведчиков и снабдителей. В юго-западной Болгарии же действиют целые отряды четников-анархистов, которых поддерживает население. В эти годы движение опять дает сотни жертв, некоторые из которых гибнут из-за предательства коммунистов или напрямую от рук коммунистов. Что явилось лишь прелюдией к дальнейшей расправе.

Диктатура БКП в стране – это самый тяжелый период для анархизма у нас. И не столько из-за убийств без суда и следствия, концлагерей и ссылок. А в основном по причине бессовестных фальсификаций истории и невозможности вообще говорить об анархизме, кроме как в негативном смысле. Коммунисты попытались уничтожить анархистов не только физически и морально, они постарались заличить все исторические следы нашего движения и идеологии.

После организированного самими большевиками в сговоре с Западом „падения коммунизма”, стало возможным востановить анархисткие организации. В 1990 г. востановлена Федерация анархистов и вновь начинает выходить газета „Свободна мисъл”.