Шаркан
14-06-2009 12:46:40
Краткая история анархизма в Болгарии
31 мая 2007
Так как наш народ этнически, лингвистически и культурно является в основном славянским*, нельзя не упомянуть в начале образ жизни и общественное устройство славянских племен в раннем Средневековье. У них не существовала центральная власть, структура описывалась схемой: семья – род – община – племя. Решения в роду принимались на общих собраниях, а на уровне общин и племен – советом старейшин. Едва позже военные вожди (князья) получают некую реальную власть. Не случайно греческие (византийские – прим. Шаркан) хронисты того периода (Прокопий Кесарийский и Псевдомаврикий) называли общественный строй славян „Анархией”.
Религиозные ереси во времена Первого и Второго болгарского государства **, например богомильство, - это второй важный момент. У богомилов была строгая йерархия внутри их общностей, сочетаемая с религиозным фанатизмом, но тут мы сосредотачиваемся на том, что о них запомнила история, и чем они вызывают наш интерес. Богомилы проповедовали неподчинение светской и церковной властям, несоблюдение законов этих властей, призывали не платить налоги, воспринимали бедность като добродетель. Их учение распространилось широко среди населения и жестоко преследовалось.
Хайдутство, форма сопротивления Османскому владычеству, есть еще один специфический образ народного отпора. Являлось стихиным регулятором между завоевателями и порабощенным населением. Оставаясь в мифологии и фолклоре источником революционных традиций, которым селдовали все более поздние борцы за свободу, начиная с воевод Хаджи-Димитър и Стефан Караджа, македоно-одринского движения, анархистических партизанских отрядов в 20-ых годах, заканчивая „горянами” после 9 сентября 1944 г.
Обобщая, можно утверждать, что корни анархизма в нашей стране находятся в традициях славянского федерализма, богомильства и движения хайдутов (народные разбойники, балканские “робингуды” – прим. Шаркан).
Первый контакт организованного революционного анархизма с болгарскими борцами за свободу состоялся в апреле 1869 г., когда в Женеву, чтобы встретиться с Михаилом Бакуниным и Сергеем Нечаевым, приехали Теофил Райнов и Райчо Гръблев в качестве представителей организации „Млада България” (а вовсе не БРЦК, как ошибочно считается. БРЦК тогда еще не существовало). В том же году Бакунин написал проекто-программу болгарской революции в его журнале „Освобождение”. После смерти Герцена, Нечаев становится редактором издания „Колокол” и с его страниц защищает болгарскую каузу, нападая правительства Румынии и Турции. До своего ареста в 1872 г. Нечаев несколько раз был проездом в Румынии, установив стабильные связи с болгарскими революционерами, особенно с Христо Ботевым. Ботев несколько месяцев отсидел в румынской тюрьме за распространение Нечаевого „Катахизиса революционера”. В контакте с болгарской эмиграцией в Румынии находились и другие анархисты, как Николай Меледин и Николай Русел-Судзиловски, но тем не менее историческая псевдонаука у нас не признает оказанного вляния со стороны анархизма на наше национально-освободительное движение. Наиболее нагло фальсифицируют события “историки” режима, установленного после 9 сентября 1944 г., пытаясь объявить Христо Ботева марксистом.
После Овобождения и Воссоединения (1885 г.) появляется и развивается один такой самородный болгарский анархизм, как движение Сиромахомилов (“беднофилов”). Главный организатор движения - Спиридон Гулапчев, один из первых анархистов у нас. Сиромахомилы создали первую социалистическую типографию в стране, где печатают произведения теоретиков анархизма и других авторов схожего толка, адаптируя тексты так, чтобы они были доступны для понимания простым крестьянам. Несмотря на возникновение множества групп в некоторых городах и селах, через несколько лет движение распалось, в основном по причинам финасовых затруднений и интриг марксистов.
Настоящей эпопеей является участие анархистов в македоно-одринской освободительной борьбе против Османской империи. Участие как со стороны самостоятельных товариществ, как Женевский кружок и группа „Гемиджиите” (“корабельщики”), так и анархистов в составе ВМОРО (Внутренняя Македоно-Одринская революционная организация).
Теракты в Солуне (Салоники) от 28 апреля до 1 мая 1903 г. - дело анархистической групы „Гемиджиите” и являются самой значительной диверсионной акцией того времени. Именно из-за них Гоце Делчев произносит слова „Я в душе – анархист”.
Илинден-преображенское восстание поднято организаторами, полевыми командирами и рядовыми бойцами из числа анархистов, которых сотни. Вот лишь несколько имен. Михаил Герджиков, военный руководитель Преображенского восстания, где в разгаре бунта создана Странджанская коммуна, своеобразный опыт слияния национально-освободителной борьба с социальной революцией. Каждый желающий может посетить дом-музей Яне Сандански, где увидит личную библиотеку революционера, составленную из авторов теории безвластия. Нужно упомянуть и известные народные песни, популярные и сегодня, они посвящены бойцам-автономистам: „Болен ми лежи Миле Попйорданов” (воевода, брат Йордана Попйорданова, участника в Солунских терактах), „Кога зашумят шумите...” (песня про воеводу Костадина Нункова), „Ясен месец...” (о войводе Пано Ангелов и Равашола, лучшего друга М. Герджикова).
В период с начала ХХ века до балканских и мировой войны анархисткое движение в Болгарии наиболее активно. Создаются организации, выходят газеты и журналы. Наало синдикалистких попыток со стороны фабричных рабочих (именно в анархосиндикалистом понимании – прим. Шаркан). Как и прежде, приемы индивидуального террора и експроприций остаются в тактическом арсенале движения. Из-за подготовки покушения против царя Фердинанда и за убийство анархистом премьера Димитъра Петкова, в апреле 1907 г. парламент принимает „Закон против анархистов”, приложением которого разогнаны легальные анархисткие группы, запрещена печать, некоторые активисты арестованы. Здесь уместно отметить, что анархисты делают три попытки покушания на Фердинанда и на его сына, Бориса ІІІ. Все окончились провалом.
Промежуток после конца Первой мировой войны до переворота от 9 июня 1923 г. является наиболее сильным периодом анархизма в Болгарии. Необходимость в координировании действий множества отдельных анархогрупп привело к основанию в июне 1919 г. Федерации анархистов–коммунистов Болгарии (ФАКБ), которая существует поныне (Федерация анархистов Болгарии, возрождена в начале 90-ых).
Военный переворот 9 июня 1923 г. поставил начало гражданской войны в Болгарии. Во время ее движению нанесен тяжелый е непоправимый урон. Убиты, брошены за решетку или изгнаны из страны тысячи анархистов.
Первая неуспешная битва в ответ – стихийное Июньское восстание против путчистов (Примечание Шаркан: тогда коммунисты, не получив приказа из Кремля, не участвуют; за оружие берутся аграрии да анархисты). Следует Сентябрьское восстание (объявлено первым антифашистким в мире; на тот момент Муссолини еще не овладел полностью Италией... – прим. Шаркан), в котором участие анархистов значительное. Жертв сотни.
Четническое (партизанское, по примеру хайдутов – прим. Шаркан) анархисткое движение в периоде 1923-28 г. весьма значительное по масштабу вооруженное сопротивление властям. Тогдашнее правительството Андрея Ляпчева вошло в историю одной своей фразой, произнесенной премьер-министром: “Кротко, мягко да немного батогов”. Батоги обрушились в 1926-28 гг. на анархистов – отряды Героя, Тинко Симова, Дочо Узунова и их явочников из областей Трояна, Ловеча и Плевны. Убиты более ста человек, некоторые были зверски замучены. Перед полицейским окружным управлением в городе Ловеч отрубленные головы партизан насажены на корья.
В 30-ых годах движение успевает прийти в себя после разгрома в 1925 г., но начинается фракционная борьба между анархо-коммунистами и анархо-синдикалистами, а очередной переворот от 19 май 1934 г. снова загоняет анархистов в подполье (как впрочем и все партии – далее действует “беспартийная” система и так называемая “личная диктатура” царя Бориса ІІІ, при формальном сохранении действия Търновской конституции, списанной в свое время с Бельгийской, как наиболее прогрессивной из нереспубликанских основных законов – прим. Шаркан).
Полицейская статистика от 1936 года показывает, че регистрированных за акции прямого действия анархистов (число досье) – 2 600 человек. Коммунистов же – 3 900. Числа говорят сами за себя: несмотря на писания “историков”, Компартия не являлась единственной левой силой в обществе того времени.
Во время Испанской революции 45 наших анархистов присоединяются к отрядам СНТ и ФАИ как интербигадисты. 22 из них погибли на фронтах.
В конце 30-ых Болгария становится союзником нацисткого Райха (лишь Германия согласна гарантировать и признать возвращение болгарских территорий, отнятых в прошлых войнах – прим. Шаркан), а ввиду пакта Рибентроп-Молотов (и пассивность компартии по указке Кремля) возникает ситуация, при которой анарходвижение остается единственной антифашисткой силой в стране, потому попадает под самые суровые удары властей.
Поэтому, когда после 22 июня 1941 г. БКП “вдруг” решает взять курс на вооруженную борьбу, большинство анархистов остаются в стороне, но немало товарищей включаются в партизанские отряды или оказывают помощь н качестве явочников, разведчиков и снабдителей. В юго-западной Болгарии же действиют целые отряды четников-анархистов, которых поддерживает население. В эти годы движение опять дает сотни жертв, некоторые из которых гибнут из-за предательства коммунистов или напрямую от рук коммунистов. Что явилось лишь прелюдией к дальнейшей расправе.
Диктатура БКП в стране – это самый тяжелый период для анархизма у нас. И не столько из-за убийств без суда и следствия, концлагерей и ссылок. А в основном по причине бессовестных фальсификаций истории и невозможности вообще говорить об анархизме, кроме как в негативном смысле. Коммунисты попытались уничтожить анархистов не только физически и морально, они постарались заличить все исторические следы нашего движения и идеологии.
После организированного самими большевиками в сговоре с Западом „падения коммунизма”, стало возможным востановить анархисткие организации. В 1990 г. востановлена Федерация анархистов и вновь начинает выходить газета „Свободна мисъл”.
------------------------
* это слишком категорическое утверждение, имхо.
** Первое царство – “началось” с приходом кана Аспаруха на Балканы (возле устья Дуная), хотя почти более века уже были болгарские общины на территорий возле нынешнего Видина (тогда – Бдин) и возле Охридского озера (Македония); завершение – цепь войн, начатых с похода Светослава до падения Западно-болгарского царства Самуила (1025 г.) после походов Василия ІІ Болгароубийцы.
Первое царство сохраняет даже после крещения самобытность, институт ненаследственного дворянства за воинские и ремесленные заслуги, институт совладетеля при царе, первоочередную заботу о выдаче военнопленных при сключении мирного договора, наследование движимостей и ценностей дочерьми, а оружия и земель – сыновьями, но уже Второе царство (1187 – 1396) – это уже болгаро-славянская калька с Византии.
-------------------------
С удовольствием отвечу на уточняющие вопросы, хотя и не столь быстро, как хотелось бы.
С благодарностью приму замечания о неточностях и ошибках.
Спасибо за внимание.
31 мая 2007
Так как наш народ этнически, лингвистически и культурно является в основном славянским*, нельзя не упомянуть в начале образ жизни и общественное устройство славянских племен в раннем Средневековье. У них не существовала центральная власть, структура описывалась схемой: семья – род – община – племя. Решения в роду принимались на общих собраниях, а на уровне общин и племен – советом старейшин. Едва позже военные вожди (князья) получают некую реальную власть. Не случайно греческие (византийские – прим. Шаркан) хронисты того периода (Прокопий Кесарийский и Псевдомаврикий) называли общественный строй славян „Анархией”.
Религиозные ереси во времена Первого и Второго болгарского государства **, например богомильство, - это второй важный момент. У богомилов была строгая йерархия внутри их общностей, сочетаемая с религиозным фанатизмом, но тут мы сосредотачиваемся на том, что о них запомнила история, и чем они вызывают наш интерес. Богомилы проповедовали неподчинение светской и церковной властям, несоблюдение законов этих властей, призывали не платить налоги, воспринимали бедность като добродетель. Их учение распространилось широко среди населения и жестоко преследовалось.
Хайдутство, форма сопротивления Османскому владычеству, есть еще один специфический образ народного отпора. Являлось стихиным регулятором между завоевателями и порабощенным населением. Оставаясь в мифологии и фолклоре источником революционных традиций, которым селдовали все более поздние борцы за свободу, начиная с воевод Хаджи-Димитър и Стефан Караджа, македоно-одринского движения, анархистических партизанских отрядов в 20-ых годах, заканчивая „горянами” после 9 сентября 1944 г.
Обобщая, можно утверждать, что корни анархизма в нашей стране находятся в традициях славянского федерализма, богомильства и движения хайдутов (народные разбойники, балканские “робингуды” – прим. Шаркан).
Первый контакт организованного революционного анархизма с болгарскими борцами за свободу состоялся в апреле 1869 г., когда в Женеву, чтобы встретиться с Михаилом Бакуниным и Сергеем Нечаевым, приехали Теофил Райнов и Райчо Гръблев в качестве представителей организации „Млада България” (а вовсе не БРЦК, как ошибочно считается. БРЦК тогда еще не существовало). В том же году Бакунин написал проекто-программу болгарской революции в его журнале „Освобождение”. После смерти Герцена, Нечаев становится редактором издания „Колокол” и с его страниц защищает болгарскую каузу, нападая правительства Румынии и Турции. До своего ареста в 1872 г. Нечаев несколько раз был проездом в Румынии, установив стабильные связи с болгарскими революционерами, особенно с Христо Ботевым. Ботев несколько месяцев отсидел в румынской тюрьме за распространение Нечаевого „Катахизиса революционера”. В контакте с болгарской эмиграцией в Румынии находились и другие анархисты, как Николай Меледин и Николай Русел-Судзиловски, но тем не менее историческая псевдонаука у нас не признает оказанного вляния со стороны анархизма на наше национально-освободительное движение. Наиболее нагло фальсифицируют события “историки” режима, установленного после 9 сентября 1944 г., пытаясь объявить Христо Ботева марксистом.
После Овобождения и Воссоединения (1885 г.) появляется и развивается один такой самородный болгарский анархизм, как движение Сиромахомилов (“беднофилов”). Главный организатор движения - Спиридон Гулапчев, один из первых анархистов у нас. Сиромахомилы создали первую социалистическую типографию в стране, где печатают произведения теоретиков анархизма и других авторов схожего толка, адаптируя тексты так, чтобы они были доступны для понимания простым крестьянам. Несмотря на возникновение множества групп в некоторых городах и селах, через несколько лет движение распалось, в основном по причинам финасовых затруднений и интриг марксистов.
Настоящей эпопеей является участие анархистов в македоно-одринской освободительной борьбе против Османской империи. Участие как со стороны самостоятельных товариществ, как Женевский кружок и группа „Гемиджиите” (“корабельщики”), так и анархистов в составе ВМОРО (Внутренняя Македоно-Одринская революционная организация).
Теракты в Солуне (Салоники) от 28 апреля до 1 мая 1903 г. - дело анархистической групы „Гемиджиите” и являются самой значительной диверсионной акцией того времени. Именно из-за них Гоце Делчев произносит слова „Я в душе – анархист”.
Илинден-преображенское восстание поднято организаторами, полевыми командирами и рядовыми бойцами из числа анархистов, которых сотни. Вот лишь несколько имен. Михаил Герджиков, военный руководитель Преображенского восстания, где в разгаре бунта создана Странджанская коммуна, своеобразный опыт слияния национально-освободителной борьба с социальной революцией. Каждый желающий может посетить дом-музей Яне Сандански, где увидит личную библиотеку революционера, составленную из авторов теории безвластия. Нужно упомянуть и известные народные песни, популярные и сегодня, они посвящены бойцам-автономистам: „Болен ми лежи Миле Попйорданов” (воевода, брат Йордана Попйорданова, участника в Солунских терактах), „Кога зашумят шумите...” (песня про воеводу Костадина Нункова), „Ясен месец...” (о войводе Пано Ангелов и Равашола, лучшего друга М. Герджикова).
В период с начала ХХ века до балканских и мировой войны анархисткое движение в Болгарии наиболее активно. Создаются организации, выходят газеты и журналы. Наало синдикалистких попыток со стороны фабричных рабочих (именно в анархосиндикалистом понимании – прим. Шаркан). Как и прежде, приемы индивидуального террора и експроприций остаются в тактическом арсенале движения. Из-за подготовки покушения против царя Фердинанда и за убийство анархистом премьера Димитъра Петкова, в апреле 1907 г. парламент принимает „Закон против анархистов”, приложением которого разогнаны легальные анархисткие группы, запрещена печать, некоторые активисты арестованы. Здесь уместно отметить, что анархисты делают три попытки покушания на Фердинанда и на его сына, Бориса ІІІ. Все окончились провалом.
Промежуток после конца Первой мировой войны до переворота от 9 июня 1923 г. является наиболее сильным периодом анархизма в Болгарии. Необходимость в координировании действий множества отдельных анархогрупп привело к основанию в июне 1919 г. Федерации анархистов–коммунистов Болгарии (ФАКБ), которая существует поныне (Федерация анархистов Болгарии, возрождена в начале 90-ых).
Военный переворот 9 июня 1923 г. поставил начало гражданской войны в Болгарии. Во время ее движению нанесен тяжелый е непоправимый урон. Убиты, брошены за решетку или изгнаны из страны тысячи анархистов.
Первая неуспешная битва в ответ – стихийное Июньское восстание против путчистов (Примечание Шаркан: тогда коммунисты, не получив приказа из Кремля, не участвуют; за оружие берутся аграрии да анархисты). Следует Сентябрьское восстание (объявлено первым антифашистким в мире; на тот момент Муссолини еще не овладел полностью Италией... – прим. Шаркан), в котором участие анархистов значительное. Жертв сотни.
Четническое (партизанское, по примеру хайдутов – прим. Шаркан) анархисткое движение в периоде 1923-28 г. весьма значительное по масштабу вооруженное сопротивление властям. Тогдашнее правительството Андрея Ляпчева вошло в историю одной своей фразой, произнесенной премьер-министром: “Кротко, мягко да немного батогов”. Батоги обрушились в 1926-28 гг. на анархистов – отряды Героя, Тинко Симова, Дочо Узунова и их явочников из областей Трояна, Ловеча и Плевны. Убиты более ста человек, некоторые были зверски замучены. Перед полицейским окружным управлением в городе Ловеч отрубленные головы партизан насажены на корья.
В 30-ых годах движение успевает прийти в себя после разгрома в 1925 г., но начинается фракционная борьба между анархо-коммунистами и анархо-синдикалистами, а очередной переворот от 19 май 1934 г. снова загоняет анархистов в подполье (как впрочем и все партии – далее действует “беспартийная” система и так называемая “личная диктатура” царя Бориса ІІІ, при формальном сохранении действия Търновской конституции, списанной в свое время с Бельгийской, как наиболее прогрессивной из нереспубликанских основных законов – прим. Шаркан).
Полицейская статистика от 1936 года показывает, че регистрированных за акции прямого действия анархистов (число досье) – 2 600 человек. Коммунистов же – 3 900. Числа говорят сами за себя: несмотря на писания “историков”, Компартия не являлась единственной левой силой в обществе того времени.
Во время Испанской революции 45 наших анархистов присоединяются к отрядам СНТ и ФАИ как интербигадисты. 22 из них погибли на фронтах.
В конце 30-ых Болгария становится союзником нацисткого Райха (лишь Германия согласна гарантировать и признать возвращение болгарских территорий, отнятых в прошлых войнах – прим. Шаркан), а ввиду пакта Рибентроп-Молотов (и пассивность компартии по указке Кремля) возникает ситуация, при которой анарходвижение остается единственной антифашисткой силой в стране, потому попадает под самые суровые удары властей.
Поэтому, когда после 22 июня 1941 г. БКП “вдруг” решает взять курс на вооруженную борьбу, большинство анархистов остаются в стороне, но немало товарищей включаются в партизанские отряды или оказывают помощь н качестве явочников, разведчиков и снабдителей. В юго-западной Болгарии же действиют целые отряды четников-анархистов, которых поддерживает население. В эти годы движение опять дает сотни жертв, некоторые из которых гибнут из-за предательства коммунистов или напрямую от рук коммунистов. Что явилось лишь прелюдией к дальнейшей расправе.
Диктатура БКП в стране – это самый тяжелый период для анархизма у нас. И не столько из-за убийств без суда и следствия, концлагерей и ссылок. А в основном по причине бессовестных фальсификаций истории и невозможности вообще говорить об анархизме, кроме как в негативном смысле. Коммунисты попытались уничтожить анархистов не только физически и морально, они постарались заличить все исторические следы нашего движения и идеологии.
После организированного самими большевиками в сговоре с Западом „падения коммунизма”, стало возможным востановить анархисткие организации. В 1990 г. востановлена Федерация анархистов и вновь начинает выходить газета „Свободна мисъл”.
------------------------
* это слишком категорическое утверждение, имхо.
** Первое царство – “началось” с приходом кана Аспаруха на Балканы (возле устья Дуная), хотя почти более века уже были болгарские общины на территорий возле нынешнего Видина (тогда – Бдин) и возле Охридского озера (Македония); завершение – цепь войн, начатых с похода Светослава до падения Западно-болгарского царства Самуила (1025 г.) после походов Василия ІІ Болгароубийцы.
Первое царство сохраняет даже после крещения самобытность, институт ненаследственного дворянства за воинские и ремесленные заслуги, институт совладетеля при царе, первоочередную заботу о выдаче военнопленных при сключении мирного договора, наследование движимостей и ценностей дочерьми, а оружия и земель – сыновьями, но уже Второе царство (1187 – 1396) – это уже болгаро-славянская калька с Византии.
-------------------------
С удовольствием отвечу на уточняющие вопросы, хотя и не столь быстро, как хотелось бы.
С благодарностью приму замечания о неточностях и ошибках.
Спасибо за внимание.