icy
07-04-2014 14:31:47
Глава 4. Революция. Наша стратегия
Наше положение проанализировано, наша цель осознана, механизм расписан в деталях, и набор путей намечен. Стоит нам просто самим стать контрэкономистами, обучить себя либертарианству и передать словом и делом своё знание другим – и мы достигнем нашего либертарного общества. Безусловно, этого достаточно для большинства людей и большего можно не ожидать. Никакому новому либертарию никогда не следует упрекать либертарных контрэкономистов в том, что они не делают большего. Они – агористы, и сами дойдут до этого в своё время.
Однако даже эти агористы могут содействовать тем предпринимателям, которые приближают общество к агоризму и отдаляют от этатизма. И другие, замечая растущую инфляцию, которая ведёт к экономическому краху или сгущает тучи войны, захотят что-то сделать с ней. Наконец, нужно отбивать контрудары государства, которое разрушает агорическое сообщество и завлекает либертариев на ложные пути. Эти задачи определяют поле деятельности для нового либертарного активиста[34].
Опять же, тем, кто хочет жить настолько свободно, насколько это возможно, и объединяться с единомышленниками, контрэкономического либертарианства достаточно. Большего и не нужно.
Однако тем, кто хочет поддержать, в меру возможности, таких героических предпринимателей, которые привлекают в агору новых сторонников, разбираются с порождёнными государством катастрофами, сражаются против государственников снаружи и внутри, нужен направляющий вектор, чтобы отделять тех, кто «делает что-то полезное» от тех, кто тянет канитель и тех, кто вообще контрпродуктивен (т. е. контрреволюционен) для достижения большей свободы. И для тех, кто подобно автору горит свободой и хочет посвятить свою жизнь этой работе, прежде всего важна стратегия. Так что далее следует новая либертарная стратегия[35].
Новым либертарным активистам следует помнить, что реальная защита от государства невозможна до тех пор, пока контрэкономика не породила достаточно крупные синдикаты охранных агентств, чтобы обороняться от остатков государства. Это произойдёт только в «фазе перехода» между третьей и четвёртой ступенью, ведущими назад от этатизма к агоризму (глава 3).
Каждый шаг от этатизма к агоризму требует своей отдельной стратегии, тактика же будет меняться даже в процессе каждого отдельного шага, но есть некоторые правила, которые будут иметь силу на каждой стадии.
При любых обстоятельствах, следует привлекать новых последователей и обучать их. Столкнувшись с типично сомневающимися знакомыми, которые раздумывают, не совершить ли им контрэкономический акт, поддержите их решение совершить его. Если они достаточно разумны и вряд ли переменят своё к вам отношение, объясните имеющиеся риски и ожидаемый доход. Самое главное, обучайте их на своём примере в тех пределах, в каких вы можете им доверять.
Всех «книжных либертариев», которых вы знаете, – тех, кто исповедует той или иной теоретический вариант либертарианства, но воздерживается от практики – следует побуждать к выполнению того, что они проповедуют. Презирайте их бездействие, хвалите их за первые неуверенные шаги по направлению к контрэкономике. Общайтесь с ними больше и больше по мере того, как растёт доверие вместе с их компетенцией и опытом.
Тех участников контрэкономики, с которыми вы сталкиваетесь, можно «посвятить» в либертарную философию, которой вы придерживаетесь, в те ваши загадочные убеждения, которые делают вас счастливыми и свободными от чувства вины. Равнодушно прекращайте, если они делают вид, что им неинтересно, и добавляйте энтузиазма по мере того, как будет расти их любопытство и желание узнать больше.
Рекламируйте агоризм примером и аргументацией. Контролируйте и сознательно моделируйте свои эмоциональные реакции, чтобы проявлять враждебность государственничеству и уклонизму, и выражать энтузиазм и радость от агорических действий и неудач государства. Многие из этих навыков придут с обычной практикой, но можно проверять себя чтобы кое-что усовершенствовать.
Наконец, координируйте ваши действия с другими новыми либертарными активистами. Таким образом мы подходим к необходимости групповой тактики и организации.
Многие видные либертарии утверждают, что рыночные структуры бизнеса, товарищества и акционерные общества[36] предоставляют собой все необходимые или желательные формы организации, не считая, возможно, личные и общественные связи. С одной стороны, они правы в том, что все структуры должны быть совместимы с рынком или же они будут противоречить агоризму. С другой стороны, их можно обвинить в отсутствии воображения и в озабоченности формой в ущерб содержанию.
В агорическом обществе разделение труда и самоуважение каждого рабочего-капиталиста-предпринимателя, вероятнее всего, ликвидирует традиционную модель организации бизнеса, в особенности, корпоративную иерархию – имитацию государства, а не рынка. Большинство компаний будут ассоциациями независимых подрядчиков, консультантов и других компаний. Многие могут состоять просто из одного предпринимателя и всех его услуг, компьютеров, поставщиков и клиентов. Этот способ ведения дел уже весьма распространён и набирает рост в наиболее свободных отраслях западных экономик.
Таким образом, ассоциация свободных предпринимателей с целью специализации, координации и осуществления либертарной активности не противоречит рынку и вполне может быть оптимальной. Традиционное название объединения для совместной работы независимых единиц с некоторой целью и последующим расформированием – альянс. Следовательно, основная организация новых либертарных активистов – это Новый Либертарный Альянс[37].
Структура Нового Либертарного Альянса (или Альянсов) проста, и следует избегать превращения его в политический орган или даже в авторитарную организацию. Вместо руководителей ему нужны тактики (местные координаторы со способностью к тактическому планированию) и стратеги (региональные координаторы со способностью к стратегическому мышлению). Союзник в Новом Либертарном Альянсе вовсе не следует указаниям тактика или стратега, а скорее «покупает» их доводы и знание дела. Любой, кто предложит план лучше, может заменить предшественника. Тактика и стратегия должны «покупаться и продаваться» союзниками как любой другой товар совместимым с агоризмом способом.
Несмотря на то, что эти термины заимствованы из военной истории и относятся к форме вооружённой борьбы, никогда не забывайте, что реальное физическое столкновение с силами государства следует отложить до возникновения на рынке синдикатов охранных агентств достаточной силы – всё остальное преждевременно[38].
Какой же глобальной стратегии, континентальной стратегии и местной тактике оптимальнее всего следовать НЛА? Давайте взглянем ещё раз на четыре шага от государства к агоре (или на обратные шаги от агоры к государству). Первые три деления на самом деле скорее искусственные – между первым, вторым и третьим шагами не происходит никаких резких перемен. Как будет показано ниже, наиболее вероятно, что переход от третьего шага к четвёртому будет достаточно внезапным, хотя природа агоры этого не требует. Конвульсия будет вызвана природой государства. По сути, насилие, беспорядки, нестабильность и дезорганизация всегда вызваны государством и никогда не разжигаются новыми либертариями.
Запомните как следует, вы, будущие рыцари Свободы: никогда не инициируйте никаких актов насилия, вне зависимости от того, насколько вероятным может показаться «либертарный» результат. Сделать так означает опуститься до государственника. У этого правила нет исключений. Либо вы принципиально последовательны, либо нет. Новый либертарий принципиально последователен, а тот, кто не последователен, не является новым либертарием[39].
Используя новый либертарный анализ, однако, можно предсказать вероятные вспышки государственной агрессии и сделать шаг к их предотвращению путём разоблачения и даже защитить жертв или эвакуировать их. Можно также предсказать вероятные результаты уклонизма либертарных групп и либо предотвратить предательства и катастрофы либо завоевать уважение за свою дальновидность и дальновидность нового либертарианства перед потенциальными новобранцами. Если представить государство как лесной пожар, то Новый Либертарный Альянс будет командой пожарных, которые знают, как он горит, как нужно создавать противопожарные полосы, как на него воздействуют ветры перемен, в какую сторону летят искры, и, наконец, как можно его можно погасить.
Имея это в виду, давайте обозначим ступени к агоре как четыре этапа и коротко изложим подходящую стратегию для каждого из них.
Нулевой этап: Нулевая плотность агорического общества
На этом этапе, основном в человеческой истории, агористов не существует, и есть только редкие либертарии или протолибертарии, которые осмысляют и практикуют контрэкономику. Как только кто-то прочтёт этот манифест и захочет применить его, мы перейдём на новый этап. Всё, что мы можем сделать на нулевом этапе – это медленная эволюция сознания, развитие пробами и ошибками и множество удручающих дихотомий.
Пока вы, первый агорист в ситуации нулевого этапа, не нашли сторонников, ваша единственная стратегия – увеличивать численность и вести контрэкономический образ жизни. Лучшая форма организации – это Либертарный Альянс, в котором вы уводите членов от политической деятельности (куда они слепо ввязались, стремясь освободиться от угнетения) и обращаете основное внимание на просвещение, пропаганду, привлечение новых людей и, возможно, антиполитические кампании (такие как «Не голосуй ни за кого», «Против всех», «Бойкот голосованию», «Не голосуй, это только усиливает их!» и т. п.) для провозглашения либертарной альтернативы. Либертарный Альянс может занимать позиции по вопросам, по которым достигнуто согласие, но настаивайте на консенсусе. Так будут заняты только очевидно либертарные позиции и вы всегда можете наложить вето на уклон. Всегда поощряйте тенденции в сторону «твёрдых» (последовательных) позиций, а «мягкие» (непоследовательные) отвергайте.
Первый этап: Низкая плотность агорического общества
На этом этапе появляются первые контрэкономические либертарии и возникают первые серьёзные расколы в либертарном движении. Так как пока лишь немногие либертарии строго последовательны, уклонизм будет обычным делом и будет часто брать верх над активизмом. Схемы «быстрого освобождения», от «анархо-сионизма» (бегства на обетованную землю свободы) до политического оппортунизма, прельстят нетерпеливых и поколеблют недостаточно информированных. Всё потерпит неудачу, если свобода не будет расти от человека к человеку. Массовое обращение невозможно. Есть одно исключение – радикализация вследствие агрессии государства против какой-то группы. Но даже в этом случае предпринимателям свободы нужно проинформировать репрессируемую группу в достаточном объёме, чтобы она целенаправленно перешла в либертарный лагерь, а не разбежалась по сторонам или, хуже того, не слилась с этатистами вне власти. Такие кризисы государственничества могут быть спонтанными и предсказуемыми, однако нравственные, последовательные либертарии не должны становиться их причиной.
Стратегия первых новых либертариев – бороться с антипринципами, которые усиливают государство и впустую тратят энергию анархистов. Общая стратегия, намеченная ранее, здесь тоже применима: привлекать либертариев в контрэкономику и убеждать наиболее активных агористов привлекать контрэкономистов в либертарианство.
Предшественники новых либертариев могут работать внутри существующих организаций и либертарных клубов в качестве «радикальных фракций», инициативных групп или в качестве фракции «либертарных левых» в целом. Новый Либертарный Альянс преждевремен в этих условиях, потому что он не может пока вести самостоятельных действий.
Под любой вывеской, подходящей для привлечения новых членов, может быть создано Движение Либертарных Левых. Такое движение, как правило, представляет из себя разношёрстную компанию людей, с различной степенью «твёрдости» придерживающихся основных принципов, но в целом склоняющихся или движущихся к идеалу нового либертарианства. Внутри ДЛЛ даже не стоит заострять внимание на организационной структуре. Самые передовые новые либертарии будут наиболее способны составлять планы и согласовывать действия; другими словами, люди с глубочайшим пониманием агоризма, с накопленным опытом и с самым ревностным желанием к действию естественным образом будут направлять человеческие силы. Каждый член ДЛЛ, равно как и каждый новый либертарный союзник, сам распоряжаясь своими ресурсами, будет самостоятельно решать следовать или нет советам и планам стратега или тактика, подобно тому, как поступает каждый предприниматель с рекомендациями компетентного консультанта. Для публичных акций и выступлений в средствах массовой информации, возможно, понадобится какая-нибудь псевдополитическая атрибутика. К тому же ваша рыночная организация, если её не объяснять псевдополитическими терминами, будет непонятна большей части людей.
Здесь, на более поздних стадиях первого этапа при действующем Движении Либертарных Левых достаточной численности, эти закалённые обособленные «кадры» действительно смогут приложить усилие и перетянуть на свою сторону многочисленные группы полуобращённых квази-либертариев, чтобы препятствовать крайним мерам государства. Это – дорогостоящая тактика «быстрого заработка», но с низким долгосрочным результатом, и её не стоит применять часто (мы обсудим её позже; вкратце – предотвращайте войну и массовое уничтожение либертариев).
Перечисленные виды деятельности, радикалицация либертариев, и развёртывание НЛА. Это всё, чего можно достигнуть.
Второй этап: Средняя плотность, малая конденсация агорического общества.
На этом этапе государственники замечают агоризм. Если раньше либертарии могли быть обмануты одной правящей фракцией в ущерб другой (это что-то вроде антирыночной «конкуренции», игры бюллетеней и пуль вместо игры цен и инноваций), то теперь их начинают воспринимать как угрозу. Хотя это и маловероятно, могут начаться погромы (массовые аресты и репресии). Помните, что большинство агористов погружены в остальное общество и с ними взаимодействуют частично обращённые либертарии и контрэкономисты. Чтобы достичь этого этапа, всё общество в той или иной степени было заражено агоризмом. Поэтому на данном этапе возможно возникновение первых «гетто» или райнов, населённых агористами, которые смогут полагаться на солидарность с остальным обществом для предотвращения массированных ударов государства[40].
Эти сообщества, открытые или подпольные, теперь смогут поддерживать существование Нового Либертарного Альянса. НЛА действует как представитель Агоры в государственническом обществе и пользуется любым случаем, чтобы разъяснять преимущества агорического образа жизни перед государственническим выживанием и, пожалуй, призывать к терпимости к тем, кто «идёт другим путём»[41].
На этом этапе агорическому обществу угрожает опасность возврата населения к государственничеству. Поэтому у агористов, открытых или нет, есть высокий стимул по крайней мере удержать текущий уровень либертарного сознания среди остального населения. Наиболее умело это может делать НЛА (на этом этапе – это один из способов определить, кто входит в НЛА), у Альянса есть своя поддержка и миссия. Но в дополнение к «защите» агорического сообщества, он может работать на ускорение перехода к следующему эволюционному этапу.
Третий этап: высокая плотность, большая конденсация агорического общества
На этом этапе государство переживает ряд окончательных кризисов, в чём-то аналогичных хорошо всем известному марксистскому сценарию, но по другим причинам – в этом случае, настоящим. К счастью, его возможности по нанесению какого-либо ущерба существенно уменьшены истощением государственных ресурсов и разложением его власти в связи с ростом контрэкономики.
Фактически, как только ресурсы государства и агоры приблизятся к равенству, государство впадёт в кризис. Войны и необузданная инфляция с депрессиями и катастрофами не будут прекращаться пока государство будет пытаться восстановить свою власть. Процесс его упадка может быть повёрнут вспять посредством заражения агоры привлекательными антипринципами, поэтому первая задача Нового Либертарного Альянса ясна: удержать бдительность и чистоту помыслов. На этом этапе Альянсу уже не нужно держаться за свою вывеску и прежнюю форму. Самые активные новые либертарии займутся исследованиями и развитием сегментов растущих агорических агентств охраны и арбитража и станут руководителями синдикатов охранных компаний.
Теперь ситуация приближается к революции, но всё ещё обратима[42]. Как и раньше, новые либертарии находятся в авангарде поддержки и защиты достигнутых на данный момент завоеваний, но смотрят вперёд, в следующий этап.
Новый Либертарный Альянс (теперь это собирательный термин для всех передовых элементов) может ускорить процесс, открывая и развивая оптимальные методы охраны и защиты, словом и делом, для своей индустрии, и внедряя в ней инновации.
На этом переходе с третьего этапа на четвёртый мы наблюдаем последнюю попытку со стороны правящего класса государства развязать насилие с целью подавления тех элементов, которые потом привлекут этот класс к ответственности за все прошлые преступления государства. Государственные интеллектуалы осознают, что их власть рушится, и всё будет потеряно, что ход вещей нужно повернуть вспять сейчас или никогда. НЛА должен предотвратить преждевременное осознание этого положения или преждевременные действия, основанные на этом осознании. Это последняя стратегическая цель Альянса.
Когда государство обрушит последнюю волну репрессий и встретит успешное сопротивление – это и определит начало революции. Как только станет ясно, что государство больше не может грабить и платить паразитирующему классу, силовые структуры перейдут на другую сторону – к тем, кто более платёжеспособен, и государство быстро распадётся на ряд островов государственничества в отсталых районах, если таковые вообще останутся[43].
Четвёртый этап: Агорическое общество с этатистскими примесями
После распада государства остаётся сделать лишь завершающие штрихи. Поскольку страховым и охранным компаниям больше не нужно осуществлять защиту от государства, синдикат объединённых защитников распадается на конкурирующие агентства, а НЛА, поддержка которого больше не нужна, прекращает свою работу. Схваченные государственники возмещают убытки и, если они сумеют погасить свои задолженности, реинтегрируются в общество как действующие предприниматели (пока они отрабатывают свои долги, их «тренинг» происходит автоматически).
Мы дома (глава 2)! Новое либертарианство считается само собой разумеющейся основой повседневной жизни, и мы будем решать другие проблемы, стоящие перед человечеством.
Глава 5. Активность! Наша тактика.
В предыдущей главе мы мимоходом обсудили кое-что из тактики. Некоторые из методов, которые оказались полезными для радикальных либертариев и Движения Либертарных Левых, заключались в том, чтобы вступать в менее радикальные группы и пытаться вызвать расколы, представляя альтернативные варианты борьбы, противостоять принуждению (или уклоняться от него) с ярко выраженным протестом и отказом, вести ежедневную личную агитацию среди друзей, создавать либертарные социальные группы наподобие тусовочных клубов, для обмена информацией и товарами и для взаимопомощи, которые выступали бы в качестве прото-агоры, и, конечно же, издавать публикации, заниматься публичными выступлениями, писать произведения с агорическим смыслом[44], вести просветительскую деятельность в различных формах: в качестве преподавателя, бизнес-консультанта, артиста, историка-ревизиониста, агорического экономиста и т. д.
Успешную тактику можно определить только опытным путём, а затем использовать и передать другим. Тот, кто ощущает обстоятельства времени и места достаточно похожие на обстоятельства, при которых тактика работала, могут ей воспользоваться. Но во всём есть свой риск. В этом и заключается активизм – тип предпринимательства – прогнозирование тенденций рынка и удовлетворение спроса. Можно развить свои способности делать хорошие прогнозы, что и означает быть успешным предпринимателем. Всё это можно найти в «Человеческой деятельности» фон Мизеса.
Для того, чтобы узнать, что было опробовано и что из опробованного работало, а что – нет, необходимы каналы связи. Если вы дошли до этой страницы, согласны со всем написанным, и у вас есть желание поддерживать сопротивление или пламенная потребность сопротивляться принуждению, вы готовы участвовать в Движении или в Альянсе в том виде, в котором они в данный момент существуют, в зависимости от текущего этапа, через который вы проходите (глава 4). Освободите себя. Становитесь активными.
На каком мы этапе? В октябре 1980 (время первого издания манифеста) большая часть планеты земля находится на нулевом этапе. Британские Острова, Австралия и Канада существенно продвинулись к первому этапу. Северная Америка на первом этапе. Только в местах высокой концентрации либертариев, в Южной Калифорнии, есть признаки второго этапа. Если предположить, что ситуация не повернётся вспять, первые ростки настоящих агорических обществ – анархопоселения – становятся ядрами устойчивого сообщества.
Движение Либертарных Левых существует только в Калифорнии с несколькими разрозненными ядрами, деятелями и ячейками, в Альянсе. Новый Либертарный Альянс, провозглашённый ранее, оказался преждевременным и НЛА останется зародышем (или ядром) до тех пор, пока не возникнут объективные условия для его выживания.
ДЛЛ подготовило для него работу. С внешней стороны, крах так называемых «левых» по всему миру[45] ослабил сдерживающие факторы для соперничающих сегментов государства, которые стремятся к войне, чтобы в очередной раз охмурить своих упрямых жертв патриотизмом. Возможность занять опустевшее место лидера антиимпериалистического и антивоенного движения, имея свежую и оздоровляющую идеологическую основу, даёт либертариям благоприятный шанс стать левыми. ДЛЛ придётся сражаться с партократическими и моноцентристскими элементами за это высокое положение[46].
Колебания американской плутократии между гранью пропасти, за которой инфляция выходит из-под контроля, и экономическим спадом, ведущим к депрессии, каждый раз со всё более неистовым размахом, вызывают панику у огромного числа самодовольных бизнесменов и повышают их самосознание до того предела, за которым традиционные заверения о восстановлении стабильности их больше не удовлетворяют, и они готовы рассмотреть более радикальные и даже революционные альтернативы. Только либертарные левые смогут склонить этих предпринимателей к «идеологической», а не прагматической позиции. Здесь у нас немало возможностей.
С внутренней стороны, «Либертарная» партия достигла кризиса во время выборов президента США в 1980 году. Своевременное разоблачение этатизма, присущего партократии наглого оппортунизма Крэйна-Кларка, породило не только оппозицию слева, но и правую и центристскую оппозицию[47]. Количество крупных случаев дезертирства растёт с каждым днём[48].
Неспособность некоторых реформистских элементов свергнуть Осьмикоха на съезде в Денвере (в августе 1981-го) вместе с бездействием остальных, не столь радикальных членов, может резко отбросить назад Либертарную партию Соединённых Штатов и побудить тысячи разочарованных новобранцев к участию в Движении Либертарных Левых и прочей антипартийной, просветительской и контрэкономической активности.
С этим манифестом как с руководством к действию и вдохновляющей идеей, новые либертарные стратеги и тактики смогут найти, разработать, подправить и ввести в действие новую либертарную стратегию и тактику, подходящую для сложившихся условий. Потребуется много работы, но у проектов будут результаты, которые не сможет дать никакая обыденная работа: политике, налогообложению, призыву на военную службу, экономическим катастрофам, вынужденной бедности и массовым убийствам на военных бойнях придёт конец в самой последней войне – войне общества против нашего врага, государства.
Контрэкономика немедленно награждает тех, кто отказывается от оков этатизма. Либертарианство же вознаградит практика, который ему последует, бо́льшим самоосвобождением и лучшей самореализацией по сравнению с любыми альтернативами. Но только новое либертарианство предлагает преобразование общества в нравственный, работающий жизненный путь не меняя природу человека. Утопии можно отбросить; у нас есть, по крайней мере, некоторое представление о том, как изменить общество, чтобы оно подходило человеку, а не менять человека, чтобы он подошёл к некоему обществу. Можно ли предложить задачу, дающую большее удовлетворение?
Если вы выбрали путь нового либертария, то, возможно, вы пожелаете присоединиться к нам с нашим воинственным кличем «трёх А», или чем-то подобным, чтобы постоянно вдохновлять себя им:
«Мы выступаем свидетелями той силы, которую даёт свобода, и восхищаемся замысловатой красотой многосложного добровольного обмена. Мы требуем права каждого Я достичь своей высшей точки без каких-либо ограничений за исключением другого Я. Мы провозглашаем век свободного рынка, естественного и должного состояния человечества, благосостояние в изобилии, амбиции без конца и предела, и самоопределение целей для всех – Агору.
Мы выступаем против всех, кому необходимо связать нас, чтобы обосновать правоту своего дела. Опровергая доказательства нашей агрессии, мы разбиваем наши оковы. Мы привлекаем к ответственности всех, кто совершил агрессию против кого бы то ни было, когда бы то ни было. Мы восстанавливаем для всех, кто пострадал от угнетения, справедливые условия. Мы навсегда изгоняем из наших умов и из нашего общества монстра всех времён, псевдолегитимную монополию на принуждение, покровителя агрессоров и противника справедливости. Мы разрушаем государство – Анархией.
Мы направляем нашу волю к нашим личным пределам, ограниченным только последовательной этикой. Мы боремся против антипринципов, которые иссушили бы нашу волю и ведём сражение со всем, что угрожает нашему существованию. Мы не будем отдыхать и тратить наши силы впустую, пока государство не будет разбито, и человечество не достигнет своего агорического дома. Горя неослабевающим стремлением к справедливости – теперь, и к свободе – всегда, мы побеждаем – Активностью!»
Наше положение проанализировано, наша цель осознана, механизм расписан в деталях, и набор путей намечен. Стоит нам просто самим стать контрэкономистами, обучить себя либертарианству и передать словом и делом своё знание другим – и мы достигнем нашего либертарного общества. Безусловно, этого достаточно для большинства людей и большего можно не ожидать. Никакому новому либертарию никогда не следует упрекать либертарных контрэкономистов в том, что они не делают большего. Они – агористы, и сами дойдут до этого в своё время.
Однако даже эти агористы могут содействовать тем предпринимателям, которые приближают общество к агоризму и отдаляют от этатизма. И другие, замечая растущую инфляцию, которая ведёт к экономическому краху или сгущает тучи войны, захотят что-то сделать с ней. Наконец, нужно отбивать контрудары государства, которое разрушает агорическое сообщество и завлекает либертариев на ложные пути. Эти задачи определяют поле деятельности для нового либертарного активиста[34].
Опять же, тем, кто хочет жить настолько свободно, насколько это возможно, и объединяться с единомышленниками, контрэкономического либертарианства достаточно. Большего и не нужно.
Однако тем, кто хочет поддержать, в меру возможности, таких героических предпринимателей, которые привлекают в агору новых сторонников, разбираются с порождёнными государством катастрофами, сражаются против государственников снаружи и внутри, нужен направляющий вектор, чтобы отделять тех, кто «делает что-то полезное» от тех, кто тянет канитель и тех, кто вообще контрпродуктивен (т. е. контрреволюционен) для достижения большей свободы. И для тех, кто подобно автору горит свободой и хочет посвятить свою жизнь этой работе, прежде всего важна стратегия. Так что далее следует новая либертарная стратегия[35].
Новым либертарным активистам следует помнить, что реальная защита от государства невозможна до тех пор, пока контрэкономика не породила достаточно крупные синдикаты охранных агентств, чтобы обороняться от остатков государства. Это произойдёт только в «фазе перехода» между третьей и четвёртой ступенью, ведущими назад от этатизма к агоризму (глава 3).
Каждый шаг от этатизма к агоризму требует своей отдельной стратегии, тактика же будет меняться даже в процессе каждого отдельного шага, но есть некоторые правила, которые будут иметь силу на каждой стадии.
При любых обстоятельствах, следует привлекать новых последователей и обучать их. Столкнувшись с типично сомневающимися знакомыми, которые раздумывают, не совершить ли им контрэкономический акт, поддержите их решение совершить его. Если они достаточно разумны и вряд ли переменят своё к вам отношение, объясните имеющиеся риски и ожидаемый доход. Самое главное, обучайте их на своём примере в тех пределах, в каких вы можете им доверять.
Всех «книжных либертариев», которых вы знаете, – тех, кто исповедует той или иной теоретический вариант либертарианства, но воздерживается от практики – следует побуждать к выполнению того, что они проповедуют. Презирайте их бездействие, хвалите их за первые неуверенные шаги по направлению к контрэкономике. Общайтесь с ними больше и больше по мере того, как растёт доверие вместе с их компетенцией и опытом.
Тех участников контрэкономики, с которыми вы сталкиваетесь, можно «посвятить» в либертарную философию, которой вы придерживаетесь, в те ваши загадочные убеждения, которые делают вас счастливыми и свободными от чувства вины. Равнодушно прекращайте, если они делают вид, что им неинтересно, и добавляйте энтузиазма по мере того, как будет расти их любопытство и желание узнать больше.
Рекламируйте агоризм примером и аргументацией. Контролируйте и сознательно моделируйте свои эмоциональные реакции, чтобы проявлять враждебность государственничеству и уклонизму, и выражать энтузиазм и радость от агорических действий и неудач государства. Многие из этих навыков придут с обычной практикой, но можно проверять себя чтобы кое-что усовершенствовать.
Наконец, координируйте ваши действия с другими новыми либертарными активистами. Таким образом мы подходим к необходимости групповой тактики и организации.
Многие видные либертарии утверждают, что рыночные структуры бизнеса, товарищества и акционерные общества[36] предоставляют собой все необходимые или желательные формы организации, не считая, возможно, личные и общественные связи. С одной стороны, они правы в том, что все структуры должны быть совместимы с рынком или же они будут противоречить агоризму. С другой стороны, их можно обвинить в отсутствии воображения и в озабоченности формой в ущерб содержанию.
В агорическом обществе разделение труда и самоуважение каждого рабочего-капиталиста-предпринимателя, вероятнее всего, ликвидирует традиционную модель организации бизнеса, в особенности, корпоративную иерархию – имитацию государства, а не рынка. Большинство компаний будут ассоциациями независимых подрядчиков, консультантов и других компаний. Многие могут состоять просто из одного предпринимателя и всех его услуг, компьютеров, поставщиков и клиентов. Этот способ ведения дел уже весьма распространён и набирает рост в наиболее свободных отраслях западных экономик.
Таким образом, ассоциация свободных предпринимателей с целью специализации, координации и осуществления либертарной активности не противоречит рынку и вполне может быть оптимальной. Традиционное название объединения для совместной работы независимых единиц с некоторой целью и последующим расформированием – альянс. Следовательно, основная организация новых либертарных активистов – это Новый Либертарный Альянс[37].
Структура Нового Либертарного Альянса (или Альянсов) проста, и следует избегать превращения его в политический орган или даже в авторитарную организацию. Вместо руководителей ему нужны тактики (местные координаторы со способностью к тактическому планированию) и стратеги (региональные координаторы со способностью к стратегическому мышлению). Союзник в Новом Либертарном Альянсе вовсе не следует указаниям тактика или стратега, а скорее «покупает» их доводы и знание дела. Любой, кто предложит план лучше, может заменить предшественника. Тактика и стратегия должны «покупаться и продаваться» союзниками как любой другой товар совместимым с агоризмом способом.
Несмотря на то, что эти термины заимствованы из военной истории и относятся к форме вооружённой борьбы, никогда не забывайте, что реальное физическое столкновение с силами государства следует отложить до возникновения на рынке синдикатов охранных агентств достаточной силы – всё остальное преждевременно[38].
Какой же глобальной стратегии, континентальной стратегии и местной тактике оптимальнее всего следовать НЛА? Давайте взглянем ещё раз на четыре шага от государства к агоре (или на обратные шаги от агоры к государству). Первые три деления на самом деле скорее искусственные – между первым, вторым и третьим шагами не происходит никаких резких перемен. Как будет показано ниже, наиболее вероятно, что переход от третьего шага к четвёртому будет достаточно внезапным, хотя природа агоры этого не требует. Конвульсия будет вызвана природой государства. По сути, насилие, беспорядки, нестабильность и дезорганизация всегда вызваны государством и никогда не разжигаются новыми либертариями.
Запомните как следует, вы, будущие рыцари Свободы: никогда не инициируйте никаких актов насилия, вне зависимости от того, насколько вероятным может показаться «либертарный» результат. Сделать так означает опуститься до государственника. У этого правила нет исключений. Либо вы принципиально последовательны, либо нет. Новый либертарий принципиально последователен, а тот, кто не последователен, не является новым либертарием[39].
Используя новый либертарный анализ, однако, можно предсказать вероятные вспышки государственной агрессии и сделать шаг к их предотвращению путём разоблачения и даже защитить жертв или эвакуировать их. Можно также предсказать вероятные результаты уклонизма либертарных групп и либо предотвратить предательства и катастрофы либо завоевать уважение за свою дальновидность и дальновидность нового либертарианства перед потенциальными новобранцами. Если представить государство как лесной пожар, то Новый Либертарный Альянс будет командой пожарных, которые знают, как он горит, как нужно создавать противопожарные полосы, как на него воздействуют ветры перемен, в какую сторону летят искры, и, наконец, как можно его можно погасить.
Имея это в виду, давайте обозначим ступени к агоре как четыре этапа и коротко изложим подходящую стратегию для каждого из них.
Нулевой этап: Нулевая плотность агорического общества
На этом этапе, основном в человеческой истории, агористов не существует, и есть только редкие либертарии или протолибертарии, которые осмысляют и практикуют контрэкономику. Как только кто-то прочтёт этот манифест и захочет применить его, мы перейдём на новый этап. Всё, что мы можем сделать на нулевом этапе – это медленная эволюция сознания, развитие пробами и ошибками и множество удручающих дихотомий.
Пока вы, первый агорист в ситуации нулевого этапа, не нашли сторонников, ваша единственная стратегия – увеличивать численность и вести контрэкономический образ жизни. Лучшая форма организации – это Либертарный Альянс, в котором вы уводите членов от политической деятельности (куда они слепо ввязались, стремясь освободиться от угнетения) и обращаете основное внимание на просвещение, пропаганду, привлечение новых людей и, возможно, антиполитические кампании (такие как «Не голосуй ни за кого», «Против всех», «Бойкот голосованию», «Не голосуй, это только усиливает их!» и т. п.) для провозглашения либертарной альтернативы. Либертарный Альянс может занимать позиции по вопросам, по которым достигнуто согласие, но настаивайте на консенсусе. Так будут заняты только очевидно либертарные позиции и вы всегда можете наложить вето на уклон. Всегда поощряйте тенденции в сторону «твёрдых» (последовательных) позиций, а «мягкие» (непоследовательные) отвергайте.
Первый этап: Низкая плотность агорического общества
На этом этапе появляются первые контрэкономические либертарии и возникают первые серьёзные расколы в либертарном движении. Так как пока лишь немногие либертарии строго последовательны, уклонизм будет обычным делом и будет часто брать верх над активизмом. Схемы «быстрого освобождения», от «анархо-сионизма» (бегства на обетованную землю свободы) до политического оппортунизма, прельстят нетерпеливых и поколеблют недостаточно информированных. Всё потерпит неудачу, если свобода не будет расти от человека к человеку. Массовое обращение невозможно. Есть одно исключение – радикализация вследствие агрессии государства против какой-то группы. Но даже в этом случае предпринимателям свободы нужно проинформировать репрессируемую группу в достаточном объёме, чтобы она целенаправленно перешла в либертарный лагерь, а не разбежалась по сторонам или, хуже того, не слилась с этатистами вне власти. Такие кризисы государственничества могут быть спонтанными и предсказуемыми, однако нравственные, последовательные либертарии не должны становиться их причиной.
Стратегия первых новых либертариев – бороться с антипринципами, которые усиливают государство и впустую тратят энергию анархистов. Общая стратегия, намеченная ранее, здесь тоже применима: привлекать либертариев в контрэкономику и убеждать наиболее активных агористов привлекать контрэкономистов в либертарианство.
Предшественники новых либертариев могут работать внутри существующих организаций и либертарных клубов в качестве «радикальных фракций», инициативных групп или в качестве фракции «либертарных левых» в целом. Новый Либертарный Альянс преждевремен в этих условиях, потому что он не может пока вести самостоятельных действий.
Под любой вывеской, подходящей для привлечения новых членов, может быть создано Движение Либертарных Левых. Такое движение, как правило, представляет из себя разношёрстную компанию людей, с различной степенью «твёрдости» придерживающихся основных принципов, но в целом склоняющихся или движущихся к идеалу нового либертарианства. Внутри ДЛЛ даже не стоит заострять внимание на организационной структуре. Самые передовые новые либертарии будут наиболее способны составлять планы и согласовывать действия; другими словами, люди с глубочайшим пониманием агоризма, с накопленным опытом и с самым ревностным желанием к действию естественным образом будут направлять человеческие силы. Каждый член ДЛЛ, равно как и каждый новый либертарный союзник, сам распоряжаясь своими ресурсами, будет самостоятельно решать следовать или нет советам и планам стратега или тактика, подобно тому, как поступает каждый предприниматель с рекомендациями компетентного консультанта. Для публичных акций и выступлений в средствах массовой информации, возможно, понадобится какая-нибудь псевдополитическая атрибутика. К тому же ваша рыночная организация, если её не объяснять псевдополитическими терминами, будет непонятна большей части людей.
Здесь, на более поздних стадиях первого этапа при действующем Движении Либертарных Левых достаточной численности, эти закалённые обособленные «кадры» действительно смогут приложить усилие и перетянуть на свою сторону многочисленные группы полуобращённых квази-либертариев, чтобы препятствовать крайним мерам государства. Это – дорогостоящая тактика «быстрого заработка», но с низким долгосрочным результатом, и её не стоит применять часто (мы обсудим её позже; вкратце – предотвращайте войну и массовое уничтожение либертариев).
Перечисленные виды деятельности, радикалицация либертариев, и развёртывание НЛА. Это всё, чего можно достигнуть.
Второй этап: Средняя плотность, малая конденсация агорического общества.
На этом этапе государственники замечают агоризм. Если раньше либертарии могли быть обмануты одной правящей фракцией в ущерб другой (это что-то вроде антирыночной «конкуренции», игры бюллетеней и пуль вместо игры цен и инноваций), то теперь их начинают воспринимать как угрозу. Хотя это и маловероятно, могут начаться погромы (массовые аресты и репресии). Помните, что большинство агористов погружены в остальное общество и с ними взаимодействуют частично обращённые либертарии и контрэкономисты. Чтобы достичь этого этапа, всё общество в той или иной степени было заражено агоризмом. Поэтому на данном этапе возможно возникновение первых «гетто» или райнов, населённых агористами, которые смогут полагаться на солидарность с остальным обществом для предотвращения массированных ударов государства[40].
Эти сообщества, открытые или подпольные, теперь смогут поддерживать существование Нового Либертарного Альянса. НЛА действует как представитель Агоры в государственническом обществе и пользуется любым случаем, чтобы разъяснять преимущества агорического образа жизни перед государственническим выживанием и, пожалуй, призывать к терпимости к тем, кто «идёт другим путём»[41].
На этом этапе агорическому обществу угрожает опасность возврата населения к государственничеству. Поэтому у агористов, открытых или нет, есть высокий стимул по крайней мере удержать текущий уровень либертарного сознания среди остального населения. Наиболее умело это может делать НЛА (на этом этапе – это один из способов определить, кто входит в НЛА), у Альянса есть своя поддержка и миссия. Но в дополнение к «защите» агорического сообщества, он может работать на ускорение перехода к следующему эволюционному этапу.
Третий этап: высокая плотность, большая конденсация агорического общества
На этом этапе государство переживает ряд окончательных кризисов, в чём-то аналогичных хорошо всем известному марксистскому сценарию, но по другим причинам – в этом случае, настоящим. К счастью, его возможности по нанесению какого-либо ущерба существенно уменьшены истощением государственных ресурсов и разложением его власти в связи с ростом контрэкономики.
Фактически, как только ресурсы государства и агоры приблизятся к равенству, государство впадёт в кризис. Войны и необузданная инфляция с депрессиями и катастрофами не будут прекращаться пока государство будет пытаться восстановить свою власть. Процесс его упадка может быть повёрнут вспять посредством заражения агоры привлекательными антипринципами, поэтому первая задача Нового Либертарного Альянса ясна: удержать бдительность и чистоту помыслов. На этом этапе Альянсу уже не нужно держаться за свою вывеску и прежнюю форму. Самые активные новые либертарии займутся исследованиями и развитием сегментов растущих агорических агентств охраны и арбитража и станут руководителями синдикатов охранных компаний.
Теперь ситуация приближается к революции, но всё ещё обратима[42]. Как и раньше, новые либертарии находятся в авангарде поддержки и защиты достигнутых на данный момент завоеваний, но смотрят вперёд, в следующий этап.
Новый Либертарный Альянс (теперь это собирательный термин для всех передовых элементов) может ускорить процесс, открывая и развивая оптимальные методы охраны и защиты, словом и делом, для своей индустрии, и внедряя в ней инновации.
На этом переходе с третьего этапа на четвёртый мы наблюдаем последнюю попытку со стороны правящего класса государства развязать насилие с целью подавления тех элементов, которые потом привлекут этот класс к ответственности за все прошлые преступления государства. Государственные интеллектуалы осознают, что их власть рушится, и всё будет потеряно, что ход вещей нужно повернуть вспять сейчас или никогда. НЛА должен предотвратить преждевременное осознание этого положения или преждевременные действия, основанные на этом осознании. Это последняя стратегическая цель Альянса.
Когда государство обрушит последнюю волну репрессий и встретит успешное сопротивление – это и определит начало революции. Как только станет ясно, что государство больше не может грабить и платить паразитирующему классу, силовые структуры перейдут на другую сторону – к тем, кто более платёжеспособен, и государство быстро распадётся на ряд островов государственничества в отсталых районах, если таковые вообще останутся[43].
Четвёртый этап: Агорическое общество с этатистскими примесями
После распада государства остаётся сделать лишь завершающие штрихи. Поскольку страховым и охранным компаниям больше не нужно осуществлять защиту от государства, синдикат объединённых защитников распадается на конкурирующие агентства, а НЛА, поддержка которого больше не нужна, прекращает свою работу. Схваченные государственники возмещают убытки и, если они сумеют погасить свои задолженности, реинтегрируются в общество как действующие предприниматели (пока они отрабатывают свои долги, их «тренинг» происходит автоматически).
Мы дома (глава 2)! Новое либертарианство считается само собой разумеющейся основой повседневной жизни, и мы будем решать другие проблемы, стоящие перед человечеством.
Глава 5. Активность! Наша тактика.
В предыдущей главе мы мимоходом обсудили кое-что из тактики. Некоторые из методов, которые оказались полезными для радикальных либертариев и Движения Либертарных Левых, заключались в том, чтобы вступать в менее радикальные группы и пытаться вызвать расколы, представляя альтернативные варианты борьбы, противостоять принуждению (или уклоняться от него) с ярко выраженным протестом и отказом, вести ежедневную личную агитацию среди друзей, создавать либертарные социальные группы наподобие тусовочных клубов, для обмена информацией и товарами и для взаимопомощи, которые выступали бы в качестве прото-агоры, и, конечно же, издавать публикации, заниматься публичными выступлениями, писать произведения с агорическим смыслом[44], вести просветительскую деятельность в различных формах: в качестве преподавателя, бизнес-консультанта, артиста, историка-ревизиониста, агорического экономиста и т. д.
Успешную тактику можно определить только опытным путём, а затем использовать и передать другим. Тот, кто ощущает обстоятельства времени и места достаточно похожие на обстоятельства, при которых тактика работала, могут ей воспользоваться. Но во всём есть свой риск. В этом и заключается активизм – тип предпринимательства – прогнозирование тенденций рынка и удовлетворение спроса. Можно развить свои способности делать хорошие прогнозы, что и означает быть успешным предпринимателем. Всё это можно найти в «Человеческой деятельности» фон Мизеса.
Для того, чтобы узнать, что было опробовано и что из опробованного работало, а что – нет, необходимы каналы связи. Если вы дошли до этой страницы, согласны со всем написанным, и у вас есть желание поддерживать сопротивление или пламенная потребность сопротивляться принуждению, вы готовы участвовать в Движении или в Альянсе в том виде, в котором они в данный момент существуют, в зависимости от текущего этапа, через который вы проходите (глава 4). Освободите себя. Становитесь активными.
На каком мы этапе? В октябре 1980 (время первого издания манифеста) большая часть планеты земля находится на нулевом этапе. Британские Острова, Австралия и Канада существенно продвинулись к первому этапу. Северная Америка на первом этапе. Только в местах высокой концентрации либертариев, в Южной Калифорнии, есть признаки второго этапа. Если предположить, что ситуация не повернётся вспять, первые ростки настоящих агорических обществ – анархопоселения – становятся ядрами устойчивого сообщества.
Движение Либертарных Левых существует только в Калифорнии с несколькими разрозненными ядрами, деятелями и ячейками, в Альянсе. Новый Либертарный Альянс, провозглашённый ранее, оказался преждевременным и НЛА останется зародышем (или ядром) до тех пор, пока не возникнут объективные условия для его выживания.
ДЛЛ подготовило для него работу. С внешней стороны, крах так называемых «левых» по всему миру[45] ослабил сдерживающие факторы для соперничающих сегментов государства, которые стремятся к войне, чтобы в очередной раз охмурить своих упрямых жертв патриотизмом. Возможность занять опустевшее место лидера антиимпериалистического и антивоенного движения, имея свежую и оздоровляющую идеологическую основу, даёт либертариям благоприятный шанс стать левыми. ДЛЛ придётся сражаться с партократическими и моноцентристскими элементами за это высокое положение[46].
Колебания американской плутократии между гранью пропасти, за которой инфляция выходит из-под контроля, и экономическим спадом, ведущим к депрессии, каждый раз со всё более неистовым размахом, вызывают панику у огромного числа самодовольных бизнесменов и повышают их самосознание до того предела, за которым традиционные заверения о восстановлении стабильности их больше не удовлетворяют, и они готовы рассмотреть более радикальные и даже революционные альтернативы. Только либертарные левые смогут склонить этих предпринимателей к «идеологической», а не прагматической позиции. Здесь у нас немало возможностей.
С внутренней стороны, «Либертарная» партия достигла кризиса во время выборов президента США в 1980 году. Своевременное разоблачение этатизма, присущего партократии наглого оппортунизма Крэйна-Кларка, породило не только оппозицию слева, но и правую и центристскую оппозицию[47]. Количество крупных случаев дезертирства растёт с каждым днём[48].
Неспособность некоторых реформистских элементов свергнуть Осьмикоха на съезде в Денвере (в августе 1981-го) вместе с бездействием остальных, не столь радикальных членов, может резко отбросить назад Либертарную партию Соединённых Штатов и побудить тысячи разочарованных новобранцев к участию в Движении Либертарных Левых и прочей антипартийной, просветительской и контрэкономической активности.
С этим манифестом как с руководством к действию и вдохновляющей идеей, новые либертарные стратеги и тактики смогут найти, разработать, подправить и ввести в действие новую либертарную стратегию и тактику, подходящую для сложившихся условий. Потребуется много работы, но у проектов будут результаты, которые не сможет дать никакая обыденная работа: политике, налогообложению, призыву на военную службу, экономическим катастрофам, вынужденной бедности и массовым убийствам на военных бойнях придёт конец в самой последней войне – войне общества против нашего врага, государства.
Контрэкономика немедленно награждает тех, кто отказывается от оков этатизма. Либертарианство же вознаградит практика, который ему последует, бо́льшим самоосвобождением и лучшей самореализацией по сравнению с любыми альтернативами. Но только новое либертарианство предлагает преобразование общества в нравственный, работающий жизненный путь не меняя природу человека. Утопии можно отбросить; у нас есть, по крайней мере, некоторое представление о том, как изменить общество, чтобы оно подходило человеку, а не менять человека, чтобы он подошёл к некоему обществу. Можно ли предложить задачу, дающую большее удовлетворение?
Если вы выбрали путь нового либертария, то, возможно, вы пожелаете присоединиться к нам с нашим воинственным кличем «трёх А», или чем-то подобным, чтобы постоянно вдохновлять себя им:
«Мы выступаем свидетелями той силы, которую даёт свобода, и восхищаемся замысловатой красотой многосложного добровольного обмена. Мы требуем права каждого Я достичь своей высшей точки без каких-либо ограничений за исключением другого Я. Мы провозглашаем век свободного рынка, естественного и должного состояния человечества, благосостояние в изобилии, амбиции без конца и предела, и самоопределение целей для всех – Агору.
Мы выступаем против всех, кому необходимо связать нас, чтобы обосновать правоту своего дела. Опровергая доказательства нашей агрессии, мы разбиваем наши оковы. Мы привлекаем к ответственности всех, кто совершил агрессию против кого бы то ни было, когда бы то ни было. Мы восстанавливаем для всех, кто пострадал от угнетения, справедливые условия. Мы навсегда изгоняем из наших умов и из нашего общества монстра всех времён, псевдолегитимную монополию на принуждение, покровителя агрессоров и противника справедливости. Мы разрушаем государство – Анархией.
Мы направляем нашу волю к нашим личным пределам, ограниченным только последовательной этикой. Мы боремся против антипринципов, которые иссушили бы нашу волю и ведём сражение со всем, что угрожает нашему существованию. Мы не будем отдыхать и тратить наши силы впустую, пока государство не будет разбито, и человечество не достигнет своего агорического дома. Горя неослабевающим стремлением к справедливости – теперь, и к свободе – всегда, мы побеждаем – Активностью!»