Strelok
10-04-2014 17:03:24
Вступление.
Вопрос о воспитании и образовании детей – один из самых важных и основных и
вместе с тем один из самых жгучих и тревожных вопросов переживаемого нами времени.
Перед каждым отдельным человеком стоить великая задача, теоретическому и
практическому разрешению которой он должен способствовать всеми имеющимися в его
распоряжении средствами. Эту задачу мы можем формулировать следующим образом: как
содействовать тому, чтобы как твои дети, так и дети всех других родителей, кто бы они ни
были, какое бы положение в обществе ни занимали, будут ли это дети человека,
обладающего избытком средств или человека, лишенного даже самого необходимого для
материального существования, получили то истинное воспитание и образование, которое
они имеют право требовать от старшего, взрослого поколения. Ведь в детях все будущее. И
если бы все дети встречали надлежащую свободу в своем развитии и были воспитываемы и
образовываемы в истинном смысле этого слова, а не дрессируемы в целях приноравливания
к существующему общественному режиму, то тогда бы и социальный вопрос, и многие
другие связанные тесно с ним вопросы были бы давно решены. Истинный ключ к прочной и
устойчивой реорганизации общественного строя на новых началах составляет свободное
воспитание и образование всех детей без исключения, воспитание, построенное на началах
справедливости, т.е. на признании прав за личности ребенка на свободу его физического и
духовного развития, на уважении к его личности, на понимании того, что в нем таится
будущий творец новой жизни и что творческие силы и есть то самое высшее, что мы должны
воспитывать в каждом человеке.
И эта задача истинного свободного воспитания и образования, распространенная на
всех детей, приобретает в наши дни особенно жгучий интерес. Никогда, быть может, так
остро и сильно не сознавались недостатки современной школы, и никогда еще так выпукло и
ярко не вставало перед сознанием родителей то пагубное, тлетворное влияние, которое
современная школа оказывает на тело и душу ребенка. Современные родители с болью в
сердце, с отчаяньем в душе отдают своего ребенка в существующие учебные заведения,
которые называются по какому-то недоразумению школами и которые вернее было бы
назвать тюрьмами и смирительными домами, отдают, повинуясь рутине и традиции и
потому, что не хватает мужества и активных сил, чтобы искать для своих детей более
здоровых условий жизни и развития.
В самом деле, что дает современная школа нашим детям? Развивает ли она их
физически, умственно и нравственно? Теперь никто уже почти не сомневаётся, что ничего
подобного в современной школе не имеет места, что современная школа достигает как раз
противоположных результатов, что она ведет к вырождению и измельчанию человечества в
физическом и духовном отношении.
В области физического воспитания современная школа обуздывает естественную
экспансивность жизни, которую обнаруживаюсь дети, и заменяет ее деятельностью
искусственной, совершаемой механически, по команде, без всякого чувства удовольствия,
разного рода гимнастическими и иными упражнениями, к которым ребенок не обнаруживает
никакого влечение и желания. Детям препятствуют играть, бегать, шалить, развиваться
свободно и естественно и затем путем насилие и принуждения стараются вызвать
физические упражнения, которые, конечно, не могут иметь той цены, какую имеют
упражнение свободные, естественные, вытекшие из внутреннего побуждения ребенка к
физической деятельности.
Подобным же образом современная школа поступает и относительно умственного
развития детей. Она препятствует детям жить свободною интеллектуальною жизнью. Вместо
той естественной умственной жизни, которая вытекает из собственных внутренних
побуждений ребенка, она стремится вызвать в нем искусственную умственную жизнь.
Современная школа не только тело ребенка заключаете между четырьмя стенами, но она
заключает между ними и его ум. Она отрывает его от жизни, от всего того, что его может
интересовать и забавлять и быть для него поучительным, от всего того, что может быть
материалом для его интеллектуального развития. Что видит ребенок в классе? Всегда одни и
те же предметы, те же самые лица и несколько плохих картин. По прошествии некоторого
времени – и очень скорого – это зрелище становится не особенно веселым. А там, вне школы
– растения, животные, люди – бесчислённое количество самых разнообразных вещей, жизнь,
движущаяся полным ходом целый мир который ребенок мог бы исследовать, в котором он
мог бы вращаться, который он мог бы сделать своим. Но нет, это стоить для него за
пределами возможности, необходимо, чтобы он скучал. И школа, абсурдная школа,
уничтожив естественную потребность в ребенке, усыпив его интеллект, заменяет
потребность принуждением, свободное усилие, сопровождаемое чувством счастья –
тяжелым и тягостным трудом. Вместо того, чтобы предоставить детям удовлетворять свой
умственный голод и брать именно то, что им требуется, она отказывает им в том, чего они
желают, и принуждает их брать то, чего они не хотят. Результатом этого является то, что
умственный труд, сам по себе связанный с интересом и наслаждением, становится скучным
и причиняет страдание.
Но всего ужаснее обстоит дело в области нравственного воспитания. Можно
подумать, что современная школа задалась здесь целью сделать из свободного человека во
что бы то ни стало человека-раба. Главная забота современной школы – разбить волю
ребенка, воспрепятствовать всеми возможными способами ее естественному обнаружению,
свести ее к ее самому простому выражению, т.е. к замене действия, совершаемого по
желанию, действием, совершаемым по приказанию. Ребенок может делать то, что ему
хочется, только в той мере, в какой он не нарушает школьного регламента, а этот регламент,
в то же время, приказывает ему массу действий, для которых в нем самом нет ни желания, ни
потребности, которые даже почти всегда противоположны тому, что он хочет, так как
школьная жизнь, вся построенная на принуждении, абсолютно противоположна жизни
естественной, свободно раскрывающейся и развертывающейся. Одним словом, вся система
нравственного воспитания в современной школе построена на повиновении, послушании,
ведет к уничтожению воли в ребенке и деградирует его нравственно; она не считается ни с
природой человека, ни с законами его развития; ее отличительные черты: беспорядок, дух
авторитета и догматизм.
Современная школа губит детей в физическом, умственном и нравственном
отношении – эта истина огненными буквами начинаете проникать в сознание современных
родителей. Наши дети гибнуть, задыхаются в душной зараженной атмосфере современной
школы. Надо спасать наших детей, надо спасать молодое поколение от тех страшных тисков,
которые соорудили для него, надо снять с него эти тиски, надо освободить ребенка и на
месте бессмысленной, ложной, несвободной школы, школы рабов, создать разумную,
истинную, свободную школу, школу свободных людей, свободных сознательных работников
на благо человечества. Но кто же должен взяться за это дело? На ком оно естественно лежит?
Это – дело всех, всего общества, и только все общество, путем соединенных усилий всех его
членов может решить задачу осуществления разумной свободной школы для всех детей без
исключения. Но прежде чем общество во всем его составе возьмется за решение этой
великой задачи и прежде чем явится возможность решить ее в таких широких размерах, в
каких она должна быть решена, надо, чтобы к ее разрешению приступили хоть отдельные
единичные люди или хотя бы небольшие группы людей. Эти попытки хотя бы и в небольших
размерах будут иметь большое значение для скорейшей постановки той же задачи в более
широких и грандиозных размерах. И в настоящее время каждая такая попытка или
теоретического освещения или практического, хотя бы и частичного, разрешения вопроса о
разумной и свободной школе заслуживает большого внимания. С одной из таких попыток
теоретически разобраться в этом вопросе я и хочу познакомить читателя в настоящей книге.
Попытка эта принадлежите группе лиц, одушевленных идеей разумного, свободного
воспитания и образовавших в мае 1903 года при отделении по вопросам семейного
воспитания, Московского Педагогического Общества, специальную комиссию под
названием комиссии по вопросу об организации семейных школ. Комиссия эта работала
около двух лет но затем деятельность ее, благодаря запрещению собраний Педагогического
Общества, закрытию Московского университета и вообще тем тяжелым условиям, в которых
очутилась русская жизнь, принуждена была временно приостановиться. Нижеследующее
представляет очерк ее деятельности за все время ее существования, сделанный в
хронологическом порядке.
Вместе с тем понимание глубоко важного значения вопроса о свободном воспитании
и образовании побудило меня пересмотреть сочинения выдающихся педагогов и вообще
писателей, занимавшихся педагогическими вопросами, причем я старался извлечь оттуда все
то ценное, что было сказано этими лицами в защиту идеи свободного воспитания и
образования. Эти избранные места из иностранных и русских писателей прошлого и
настоящего времени помещены в конце книги. Что касается иностранных писателей, то я
ограничился только теми, сочинения которых имеются в русском переводе. Без сомнения,
можно было бы и еще больше увеличить число избранных мест и можно было бы прибавить
еще много имен ратовавших за свободное воспитание, но это заставило бы также еще более
увеличить и размер этой книги, достигшей и без того довольно значительного объема. Волей
не волей поэтому приходилось себя ограничить. Но, мне кажется, и приведенного, несмотря
на вею его неполноту, вполне достаточно. Могучий, стройный хор великих глашатаев и
борцов за идею свободного воспитание и образования, за скорейшее освобождение ребенка
от всякого гнета, а в том числе и школьного, звучит мощно и выразительно и зовет нас
скорее приступить к реальному воплощению их великих заветов в жизнь и к осуществлению
в возможно более широких размерах для детей всех классов общества истинной, разумной и
в действительном настоящем смысле этого слова Свободной школы.
Вопрос о воспитании и образовании детей – один из самых важных и основных и
вместе с тем один из самых жгучих и тревожных вопросов переживаемого нами времени.
Перед каждым отдельным человеком стоить великая задача, теоретическому и
практическому разрешению которой он должен способствовать всеми имеющимися в его
распоряжении средствами. Эту задачу мы можем формулировать следующим образом: как
содействовать тому, чтобы как твои дети, так и дети всех других родителей, кто бы они ни
были, какое бы положение в обществе ни занимали, будут ли это дети человека,
обладающего избытком средств или человека, лишенного даже самого необходимого для
материального существования, получили то истинное воспитание и образование, которое
они имеют право требовать от старшего, взрослого поколения. Ведь в детях все будущее. И
если бы все дети встречали надлежащую свободу в своем развитии и были воспитываемы и
образовываемы в истинном смысле этого слова, а не дрессируемы в целях приноравливания
к существующему общественному режиму, то тогда бы и социальный вопрос, и многие
другие связанные тесно с ним вопросы были бы давно решены. Истинный ключ к прочной и
устойчивой реорганизации общественного строя на новых началах составляет свободное
воспитание и образование всех детей без исключения, воспитание, построенное на началах
справедливости, т.е. на признании прав за личности ребенка на свободу его физического и
духовного развития, на уважении к его личности, на понимании того, что в нем таится
будущий творец новой жизни и что творческие силы и есть то самое высшее, что мы должны
воспитывать в каждом человеке.
И эта задача истинного свободного воспитания и образования, распространенная на
всех детей, приобретает в наши дни особенно жгучий интерес. Никогда, быть может, так
остро и сильно не сознавались недостатки современной школы, и никогда еще так выпукло и
ярко не вставало перед сознанием родителей то пагубное, тлетворное влияние, которое
современная школа оказывает на тело и душу ребенка. Современные родители с болью в
сердце, с отчаяньем в душе отдают своего ребенка в существующие учебные заведения,
которые называются по какому-то недоразумению школами и которые вернее было бы
назвать тюрьмами и смирительными домами, отдают, повинуясь рутине и традиции и
потому, что не хватает мужества и активных сил, чтобы искать для своих детей более
здоровых условий жизни и развития.
В самом деле, что дает современная школа нашим детям? Развивает ли она их
физически, умственно и нравственно? Теперь никто уже почти не сомневаётся, что ничего
подобного в современной школе не имеет места, что современная школа достигает как раз
противоположных результатов, что она ведет к вырождению и измельчанию человечества в
физическом и духовном отношении.
В области физического воспитания современная школа обуздывает естественную
экспансивность жизни, которую обнаруживаюсь дети, и заменяет ее деятельностью
искусственной, совершаемой механически, по команде, без всякого чувства удовольствия,
разного рода гимнастическими и иными упражнениями, к которым ребенок не обнаруживает
никакого влечение и желания. Детям препятствуют играть, бегать, шалить, развиваться
свободно и естественно и затем путем насилие и принуждения стараются вызвать
физические упражнения, которые, конечно, не могут иметь той цены, какую имеют
упражнение свободные, естественные, вытекшие из внутреннего побуждения ребенка к
физической деятельности.
Подобным же образом современная школа поступает и относительно умственного
развития детей. Она препятствует детям жить свободною интеллектуальною жизнью. Вместо
той естественной умственной жизни, которая вытекает из собственных внутренних
побуждений ребенка, она стремится вызвать в нем искусственную умственную жизнь.
Современная школа не только тело ребенка заключаете между четырьмя стенами, но она
заключает между ними и его ум. Она отрывает его от жизни, от всего того, что его может
интересовать и забавлять и быть для него поучительным, от всего того, что может быть
материалом для его интеллектуального развития. Что видит ребенок в классе? Всегда одни и
те же предметы, те же самые лица и несколько плохих картин. По прошествии некоторого
времени – и очень скорого – это зрелище становится не особенно веселым. А там, вне школы
– растения, животные, люди – бесчислённое количество самых разнообразных вещей, жизнь,
движущаяся полным ходом целый мир который ребенок мог бы исследовать, в котором он
мог бы вращаться, который он мог бы сделать своим. Но нет, это стоить для него за
пределами возможности, необходимо, чтобы он скучал. И школа, абсурдная школа,
уничтожив естественную потребность в ребенке, усыпив его интеллект, заменяет
потребность принуждением, свободное усилие, сопровождаемое чувством счастья –
тяжелым и тягостным трудом. Вместо того, чтобы предоставить детям удовлетворять свой
умственный голод и брать именно то, что им требуется, она отказывает им в том, чего они
желают, и принуждает их брать то, чего они не хотят. Результатом этого является то, что
умственный труд, сам по себе связанный с интересом и наслаждением, становится скучным
и причиняет страдание.
Но всего ужаснее обстоит дело в области нравственного воспитания. Можно
подумать, что современная школа задалась здесь целью сделать из свободного человека во
что бы то ни стало человека-раба. Главная забота современной школы – разбить волю
ребенка, воспрепятствовать всеми возможными способами ее естественному обнаружению,
свести ее к ее самому простому выражению, т.е. к замене действия, совершаемого по
желанию, действием, совершаемым по приказанию. Ребенок может делать то, что ему
хочется, только в той мере, в какой он не нарушает школьного регламента, а этот регламент,
в то же время, приказывает ему массу действий, для которых в нем самом нет ни желания, ни
потребности, которые даже почти всегда противоположны тому, что он хочет, так как
школьная жизнь, вся построенная на принуждении, абсолютно противоположна жизни
естественной, свободно раскрывающейся и развертывающейся. Одним словом, вся система
нравственного воспитания в современной школе построена на повиновении, послушании,
ведет к уничтожению воли в ребенке и деградирует его нравственно; она не считается ни с
природой человека, ни с законами его развития; ее отличительные черты: беспорядок, дух
авторитета и догматизм.
Современная школа губит детей в физическом, умственном и нравственном
отношении – эта истина огненными буквами начинаете проникать в сознание современных
родителей. Наши дети гибнуть, задыхаются в душной зараженной атмосфере современной
школы. Надо спасать наших детей, надо спасать молодое поколение от тех страшных тисков,
которые соорудили для него, надо снять с него эти тиски, надо освободить ребенка и на
месте бессмысленной, ложной, несвободной школы, школы рабов, создать разумную,
истинную, свободную школу, школу свободных людей, свободных сознательных работников
на благо человечества. Но кто же должен взяться за это дело? На ком оно естественно лежит?
Это – дело всех, всего общества, и только все общество, путем соединенных усилий всех его
членов может решить задачу осуществления разумной свободной школы для всех детей без
исключения. Но прежде чем общество во всем его составе возьмется за решение этой
великой задачи и прежде чем явится возможность решить ее в таких широких размерах, в
каких она должна быть решена, надо, чтобы к ее разрешению приступили хоть отдельные
единичные люди или хотя бы небольшие группы людей. Эти попытки хотя бы и в небольших
размерах будут иметь большое значение для скорейшей постановки той же задачи в более
широких и грандиозных размерах. И в настоящее время каждая такая попытка или
теоретического освещения или практического, хотя бы и частичного, разрешения вопроса о
разумной и свободной школе заслуживает большого внимания. С одной из таких попыток
теоретически разобраться в этом вопросе я и хочу познакомить читателя в настоящей книге.
Попытка эта принадлежите группе лиц, одушевленных идеей разумного, свободного
воспитания и образовавших в мае 1903 года при отделении по вопросам семейного
воспитания, Московского Педагогического Общества, специальную комиссию под
названием комиссии по вопросу об организации семейных школ. Комиссия эта работала
около двух лет но затем деятельность ее, благодаря запрещению собраний Педагогического
Общества, закрытию Московского университета и вообще тем тяжелым условиям, в которых
очутилась русская жизнь, принуждена была временно приостановиться. Нижеследующее
представляет очерк ее деятельности за все время ее существования, сделанный в
хронологическом порядке.
Вместе с тем понимание глубоко важного значения вопроса о свободном воспитании
и образовании побудило меня пересмотреть сочинения выдающихся педагогов и вообще
писателей, занимавшихся педагогическими вопросами, причем я старался извлечь оттуда все
то ценное, что было сказано этими лицами в защиту идеи свободного воспитания и
образования. Эти избранные места из иностранных и русских писателей прошлого и
настоящего времени помещены в конце книги. Что касается иностранных писателей, то я
ограничился только теми, сочинения которых имеются в русском переводе. Без сомнения,
можно было бы и еще больше увеличить число избранных мест и можно было бы прибавить
еще много имен ратовавших за свободное воспитание, но это заставило бы также еще более
увеличить и размер этой книги, достигшей и без того довольно значительного объема. Волей
не волей поэтому приходилось себя ограничить. Но, мне кажется, и приведенного, несмотря
на вею его неполноту, вполне достаточно. Могучий, стройный хор великих глашатаев и
борцов за идею свободного воспитание и образования, за скорейшее освобождение ребенка
от всякого гнета, а в том числе и школьного, звучит мощно и выразительно и зовет нас
скорее приступить к реальному воплощению их великих заветов в жизнь и к осуществлению
в возможно более широких размерах для детей всех классов общества истинной, разумной и
в действительном настоящем смысле этого слова Свободной школы.