Strelok
11-04-2014 09:09:59
Воспитать в человеке нравственные стремления, сделать его неутомимым борцом за
нравственный идеал, так чтобы вся жизнь его служила живым воплощением этого идеала —
самое трудное и вместе с тем, быть может, самое важное дело в области воспитания.
Воспитание физическое и умственное играют по отношению к нравственному, можно
сказать, только чисто служебную роль. И между тем нигде не сделано так мало и в смысле
теоретического изучения и в смысле практического применения, как в области
нравственного воспитания. Это и понятно, — задачи нравственного воспитания, захватывая
всю жизнь человека, с его как животными физиологическими потребностями, так и
высшими духовными интересами, несравненно обширнее и сложнее тех задач, разрешение
которых составляет главное содержание трактатов о физическом или умственном
воспитании. Но эта обширность и сложность тем более должны бы были побуждать
сосредоточить на них как можно больше сил, чтобы таким путем скорее придти к
практическому разрешению этих важных жизненных вопросов. Настоящая статья имеет
своею целью уяснить хотя бы в слабой степени существенные задачи нравственного
воспитания или, по крайней мере, хотя бы наметить их.
Но, прежде чем говорить о задачах нравственного воспитания, следует выяснить, что
именно надо понимать под нравственностью. Это тем более необходимо, что самое слово
допускает разностороннее толкование. Читатель может согласиться с нашим определением
нравственности или нет, — во всяком случае он будет знать, о чем именно идет дело, когда
мы говорим ему о нравственном развитии.
Этим путем будут избегнуты всякие неясности и недоразумения. Но, так как цель
настоящей статьи не теоретическое выяснение принципов нравственности, а практическое
разрешение вопроса о нравственном воспитании, то мы должны при определении понятия
нравственности ограничиться только существенно необходимым. Нам придется лишь сжато
и кратко формулировать свой взгляд на нравственность, не пытаясь его Обосновывать более
подробно, иначе это завело бы нас слишком далеко от предмета нашей непосредственной
задачи.
Итак, что же такое есть нравственность? Самый естественный ответ,
представляющийся при этом, был бы, по-видимому, таков : нравственность есть стремление
к осуществлению того, что является для человека самым высоким, самым святым, самым
лучшим, какими бы именами он не называть это высокое, святое и лучшее, — правдой,
добром, благом, или еще как-нибудь иначе. Но, что такое правда, долг, благо? Имеют ли все
эти вещи какое-либо значение и цену сами по себе? Не представляют ли они только того или
другого нашего отношения к жизни? Не существует ли какой-либо высший критерий, с
которым должны сообразоваться и от которого получают свое значение все эти великие
слова? Да, этот критерий существует и этим критерием является „жизнь". Самое высшее,
самое драгоценное – благо и сокровище для человека составляет „жизнь", как та жизнь,
носителем которой он сам является, так и та, которая широким потоком разлита кругом него
в природе и человечестве. Вне „жизни", понимаемой в самом широком значении этого
слова, нет ничего ни святого, ни благородного, ничего такого, что стоило бы желать — от
нее одной все получает и смысл, и разумность, и оправдание своего существования. Только
то мы называем хорошим, святым, нравственным, разумным, справедливым, что ведет к
сохранению этого блага или к накоплению его, как в нас, так и кругом нас. И, наоборот, все
то, что мешает прогрессивному развитою и росту жизни, — все это мы награждаем
противоположными эпитетами. Нравственность поэтому есть ни что иное, как сознательное
стремление и деятельность, направленные на увеличение общей суммы и напряженности
жизни в мире. И так как человек, в пределах нашего опыта, является выражением
наибольшей концентрации жизни в мире, то отсюда становится понятным, почему
нравственное поведение имеет своим главным предметом человеческие существа. Но
человек может развить наибольшую сумму жизни как в себе, так и кругом себя, только в
общежитии, т. е. соединяясь со своими собратьями-людьми в одно целое, называемое
обществом. Общественные отношения, как мы находим их в настоящее время, построены в
значительной мере на началах антагонизма и борьбы и потому только в слабой степени дают
возможность для каждой отдельной личности достигнуть полной и широкой жизни. Только
гармоническое общество, построенное на началах любви и солидарности, может создать
условия для этой полной и широкой жизни, может дать каждой индивидуальности
возможность развернуть все свои силы и способности и достигнуть того наиболее высокого
и могучего „чувства жизни", которое только в состоянии дать наиболее развитая форма
общественных отношений. Вот почему достижение такой гармонической общественной
жизни является конечною целью нравственной деятельности, отдельной индивидуальной
личности, так и большей или меньшей совокупности таких личностей, — так как
наибольшая гармония, достигнутая людьми в своих общественных отношениях,
равнозначительна с наибольшею суммою наиболее интенсивной жизни.
Взглянем теперь на дело нравственного развития с несколько иной стороны, имеющей
особенно важное значение для всего последующего нашего изложения. Жизнь каждой
отдельной личности, насколько она является предметом ее сознательных стремлений, может
быть сведена к совокупности тех или иных целей. Чем в большей мере те частные цели,
которых достигает в течение своего существования отдельная личность, ведут к увеличению
общей суммы и напряженности жизни в мире, составляющему высшую задачу
нравственности, тем в большей мере жизнь этой личности приобретает нравственный
характер. Эта высшая цель служить как бы для объединения всех отдельных частных целей,
которые личность сознательно или бессознательно преследует в течение своего
существования. В самом деле, если существует высшая нравственная цель, с которой мы
должны сообразовать все свои частные цели, какие бы нам не приходилось преследовать, то,
как прямой вывод из этого, необходимо вытекает, что, чем более согласованы различные
частные цели нашей жизни между собою, тем более нравственный характер получает и наша
жизнь.
Нравственность немыслима без установления гармонии между многоразличными
целями человеческой жизни. Так как все цели могут быть разбиты на две крупные категории,
— на цели индивидуального характера, предметом которых является само лицо, ставящее
цель, и на цели социального характера, предметом которых является совокупность
индивидуумов, вне нас находящихся, — то, можно сказать, что установление гармонии
между этими двумя категориями целей или объединение себя с остальным человечеством в
одно целое составляет высшую задачу нравственности. Итак, выраженный в другой форме,
идеал нравственности сводится к установлению гармонии между всеми целями человеческой
жизни. К этому надо только прибавить, что самая система человеческих целей не остается
неизменной, но постоянно видоизменяется и расширяется по мере развития отдельной
личности и всего человечества. На этой формуле мы и остановимся, так как она особенно
для нас важна в практическом отношении.
Таким образом, вопрос о нравственном воспитании сводится к выяснению того, что
именно нужно делать, чтобы воспитать в ребенке стремление к установлению гармонии
везде и всюду, где только представится к этому случай, — стремление, которое, начавшись
со стремления к установлению гармонии между двумя какими-нибудь мыслями или даже с
еще более элементарных форм, получило бы свое конечное завершение в стремлении
установить гармонию между собой и всем остальным человечеством и миром, причем мир и
человечество берутся в такой широте, в какой только возможно. Создать такое стремление к
гармонии вообще, стремление, которое искало бы все более и более широкого поля для
своего приложения – значит подготовить почву для нравственного поведения человека и
сделать его наиболее пригодным для осуществления нравственных задач и целей. Если вы
хотите воспитать в ребенке нравственные стремления и выработать в нем нравственный
характер то, не толкуя ему много об отвлеченных принципах нравственности, старайтесь
только воспитать в нем стремление отдавать себе ясный отчет в тех целях, которые он себе
ставить, и наряду с этим никогда не ослабевающую потребность внести гармонию в этот
мир целей, — и вы этим сделаете в тысячу раз больше для выработки из него нравственного
человека, чем внедряя в него какой-нибудь кодекс моральных предписаний, имеющий будто
бы таинственное, сверхъестественное происхождение. Расширять количество ставимых себе
целей, так что бы эти цели, имея в виду первоначально почти исключительно только нашу
особу, распространились бы и охватили постепенно возможно большее количество людей, и
в тоже время постоянно прилагать все усилия к тому , чтобы между всеми нашими целями
была наибольшая возможная гармония, чтобы все они составляли одну стройную систему
целей, исключающую всякие противоречия между отдельными целями, входящими в нее в
качестве составных элементов — таков, как упоминалось, высший нравственный идеал
человека. Выраженный в других словах, он сводится к тому требованию, что бы
человеческая жизнь, жизнь отдельной личности, была бы наиболее плодотворна по
количеству и разнообразию полученных в результате от нее последствий для всего
человечества, считая одним из составных элементов этого человечества и самого
нравственного деятеля. А каждая жизнь и каждая деятельность тем более плодотворны, чем
более достигается при посредстве них целей и чем менее эти цели взаимно исключают друг
друга, — потому что стремиться к двум противоречивым целям значить одною рукою
уничтожать то, что было сделано другой, значить напрасно растрачивать свою жизненную
энергию. Вот почему только итог жизненной деятельности такой личности, которой в
наибольшей степени удавалось устанавливать гармонию между целями, преследовавшимися
ею в течение своей, жизни, может быть наиболее велик по своим размерам.
Посмотрим же теперь, каким образом, понимая в подобном смысле нравственность,
могут и должны быть воспитываемы в ребенке нравственные стремления.
Развитие нравственных стремлений связано с развитием воли, и потому прежде всего
следует ответить на вопрос, как должна быть развиваема в ребенке воля.
Воля, в том смысле, в каком мы здесь употребляем это слово, есть такая способность
действовать, при которой ряд совершаемых человеком действий, прежде его реального
осуществления в действительности, имеет идеальное существование внутри его сознания в
форме представления себе всех этих действий в той последовательности, в какой он затем
осуществляет их на самом деле. Из этого определения, собственно говоря, уже становится
ясным, что именно нужно делать для развития воли. Воля, как и всякая деятельность,
развивается тем в большей мере, чем больше бывает поводов для ее обнаружения, чем
больше случаев, в которых она может упражняться. Вот почему, что бы развить в ребенке
волю, надо пользоваться всякою возможностью, что бы заставить его действовать согласно
поставленной им самим себе цели и пользуясь для этого выбранными им самим средствами.
Чем более будет случаев для подобного рода деятельности, тем большее развитие
получит и воля. Надо только при этом не упускать из виду следующее одно практическое
соображение. Цель, которую себе ставить ребенок, всегда должна быть практически для
него достижима. Достигнутая цель порождает приятное чувство удовольствия, сводящееся
отчасти к чувству победы и торжества над препятствиями. Это удовольствие побуждает нас
и в следующий раз прибегать к подобному же способу сознательной волевой деятельности и
отдавать ему предпочтете перед всякими другими формами деятельности, например, перед
деятельностью импульсивной, или в силу привычки, инстинкта и т. д. Если же постоянно
случается так, что цель практически недостижима, то последствием волевой деятельности
будет неприятное чувство поражения, которое, повторяясь слишком часто, может лишить
ребенка всякой охоты затрачивать свои усилия (так как волевая деятельность требует
усилий), никогда ничем не вознаграждающиеся, и у него не будет тогда никакого стимула,
который побуждал бы его отдавать предпочтете этому способу деятельности перед всеми
другими.
Развитие воли, в смысле деятельности согласно умственно представляемым себе целям,
находится в тесной зависимости от нашей способности представления, и потому всякий шаг
в развитии последней дает возможность сделать лишний шаг вперед и в направлении
развития воли. Чем шире способность представления, тем шире может быть и воля, так как
тем шире разрастается и объем тех целей, который мы можем ставить себе одновременно, и
тем более отдаленными становятся эти цели в порядке своего достижения. Если
первоначально, при слабо развитой способности представления, могут ставиться лишь те
цели, который непосредственно сейчас же и достигаются, то с ростом способности
представления становятся возможными цели, который достигаются только на следующий
день, следующий месяц, следующий год или даже через несколько лет. Таким образом, с
развитием способности представления делаются возможными цели все более далекие и
достижение которых требует все больше и больше времени.
Но развитие способности представления обуславливает также и то, что цели, которые
мы себе ставим, становятся все более и более сложными, до такой степени сложными, что
каждая такая цель не может быть осуществлена нами сразу, но по частям. И чем сложнее
становится цель, тем на большее число составных частей она принуждена бывает дробиться,
причем каждая часть принимает отчасти характер как бы отдельной, самостоятельной цели.
Цели более сложные представляют, очевидно, также и цели более высокого порядка.
Установление гармонии между своею жизнью и жизнью остального человечества, — цель,
составляющая высшую задачу нравственности, есть также и цель самая сложная и вместе с
тем цель самого высокого порядка, на достижение которой нравственный человек посвящает
всю свою жизнь. Все частные цели, которые он ставит в своей жизни, являются для него, как
составные элементы этой широкой и всеохватывающей цели.
Из всего предыдущего становится ясным, что для того, что бы развить в ребенке волю
и способствовать ее подъему на все более и более высокие ступени развития, необходимо
параллельно с этим заботиться и о развитии в нем способности представления.
Необходимость культивирования способности представления становится еще более
осязательной, если иметь в виду не только развитие воли вообще, но и развитие нравственной
воли в частности, т.е. воли, ставящей своей задачей установление все более расширяющейся
гармонии между целями. Без богатого запаса систематизированных представлений и без
развитой, способности связывать синтетически эти представление между, собою —
немыслимо установление гармонии между целями нашей жизни, так как каждая цель
сводится к совокупности тех или других представлений. Надо располагать обильным
умственным материалом, который доставляет человеку научный и жизненный опыт и
наблюдение, надо также располагать высоко развитою способностью к анализу и критике, а
также и в особенности к синтетической, построительной, творческой деятельности
мышление, чтобы быть в состоянии в самой широкой возможной степени установить
гармонию целей. Забота об интеллектуальном развитии, о культуре ума и притом
всесторонней, а не односторонне направленной, является существенно важной и
необходимой не только в интересах самого этого развитие, но и еще более в интересах
развитие в нас воли и нравственных стремлений. Жизнь отдельной личности, при прочих
равных условиях, будет тем более воплощать в себе все возрастающую по своим размерам
гармонию и тем более будет плодотворна для человечества, чем выше интеллектуальное
развитие этой личности. Правильная гармоническая культура ума не только не ведет к
умалению в нас нравственных задатков, но, напротив того, составляет необходимое
предварительное условие для того, чтобы эти задатки развернулись в нас пышным цветом и
дали все, что они только могут дать.
Но, чтобы вести к этой цели интеллектуальное воспитание должно быть именно
гармоническим. Все процессы интеллектуального развитие могут быть разбиты нами на
следующие группы: на процессы восприятие, памяти и творчества. И здесь следует
стремиться к тому, чтобы каждый из отмеченных процессов был развиваем в надлежащей
степени и наибольшей гармонии со всеми остальными. Воспитание должно поставить себе
целью выработку человека, который обладал бы способностью с наибольшею полнотою,
точностью и ясностью воспринимать явление окружающей его жизни, который мог бы
наиболее легко, свободно и на продолжительное время удерживать в своей памяти все то,
что ему приходится переживать и воспринимать, и который, наконец, в наивысшей степени
располагал бы даром творчески перерабатывать имеющийся в его распоряжении
психический материал, чтобы создавать из него более совершенные возможные комбинации
действительной жизни. Творчество есть высшая духовная способность, для которой память и
восприятие доставляют только материалы, но было бы большой ошибкой культивировать ее
чрезмерно в ущерб этим последним. Если способность восприятие и память будут слабо
развиты, то психическое творчество найдет себе исход в построении вымыслов лишенных
всякого реального значение и не могущих играть в жизни никакой деятельной роли. Только
тогда творчество может иметь наиболее плодотворное значение, когда оно связано с
нормально развитою способностью восприятие и с наиболее богатою памятью. Такой
человек только даст обществу живые идеалы, которые явятся образцами для деятельности
другим людям.
нравственный идеал, так чтобы вся жизнь его служила живым воплощением этого идеала —
самое трудное и вместе с тем, быть может, самое важное дело в области воспитания.
Воспитание физическое и умственное играют по отношению к нравственному, можно
сказать, только чисто служебную роль. И между тем нигде не сделано так мало и в смысле
теоретического изучения и в смысле практического применения, как в области
нравственного воспитания. Это и понятно, — задачи нравственного воспитания, захватывая
всю жизнь человека, с его как животными физиологическими потребностями, так и
высшими духовными интересами, несравненно обширнее и сложнее тех задач, разрешение
которых составляет главное содержание трактатов о физическом или умственном
воспитании. Но эта обширность и сложность тем более должны бы были побуждать
сосредоточить на них как можно больше сил, чтобы таким путем скорее придти к
практическому разрешению этих важных жизненных вопросов. Настоящая статья имеет
своею целью уяснить хотя бы в слабой степени существенные задачи нравственного
воспитания или, по крайней мере, хотя бы наметить их.
Но, прежде чем говорить о задачах нравственного воспитания, следует выяснить, что
именно надо понимать под нравственностью. Это тем более необходимо, что самое слово
допускает разностороннее толкование. Читатель может согласиться с нашим определением
нравственности или нет, — во всяком случае он будет знать, о чем именно идет дело, когда
мы говорим ему о нравственном развитии.
Этим путем будут избегнуты всякие неясности и недоразумения. Но, так как цель
настоящей статьи не теоретическое выяснение принципов нравственности, а практическое
разрешение вопроса о нравственном воспитании, то мы должны при определении понятия
нравственности ограничиться только существенно необходимым. Нам придется лишь сжато
и кратко формулировать свой взгляд на нравственность, не пытаясь его Обосновывать более
подробно, иначе это завело бы нас слишком далеко от предмета нашей непосредственной
задачи.
Итак, что же такое есть нравственность? Самый естественный ответ,
представляющийся при этом, был бы, по-видимому, таков : нравственность есть стремление
к осуществлению того, что является для человека самым высоким, самым святым, самым
лучшим, какими бы именами он не называть это высокое, святое и лучшее, — правдой,
добром, благом, или еще как-нибудь иначе. Но, что такое правда, долг, благо? Имеют ли все
эти вещи какое-либо значение и цену сами по себе? Не представляют ли они только того или
другого нашего отношения к жизни? Не существует ли какой-либо высший критерий, с
которым должны сообразоваться и от которого получают свое значение все эти великие
слова? Да, этот критерий существует и этим критерием является „жизнь". Самое высшее,
самое драгоценное – благо и сокровище для человека составляет „жизнь", как та жизнь,
носителем которой он сам является, так и та, которая широким потоком разлита кругом него
в природе и человечестве. Вне „жизни", понимаемой в самом широком значении этого
слова, нет ничего ни святого, ни благородного, ничего такого, что стоило бы желать — от
нее одной все получает и смысл, и разумность, и оправдание своего существования. Только
то мы называем хорошим, святым, нравственным, разумным, справедливым, что ведет к
сохранению этого блага или к накоплению его, как в нас, так и кругом нас. И, наоборот, все
то, что мешает прогрессивному развитою и росту жизни, — все это мы награждаем
противоположными эпитетами. Нравственность поэтому есть ни что иное, как сознательное
стремление и деятельность, направленные на увеличение общей суммы и напряженности
жизни в мире. И так как человек, в пределах нашего опыта, является выражением
наибольшей концентрации жизни в мире, то отсюда становится понятным, почему
нравственное поведение имеет своим главным предметом человеческие существа. Но
человек может развить наибольшую сумму жизни как в себе, так и кругом себя, только в
общежитии, т. е. соединяясь со своими собратьями-людьми в одно целое, называемое
обществом. Общественные отношения, как мы находим их в настоящее время, построены в
значительной мере на началах антагонизма и борьбы и потому только в слабой степени дают
возможность для каждой отдельной личности достигнуть полной и широкой жизни. Только
гармоническое общество, построенное на началах любви и солидарности, может создать
условия для этой полной и широкой жизни, может дать каждой индивидуальности
возможность развернуть все свои силы и способности и достигнуть того наиболее высокого
и могучего „чувства жизни", которое только в состоянии дать наиболее развитая форма
общественных отношений. Вот почему достижение такой гармонической общественной
жизни является конечною целью нравственной деятельности, отдельной индивидуальной
личности, так и большей или меньшей совокупности таких личностей, — так как
наибольшая гармония, достигнутая людьми в своих общественных отношениях,
равнозначительна с наибольшею суммою наиболее интенсивной жизни.
Взглянем теперь на дело нравственного развития с несколько иной стороны, имеющей
особенно важное значение для всего последующего нашего изложения. Жизнь каждой
отдельной личности, насколько она является предметом ее сознательных стремлений, может
быть сведена к совокупности тех или иных целей. Чем в большей мере те частные цели,
которых достигает в течение своего существования отдельная личность, ведут к увеличению
общей суммы и напряженности жизни в мире, составляющему высшую задачу
нравственности, тем в большей мере жизнь этой личности приобретает нравственный
характер. Эта высшая цель служить как бы для объединения всех отдельных частных целей,
которые личность сознательно или бессознательно преследует в течение своего
существования. В самом деле, если существует высшая нравственная цель, с которой мы
должны сообразовать все свои частные цели, какие бы нам не приходилось преследовать, то,
как прямой вывод из этого, необходимо вытекает, что, чем более согласованы различные
частные цели нашей жизни между собою, тем более нравственный характер получает и наша
жизнь.
Нравственность немыслима без установления гармонии между многоразличными
целями человеческой жизни. Так как все цели могут быть разбиты на две крупные категории,
— на цели индивидуального характера, предметом которых является само лицо, ставящее
цель, и на цели социального характера, предметом которых является совокупность
индивидуумов, вне нас находящихся, — то, можно сказать, что установление гармонии
между этими двумя категориями целей или объединение себя с остальным человечеством в
одно целое составляет высшую задачу нравственности. Итак, выраженный в другой форме,
идеал нравственности сводится к установлению гармонии между всеми целями человеческой
жизни. К этому надо только прибавить, что самая система человеческих целей не остается
неизменной, но постоянно видоизменяется и расширяется по мере развития отдельной
личности и всего человечества. На этой формуле мы и остановимся, так как она особенно
для нас важна в практическом отношении.
Таким образом, вопрос о нравственном воспитании сводится к выяснению того, что
именно нужно делать, чтобы воспитать в ребенке стремление к установлению гармонии
везде и всюду, где только представится к этому случай, — стремление, которое, начавшись
со стремления к установлению гармонии между двумя какими-нибудь мыслями или даже с
еще более элементарных форм, получило бы свое конечное завершение в стремлении
установить гармонию между собой и всем остальным человечеством и миром, причем мир и
человечество берутся в такой широте, в какой только возможно. Создать такое стремление к
гармонии вообще, стремление, которое искало бы все более и более широкого поля для
своего приложения – значит подготовить почву для нравственного поведения человека и
сделать его наиболее пригодным для осуществления нравственных задач и целей. Если вы
хотите воспитать в ребенке нравственные стремления и выработать в нем нравственный
характер то, не толкуя ему много об отвлеченных принципах нравственности, старайтесь
только воспитать в нем стремление отдавать себе ясный отчет в тех целях, которые он себе
ставить, и наряду с этим никогда не ослабевающую потребность внести гармонию в этот
мир целей, — и вы этим сделаете в тысячу раз больше для выработки из него нравственного
человека, чем внедряя в него какой-нибудь кодекс моральных предписаний, имеющий будто
бы таинственное, сверхъестественное происхождение. Расширять количество ставимых себе
целей, так что бы эти цели, имея в виду первоначально почти исключительно только нашу
особу, распространились бы и охватили постепенно возможно большее количество людей, и
в тоже время постоянно прилагать все усилия к тому , чтобы между всеми нашими целями
была наибольшая возможная гармония, чтобы все они составляли одну стройную систему
целей, исключающую всякие противоречия между отдельными целями, входящими в нее в
качестве составных элементов — таков, как упоминалось, высший нравственный идеал
человека. Выраженный в других словах, он сводится к тому требованию, что бы
человеческая жизнь, жизнь отдельной личности, была бы наиболее плодотворна по
количеству и разнообразию полученных в результате от нее последствий для всего
человечества, считая одним из составных элементов этого человечества и самого
нравственного деятеля. А каждая жизнь и каждая деятельность тем более плодотворны, чем
более достигается при посредстве них целей и чем менее эти цели взаимно исключают друг
друга, — потому что стремиться к двум противоречивым целям значить одною рукою
уничтожать то, что было сделано другой, значить напрасно растрачивать свою жизненную
энергию. Вот почему только итог жизненной деятельности такой личности, которой в
наибольшей степени удавалось устанавливать гармонию между целями, преследовавшимися
ею в течение своей, жизни, может быть наиболее велик по своим размерам.
Посмотрим же теперь, каким образом, понимая в подобном смысле нравственность,
могут и должны быть воспитываемы в ребенке нравственные стремления.
Развитие нравственных стремлений связано с развитием воли, и потому прежде всего
следует ответить на вопрос, как должна быть развиваема в ребенке воля.
Воля, в том смысле, в каком мы здесь употребляем это слово, есть такая способность
действовать, при которой ряд совершаемых человеком действий, прежде его реального
осуществления в действительности, имеет идеальное существование внутри его сознания в
форме представления себе всех этих действий в той последовательности, в какой он затем
осуществляет их на самом деле. Из этого определения, собственно говоря, уже становится
ясным, что именно нужно делать для развития воли. Воля, как и всякая деятельность,
развивается тем в большей мере, чем больше бывает поводов для ее обнаружения, чем
больше случаев, в которых она может упражняться. Вот почему, что бы развить в ребенке
волю, надо пользоваться всякою возможностью, что бы заставить его действовать согласно
поставленной им самим себе цели и пользуясь для этого выбранными им самим средствами.
Чем более будет случаев для подобного рода деятельности, тем большее развитие
получит и воля. Надо только при этом не упускать из виду следующее одно практическое
соображение. Цель, которую себе ставить ребенок, всегда должна быть практически для
него достижима. Достигнутая цель порождает приятное чувство удовольствия, сводящееся
отчасти к чувству победы и торжества над препятствиями. Это удовольствие побуждает нас
и в следующий раз прибегать к подобному же способу сознательной волевой деятельности и
отдавать ему предпочтете перед всякими другими формами деятельности, например, перед
деятельностью импульсивной, или в силу привычки, инстинкта и т. д. Если же постоянно
случается так, что цель практически недостижима, то последствием волевой деятельности
будет неприятное чувство поражения, которое, повторяясь слишком часто, может лишить
ребенка всякой охоты затрачивать свои усилия (так как волевая деятельность требует
усилий), никогда ничем не вознаграждающиеся, и у него не будет тогда никакого стимула,
который побуждал бы его отдавать предпочтете этому способу деятельности перед всеми
другими.
Развитие воли, в смысле деятельности согласно умственно представляемым себе целям,
находится в тесной зависимости от нашей способности представления, и потому всякий шаг
в развитии последней дает возможность сделать лишний шаг вперед и в направлении
развития воли. Чем шире способность представления, тем шире может быть и воля, так как
тем шире разрастается и объем тех целей, который мы можем ставить себе одновременно, и
тем более отдаленными становятся эти цели в порядке своего достижения. Если
первоначально, при слабо развитой способности представления, могут ставиться лишь те
цели, который непосредственно сейчас же и достигаются, то с ростом способности
представления становятся возможными цели, который достигаются только на следующий
день, следующий месяц, следующий год или даже через несколько лет. Таким образом, с
развитием способности представления делаются возможными цели все более далекие и
достижение которых требует все больше и больше времени.
Но развитие способности представления обуславливает также и то, что цели, которые
мы себе ставим, становятся все более и более сложными, до такой степени сложными, что
каждая такая цель не может быть осуществлена нами сразу, но по частям. И чем сложнее
становится цель, тем на большее число составных частей она принуждена бывает дробиться,
причем каждая часть принимает отчасти характер как бы отдельной, самостоятельной цели.
Цели более сложные представляют, очевидно, также и цели более высокого порядка.
Установление гармонии между своею жизнью и жизнью остального человечества, — цель,
составляющая высшую задачу нравственности, есть также и цель самая сложная и вместе с
тем цель самого высокого порядка, на достижение которой нравственный человек посвящает
всю свою жизнь. Все частные цели, которые он ставит в своей жизни, являются для него, как
составные элементы этой широкой и всеохватывающей цели.
Из всего предыдущего становится ясным, что для того, что бы развить в ребенке волю
и способствовать ее подъему на все более и более высокие ступени развития, необходимо
параллельно с этим заботиться и о развитии в нем способности представления.
Необходимость культивирования способности представления становится еще более
осязательной, если иметь в виду не только развитие воли вообще, но и развитие нравственной
воли в частности, т.е. воли, ставящей своей задачей установление все более расширяющейся
гармонии между целями. Без богатого запаса систематизированных представлений и без
развитой, способности связывать синтетически эти представление между, собою —
немыслимо установление гармонии между целями нашей жизни, так как каждая цель
сводится к совокупности тех или других представлений. Надо располагать обильным
умственным материалом, который доставляет человеку научный и жизненный опыт и
наблюдение, надо также располагать высоко развитою способностью к анализу и критике, а
также и в особенности к синтетической, построительной, творческой деятельности
мышление, чтобы быть в состоянии в самой широкой возможной степени установить
гармонию целей. Забота об интеллектуальном развитии, о культуре ума и притом
всесторонней, а не односторонне направленной, является существенно важной и
необходимой не только в интересах самого этого развитие, но и еще более в интересах
развитие в нас воли и нравственных стремлений. Жизнь отдельной личности, при прочих
равных условиях, будет тем более воплощать в себе все возрастающую по своим размерам
гармонию и тем более будет плодотворна для человечества, чем выше интеллектуальное
развитие этой личности. Правильная гармоническая культура ума не только не ведет к
умалению в нас нравственных задатков, но, напротив того, составляет необходимое
предварительное условие для того, чтобы эти задатки развернулись в нас пышным цветом и
дали все, что они только могут дать.
Но, чтобы вести к этой цели интеллектуальное воспитание должно быть именно
гармоническим. Все процессы интеллектуального развитие могут быть разбиты нами на
следующие группы: на процессы восприятие, памяти и творчества. И здесь следует
стремиться к тому, чтобы каждый из отмеченных процессов был развиваем в надлежащей
степени и наибольшей гармонии со всеми остальными. Воспитание должно поставить себе
целью выработку человека, который обладал бы способностью с наибольшею полнотою,
точностью и ясностью воспринимать явление окружающей его жизни, который мог бы
наиболее легко, свободно и на продолжительное время удерживать в своей памяти все то,
что ему приходится переживать и воспринимать, и который, наконец, в наивысшей степени
располагал бы даром творчески перерабатывать имеющийся в его распоряжении
психический материал, чтобы создавать из него более совершенные возможные комбинации
действительной жизни. Творчество есть высшая духовная способность, для которой память и
восприятие доставляют только материалы, но было бы большой ошибкой культивировать ее
чрезмерно в ущерб этим последним. Если способность восприятие и память будут слабо
развиты, то психическое творчество найдет себе исход в построении вымыслов лишенных
всякого реального значение и не могущих играть в жизни никакой деятельной роли. Только
тогда творчество может иметь наиболее плодотворное значение, когда оно связано с
нормально развитою способностью восприятие и с наиболее богатою памятью. Такой
человек только даст обществу живые идеалы, которые явятся образцами для деятельности
другим людям.