Strelok
11-04-2014 12:05:14
ПРЕДИСЛОВИЕ.
Настоящая книга составилась из статей, написанных на протяжении почти двадцати лет. Статьи эти в свое время
были помещены в журналах „Вопросы философии и психологии", „Вестник Воспитания", „Образование", „Свободное
Воспитание", „Русская Школа" и т. д. Так как значительная часть этих статей тесно и органически связана между
собою в одно целое, то это и послужило основанием для соединения их в одну книгу.
Вопросы нравственной жизни всегда привлекали к себе мое внимание, но только в конце восьмидесятых годов
явилась для меня возможность более или менее интенсивно заняться теоретической их разработкой. Это было время,
когда только что впервые был опубликован, замечательный труд талантливого и безвременно погибшего
французского мыслителя Гюйо „Очерк морали без обязательства и без санкции" (Esquisse d`une morale sans obligation
ni sanction). Начертанная здесь смелыми широкими штрихами теория нравственности этого философа-поэта, каждая
строка которого дышит такою искренностью и задушевностью, невольно захватила меня и вызвала желание
познакомить с нею русское общество. Результатом этого и явилась моя статья „Мораль жизни и свободного идеала",
написанная мною еще в 1888 году, но которая была напечатана в журнале „Вопросы философии и психологии" только
в 1891 году, при чем пришлось сократить ее почти наполовину. Теперь она печатается здесь приблизительно в
первоначальном виде, па крайней мере, в той ее части, которая касается критики учения Гюйо.
Эта работа выдвинула передо мною целый ряд вопросов, разрешение которых мне казалось насущно необходимым
для правильного разрешения нравственной проблемы. Нравственное развитие является частью всеобщего развития
жизни и для того, чтобы правильно осветить законы нравственного развития являлась необходимость отдать себе
отчет в развитии жизни вообще. Другой вопрос, который требовал своего разрешения, это — вопрос о свободной и
сознательной нравственности, вопрос, не получивший в теории морали Гюйо достаточно полной разработки. Первый
вопрос разбирается мною в статье „Формула развития жизни", второй—в статье "О высшем принципе
нравственности".
Статья „Формула развития жизни" была плодом долгого и упорного труда. При написании ее пришлось много
времени потратить на широкое знакомство с современной философской литературой и, особенно, с так называемой
„научной философией", которая нашла свое выражение в трудах Авенариуса, Петцольдта, Маха, Вундта и т. д.
Написана была статья в 1891 году, но только много лет спустя, в 1900 году, сократив ее больше чем наполовину, мне
удалось поместить ее в журнале „Образование". Здесь она воспроизводится в первоначальном своем виде с
небольшими изменениями.
Статья эта является попыткой осветить тот метод, при помощи которого можно ближе всего подойти к
правильному пониманию процесса развития жизни, а также и попыткою охарактеризовать существенные черты этого
развития. В ней показывается, что в то время как процесс развития, рассматриваемый с точки зрения внешнего опыта,
есть прогрессирующее обобществление жизни, приближение ее к определенным, неизменным, постоянно
повторяющимся формам, стремление достигнуть известного устойчивого состояния, стремление к механизированию
жизни, с точки зрения внутреннего опыта он является как прогрессирующее индивидуализирование жизни, как все
возрастающее и расширяющееся творчество, как стремление к состоянию наибольших и наиболее быстрых
изменений, наиболее обширных и наиболее скорых переворотов, одним словом, как стремление к состоянию
наибольшей неустойчивости. Эволюция жизни рассматривается с ее внутренней стороны, как творческая эволюция, и
в конце статьи мною устанавливается положение, имеющее решающее значение для мыслей, развиваемых во всех
последующих статьях, которое в существенных чертах сводится к следующему: насколько жизнь представляет не
только один механизм, но вместе с тем имеет и психическое содержание, т. е. является сознанием, настолько она
может быть понимаема нами, как бесконечное расширение сферы целей и неутомимое постоянное стремление
установить между всеми целями гармонию, образовать из них одну систему. В статье „О высшем принципе
нравственности", служащей естественным дополнением предыдущей, показывается, что установленный таким
образом закон естественной эволюции жизни является вместе с тем и высшим законом нравственности, верховным и
руководящим ее принципом. Содержание этой статьи, в общем, сводится к следующему.
Прежде всего, указывается на то, что основанием для постановки всякой новой цели человеком в его деятельности
является ее гармония с теми целями, которые раньше ставились личностью. Затем устанавливается тот факт, что воля
в смысле активности, направляемой ясным представлением имеющих быть достигнутыми целей, развивается из
низших форм активности. Первоначальное содержание сознательной преднамеренной деятельности человека
обусловливается тем, на что раньше устремлялась его бессознательная или полусознательная деятельность. Особенно
важную роль в развитии волевой деятельности в узком смысле этого слова играет деятельность по влечению.
Содержание тех первых целей, которые ставит себе начинающая развиваться воля, определяется характером влечений
человека. Развитие воли обусловливается тем, что влечения, благодаря возрастающей сложности окружающей
человека среды и благодаря своему собственному усложнению, натыкаются на препятствия в своем удовлетворении.
Это же самое обстоятельство служит толчком и для развития в человеке ума. И ум и воля находятся первоначально в
полном порабощении увлечений, но по мере того, как они занимают в области душевной жизни все более широкое
место, они приобретают все более самостоятельное значение и, в конце концов, начинают господствовать над
влечениями и делают их орудиями в достижении своих самостоятельных задач. Задачи, которые естественно
вытекают из природы ума и воли, заключаются, что касается ума — в установлены гармонии, цельности и единства
между нашими мыслями и элементами их, что касается воли—в установлении гармонии, цельности и единства между
нашими волевыми действиями, что тесно связано с гармонией соответствующих им целей. Самая высшая форма воли
— решение. Решения, которые принимает человек в своей жизни, имеют самую различную степень широты,
сложности и отвлеченности. Нравственность немыслима без решений общего характера, которые мы должны
постоянно удерживать в своем сознании. Для проведения общих решений в нашей жизни требуется, чтобы они
опирались на сильные влечения. Влечение, на которое опирается наше решение воплотить в жизни нравственный
идеал, есть влечение к установлению гармонии между нашими целями. Чем большее оно получает удовлетворение,
тем более оно становится ненасытным. Это влечение имеет преимущество перед другими влечениями потому, что
каждое из влечений только временно находит себе место в сознании, тогда как влечение к объединению, цельности и
гармонии никогда вполне не исчезает из сознания. Влечение к гармонии в сколько-нибудь широкой степени
первоначально развивается в области теоретической познавательной деятельности и в области художественного
творчества. Но оно развивается также прямо и непосредственно и в самой области практической жизни, как бы ни
были узки задачи этой последней, но в особенности содействуют развитию этого влечения те формы практической
деятельности, которые носят социальный характер.
Далее исследуется то взаимное отношение, которое существует между „истинным", „прекрасным" и
„нравственным". Истинное и прекрасное есть только одна из целей человеческой жизни, нравственное охватывает всю
жизнь, имеет в виду совокупность всех целей. В этом смысле можно сказать, что нравственность есть нечто более
широкое, чем истина и красота. Высшая нравственная цель, в числе других задач, которые она ставит человеку,
требует также, чтобы он стремился к истине и искал прекрасного. Но, с другой стороны, нравственность может быть
понимаема, как одна из форм искания и воплощения в жизни истины, именно той истины, которая может быть
названа истиной практической. Нравственность может быть также рассматриваема, как одна из форм искания
прекрасного, как один из видов стремления к созданию красоты. Та своеобразная красота, с которой мы имеем дело в
области нравственности, тем разнится от всех других видов красоты, что ее элементами являются деятельные
состояния самого творящего человека.
Чтобы в полной мере оправдать принцип гармонии целей в качестве высшего принципа нравственности,
показывается далее, в каком отношении он стоить к принципам „удовольствия", „пользы", „счастья", „благополучия",
а также к понятию „категорического императива". И критика гедонизма и утилитаризма, и критика морали
безусловного долга (этики Канта) одинаково приводит к признанию принципа гармонии целей верховным принципом
нравственного поведения. В конце статьи обращается особенное внимание на то, что при применении принципа
гармонии целей надо постоянно иметь в виду, что расширяется непрерывно и самая система целей, так как это
расширение системы целей необходимо вытекает из природы самой воли. Немаловажное значение в этом процессе
расширения системы целей имеет и установление между целями гармонии. Оно ведет к сбережению психической
энергии, к экономии сил, давая тем самым возможность оказавшемуся излишку сил направиться на новые цели более
сложные и широкие.
Продолжением статьи „О высшем принципе нравственности" является статья „Общий очерк учения о
нравственности". Статья эта представляет попытку дать краткий систематический очерк этики с точки зрения
принципа гармонии целей, обоснованию которого была посвящена предшествующая статья. Обе эти статьи
представляют, таким образом, как бы одну статью, которая могла бы быть названа „Этика гармонии целей".
Область нравственной жизни рассматривается в статье „Общий очерк учения о нравственности" с трех различных
точек зрения, взаимно дополняющих друг друга: сначала как учение о целях жизни или об обязанностях, затем как
учение о добродетелях и, наконец, как учение о нравственных благах. Что касается обязанностей человека, то высшая
обязанность – это установление гармонии между всеми целями человеческой жизни и расширение самой системы
целей до пределов возможного. Исходя из этой основной обязанности, я показываю, к каким более частным и менее
широким она приводит. В учении о добродетелях сделана попытка дать очерк тех основных добродетелей, которые
являются необходимыми в деле осуществления нравственного идеала. В учении о нравственных благах я, прежде
всего, останавливаюсь на самом понятии нравственного блага. Непосредственное значение нравственного блага имеет
только состояние достигнутой гармонии целей, все остальное может получить значение нравственного блага только
косвенным образом в качестве средства или орудия для достижения этого состояния. Но состояние достигнутой
гармонии целей является нравственным благом только в том случае, если оно не служить препятствием для
установления гармонии более широкой и полной, если оно не выступает с притязанием на абсолютное значение.
Абсолютного совершенства не существует, всякое совершенство относительно; абсолютное значение имеет только
вечный процесс совершенствования. Наконец, в последней части статьи я рассматриваю вопрос о мотивах, которые
имеют значение при проведении человеком в жизнь нравственного идеала, и о тех препятствиях, которые стоят на
пути к осуществлению в полных размерах в области нравственной жизни принципа гармонии целей.
К этим обеим, изложенным мною, статьям тесно примыкает статья „Гармония и нравственная свобода". В ней
показывается, что то противоречие, которое при поверхностном взгляде, по-видимому, существует между принципом
гармонии и принципом нравственной свободы, есть в действительности мнимое противоречие и что между обоими
принципами, наоборот, существует тесная гармоническая связь, что в высшем нравственном идеале находит свое
признание одинаково как тот, так и другой принцип.
В четырех следующих за этим статьях „Основные задачи нравственного воспитания", „Нужно ли обучать детей
нравственности", „Среда как фактор нравственного воспитания" и „К вопросу о нравственном самовоспитании"
вопросы нравственного воспитания получают свое освещение с точки зрения принципа гармонии целей.
Первая из названных статей появилась в печати в 1896 году, но она была мною написана еще в 1894 году, когда я
впервые начал систематически работать над педагогическими вопросами. Для второй статьи я использовал мысли,
высказанные мною в двух моих статьях „Некоторые цели нравственного воспитания" и „Обучение детей
нравственности", помещенных в „Педагогическом Листке" (первая в №№ 3 и 4 за 1900 год, вторая в №№ 5, 6, 7 и 8 за
1901 год). Воспроизводить эти статьи полностью в настоящем сборнике я считаю излишним в виду их отчасти
библиографического характера, так как существенным образом они посвящены изложению и критическому разбору:
одна—статьи Шарпа „Некоторые цели нравственного воспитания", помещенной в „Международном журнале по
этике" (International Journal of Ethics), другая—книги Дёринга "Handbuch der menschlichnaturlichen Sittenlehre fur Eltern
und Erzieher". Третья статья „Среда как фактор нравственного воспитания" была напечатана в 1900 году, хотя первые
наброски ее я уже начал делать в 1896 году. При составлении ее потребовалась громадная работа, понадобились
экскурсии в самые разнообразные области знания, по-видимому, не имевшие ничего общего с разрабатываемой
темой; так, например, одно время я даже углублялся в изучение психиатрии, и, кроме того, статья эта не раз
подвергалась мною переделке, прежде чем приняла окончательный вид. Наконец, четвертая статья была мною
написана для литературного сборника „К правде!", вышедшего в 1904 году.
В „Основных задачах нравственного воспитания" мною указывается на то основное значение, которое имеет в деле
нравственного воспитания развитие воли в смысле целепоставляющей деятельности и на необходимость возможно
раннего развития в детях творческого отношения к жизни. В тесной связи с развитием воли стоит развитие
интеллектуальное, в области которого надо стремиться к гармоническому развитию, как способности к восприятию,
памяти, так и способности к творческой переработке всего воспринятого и усвоенного нашим умом. В тесной связи с
развитием в детях нравственной воли стоит и развитие эмоциональное. В эмоциональном отношении основное
нравственное чувство, которое надо развивать в детях — это нравственная любовь. Указанием, как развивать это
чувство, и заканчивается упомянутая статья.
В статье „Нужно ли обучать детей нравственности" мною указывается на то, что к обучению детей нравственности
следует отнестись отрицательно, если под этим понимать стремление привить им тот или другой определенный
кодекс нравственности. Обучение нравственности должно иметь своей задачей только доставление детям материала
для самостоятельного и независимого морального творчества.
В деле нравственного воспитания особенно важную роль играет среда, окружающая ребенка, и подробному
исследованию этого вопроса посвящена статья „Среда как фактор нравственного воспитания".
В начале статьи определяется самое понятие среды, выясняется процесс нравственного развития, природа воли и
сущность процесса развития последней. Затем я перехожу к исследованию того процесса взаимодействия, которое
устанавливается между личностью и окружающею ее средою: с одной стороны мы имеем взаимодействие между
человеком и природой, с другой — взаимодействие между человеком и окружающей его социальной средой.
Взаимодействие последнего рода может быть названо психическим, и оно имеет основное значение в деле
нравственного воспитания. Психическое взаимодействие приводит к различным результатам, смотря по тому,
происходит ли оно на почве психологического автоматизма или действующей творческой активности нашего духа.
Результатом психического взаимодействия на почве психологического автоматизма является подражание, пассивная
симпатия и повиновение, или воспроизведение того, что имеет место в окружающей среде. Психическое
взаимодействие на почве действующей творческой активности нашего духа является как обмен мыслей, имеющий
своим результатом рост объективного знания, как обмен чувствований, имеющий своим результатом развитие и
расширение активной симпатии и, наконец, как обмен хотений, имеющий своим результатом сознательную общую
волю. Выраженные короче эти результаты могут быть формулированы как возрастающее расширение личности и
прогрессирующее объединение человечества. Последняя форма психического взаимодействия, в которой получает
возможность развития и совершенствования творческая активность нашего духа, имеет большее значение, чем первая.
Действующую творческую активность следует упражнять преимущественно перед психологическим автоматизмом.
Психологический автоматизм следует развивать только в той мере, чтобы он являлся послушным орудием в руках
действующей активности нашего духа. Исходя из установленных выше положений, дается очерк среды, наиболее
благоприятной для нравственного развития индивидуальной личности, а также указываются и те задачи, которые
вытекают для воспитателя из факта влияния среды на нравственное развитие ребенка. В заключение статьи
устанавливается то положение, что педагогика находится в самой тесной связи с социологией и что осуществление ее
высших задач немыслимо, пока эта связь фактически не будет установлена.
В статье „К вопросу о нравственном самовоспитании" этот последний вопрос разбирается также с точки зрения
этики гармонии целей. Содержание статьи вкратце сводится к следующему:
Вначале рассматриваются те условия, которые делают возможным подобное нравственное самовоспитание. Так
как задача нравственного самовоспитания есть задача выработки из себя нравственной личности, то, прежде всего, и
обсуждается вопрос о том, каким образом можно выработать в себе нравственную личность. После обсуждения, таким
образом, задачи нравственного самовоспитания в ее целом делается общий обзор того, как ставится эта задача, если
иметь в виду, в частности, выработку в себе нравственного интеллекта, нравственных чувствований и нравственной
воли.
Небольшая статья „Нравственное воспитание и свобода", непосредственно примыкающая к трем предыдущим,
затрагивает очень важный вопрос о свободе морального творчества. В ней проводится та мысль, что в основу
нравственного воспитания должно быть положено не стремление привить ребенку путем внушения и, опираясь на его
склонность к подражанию, те или другие нравственные убеждения, а стремление пробудить в нем творческую работу
мысли над проблемами нравственности. Нравственный идеал должен создаваться творчески самим ребенком, а
воспитатель должен озаботиться только доставлением необходимого материала для такой творческой работы. Только
при свободе морального творчества нравственность выйдет из того оцепенелого состояния, в каком она находится в
настоящее время, и нравственный прогресс человечества пойдет быстрыми шагами вперед.
В следующей статье „Принцип авторитета и его значение в жизни и воспитании" сделана попытка в
систематической форме соединить все то, что может быть сказано в защиту идеи свободы, которая противополагается
здесь принципу авторитета и которая понимается в смысле освобождения творческих сил в индивидуальной личности
для возможного более широкого и беспрепятственного их проявления в творческой работе. Статья посвящена
критической оценке принципа авторитета, при чем несостоятельность этого принципа исследуется последовательно с
этической, философской и социологической точки зрения. Вторая же половина этой статьи посвящена оценке
принципа авторитета в области воспитания, причем проблема „освобождения ребенка", являющаяся основной
проблемой „новой педагогики", рассматривается как частный случай проблемы поднятия той формы общественных
отношений, которые существуют между ребенком и воспитателями, от типа подчинения до типа соединения на
равных началах.
В статье „В чем основа воспитания и образования?", написанной по поводу последних статей Л. Н. Толстого „О
воспитании" и „В чем главная задача учителя", подвергается исследованию весьма важный вопрос, может ли быть
основою воспитания и образования религиозно-нравственное понимание жизни, какой бы общий характер оно ни
носило. Основная мысль, которая защищается в статье, заключается в том, что религия и нравственность, какой бы
возвышенный характер они не имели, ни в каком случае не могут быть основою воспитания и образования, а только
зрелым плодом его, добытым путем собственных самостоятельных усилий. Ребенок должен творческим путем
доходить до обладания религиозною истиною и нравственностью. Роль воспитателей только в том, чтобы облегчить
свободный рост и развитие истинной, творчески созданной каждой личностью самой для себя религии и
нравственности. Окончательный вывод статьи в том, что единственною истинною основою воспитания и образования
может быть только сама индивидуальная личность, об образовании которой идет дело, творческая работа ее души.
Наконец, последняя статья „Этика, педагогика и политика" ставит вопрос о том отношении, которое существует
между тремя сферами человеческой деятельности — этической, педагогической и политической. Рассмотрев
последовательно и отдельно каждую из этих деятельностей, я показываю ту тесную связь, которая существует между
ними. Перед каждым из нас стоят три великие задачи: освобождение ребенка или молодого поколения
(педагогическая задача), освобождение самого себя (этическая задача) и освобождение общества (политическая
задача) и все эти три задачи могут быть разрешены только одновременно. Взрослое поколение должно поработать над
разрешением этих трех задач, и ту троякого рода деятельность, которая здесь требуется, оно должно стремиться слить
в одной гармонической работе, и в той мере, в какой это ему удастся, в той мере ему удастся достигнуть и
практического разрешения тех проблем, над теоретическим разрешением которых работают этика, педагогика и
политика.
Я изложил в общих чертах содержание всех статей, помещенных в настоящей книге, при чем на тех, которые, с
моей точки зрения, имеют наиболее важное значение, остановился более подробно. Уже при этом поверхностном
беглом обзоре читателю должна броситься в глаза та связь, которая существует между ними. В большинстве случаев
статьи эти являются или непосредственным продолжением друг друга или затрагивают вопросы, которые в других
статьях остались освещенными недостаточно полно, и потому являются как бы естественным дополнением
предшествующих статей. Таким образом, связь, которая существует между статьями, не чисто внешняя, а имеет
внутренний характер. И это понятно, потому что они были написаны не по тому или другому случайному поводу, а
под давлением внутренней потребности разобраться в тех вопросах, которые я считал наиболее важными. Над
разрешением проблемы нравственной жизни и над всеми вытекающими отсюда вопросами неустанно работала моя
мысль. Я пытался осветить себе эту проблему со всех сторон, я делал для этого экскурсии во все области знания, даже
в такие, которые, по-видимому, не имеют никакого отношения к этике. Но этическая проблема неизбежно, в конце
концов, должна была для меня связаться с педагогической, потому что обе эти проблемы в действительной жизни
тесно и неразрывно соединены между собою. Таким образом, мало помалу вырастала та этика и педагогика гармонии
целей или свободной, гармонической, творческой личности, несовершенное изложение которой читатель находит на
страницах этой книги. Принцип гармонии целей или свободной гармонической творческой личности составляет
основную идею, красною нитью проходящую через все статьи предлагаемой книги. В неясной и еще смутной форме
он формулируется мною уже в первой статье „Мораль жизни и свободного идеала", где я говорю, что нравственность
есть стремление к установлению гармонии между личностью и человечеством, что „идея цельности и неразрывного
единства мира и живой индивидуальности составляет основание истинной теории нравственности". И затем в статье
„О высшем принципе нравственности" все расширяющаяся и все возрастающая в своей сложности гармония целей
ясно и определенно выставляется как высшая задача человека, как самое высокое творческое дело, лежащее на нем. И
выработка гармонической творческой личности, развитие таящихся в ребенке творческих сил до наибольшей
возможной высоты во всех моих статьях, посвященных вопросам педагогики, признается мною как первая и основная
цель воспитания.
Уже в первой из них, в „Основных задачах нравственного воспитания", я указываю на необходимость „с малых лет
воспитывать в человеке творческое отношение к жизни" и с самых малых лет, как только представится к этому
возможность, „заботиться о доставлены детям в возможно более широких размерах практики сознательного
вмешательства в жизненные события". В статье "Среда как фактор нравственного воспитания" я становлюсь в области
педагогики еще более решительным образом на этот новый путь. Я зову в ней родителей и воспитателей к развитию
воли в ребенке, к развитию в нем сознательной творческой активности и предостерегаю от чрезмерного развития
всего, что носит в душевной жизни автоматический характер. С этой точки зрения мною подвергнута там критике как
система нашего домашнего воспитания, так и того образования, которое дает ребенку современная школа. Эта
система является системою дрессировки во всех ее видах и формах, а не тем истинным воспитанием, которое видит
свою главную задачу в развитии в ребенке сознательной разумной творческой воли. Уже в этой статье я указываю на
то важное значение, какое имеет производительный труд в деле воспитания. „Надо прилагать особенную заботу к
тому", пишу я там, „чтобы материальная среда, окружающая ребенка, как только представится к этому возможность,
служила ему поприщем для свободной творческой деятельности и для производительного труда, направленного на
создание тех или других материальных благ, с которыми связано счастье человека или которые служат источником
его гармонического развития". Таким образом, великий путь „освобождения ребенка", на который рано или поздно
должна будет, наконец, стать открыто как теоретическая, так и практическая педагогика, намечался передо мною
более пятнадцати лет тому назад. И то, что высказывалось мною в серии изданий „Библиотеки свободного воспитания
и образования" в моих книжках „Освобождение ребенка", „Как создать свободную школу" („Дом свободного
ребенка"), „Новые пути воспитания и образования детей" и т. д., то было уже более или менее полно развито мною в
упомянутых выше статьях, а в этих книгах получило только более подробную разработку с точки зрения
практического осуществления развивавшихся мною идей в жизни. В виду обостренности момента борьбы за новую
школу я называл „педагогику будущего" по преимуществу „педагогикой освобождения ребенка"; это есть вместе с
тем и „педагогика творческой личности". Освобождение ребенка везде мною понимается как устранение препятствий
для развития творческой воли в ребенке и вообще таящихся в нем творческих сил до максимума. Если „освобождение
ребенка" характеризует задачу, стоящую перед новой педагогикой, с отрицательной ее стороны, то понятие
„творческой личности" выражает ту положительную задачу, которая стоит перед новой педагогикой и неотложно
требует своего скорейшего разрешения. Таким образом, этика гармонии целей естественно и логически привела меня
к педагогике свободной гармонической творческой личности.
Итак, вот то внутреннее единство, которое связывает все статьи этой книги в одно целое. Можно было бы,
конечно, переработать их в отдельные главы одного большого сочинения, но автор счел это неудобным, главным
образом, по следующему соображению. На каждую статью, какой бы научный и философски характер она ни носила,
можно смотреть, как на своего рода художественное произведение, которое создавалось при известном настроении
или строе душевной жизни. Лучше сохранить этот строй душевной жизни, который запечатлелся на статье и
составляет, так сказать, ее аромат, чем подвергать ее значительной переработке и тем часто только уродовать ради
того только, чтобы она вошла, как элемент, в какую-либо большую сложную архитектурную постройку.
Статьи, помещенные в этой книге, написаны, как я уже сказал, на протяжении двадцати лет и, без сомнения,
тщательный анализ их откроет в них, быть может, и противоречия, но это неизбежно. Все имеет свою эволюцию, и
воззрения каждой личности в течение жизни находятся в непрерывном процессе развития. Мысли, которые
высказываются в данный момент, не могут быть безусловно тожественными с мыслями, которые высказывались
много лет тому назад. Найдутся в этой книге, быть может, и другие пробелы и недочеты... Но я не теряю надежды в
будущем восполнить их, и более полно и всесторонне осветить великие проблемы нравственности и воспитания в
свете исповедуемой мною теории свободного гармонического развития жизни и сознания. Вся моя предшествующая
литературная деятельность имеет для меня значение как вступление к более интенсивной, широкой и глубокой
творческой работе в том же направлении и над теми же великими вопросами жизни.
К. Н. Вентцель. Москва. 26 октября 1910 года.