afa-punk-23
11-03-2017 21:45:12
Отупляющий труд или путь к познанию
Весна. Жгучее утреннее солнце палит с отвесно-голубого неба, разбиваясь о грязные кучи снега и отбрасывая резкие блики на оконных стёклах. В пыльном воздухе класса виснет бьющий кувалдой по ушам и бульдозером вгрызающийся в сердце крик учительницы. Её интонации наполнены самодовольством и презрением. Ты, как и ещё тридцать учеников, стоишь рядом с обшарпанной партой, и будешь стоять так тридцать пять минут до конца урока. Вы наказаны — все, за то, что кто-то один громко разговаривал с соседом, и училка не захотела выяснять, кто. Говоришь, несправедливо? Учитель всегда прав!
О системе образования в обществе вспоминают нечасто, а, если вспоминают, то видят её «чёрным ящиком»: можно говорить о недостаточном финансировании на входе или о низкой подготовленности выпускников школ и вузов на выходе, но то, что происходит внутри этих школ и вузов остаётся малообсуждаемой и чуть ли не табуированной темой. В этом смысле сообщество анархистов выгодно выделяется на общем фоне: например, школьные порядки часто и резко критикуются со ссылкой на авторитеты классиков. Впрочем, не так уж и много об этом говорят, учитывая, какую долю движения составляют студенты.
Присоединимся и мы к разговору об образовании. Пункт намбер ван: образование — это хорошо. Нет, серьёзно, вообще-то образование это круто — особенно если сравнить его с отсутствием образования. В процессе учёбы ты можешь выработать научное мировоззрение и материалистическую картину мира. Тот, кто представляет себе, как именно человек произошёл от питекантропа, не попадётся на поповские сказки о созданной шесть тысяч лет назад Земле. Тот, кто знаком с историей революций и народных движений знает, что, отказываясь повиноваться властям, возможно изменить общество. Знание освобождает человека. Это здорово, правда?
И если бы всё было так просто... Пункт второй: массовое образование, вообще-то, никогда не предназначалось для того, чтобы освобождать человека. Всеобщая грамотность потребовалась обществу в связи с распространением фабричного производства: работник, не умеющий читать, не сможет и правильно нажимать на кнопки, а его освобождение оказалось побочным эффектом (неожиданным и нежелательным для многих функционеров системы). Ныне картина та же: образовательная система готовит квалифицированное звено в производственной цепочке, винтик общественного механизма. Потому ученик в школе и студент во многих вузах отчуждён от собственного образования — не имеет права решать, что и в каком порядке ему изучать, его инициатива не только не поощряется, но нередко и наказывается, а его попытки критики системы или выхода за рамки существующей иерархии наказываются всегда. Обучение сопровождается тысячей ритуалов и расшаркиваний, призванных подчеркнуть иерархию, в которой место ученика — на самой нижней ступени. Наконец, в школах и многих вузах нормальное поведение учителя - хамить ученику и унижать его, и у последнего нет никакой защиты от этого. Это хорошо служит тому, чтобы научить каждого подчиняться и не протестовать, и определённо не способствует ни развитию чувства собственного достоинства, ни проявлению инициативы, ни возникновению самодисциплины.
Пункт третий: представим себе, каким бы могло быть образование в либертарном анархическом обществе. Разницу между либертарной и авторитарной педагогикой можно сформулировать просто: авторитарная педагогика видит учителя субъектом обучения, а ученика — объектом, ну, а либертарная считает ученика субъектом, равноправным учителю. Если для авторитарной педагогики учитель — токарь, а ученик — заготовка в станке, из которой он изготавливает деталь, то для педагогики либертарной учитель, скорее, садовник, а ученик — семя, из которого вырастает цветок. Либертарное образование будет индивидуальным и гибким, в нём не будет жёсткой грани между преподавателем и учеником, а роль учителя будет сводиться к тому, чтобы помочь ученику распределить свои время и силы. Учитель будет курировать небольшую группу в пять-десять человек, внутри которой даже не обязательно будут проходить общие занятия — на занятие или курс можно будет собраться ситуативное группой, а вести его сможет как учитель, так и один из учеников, хорошо освоивший предмет, или кто-то, разбирающийся в нём со стороны. Не будет жёстких планов обучения и рамок, в которые загоняются все — отстающий ученик сможет заниматься дополнительно по более простой программе, а хорошо успевающий — по углублённой. Не будет оценивания и наказаний за неуспеваемость — неудачи в учёбе будут поводом для помощи и поддержки, а не для расправы. Не будет неравенства и презрения — занятия будут добровольны и учитель будет лишён права издеваться над учениками, раз и навсегда. А что же будет? Будет дружественная к проявлениям творчества и инициативы среда, в которой каждый сможет заняться изучением того аспекта знаний, который ему интересен. Будет решение всех вопросов сообща, с равными голосами учителей и учеников. Ученики будут вести свои творческие и исследовательские проекты под руководством старших товарищей, изучать теорию и применять навыки к практическим задачам. Мирно. Дружественно. Интеллектуально.
Чему будут учить в вольной школе анархического будущего? Пункт четвёртый: приоритет перед большим количеством разнообразных фактов и сведений имеет умение критически мыслить и рассуждать как скептик. Табличные данные нужно смотреть в таблицах. Изучить любой метод в эпоху гугла можно в любой момент, если ты умеешь учиться. Научить учиться — главная задача. Самодисциплина, расстановка приоритетов, выделение главного, рациональность и умение отличать реальность от иллюзии — вот то, чему в первую очередь должна научить либертарная школа. Научная картина мира, системное представление о том, как устроена реальность, что обеспечивается наилучшими условиями для обмена знаний — во вторую.
(Есть ещё и то, что нужно изучить в нулевую — умение нажимать на кнопки, пользоваться гуглом, базовые социальные знания о том, что ты можешь сделать и что тебе за это будет, куда обращаться в каких ситуациях.)
Осень. Приглушённый серебристый свет пробивается сквозь низкие мягкие облака. За окном спокойно опадают листья, медленно и вольно опускаясь на гладь пруда. Ты сидишь на полу, на мягком ковре, сложив письменные принадлежности на низкий столик, а рядом дымится кружка горячего чая с сахаром. Ты слушаешь доклад своего товарища, стоящего в центре комнаты с планшетом. Рядом с тобой сидит учитель — он спокойно кивает головой, когда озвучивается очередной тезис. Ты прислушиваешься, и с головой погружаешься в мир мыслей и понятий, уносясь в пределы абстракции...
Автор: Kredo
Источник: https://vk.com/childhood_front?w=wall-136750127_109
Весна. Жгучее утреннее солнце палит с отвесно-голубого неба, разбиваясь о грязные кучи снега и отбрасывая резкие блики на оконных стёклах. В пыльном воздухе класса виснет бьющий кувалдой по ушам и бульдозером вгрызающийся в сердце крик учительницы. Её интонации наполнены самодовольством и презрением. Ты, как и ещё тридцать учеников, стоишь рядом с обшарпанной партой, и будешь стоять так тридцать пять минут до конца урока. Вы наказаны — все, за то, что кто-то один громко разговаривал с соседом, и училка не захотела выяснять, кто. Говоришь, несправедливо? Учитель всегда прав!
О системе образования в обществе вспоминают нечасто, а, если вспоминают, то видят её «чёрным ящиком»: можно говорить о недостаточном финансировании на входе или о низкой подготовленности выпускников школ и вузов на выходе, но то, что происходит внутри этих школ и вузов остаётся малообсуждаемой и чуть ли не табуированной темой. В этом смысле сообщество анархистов выгодно выделяется на общем фоне: например, школьные порядки часто и резко критикуются со ссылкой на авторитеты классиков. Впрочем, не так уж и много об этом говорят, учитывая, какую долю движения составляют студенты.
Присоединимся и мы к разговору об образовании. Пункт намбер ван: образование — это хорошо. Нет, серьёзно, вообще-то образование это круто — особенно если сравнить его с отсутствием образования. В процессе учёбы ты можешь выработать научное мировоззрение и материалистическую картину мира. Тот, кто представляет себе, как именно человек произошёл от питекантропа, не попадётся на поповские сказки о созданной шесть тысяч лет назад Земле. Тот, кто знаком с историей революций и народных движений знает, что, отказываясь повиноваться властям, возможно изменить общество. Знание освобождает человека. Это здорово, правда?
И если бы всё было так просто... Пункт второй: массовое образование, вообще-то, никогда не предназначалось для того, чтобы освобождать человека. Всеобщая грамотность потребовалась обществу в связи с распространением фабричного производства: работник, не умеющий читать, не сможет и правильно нажимать на кнопки, а его освобождение оказалось побочным эффектом (неожиданным и нежелательным для многих функционеров системы). Ныне картина та же: образовательная система готовит квалифицированное звено в производственной цепочке, винтик общественного механизма. Потому ученик в школе и студент во многих вузах отчуждён от собственного образования — не имеет права решать, что и в каком порядке ему изучать, его инициатива не только не поощряется, но нередко и наказывается, а его попытки критики системы или выхода за рамки существующей иерархии наказываются всегда. Обучение сопровождается тысячей ритуалов и расшаркиваний, призванных подчеркнуть иерархию, в которой место ученика — на самой нижней ступени. Наконец, в школах и многих вузах нормальное поведение учителя - хамить ученику и унижать его, и у последнего нет никакой защиты от этого. Это хорошо служит тому, чтобы научить каждого подчиняться и не протестовать, и определённо не способствует ни развитию чувства собственного достоинства, ни проявлению инициативы, ни возникновению самодисциплины.
Пункт третий: представим себе, каким бы могло быть образование в либертарном анархическом обществе. Разницу между либертарной и авторитарной педагогикой можно сформулировать просто: авторитарная педагогика видит учителя субъектом обучения, а ученика — объектом, ну, а либертарная считает ученика субъектом, равноправным учителю. Если для авторитарной педагогики учитель — токарь, а ученик — заготовка в станке, из которой он изготавливает деталь, то для педагогики либертарной учитель, скорее, садовник, а ученик — семя, из которого вырастает цветок. Либертарное образование будет индивидуальным и гибким, в нём не будет жёсткой грани между преподавателем и учеником, а роль учителя будет сводиться к тому, чтобы помочь ученику распределить свои время и силы. Учитель будет курировать небольшую группу в пять-десять человек, внутри которой даже не обязательно будут проходить общие занятия — на занятие или курс можно будет собраться ситуативное группой, а вести его сможет как учитель, так и один из учеников, хорошо освоивший предмет, или кто-то, разбирающийся в нём со стороны. Не будет жёстких планов обучения и рамок, в которые загоняются все — отстающий ученик сможет заниматься дополнительно по более простой программе, а хорошо успевающий — по углублённой. Не будет оценивания и наказаний за неуспеваемость — неудачи в учёбе будут поводом для помощи и поддержки, а не для расправы. Не будет неравенства и презрения — занятия будут добровольны и учитель будет лишён права издеваться над учениками, раз и навсегда. А что же будет? Будет дружественная к проявлениям творчества и инициативы среда, в которой каждый сможет заняться изучением того аспекта знаний, который ему интересен. Будет решение всех вопросов сообща, с равными голосами учителей и учеников. Ученики будут вести свои творческие и исследовательские проекты под руководством старших товарищей, изучать теорию и применять навыки к практическим задачам. Мирно. Дружественно. Интеллектуально.
Чему будут учить в вольной школе анархического будущего? Пункт четвёртый: приоритет перед большим количеством разнообразных фактов и сведений имеет умение критически мыслить и рассуждать как скептик. Табличные данные нужно смотреть в таблицах. Изучить любой метод в эпоху гугла можно в любой момент, если ты умеешь учиться. Научить учиться — главная задача. Самодисциплина, расстановка приоритетов, выделение главного, рациональность и умение отличать реальность от иллюзии — вот то, чему в первую очередь должна научить либертарная школа. Научная картина мира, системное представление о том, как устроена реальность, что обеспечивается наилучшими условиями для обмена знаний — во вторую.
(Есть ещё и то, что нужно изучить в нулевую — умение нажимать на кнопки, пользоваться гуглом, базовые социальные знания о том, что ты можешь сделать и что тебе за это будет, куда обращаться в каких ситуациях.)
Осень. Приглушённый серебристый свет пробивается сквозь низкие мягкие облака. За окном спокойно опадают листья, медленно и вольно опускаясь на гладь пруда. Ты сидишь на полу, на мягком ковре, сложив письменные принадлежности на низкий столик, а рядом дымится кружка горячего чая с сахаром. Ты слушаешь доклад своего товарища, стоящего в центре комнаты с планшетом. Рядом с тобой сидит учитель — он спокойно кивает головой, когда озвучивается очередной тезис. Ты прислушиваешься, и с головой погружаешься в мир мыслей и понятий, уносясь в пределы абстракции...
Автор: Kredo
Источник: https://vk.com/childhood_front?w=wall-136750127_109