Выпуская из Парижа , явно вопреки закону , большие количества хлеба , вывозимые всевозможными спекулянтами , власти в то же время вдруг принимались сурово преследовать всякого , кто выходил за городскую черту , захватив с собою хлеба для собственного пропитания . Комитет общественного спасения , правда , пытался оградить жителей от подобного произвола , однако при свете других источников все эти слишком ретивые преследования за вынесенную из города краюху хлеба кажутся какой-то комедией именно затем и разыгрывавшейся , чтобы под личиной этой строгости покровительствовать подлинному спекулянтскому вывозу хлеба из столицы . С транспортными средствами тоже не ладилось . В портах Остенде , в Дюнкерке , в Кале , в Гавре лежали мешки с зерном , предназначаемые для Парижа ,- а доставить их в Париж оказывалось очень затруднительно. Всю осень , особенно весь брюмер , шла оживленнейшая бюрократическая переписка , но толка не выходило . Какая-то пружина была сломана . Вот образчик того , что происходило : в течение вандемьера и брюмера в Амьен прибыло 61 000 квинталов зерна , предназначенного для Парижа ; попало же в столицу всего 7 000 квинталов . Местные власти спорили , утверждали , будто они получили всего 37 503 квинтала , из которых отправили в Париж 24 321 квинтал , но и они признавали , значит , огромную "утечку" хлеба . Прибавлю , что более чем вероятна правдивость именно первых двух цифр (61 000 и 7 000) . И , тем не менее , у нас есть свидетельство , что полное исчезновение хлеба не грозило Парижу даже накануне 12 жерминаля и что хлебные склады были полны . Но выдаваемый паек оставался , конечно , по-прежнему убогим . Умный старый циник Калонн неоднократно с раздражением доказывал своим соратникам , эмигрантам-роялистам , что напрасно тешить себя надеждой на голод во Франции . Он и европейским монархам советовал не верить в эту иллюзию . Он считал "абсурдом" и "химерой" умозаключать от стесненного продовольственного положения столицы к отсутствию хлеба во всей стране вообще , и , как человек реально мыслящий , указывал , что революционными мерами можно добыть хлеб быстрее , чем обыкновенными , общепринятыми . По его убеждению , во Франции есть и хлеб , и звонкая монета ,- и только вследствие неумелости властей собственники ухитряются припрятывать и то и другое . Калонн ошибался : дело было не только и не столько в "неумелости", сколько в том , что правительство , всецело опиравшееся на собственнические классы , не могло и не хотело применять к ним эти "революционные меры". В заседании 28 вантоза , т.е. за две недели до событий 12 жерминаля , Буасси д'Англа сообщил , что 636 тысяч человек , составляющих население Парижа , 324 тысячи получили за день 27 вантоза по полфунта хлеба , а 312 тысяч - по одному фунту . Он осторожно говорит не о ежедневных выдачах , а о выдаче одного определенного дня , зная прекрасно , что таких благополучных дней было очень немного . Но фактически Буасси был , конечно , прав , указывая , что парижане в лучшем положении , чем жители других городов : они не только имеют хлеб чаще и в большем количестве , чем другие ,- так как правительство больше всего озабочено именно прокормлением столицы ,- но и платят за него гораздо дешевле : по 3 су фунт , тогда как всюду он стоит свыше 20 су . Буасси д'Англа должен был бы прибавить , во-первых , что всюду - означает города , так как у крестьян в подавляющем большинстве департаментов хлеба сколько угодно ,- а во-вторых , что , говоря о цене , он имеет в виду казённые пайки , так как в вольной продаже в том же Париже фунт хлеба стоил в эту бедственную весну не 3 су , а 7 - 8 - 10 - 15 и даже более франков , и спекуляция непрерывно повышала эти цены . В течение всей зимы и всей весны 1795 г. мы встречаем в целом ряде полицейских докладов одно и то же повторяющееся указание : припасы на парижских рынках имеются в изобилии , но они дороги : les subsistances sont toujours abondantes , mais cheres (иногда tres cheres или extremement cheres). С середины фримера начинают попадаться и особые указания на ухудшающееся качество хлеба . В плювиозе уже временами отмечается такое увеличение дороговизны , что малосостоятельным гражданам невозможно существовать , вследствие чего всеобщее недовольство растет . В вантозе полиции уже самой приходится употреблять такие выражения , как устрашающая дороговизна (subsistances d'une cherte effrayante). Зима была холодная , и это , конечно обостряло нужду . В начале 1795 г. (в январе - феврале ) административные власти отмечают усиливающееся недовольство и ропот . Брожение принимает порою весьма недвусмысленную форму : в первую очередь подвергаются нападениям хлебопекарни и булочники . С каждым днём усиливалось и ожесточение городской голодающей массы против собственнической деревни , не желающей давать ни мяса , ни зерна , спекулирующей своими продуктами , подкупающей администрацию . Там , где трудно было продать хлеб по выгодной цене , землевладелец или фермер предпочитал откармливать им птицу , лишь бы не пустить на рынок без достаточной , по его мнению , наживы . Во многих местах проявлялась настоящая ярость голодающего города против крестьянина , прячущего свой хлеб . Речь заходила о вооруженных экспедициях против алчных земледельцев , пользующихся декретом о свободе торговли , чтобы морить голодом городское население . Нельзя без негодования смотреть на поведение земледельцев , пишут из провинции агенты власти : революция дала крестьянину всё , а он делает всё , чтобы ее погубить . Что и среди крестьян есть батраки и голодающие полупролетарии , об этом умалчивалось . Ещё весною , летом и осенью 1794 г. для сельских работ не хватало рабочих рук , скота и перевозочных средств : снабжение армии в 1794 г. было налажено лучше , чем в 1792 и 1793 гг. , но именно поэтому реквизиции чувствительнее отзывались на местах . Затем появились два очень удобных предлога для совершенно безопасного , почти легализованного нарушения закона о максимуме : по закону 26 фрюктидора продажа и покупка семян для посева не подчинялись общей таксации , а , согласно постановлению 12 вандемьера , из реквизиций было изъято количество зерна , потребное для прокормления владельца и его семьи . Обоими этими изъятиями очень злоупотребляли . Нечего и говорить , что , под влиянием общего политического изменения , сами власти и тут смотрели сквозь пальцы на эти злоупотребления и нарушения закона . Наши документы жалуются , что едва можно было найти такого собственника , который согласился бы признать , что , по обеспечении его самого и его семьи , у него остаётся излишек хлеба . Далее : если с одной стороны , деревня стала более туго давать хлеб городу , то , с другой стороны , жестоко усилился уже отмеченный выше спекулянтский , часто мошеннический вывоз казённого хлеба из города . Власти , как явствует из цитируемого нами документа , отлично зная , что административные органы подкуплены спекулянтами , деликатно говорили об их "беспечности , чтобы не сказать больше". Этой же причиной , конечно , объяснялась и та "крайняя слабость" , которая также отмечается властями . И внезапная , совсем неслыханная дерзость спекулянтов , доходившая до последних пределов , и все эти , тоже беспредельные и ничуть не скрываемые , "беспечности" и "слабости" администрации ,- все это , как и вдруг обнаружившееся бессилие реквизиций , объяснялось сведущими наблюдателями полным прекращением репрессий в области продовольственных отношений ,- ибо , говорит со скорбной иронией цитируемый документ , успешное проведение реквизиций держалось не только на патриотизме , но и на терроре . И все же , помимо этих вполне открытых беззаконий , получать хлеб из деревни становилось нелегко . Уже с осени 1794 г. не прекращались слухи о предстоящей в более или менее близком будущем отмене закона о максимуме. Эти слухи , разумеется , тоже сыграли вполне определенную роль ; землевладельцы делали всё от них зависящее , чтобы по возможности скрыть продукты , надеясь вскоре дождаться вольных цен и только тогда выпустить зерно на рынок . Это тоже следует принять в соображение , говоря об обстоятельствах голодной зимы 1794 - 1795 гг. Провинциальные власти плутовали в самых обширных размерах , и когда из центра их запрашивали о количестве поступающего провианта , о состоянии складов , о морском подвозе хлеба и т.д., они часто даже не трудились отвечать . Комиссия по продовольствию , например , очень хотела знать имена , способности , степень благонадёжности смотрителей складов , но это законное любопытство удовлетворялось весьма скупо . Широкий разгул воровства и расхищения казённого имущества начался задолго до Директории . Этому много способствовали беспорядок в делопроизводстве и несогласованность в действиях отдельных ведомств . Сегодня , беззаконно , по личному соглашению местных властей , из запасов , предназначенных для Парижа , брали на нужды армии , а завтра оказывалось не трудно , под предлогом также нужд армии , взять из тех же запасов в пользу собственного кармана . Точно так же местные самоуправления незаконно задерживали то , что по закону должно было поступить в распоряжение центрального правительства . Как ни тяжело было продовольственное положение столицы , оно все же было лучше , чем во многих и многих провинциальных городах и местечках . Дело в том , что для снабжения Парижа принимались как-никак чрезвычайные меры ; а те города , которые не были тесно связаны с землёй , с деревней , оказывались в отчаянном положении : в этих небольших городах правительство не боялось голодных бунтов, да и мудрено было , в самом деле , прокормить казенным хлебом все города Франции . Вот почему и происходили истории вроде той , которая случилась с рабочими венсенского порохового завода : шла война , и , разумеется , прокормить во что бы то ни стало этих рабочих было важнее и нужнее , чем любую другую категорию граждан . И вот окружным военным складам приказывается (19 вантоза) доставлять муку венсенским рабочим . Но так как никакой муки они всё-таки не получают , приходится издать новый декрет : для прокормления рабочих порохового завода разрешается вывозить муку из Парижа . А вот и другой пример : в Амьене - голод , но достать для этого города хлеб нельзя , так как свыше велено все забирать для Парижа - не драться же против высших властей , с горечью пишет представитель этих же властей , посланный помочь Амьену . Конечно , дело дошло до голодного бунта , до насильственного захвата обозов , принадлежащих военному ведомству , и т.д. Все это случилось в Амьене 14 жерминаля . Представителя народа , командированного в этот город , Бло (Blaux) , жестоко избили и чуть ли не убили . Но и он считает нужным утверждать , что голод был лишь предлогом , а что все дело в заговорщиках , которые с роялистскими целями , подкупили и напоили до-пьяна толпу . В Руане тоже в эти дни происходили бурные сцены , со всех сторон слышались крики : "Хлеба и короля!" или "Да здравствует Людовик XVlll ! Долой Конвент !" и т.п. Женщины , долгими часами простаивавшие перед булочными "в очередях" или "в хвостах"(а la queue), часто с утра ничего не евшие и знавшие , что дома их ждут голодные дети , естественно , часто доходили до последней степени раздражения , и только слепая злоба роялистского журналиста могла выдумать сказку о каких-то "шести подкупленных негодяйках" , которые вовлекают этих несчастных женщин в якобинские восстания . Положение было такое , что следует удивляться не тому , что весною 1795 г. в Париже произошло два восстания , а тому , что их было в этот период только два , а не больше . Объяснения насчёт таинственных подкупов , злобные сплетни о людях "притворно" падающих на улицах в обморок от истощения ,- весьма характерны для их авторов . Термидорианец , написавший и издавший уже 23 жерминаля брошюру о событиях 12 и 13 жерминаля , прикидывается , будто он не понимает , почему перед лавками образуются громадные очереди . В любопытной по своему лицемерию этой брошюре он ни слова не говорит о булочных , а только о табачных магазинах , аптеках и кондитерских . Борясь с "хвостами", Комитет общественного спасения постановил было , чтобы хлеб раздавался гражданам на дому . Декретом 8 жерминаля (28 марта 1795 г.) к каждой булочной приписано несколько домов , куда она должна будет развозить хлеб , выпекаемый ею из полученного от правительства определенного количества муки ; печь из этой муки хлеб на вольную продажу - воспрещается ; количество как получаемой муки , так и выпекаемого хлеба должно быть обозначено в особом извещении , вывешиваемом в булочной ; каждый дом выбирает из числа своих жильцов доверенное лицо , которое получает полагающийся этому дому хлеб , распределяет его между жильцами и взыскивает с них деньги для уплаты булочнику . Всё это , говорится в декрете , не должно препятствовать булочникам , которые не получают муки от правительства , добывать ее по вольным ценам , где угодно , и продавать выпеченный из нее хлеб кому угодно и по какой угодно цене . Однако уже спустя четыре дня (как раз в заседании 12 жерминаля) исполнение этого декрета было приостановлено . Уже в последние дни вантоза , наряду с известиями об очередях , о голоде , о женщинах , которые кричат , чтобы их лучше расстреляли картечью , чем морить голодом , мы встречаем весьма интересное упоминание о злонамеренных лицах , которые , не теряя времени , подготовляют восстание , и об увеличивающемся числе "зажигательных афиш" . Самая формулировка полицейского донесения знаменательна : les affiches incendiaires se multiplient . Ясно , что и до того полицейские агенты не раз срывали со стен подобные афиши , и только необычное их размножение , за две недели до 12 жерминаля , заставило автора донесения отметить этот факт . Комитет общественного спасения , во главе с Буасси д'Англа , пытался свалить вину на агитаторов , на эмигрантов , на Англию . Но в устах термидорианцев подобные обвинения не внушали доверия : слишком очевидна была фальшь всей этой , когда-то неотразимо действовавшей , аргументации и фразеологии . Очереди у булочных принимали устрашающий вид . Правительство непременно должно было принять какие-нибудь меры . Конечно , не было недостатка и в попытках объяснить голод общею политикою Конвента до 9 термидора : нарушением прав собственности "максимумом" , террором и т.п. При этом обыкновенно с настойчивостью говорилось об угнетении "торговли", "земледельцев". Распространение голодной зоны объяснялось так : сначала стала голодать провинция , а потом и Париж , который она кормила . Очень характерно в таких писаниях стремление чисто словесным путем закрыть пропасть между "бедными" и "богатыми" , между рабочими и "купцами" и подвести всех под общее понятие "peuple" , народ . Крайне жаль , что до нас не дошли те "опасные" революционные воззвания (deux ecrits dangereux) , которые распространялись в рабочих кварталах весною 1795 г. и , судя по возбуждённой ими полемике , именно стремились провести резкую грань между теми , кто умирает от голода , и теми , кто на этом голоде наживается . Раздражение против спекулянтов принимало такие размеры , что предпринималась даже , так сказать , контрпропаганда с целью вразумить "народ" относительно душевного бескорыстия и будто бы плачевного материального положения ненавистных купцов , рантье , собственников . Выходило , что эти последние еле перебиваются и что поэтому не следует верить "террористам и якобинцам" , настраивающим "народ" против богатых . Успеха эти успокаивающие речи не имели . Власти были очень обеспокоены тою ежедневной , произвольно возникавшей агитацией , которая шла среди женщин , стоявших долгими часами в "хвостах" . Вопрос о том , как сократить эти "хвосты" , как ускорить раздачу , ставился и обсуждался властями , по-видимому , именно под влиянием этой мысли : как прекратить нежелательные пересуды раздраженных женщин и справиться с ухудшающимся настроением в народе . У нас есть характерные в этом смысле документальные свидетельства . Конечно , недобросовестные действия булочников очень часто ещё ухудшали положение потребителя . Они продавали подмоченный рис , плохо выпекали хлеб для того , чтобы он , оставаясь полусырым , больше весил . Вообще , они так многообразно мошенничали , так систематически обсчитывали и обвешивали население , что правительство стало назначать специальных комиссаров для контроля раздачи риса и хлеба , однако , как мы узнаем из официальной переписки , эти комиссары , с одной стороны , обнаруживали "крайнее невежество" во всем , что касалось их непосредственных функций , а с другой стороны , брали взятки с булочников и входили с ними в тайные сделки . Даже с чисто технической стороны дело раздачи продуктов было поставлено из рук вон плохо . В одних местах выдавали полфунта хлеба , в других фунт , в третьих , в тот же самый день потребитель получал лишь четверть фунта . В одних местах выдавали рис , но не выдавали топлива (ни дров , ни угля) , так что нельзя было его сварить . В других местах выдавали топливо , но не выдавали риса , хотя правила раздачи были одинаковы для всего города .
|